Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых»





Скачать 207.8 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых»
Дата публикации01.12.2014
Размер207.8 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа



ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано


Утверждаю

______________________

Руководитель ООП

по направлению 130400

декан ГФ проф. О.И. Казанин


_______________________

И.о. зав. кафедрой ОПИ,

доц. В.Б. Кусков

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБОГАЩЕНИЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ»

Направление подготовки: 130400 Горное дело

Специализация: №12 Технологическая безопасность и горно-спасательное дело

Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"

Форма обучения: очная .

Составитель: доцент кафедры ОПИ Кусков В.Б.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2012


1. Цели и задачи дисциплины:
Цель учебного курса «Обогащение полезных ископаемых» является формирование у студента достаточного полного и правильного представления об одном из важнейших этапов в общей технологии использования минерального сырья – их обогащении. Познакомить с основными процессами, происходящими при обогащении и переработке руд минерального сырья, конструкциям и особенностям работы основных аппаратов, используемых для этих целей.

Задачи курса: Студенты в процессе изучения дисциплины должны усвоить основные конструкции и принцип действия основных аппаратов, используемых для обогащения и переработки минерального сырья. Познакомиться с типовыми схемами обогащения различных видов минерального сырья. Познакомить с областью применения основных видов минерального сырья в сфере материального производства.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Программа дисциплины «Обогащение полезных ископаемых» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста согласно ФГОС и относится к дисциплинам по выбору студента (3.с.4.12.4). Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных при освоении таких дисциплин профиля как «Геология», «Гидромеханика», «Материаловедение», а также таких дисциплин из математического и естественнонаучного цикла, как «Математика», «Информатика» «Физика», «Химия», и др.

В дальнейшем знания, полученные в ходе изучения дисциплины, могут быть использованы при изучении курсов: «Горные машины и оборудование», «Безопасность горного производства», «Надежность технических систем и техногенный риск» и др.

Для изучения дисциплины студенту необходимо: уметь рассчитывать основные технологические показатели, знать основную терминологию обогащения и переработки полезных ископаемых, иметь основные представления о химических веществах, минералах и их происхождении.

Обучение данному предмету строится на междисциплинарной интегративной основе. Изучение и успешная аттестация по данной дисциплине являются, наряду с другими дисциплинами данного учебного цикла, необходимыми для эффективного освоения последующих профессиональных дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК).

Общекультурные компетенции (ОК):

способность к обобщению и анализу информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК-1);

уметь логически последовательно, аргументировано и ясно излагать мысли, правильно строить устную и письменную речь (ОК-3).

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, наличием высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

Общепрофессиональные компетенции (ПК):

готовность использовать научные законы и методы при геолого-промышленной оценке месторождений твердых полезных ископаемых (ПК-2);

демонстрировать пользование компьютером как средством управления и обработки информационных массивов (ПК-4).

Владеть методами анализа, знанием закономерностей поведения и управления свойствами горных пород и состоянием массива в процессах переработки твердых полезных ископаемых (ПК-6).


В области производственно-технологической деятельности (ПТД):

владением методами рационального и комплексного освоения георесурсного потенциала недр (ПК-8);

владением основными принципами технологий эксплуатационной переработки твердых полезных ископаемых (ПК-9);

готовностью демонстрировать навыки разработки планов мероприятий по снижению техногенной нагрузки производства на окружающую среду при эксплуатационной переработке твердых полезных ископаемых (ПК-11);

использованием нормативных документов по безопасности и промышленной санитарии при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий по эксплуатационной переработке твердых полезных ископаемых (ПК-12);

готовностью принимать участие во внедрении автоматизированных систем управления производством (ПК-14).

В области организационно-управленческой деятельности (ОУД):

быть готовым оперативно устранять нарушения производственных процессов, вести первичный учет выполняемых работ, анализировать оперативные и текущие показатели производства, обосновывать предложения по совершенствованию организации производства (ПК-18).

В области научно-исследовательской деятельности (НИД):

способностью изучать научно-техническую информацию в области эксплуатационной переработки минерального сырья;

готовностью выполнять экспериментальные и лабораторные исследования, интерпретировать полученные результаты, составлять и защищать отчеты (ПК-22);

способностью планировать и выполнять аналитические имитационные и экспериментальные исследования, критически оценивая результаты исследования и делать выводы (ПК-23);

способностью проводить математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований (ПК-24).

В области проектной деятельности (ПД):

готовностью работать с программными продуктами общего и специального назначения для моделирования технологий эксплуатационной переработки твердых полезных ископаемых (ПК-28).

Для специализации «Технологическая безопасность и горно-спасательное дело»:

способность проектировать системы защиты человека от опасных вредных факторов производственной среды горных предприятий на основе нпучно-обоснованных методов и нормативных документов обеспечения безопасного ведения горных и взрывных работ при применении различных технологий разработки месторождений, освоении подземного пространства, с учетом мирового опыта и требований международных стандартов безопасности (ПСК-12.3);

готовностью осуществлять оценку проектной документации, действующих технологий и производств, сертификацию продукции по показателям травмоопасности, надежности (ПСК-12.4).
4. В результате изучения дисциплины студент должен:
В результате освоение дисциплины «Обогащение полезных ископаемых»» студент должен:

иметь представление о современном состоянии обогащения и переработки минерального сырья и путях их развития на ближайшую перспективу; об основных научно-технических проблемах при их обогащении и переработке; о значении минерального сырья; сырьевой минеральной базе нашей страны;

знать основные физические свойства руд и основных минералов, их структурно-механические особенности, основные методы обогащения минерального сырья: гравитационные, флотационные, магнитные, и другие методы, методы рудоподготовки, аппараты, применяемые для обогащения и переработки минерального сырья и особенности их эксплуатации; общие принципы проектирования фабрик для обогащения минерального сырья; основные технологические показатели обогащения;

уметь производить сравнительную оценку экономической эффективности применения различных методов обогащения применительно к данному конкретному сырью; обрабатывать результаты экспериментов; разрабатывать комплексные технологические процессы и схемы обогащения минерального сырья; обеспечивающие малоотходные и экологически чистые технологии; выбирать схемы контроля и автоматизации производственных процессов обогатительных фабрик; проводить измерения параметров технологического процесса и оборудования; выбирать и рассчитывать необходимое количество оборудования для реализации технологической схемы обогащения; рассчитывать основные параметры обогатительного оборудования; выбирать и определять оптимальные режимы ведения технологического процесса в зависимости от вещественного состава и гранулометрической характеристики минерального сырьяо; анализировать устойчивость технологического процесса и качество выпускаемой обогатительной фабрикой продукции;

владеть горной и обогатительной терминологией, навыками использования базы данных для накопления и переработки производственной и научно-технической информации в области обогащения полезных ископаемых.
5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 академических часов.


Вид учебной работы

Всего часов

6 семестр

Аудиторные занятия (всего)

102

102

В том числе:







Лекции

51

51

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)





Лабораторные работы (ЛР)

34

34

Самостоятельная работа (всего)

6

6

В том числе:





Курсовой проект (работа)






Расчетно-графические работы





Контрольная работа






Реферат





Другие виды самостоятельной работы














Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

диф. зачет,

диф. зачет

Общая трудоемкость час
зач. ед.

108

108

3

3


6. Содержание дисциплины

6.1. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Введение. Минеральное сырье и его роль в сфере материального производства. Назначение обогащения полезных ископаемых. Подготовительные, основные и вспомогательные процессы обогащения. Основные технологические показатели обогащения.

Раздел 2. Подготовительные процессы обогащения. Определение гранулометрического состава материалов.

Дробление. Назначение процесса. Стадии дробления, схемы дробления. Основные виды дробилок.

Грохочение. Назначение операции грохочения. Эффективность грохочения. Виды грохотов. Неподвижные грохота. Подвижные (механические) грохота.

Измельчение. Назначение измельчения. Схемы измельчения. Виды мельниц.

Классификация. Назначение классификации. Основные виды классифицирующих устройств.

Современное состояние подготовительных процессов.

Раздел 3. Основные процессы обогащения. Гравитационные методы обогащения. Обогащение отсадкой. Определение процесса. Виды отсадочных машин. Обогащение в тяжелых средах. Определение процесса. Утяжелители. Виды тяжелосредных сепараторов. Схемы тяжелосредной сепарации. Регенерация утяжелителя. Обогащение в потоках воды, движущихся по наклонной поверхности. Концентрация на столах, обогащение на шлюзах, желобах, винтовых сепараторах.

Флотационные методы обогащения. Определение процесса и область применения. Физико-химические основы флотации. Флотационные реагенты, их классификация. Виды флотационных машин.

Магнитные методы. Определение процесса. Основные типы сепараторов.

Электрические методы обогащения. Определение процесса, виды сепараторов.

Специальные методы обогащения. Рудосортировка. Рудоразборка и радиометрическая сепарация. Определение процессов, виды радиометрических сепараторов. Разделение по форме, упругости, твердости.

Комбинированные методы обогащения.

Раздел 4. Вспомогательные процессы обогащения. Обезвоживание и сушка. Назначение процессов и аппараты для их осуществления. Пылеулавливание. Очистка сточных вод.

Раздел 5. Практика обогащения руд. Методы обогащения основных видов полезных ископаемых. Структура обогатительной фабрике.

6.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1

«Горные машины и оборудование»,




+

+







2

«Безопасность горного производства»




+

+

+




3

«Надежность технических систем и техногенный риск»




+

+








6.3. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практ. зан.

Лаб. зан.

Семинары

СРС

Всего час.

1

Введение

4




4










2

Подготовительные процессы обогащения

14

8

14




2




3

Основные процессы обогащения

24

9

12




4




4

Вспомогательные процессы обогащения

6




4










5

Практика обогащения руд

3
















ИТОГО:

51

17

34




6





7. Практические занятия (семинары)




раздела дисциплины

Наименования практических занятий

Трудоемкость

(час.)

1

2

Расчет схем дробления

Расчет схем измельчения

Выбор дробилок

8

2

3

Расчет гравитационных схем обогащения

Расчет флотационных схем обогащения

Расчет схем магнитного обогащения

9




ИТОГО:




17

8. Лабораторный практикум




раздела дисциплины

Наименования лабораторных работ

Трудоемкость

(час.)

1

1

Определение и расчет технологических показателей обогащения.

4

2

2

Определение гранулометрического состава материалов.

Опыты грохочения.

Опыты дробления.

Опыты измельчения.

14

3

3

Опыты отсадки.

Концентрация на столах.

Опыты магнитного обогащения.

Опыты флотации.

12




Итого:




34


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная

1. Авдохин В.М. Основы обогащения полезных ископаемых. Т. 1 Обогатительные процессы: Учебник для вузов. 2- изд., стер.: М.: Издательство Московского государственного горного университета, издательство «Горная книга», 2008. – 417 с.

2. Основы обогащения полезных ископаемых. Методические указания к лабораторным работам. / СПГГИ(ТУ). Сост. В.В. Захваткин, В.В. Львов, Н.В. Николаева. СПб, 2009, 65 с.

3. Обогащение и переработка полезных ископаемых. Метод. указания с заданиями к практическим и самостоятельным занятиям. / СПГГИ(ТУ). Сост. В.В. Захваткин, В.В. Львов, В.Б. Кусков. СПб, 2011, 79 с.

Дополнительная

3. Лукина К.И., Шилаев В.П., Якушкин В.П. и др. Процессы и основное оборудование для обогащения полезных ископаемых. Электронное мультимедийное учебное пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2009.
10. Материально–техническое обеспечение дисциплины:

компьютеры с доступом в Интернет;

специализированные лаборатории дробления, измельчения, грохочения гравитационных, магнитных и электрических методов обогащения, оснащенные лабораторными встряхивателями, дробилками, мельницами, грохотами, отсадочными машинами, концентрационными столами, и др. а также вспомогательным оборудованием для обеспечения вышеуказанных процессов.

используются специализированные аудитории с наглядными стендами, таблицами и диаграммами, мультимедийные материалы.
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Воспитание у студентов общеинженерной культуры включает ясное понимание необходимости процессов переработки минерального сырья, и исключительной роли минерального сырья без которого нормальное существование современной цивилизации невозможно. А также понимание того, что без переработки минерального сырья его использование в сфере материального производства невозможно.

В конце семестра контроль осуществляется в форме дифференцированного зачета (9 семестр). Контроль в течение семестра включает проверку и защиту студентами лабораторных занятий.

Курс предполагает как аудиторную (лекции и лабораторные занятия), так и самостоятельную работу студентов.

На лекциях излагаются основные теоретические положения и концепции курса, дающие студентам информацию, соответствующую программе.

Задача лабораторных занятий – развитие у студентов навыков по применению теоретических положений к решению практических проблем. Лабораторные работы позволяют изучить подготовительные и основные обогатительные процессы на действующих лабораторных аппаратах, что существенно улучшает понимания принципа действия основных обогатительных аппаратов.

Оценка знаний студентов проводится ходе сдачи зачета.

Организация изучения курса «Обогащение полезных ископаемых» предполагает:

а) для преподавателя:

глубокое изучение методологических и практических аспектов тематики курса, поиск, переработка современных литературных источников;

систематизацию, структурирование материала; подготовку методов и способов контроля знаний;

постоянную корректировку структуры, содержания курса.

б) для студентов:

наличие аудиторных лекционных занятий, посещение лекций практических и лабораторных занятий обязательно;

активная работа на практических и лабораторных занятиях с предварительной самостоятельной подготовкой на основе материала лекций, основной и дополнительной литературы.

Образовательные технологии: метод проблемного изложения материала, как лектором, так и студентом; самостоятельное чтение студентами учебной, учебно-методической и справочной литературы и последующие свободные дискуссии по освоенному ими материалу, использование иллюстративных видеоматериалов (видеофильмы, фотографии, компьютерные презентации), демонстрируемых на современном оборудовании, опросы в интерактивном режиме.

Конкретные формы и процедуры текущего, промежуточного и итогового контроля знаний доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

Для организации изучения дисциплины рекомендуются, разработанные кафедрой ОПИ фонды оценочных средств, которые могут включать домашние задания, контрольные работы, тесты и методы контроля (защита, зачет), позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Ежемесячно проводится оценка текущей успеваемости в форме аттестации студента и сведения передаются в деканат.
12. Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Список вопросов:

  1. Что называется обогащением полезных ископаемых?

  2. Каково значение обогащения полезных ископаемых для народного хозяйства?

  3. Перечислите основные методы обогащения и укажите, какие физико-химические свойства лежат в основе этих методов разделения.

  4. Почему рудоподготовительные операции, как правило, предшествуют операциям обогащения?

  5. Дайте определение понятий: концентрат, хвосты и промпродукт.

  6. Что называется выходом, содержанием, извлечением, степенью концентрации и эффективностью обогащения?

  7. Каково назначение операций дробления и измельчения? Чем они различаются?

  8. Что такое степень дробления и как она определяется?

  9. Какие основные виды дробилок существуют?

  10. Как классифицируют мельницы по форме и характеру измельчающих тел, способу разгрузки пульпы?

  11. Что называется процессом грохочения?

  12. Что такое эффективность грохочения?

  13. Укажите назначение операций грохочения.

  14. Перечислите основные условия, влияющие на процесс грохочения.

  15. От чего зависит скорость падения минерального зерна в воде?

  16. Приведите схему гидроциклона и укажите принцип его работы.

  17. Что называется процессом отсадки? Какова область его применения?

  18. Приведите классификацию гидравлических отсадочных машин.

  19. Что такое обогащение в тяжелых средах?

  20. Какие виды тяжелосредных сепараторов Вы знаете?

  21. В чем преимущества и недостатки обогащения в тяжелых средах по сравнению с отсадкой?

  22. Какие силы действуют на минеральную частицу на поверхности концентрационного стола?

  23. В чем преимущества и недостатки концентрационных столов?

  24. Какие руды перерабатываются на шлюзах?

  25. Объясните устройство, принцип действия и область применения винтовых сепараторов.

  26. В чем сущность процесса пенной флотации?

  27. Какие вещества называются гидрофильными, а какие гидрофобными?

  28. Назначение и классификация флотационных реагентов.

  29. Приведите классификацию флотационных машин.

  30. В чем заключаются отличительные особенности машин различного типа? Объясните по рисунку устройство и принцип действия механической и пневмомеханической машины.

  31. На каких физических свойствах обогащаемого материала основано магнитное обогащение?

  32. Как классифицируются минералы по их магнитным свойствам, и какая напряженность магнитного поля требуется для обогащения минералов различных групп?

  33. Назовите основные типы магнитных сепараторов и их основные отличительные признаки.

  34. Назовите типы сепараторов, применяемых для переработки руд сильно- и слабомагнитных минералов.

  35. В чем заключается сущность электрического обогащения?

  36. На чем основано радиометрическое обогащение?

  37. Какие процессы радиометрического обогащения Вы знаете?

  38. С какой целью выполняют обезвоживание?

  39. Как связана влажность продукта с его крупностью и плотностью?

  40. Что такое сгущение материала?

  41. Перечислите способы фильтрации.

  42. Назовите типы вакуум-фильтров.

  43. Перечислите виды сушилок.


Разработчик:
Горный университет доцент В.Б.Кусков

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconРабочая программа дисциплины
Пререквизиты: минералогия, петрография, литология, основы учения о полезных ископаемых (основы теории рудообразующих процессов),...
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconРабочая программа учебной дисциплины геофизические методы поисков...
Зав кафедрой геофизических и геохимических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, профессор А. С. Егоров
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconТалнахская обогатительная фабрика
Направление: Обогащение полезных ископаемых. Природные ресурсы Красноярского края
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconРабочая программа учебной дисциплины оп 05 Техническая механика Специальности...
Специальности 130104 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconРабочая программа дисциплины «Технология разработки месторождений полезных ископаемых»
Цели и задачи дисциплины: «Технология разработки месторождений полезных ископаемых»
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconУрок №35 по географии в 7 классе. Тема: «Строение поверхности, закономерность...
Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели 1 формировать понятие «полезные ископаемые», познакомить со способами добычи полезных ископаемых, классификацией полезных ископаемых...
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconСтатьи просим выслать до 01. 05. 2013г. После рецензии они будут...
Внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий и средств обучения
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconПрограмма учебной дисциплины «история обогащения полезных ископаемых»
Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconРабочая программа учебной дисциплины «культурология»
Профили подготовки: Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твёрдых полезных ископаемых
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Специальность 130301 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconУрок- репортаж по теме: «Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых Евразии.»
Сформировать у учащихся понятия об особенностях поверхности Евразии, расположении основных форм рельефа, закономерностях размещения...
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconПрограмма учебной дисциплины «Разрушение горных пород при проведении геологоразведочных работ»
Специализация: «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых»
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 05 Техническая механика 2011г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconРабочая программа учебной дисциплины лабораторные методы изучения...
Специализации: Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых
Программа учебной дисциплины «обогащение полезных ископаемых» iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины
Рабочая программа предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск