Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена





Скачать 119.26 Kb.
НазваниеПредмет: Основы менеджмента Форма экзамена
Дата публикации21.07.2013
Размер119.26 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
ПРОГРАММА

аттестационных испытаний

для поступающих на 2-й, 3-й курсы

в ФГБОУ ВПО «ДВГГУ» на 2013/2014 учебный год
Направление: 080200.62 Менеджмент

Предмет: Основы менеджмента

Форма экзамена: тест

Продолжительность: 2 часа (120 минут)

Система оценки: 100-балльная

Критерии оценивания:

менее 18 правильных ответов – неудовлетворительно;

19-24 правильных ответов – 50-70 баллов

25-30 правильных ответов – 71-90 баллов

31-35 правильных ответов – 91-100 балов
ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 1. Менеджмент как наука и как профессия.

Определение менеджмента. Организации. Понятие и виды организаций. Сложные организации и фирмы. Разделение труда в организациях. Менеджмент – управление в организациях. Научные основы менеджмента. Управление и успех. Составляющие успеха организации.

Основные модели управления.Ролевая модель управленческого процесса. Классификация ролей менеджера по Г. Минцбергу. Функциональная модель управления и функции управления. Уровневая модель управления. Мастерство менеджера. Необходимые менеджеру навыки.

Тема 2. Эволюция управленческой мысли.

Классификация подходов в науке управления ХХ века. Основные школы управленческой мысли. Школа научного управления и научная организация труда. Содержание и противоречия системы Ф. Тейлора. Разработки Г. Ганнта и супругов Гилбретов. Классическая (административная) школа управления. Принципы управления А.Файоля. Концепция идеальной бюрократии М.Вебера и ее место в рамках административной школы управления. Поведенческие подходы и школа человеческих отношений. Хотторнские эксперименты Э.Мэйо. Исследование операций и количественные методы в управлении.

Интегральные подходы в теории управления организациями. Процессный подход в науке управления. Функции управления. Системный подход в управлении. Системные концепции в философии науки и их применение в условиях меняющихся условий деятельности организаций. Концепция социотехнических систем. Ситуационный подход в управлении. Применение всего комплекса инструментария управления для повышения эффективности достижения целей организаций.

Тема 3. Развитие теории менеджмента в 1980-90-е годы

Теория «Z» У. Оучи. Исследования практики «лучших компаний» Т.Питерсом и Р.Уотерменом. Концепция «7С». Концепция комплексного управления качеством. Стандарты качества серии ISO 9000 и проблемы их внедрения в России. Теория «реинжиниринга бизнес-процессов» М.Хаммера и Дж.Чампи. «Алмазная модель» системы внутрифирменного управления. Российская модель менеджмента.

ЧАСТЬ 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СРЕДА КОМПАНИИ

Тема 4. Организационная среда.

Внутренняя среда организации. Основные внутренние переменные организации: цели, структура, задачи, технологии, персонал. Цели организаций. Структура организаций. Задачи управления: непосредственное разделение труда в процессе функционирования организации. Технологии. Классификации технологий Д. Вудворд и Дж. Томпсона. Люди как ключевая внутренняя переменная организации. Взаимосвязь внутренних переменных.

Внешняя среда организации. Глобальная рыночная среда современных фирм. Характеристики внешней среды. Структура внешней среды. Среда прямого воздействия. Потребители. Конкуренты. Поставщики. Законы и государственные органы. Среда косвенного воздействия. Роль технологической среды, окружающей организацию. Состояние экономики. Социокультурные факторы. Влияние политических условий на деятельность организаций. Отношения с местным населением.

Тема 5. Менеджмент в глобальном масштабе.

Мир без границ. Этапы процесса глобализации компании. Международная среда бизнеса: экономическая, законодательно-политическая, социокультурная. Анализ национальных культур. Модель Г. Хофстеда. Выход на международные рынки – основные стратегии выхода на рынок. Использование зарубежных ресурсов, экспорт, лицензирование, прямые инвестиции. Характеристики многонациональных корпораций. Особенности менеджмента за рубежом. Индивидуальные проблемы глобальных менеджеров.

Тема 6. Связующие процессы.

Коммуникации и их роль в управлении. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Неформальные коммуникации. Коммуникационный процесс, элементы и этапы коммуникационного процесса. Обратная связь и помехи. Межличностные коммуникации и преграды на пути их осуществления. Организационные коммуникации. Совершенствование коммуникаций в организациях.

Принятие решений. Что такое решение. Организационные решения. Запрограммированные и незапрограммированные управленческие решения. Компромиссы. Интуитивные решения. Решения, основанные на суждениях. Рациональные управленческие решения.

Процесс принятия управленческого решения. Этапы рационального решения проблем. Диагностика проблемы. Формулирование ограничений и критериев для принятия решений. Формирование набора альтернатив. Оценка альтернатив. Выбор альтернативы. Реализация решений и обратная связь. Факторы, влияющие на принятие решений.

ЧАСТЬ 3. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЛИДЕРСТВО

Тема 7. Функция планирования. Стратегическое планирование.

Что такое стратегическое планирование: цели и содержание. Сущность стратегии. Планирование и успех организации. Этапы процесса стратегического планирования. Миссия организации, роль миссии и процесс ее формирования. Цели организации. Характеристика целей. Оценка и анализ внешней среды организации. Состав факторов и характер их воздействия на формирование стратегии. Модель пяти сил конкуренции М. Портера как инструмент анализа отраслевой среды фирмы. Идентификация возможностей и угроз. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации: состав факторов и основные направления обследования. Стратегические альтернативы и выбор стратегии.

Инструменты реализации стратегического плана. Основные инструменты реализации стратегического плана: тактика, политика, процедуры и правила. Обеспечивающее планирование. Управление реализацией стратегического плана. Бюджеты. Использование бюджетов для управления реализацией планов.

Тема 8. Функция организации.

Сущность функции организации. Специализированное разделение труда. Делегирование, ответственность и полномочия. Полномочия и власть. Линейные полномочия и аппаратные полномочия. Классификация аппаратных полномочий. Эффективное распределение полномочий. Соотношение централизации и децентрализации в управлении организациями. Характеристики централизации управления в организации.

Организационные структуры управления. Выбор и проектирование организационной структуры. Основные подходы департаментализации. Функциональный подход. Типы дивизиональных структур. Матричный подход. Достоинства и недостатки матричных структур. Командный подход. Сетевые структуры.

Тема 9. Мотивация.

Основы мотивации. Понятие мотивации. Стихийные подходы к мотивации и причины их ограниченности. Психологические основы мотивационного процесса. Потребности и мотивированное поведение. Первичные и вторичные потребности. Вознаграждения. Внутренние и внешние вознаграждения.

Теории мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Теория выживания, принадлежности и роста К. Алдерфера. Теория трех потребностей Д. МакКлелланда. Двухфакторная концепция мотивации Ф. Герцберга. Теория ожиданий В. Врума. Теория справедливости С. Адамса и ее применение в практике управления.

Тема 10. Лидерство.

Природа лидерства. Лидерство и организация. Менеджмент и лидерство – соотношение понятий. Влияние и власть. Формы власти и влияния. Практическое использование влияния.

Эволюция теорий лидерства. Классификация теорий лидерства. Подход с позиции личных качеств (теория великих людей). Поведенческий подход. Понятие стилей руководства. Концепция Д. МакГрегора о двух моделях поведения человека. Теория Ф. Лайкерта. Ситуационный подход. Модель лидерства Ф.Фидлера. Модель Митчела и Хауса (подход «путь-цель»).

Тема 11. Контроль в организациях.

Основы контроля. Сущность контроля и его место среди прочих функций управления. Необходимость контроля. Виды контроля. Предварительный контроль и основные области его использования. Человеческие ресурсы: отбор и подготовка. Материалы. Капитал. Финансовые ресурсы. Текущий контроль. Системы обратной связи в организациях. Заключительный контроль.

Процесс контроля. Основные этапы процесса контроля и его модель. Установление стандартов. Сопоставление результатов со стандартами. Действия. Основные формы реакции системы управления на выявленные отклонения от стандартов.

Поведенческие аспекты контроля. Поведение, ориентированное на контроль. Эффективный контроль: характеристики и рекомендации по совершенствованию.
образец теста
1. Менеджмент - это

а) искусство б) наука в) искусство и наука.
2. Корпоративная культура основана:

а) на принятых в обществе формах поведения;

б) правилах, определяемых руководством организации;

в) разделяемых большинством членов организации убеждениях и ценностях;

г) особенностях производства;

д) законодательстве.
3. К компетенции службы персонала относятся функции (выберите несколько):

а) распределение властных полномочий;

б) обучение персонала;

в) определение потребностей в повышении квалификации персонала;

г) изменение организационной структуры (ВОЗМОЖНО);

д) управление конфликтами в организации.
4. Стресс на рабочем месте требует:  

а) устранения; г) смены работы;

б) поддержания; д) регулирования.

в) обращения к врачу;
5. Выберите роли менеджера в организации:

а) наблюдатель;

б) проводник (передача информации, рассылка, звонки);

в) оратор;

г) глава (встреча гостей, проведение церемониальных мероприятий);

д) лидер;

е) связующее звено;

ж) предприниматель;

з) пожарный;

и) распределитель ресурсов;

к) участник переговоров.
6. Содержанию какого понятия соответствует следующее определение - процесс целенаправленного воздействия на объект -это?

а) менеджмент; б) управление; в) функция менеджмента.
7. Содержание какого понятия отражает следующее определение - особый вид деятельности, который позволяет объединить усилия работников организации по достижению общей цели - это?

а) менеджмент; б) управление; в) функция менеджмента.
8. Содержание какого понятия отражает следующее определение - совокупность приемов методов и средств осуществления управления - это?

а) менеджмент; б) управление; в) функция менеджмента.
9. Содержание какого понятия отражает следующее определение - вид управленческой деятельности, который характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения - это?

а) менеджмент; б) управление; в) функция менеджмента.
10. Какому понятию соответствует следующее определение - способ воздействия на объект управления - это?

а) менеджмент;

б) функция менеджмента;

в) метод менеджмента.
11. В системе управления организацией - субъект управления - это?

а) управляющая подсистема;

б) управляемая подсистема;

в) связующая подсистема.
12. В системе управления организацией - объект управления - это?

а) управляющая подсистема;

б) управляемая подсистема;

в) связующая подсистема.
13. В каком виде может быть реализовано в процессе управления управляющее воздействие?

а) приказ, распоряжение, указание; б) план, задание;

в) отчет; г) данные контроля.
14. Можно ли представить процесс управления в виде схемы, общей для всех организаций, предприятий, фирмы?

а) можно; б) нельзя.
15. Что поступает в организацию из внешней среды?

а) цели; г) директивные указания;

б) информация; д) отчетные данные.

в) ресурсы;
16. Что является, продуктом труда менеджера?

а) выполненная функция; б) решенная задача;

в) готовая продукция; г) управленческое решение.
17. Что такое кадровое управление?

а) управление производственными процессами;

б) управление технологическими процессами;

в) управление людьми;

г) функция управления;
18. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют выявить отклонения, возникающие в процессе функционирования организации?

а) планирование; в) контроль;

б) организация; г) мотивация.
19. Какие методы традиционно выделяют в менеджменте?

а) экономические; г) социально-психологические;

б) бюрократические; д) демократические.

в) административные;
20. Что характеризует стиль руководства?

а) схему подчиненности и ответственности;

б) форму взаимоотношений руководителей и подчиненных;

в) связь кооперации и координации.
21. Права и обязанности родителей и детей возникают

а) с момента регистрации ребенка

б) после представления в орган опеки попечительства справки о рождении

в) после принятия соответствующего решения судом

г) с момента рождения ребенка
22. Законом, имеющим высшую юридическую силу, является

а) конституция б) постановление в) обычай г) указ
23. Форма правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит к монарху, называется

а) президентской республикой

б) конфедерацией

в) конституционной монархией

г) абсолютной монархией
24. Способом обеспечения исполнения обязательств является …

а) задаток б) акцепт в) оферта г) доверенность
25. Возможность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности – это

а) дееспособность б) правоспособность

в) правобъектность г) деликтоспособность
26. Время, в течение которого работник в соответствии с правилами трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности называется

а) полное рабочее время б) трудовое время

в) продолжительность рабочего времени г) рабочее время

27. Преступления делятся на

а) легкие и тяжкие

б) средней тяжести и тяжкие

в) преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие

г) легкие, тяжкие и особо тяжкие
28. К государственным органам исполнительной власти не относится

а) Правительство РФ б) Правительство Автономного округа

в) администрация поселка г) Правительство области
29. Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения

а) не подлежит уголовной ответственности, если опьянение вызвано употреблению наркотических средств

б) не подлежит уголовной ответственности

в) подлежит уголовной ответственности

г) не подлежит уголовной ответственности, если опьянение вызвано употреблением алкоголя
30. Брак, может быть, расторгнут в органах ЗАГСа, если

а) оба супруга согласны на расторжение брака

б) супруги имеют общих несовершеннолетних детей

в) отсутствует согласие одного из супругов

г) есть спор о праве
31. Назначение выборов Президента РФ относится к ведению

а) Правительства РФ в) Конституционного Суда РФ

б) Совета Федерации г) Государственной Думы РФ
32. Совокупность правовых систем, объединенных общностью пути исторического формирования, общностью источников, форм закрепления и выражения норм права, называется

а) отраслью права в) правовой системой

б) правовой семьей г) правовой идеологией
33. Часть правовой нормы, которая содержит неблагоприятные последствия для правонарушителя, называется

а) гипотеза б) санкция в) реституция г) диспозиция
34. Исключительно к федеральной собственности отнесены

а) природные ресурсы территориальных вод

б) природные ресурсы континентального шельфа

в) водные объекты

г) природные ресурсы экологической зоны
35. Простейшим элементом системы права является ________ права.

а) норма б) институт в) субинститут г) отрасль

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconПредмет: Физика Форма экзамена
Разработчики программы: ст преподаватель балакирева с. М., к пс н., доцент савёлов в. П
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconПисьменное задание (форма экзамена) Инструкция по выполнению
Уважаемые господа! Данная форма экзамена предлагается Вам по желанию и является льготной. Поэтому преподаватель считает вправе ставить...
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconКурсовая работа По учебной дисциплине «Основы отраслевого менеджмента»
«Основы отраслевого менеджмента» Выдано студенту (студентке) Иваненко Михаилу группы 3302 12ПМ
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconСто алтгту 14. 62 2433. 2012 Приложение в силлабус (памятка)
Тема Общая теория управления. Функции и методы менеджмента. Основные понятия менеджмента. Развитие и становление менеджмента. Развитие...
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента
Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconИльин Н. И. и др. Управление проектами. М., 1996. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник
Веснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. — М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада Лтд.", 1996
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconТемы курсовых работ по дисциплине «основы менеджмента» Понятие менеджмента....
Глобальные стратегии конкуренции (минимизации издержек, дифференциации, фокусирования, инноваций, оперативного реагирования)
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconПрограмма дисциплины «Основы менеджмента» для направления 031600....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600....
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы финансового менеджмента»...
Основы финансового менеджмента [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 32 с
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «основы менеджмента»
Практическое занятие 13. Тема: Коммуникации в управлении, основы переговорного процесса
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconТест по дисциплине «основы менеджмента». Ч. 2, Для 2, 3, 4 курсов...
Письменное или устное распоряжение руководителя, направленное на решение конкретной задачи, носящее характер предписания, называется...
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconОсновы менеджмента учебно-методические материалы
Многое из основ менеджмента, заложенных в трудах классиков управления, сохраняет свое значение и по сей день, отражая тем самым преемственность...
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconПрограмма учебной дисциплины основы менеджмента для бакалавров по...
«Основы менеджмента» для бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» 030900 [Текст] / «Государственный университет управления»,...
Предмет: Основы менеджмента Форма экзамена iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по учебным дисциплинам...
В77 курсовая работа. Методические указания по выполнению курсовой работы по учебным дисциплинам «Основы менеджмента» и «Исследование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск