Скачать 2.29 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА ФАКУЛЬТЕТ ГЕОГРАФИИ И ГЕОЭКОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Учение о гидросфере» Направление 022000.62 Экология и природопользование Профиль «Геоэкология», «Природопользование» Калининград 2011 Лист согласования Составитель: к.г.н, доцент кафедры физической географии, страноведения и туризма Романова Е.А. УМК обсужден и утвержден на заседании кафедры Физической географии, страноведения и туризма (протокол № 2 от «21» октября 2010 г.) Зав. кафедрой профессор, дгмн. _____________В.В. Орленок Менеджер ООП к.г.н., доцент ____________________________И.И. Волкова УМК одобрен Методическим советом Факультета географии и геоэкологии Протокол № 3 от «15»апреля 2011 г. Председатель Методического совета профессор, дг-мн ______________ ____В.В. Орленок «Утверждаю» Декан факультета географии и геоэкологии профессор, дг-мн _________________В.В. Орленок «_____»_____________ 201_ г «Утверждаю» Начальник управления образовательных программ доцент, к.ю.н. ____________________Д.Г. Житиневич «_____»_____________ 201_г Рекомендован к открытой печати Председатель экспертного совета _________________ (ФИО) Содержание Рабочая программа учебной дисциплины 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК 19 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 107 ГЛОССАРИЙ 108 НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 157 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Балтийский федеральный университет им. И. Канта Факультет географии и геоэкологии
Рабочая программа учебной дисциплиныУЧЕНИЕ О ГИДРОСФЕРЕ Направление 022000.62 Экология и природопользование Профиль «Геоэкология», «Природопользование» Калининград-2010 Лист согласования: Программа составлена: кгн, доцентом кафедры физической географии, страноведения и туризма Романовой Е.А. Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры Физической географии, страноведения и туризма (протокол № 2 от «21» октября 2010 г.) Зав. Кафедрой профессор, дгмн. В.В. Орленок Программа одобрена Методическим советом Факультета географии и геоэкологии Протокол № 2 от «26»ноября 2010 г. Председатель Методического совета ______________ Профессор, д.г.-м.н. Орленок В.В. Менеджер ООП ________________________И.И. Волкова 1. Пояснительная записка «Учение о гидросфере» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин основной образовательной программы третьего поколения подготовки бакалавров очной формы обучения по направлению 022000.62 Экология и природопользование, Профиль «Геоэкология», «Природопользование» , модуль Землеведение. Цель курса – дать представление о месте и роли воды в природе и жизни человека, о сущности гидрологических процессов, их вкладе в формирование природы Земли, а также об основных методах гидрологических исследований. Задачи:
В соответствии с целями основной образовательной программы «Бакалавр по направлению подготовки 022000.62 Экология и природопользование, Профиль «Геоэкология», «Природопользование» и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению, должен иметь профессиональные компетенции:
В результате изучения «Учения о гидросфере» студент должен знать: - теоретические основы гидрологии ледников, подземных вод, рек, озер, водохранилищ, морей, устьев рек, - основы охраны вод суши и мирового океана, - базовые методы гидрометрических измерений, понимать: - общую гидрологическую информацию о водных объектах, -- закономерности гидрологических процессов - основные проблемы рационального использования, иметь навыки - применения основных методов гидрометрических измерений, - интерпретации полученных данных, - анализа статистической информации по водному режиму водотоков и водоемов. 2. Тематический план (очная форма обучения)
3. Содержание дисциплины Введение. Тема 1. Общие закономерности гидрологических процессов на Земле Вода в природе и жизни человека. Гидросфера.. Водные объекты: водотоки, водоемы, особые водные объекты. Понятие о гидрологическом состоянии и гидрологическом режиме водного объема. Гидрологические процессы. Науки о природных водах. Гидрология как наука, ее предмет, задачи, составные части, связь с другими науками. Географо-гидрологические особенности водных объектов суши. Тема 2. Методы гидрологических исследований. Использование природных вод в народном хозяйстве и практическое значение гидрологии. Меры, принимаемые в России для рационального использования и охраны водных ресурсов. Водное законодательство России, Государственный учет вод. Государственный водный кадастр. Краткие сведения из истории гидрологии в России. Тема 3. Химические и физические свойства природных вод. Вода как химическое соединение, ее молекулярная структура и изотопный состав. Химические свойства природных вод. Вода как растворитель. Солевой состав природных вод и его классификация. Особенности солевого состава атмосферных осадков, речной и морской воды. Газы, биогенные и органические вещества, микроэлементы в природных водах. Загрязнение природных вод и борьба с ним. Физические свойства природных вод. Агрегатные состояния воды: жидкая вода, водяной пар, лед. Фазовые переходы. Плотность воды и ее зависимость от температуры, минерализации (солености), содержания взвешенных веществ и давления. Зависимость температуры замерзания и температуры наибольшей плотности от солености воды. Тепловые свойства воды, ее теплоемкость и теплопроводность. Вязкость воды. Поверхностное натяжение. Общие закономерности распространения света и звука в воде. Гидрологическое и физико-географическое значение физических свойств и "аномалий" воды. Тема 4. Физические основы гидрологических процессов. Фундаментальные законы физики: сохранения вещества, сохранения энергии и изменения импульса (количество движения), их использование при изучении водных объектов. Понятие о водном балансе водного объекта или части суши, растворенные и взвешенные вещества в водном объекте, тепловой баланс водного объекта. Понятие о применимости законов механики к движению воды в водных объектах. Ламинарное и турбулентное, установившееся и неустановившееся, равномерное и неравномерное движение воды. Силы, действующих в водных объектах. Баланс сил. Тема 5. Круговорот воды в природе и водные ресурсы Земли, вода на земном шаре. Единство гидросферы. Изменение запасов воды на Земле. Круговорот тепла на земном шаре и роль в нем природных вод.Глобальный круговорот воды и его звенья, внутриматериковый водоворот. Круговорот на земном шаре содержащихся в воде веществ. Миграция наносов и солей. Влияние гидрологических процессов на природную среду (облик планеты, ее климат, рельеф, развитие жизни). Тема 6. Гидрология ледников. Происхождение и распространение ледников на земном шаре. Снеговой баланс и снеговая линия. Типы ледников, покровные и горные ледники. Образование и строение ледников. Питание и таяние ледников, баланс льда и воды в ледниках. Движение ледников. Роль ледников в питании и режиме рек. Хозяйственное значение горных ледников. Тема 7. Гидрология подземных вод. Происхождение и распространение подземных вод. Водно-химические свойства почв и грунтов. Виды воды в порах фунта. Классификация подземных вод. Типы подземных вод по характеру залегания: воды зоны аэрации, воды зоны насыщения. Грунтовые воды. Артезианские воды. Движение подземных вод. Закон фильтрации Дарси. Водный баланс и режим подземных вод. Роль подземных вод в питании рек. Взаимодействие поверхностных и подземных вод. Запасы и ресурсы подземных вод, их использованию и охрана. Тема 8. Гидрология рек. Реки и их распространение на земном шаре. Типы рек. Водосбор и бассейн реки. Морфометрические характеристики бассейна реки. Физико-географические и геологические характеристики бассейна реки. Река и речная сеть. Долина и русло реки. Продольный профиль реки. Тема 9. Питание рек, виды питания (дождевое, снеговое, ледниковое, подземное), классификация рек по видам питания. Расчленение гидрографа реки по видам питания. Испарение воды в речном бассейне. Водный баланс бассейна реки. Водный режим рек. Виды колебаний водности рек. Фазы водного режима (половодье, паводки, межень). Классификация рек по водному режиму, Уровень воды, скорость течения, расход воды в реках и методы их измерения. Речной сток и его составляющие. Понятие о стоке воды, наносов, растворенных веществ, тепла. Количественные характеристики стока воды: объем стока, слой стока, модуль стока, коэффициент стока. Физико-географические факторы стока воды. Пространственное распределение стока воды на территории СНГ и факторы, его определяющие. Движение воды в реках. Распределение скоростей течения в речном потоке. Формула Шези. Поперечная циркуляция в речном потоке. Трансформация паводков. Движение речных наносов. Характеристики речных наносов. Геометрическая и гидравлическая крупность наносов. Влекомые и взвешенные наносы. Русловые процессы и их типизация. Микро-, мезо- и макроформы речного русла и их динамика. Плесы и перекаты, излучины. Изменение температуры воды в реке в пространстве и во времени, фазы ледового режима: замерзание, ледостав, вскрытие. Ледоход, ледостав, заторы и зажоры. Толщина льда на реках. Тема 10. Основные черты гидрохимического и гидробиологического режима рек. Источники загрязнения рек и меры по охране вод. Устья рек, их классификация и районирование. Гидрологические процессы в устьях, формирование дельт. Хозяйственное значение рек. Влияние хозяйственной деятельности на режим , регулирование стока. Антропогенные изменения стока России. Тема 11. Гидрология озер. Озера и их распространение на земном шаре. Типы озер по происхождению котловин и характеру водосбора. Морфология и морфометрия озер. Водный баланс сточных и бессточных озер. Колебания уровня воды в озерах. Течения, волнение, перемешивание вод в озерах. Тепловой и ледовый режим озер.. Термический бар. Основные особенности гидрохимического и гидробиологического режима озер. Классификация озер по минерализации и солевому составу воды. Источники загрязнения озер и меры по их охране. Наносы и донные отложения в озерах. Водные массы озер. Влияние озер на речной сток. Проблемы крупных озер типа Каспийского и Аральского морей и изменение их режима. Использование озер в народном хозяйстве. Гидрология водохранилищ и их размещение на земном шаре, типы водохранилищ и их классификация. Отличия водохранилищ от рек и озер, их гидрологическая специфика и особенности формирования режимов. Водный режим водохранилищ. Особенности гидрохимического и гидробиологического режима водохранилищ. Заиление и занесение водохранилищ. Водные массы водохранилищ. Влияние водохранилищ на речной сток и окружающую природную среду. Тема 12. Гидрология болот. Происхождение болот и их распространение на земном шаре. Типы болот. Строение, морфология и гидрография торфяных болот. Развитие торфяного болота. Водный баланс и гидрологический режим болот. Влияние болот и их осушения на речной сток. Хозяйственное значение болот. Тема 13. Гидрология океанов и морей. Мировой океан и его части. Классификация морей. Происхождение, строение и рельеф дна Мирового океана. Донные отложения. Водный баланс и водообмен океанов и морей. Соленость воды в океанах и морях, методы ее определения. Солевой баланс океана, солевой состав морских вод. Распределение солености воды в Мировом океане. Термика океанов и морей. Тепловой баланс океана. Распределение температуры воды в Мировом океане. Особенности режима солености и температуры воды. Плотность морской воды и ее зависимость от температуры, солености и давления. Понятие об условной плотности. Распределение плотности воды. Перемешивание вод в океанах и морях. Морские льды, их классификация. Особенности замерзания морской воды. Физические свойства морского льда. Движение льдов, их классификация. Оптические и акустические свойства морских вод. Морское волнение. Волны зыби, ветровые волны, деформация волн у берега. Внутренние воды. Приливы. Приливообразующая сила. Элементы приливной волны. Деформация приливной воды у берега. Приливы в морях, заливая, в устьях рек. Морские течения, их классификация. Теория ветровых течений. Спираль Экмана. Плотностные и геострофические течения. Циркуляция вод в Мировом океане. Уровень океанов и морей. Кратковременные, сезонные и долговременные изменения уровня в океанах и морях. Сейши, цунами, штормовые нагоны. Водные массы Мирового океана. Понятие о Т, S анализе. Природные ресурсы Мирового океана, их использование и охрана. Тема 14. Основные проблемы рационального использования и охраны водных объектов суши Заключение. Основные итоги курса. Водохозяйственное и водоэкологические проблемы, роль гидрологии в их решении. Перспективы развития гидрологии. 4. Тематика практических занятий
На самостоятельную работу отводятся темы, наиболее полно раскрытые в учебной литературе. Для успешного выполнения самостоятельной работы студент должен использовать не только основную, но и дополнительную, а также периодическую литературу. Выполнение самостоятельных работ: конспекты , графики, таблицы анализа основных характеристик водного режима. 5. Темы самостоятельных работ
Курсовые работы посвящены прикладным и региональным аспектам гидрологии основываются на данных литературных и картографических источников. 6. Темы курсовых работ
Тематика рефератов имеет теоретический характер и требует работы с основной и дополнительной литературой, статистическими материалами и Internet- ресурсом. Для раскрытия темы реферата необходимо определить цель и задачи работы, реферат должен быть проиллюстрирован графиками и картографическим материалом. 7. Темы рефератов
8. Измерение скорости течения реки (приборы, методика) 9. Польдеры как земли с регулируемым водным балансом. 10. Внутренние волны. Их сущность, значение. 11. Волны зыби. Их происхождение и параметры. 12. Сейши. Сущность явления, географическое распространение. 8. Вопросы к экзамену по гидрологии
9. Критерии оценки знаний Программой дисциплины предусмотрен текущий и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в форме проверки практических работ и оценки выступления на коллоквиуме, что позволяет корректировать процесс самостоятельной подготовки студентов. Итоговый контроль знаний проходит в виде экзамена Оценка "отлично" выставляется студенту, показавшему всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, предусмотренного программой; усвоившему основную и знакомому с дополнительной литературой по программе; умеющему творчески и осознанно выполнять задания, предусмотренные программой; усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины и умеющему применять их к анализу и решению практических задач; безупречно выполнившему в процессе изучения дисциплины все задания, предусмотренные формами текущего контроля; Оценки "хорошо" заслуживает студент, показавший полное знание учебного материала, предусмотренного программой; успешно выполнивший все задания, предусмотренные формами текущего контроля; Оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, показавшему знание основного учебного материала, предусмотренного программой, в объеме необходимом для дальнейшей учебы и работы по специальности, знающему основную литературу, рекомендованную программой; справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой; выполнившему все задания, предусмотренные формами текущего контроля, но допустившему погрешности в ответе на экзамене или при выполнении экзаменационных заданий. Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, показавшему пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; не выполнившему отдельные задания, предусмотренные формами текущего контроля. 10. Литература 10.1. Основная литература
10.2 Дополнительная литература
Вся основная и дополнительная литература находится в библиотеке РГУ им.И.Канта и методическом кабинете кафедры физической географии, страноведения и туризма. 10.3. Электронные ресурсы 1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/ |
Недели: «Вода» Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | Тема проекта Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | ||
Протокол №11 от «8» июня 2010 г Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | ||
Визитная карточка исследовательского проекта «Волшебница – вода» Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | Урок по природоведению 5 класс. Урок можно сопровождать электронной презентацией Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | ||
Реализация требований нового образовательного Стандарта при изучении... Учение о гидросфере. Учебно-методическое пособие по курсу "Учение о гидросфере" для студентов специальности 022000. 62 – Экология... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 3 Учение о гидросфере... Целью курса является знакомство с системой основных научных знаний в области гидрологии и методов исследований водных объектов | ||
Тема №1 «учение о клетке» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Учение об атмосфере» для специальности «Геоэкология» | ||
Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации... |