Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока





Скачать 142.76 Kb.
НазваниеТема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока
Дата публикации08.12.2014
Размер142.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Тема: «Великие географические открытия»

Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран XV-XVIIвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока.

Учебная задача – освоение исторического материала по теме географические открытия, позволившее совершить морской путь из Европы в восточные страны, изменившие представления людей в мире, а также давшие источник толчок новым экономическим отношениям.

Образовательная цель – проявление и реализация совместных инициативных действий в рамках темы «Великие географические открытия», формирование навыковой групповой работы.

Урок 1. Погружение в тему.

Задача этого урока – организовать погружение по проявлению первичных смыслов и предложений по способам разворачивания исторической темы через пробуждение интереса к историческому материалу и потребность к совместной работе на уроке.

Главный прием, который используется в нашем уроке – это очень интересный, эмоционально-окрашенный рассказ об одном из географических открытий, в котором очень ярко и точно отражено мужество, стремление и трудности, с которыми столкнулись первооткрыватели, совершая открытия и опасные путешествия. Например, это может быть эпизод путешествия Бартоломеу Диаша в 1488г. или экспедиции Васко да Гама в 1497г.

Вопрос, который педагог задает ребятам, может быть таким (далее следует вопрос учителя):

*Зачем люди в далекие, рискованные, полные опасностей путешествия? Что влекло их, что двигало ими?

Комментарий. В основном ребята говорили о том, что людей влекло любопытство, амбиции (мечты о славе), желание разбогатеть. Были и те, кто считают, что им просто нечего было делать. Хороший прием. Когда учитель просит ребят попытаться встать на место этих путешественников и ответить на вопрос: зачем бы я отправился в такое путешествие?

После того, как были сделаны предположения, учитель представляет картину Европы того времени, в которой отражены основные процессы, происходившие в то время, а именно рост городов, нехватка золота, османские завоевания, перекрывшие известные торговые пути, а также потребности и амбиции нового типа людей «мечтавшие о быстром обогащении и успехе».

После рассказа учителя и совместного обсуждения ребята называют причины и мотивы, которые двигали путешественниками (как вариант – вместо рассказа учителя – работа с параграфом учебника).

Далее учитель просит ребят предположить

*Как вы думаете, с какими трудностями и опасностями сталкивались первооткрыватели?

Комментарий. На этот вопрос ребята довольно быстро ответили, предположив, что, наверное, это несовершенное (отличное от нашего времени) морские суда, навигационное оборудование (отсутствие точных карт, приборов), страх перед невиданным, отсутствие воды, пищи.

Результат урока. В ходе представления материала и его обсуждение у ребят возникает интерес и желание узнать новое о событиях великих географических открытий (желание поразбираться), совершив вместе с моряками эти путешествия. Ребята проявили инициативы по изучению предложенной темы, а именно – делать сообщение, реферат о какой-либо экспедиции, случившейся в то время; принести литературу о первооткрывателях и представить ее на обсуждение.

Образовательный результат – проявление детьми инициатив по способу работы с учебным материалом.

Домашнее задание. Найти и представить материал либо о самой экспедиции, либо о первооткрывателе – руководителе экспедиции.

Урок 2. Разворачивание детских замыслов и соорганизация инициатив в совместной деятельности через работу с докладами, рефератами и т.д.

Урок начинается с восстановления тематических рамок исторического материала. Мы вместе отвечаем на такие вопросы, как

-Зачем совершались Великие географические открытия?

-В какие страны совершили наибольшее количество открытий?

-Покажите на карте эти страны? (учитель на этом уроке использует карту «Великие географические открытия»).

Затем ребята представляют свои работы о великих первооткрывателях, экспедициях, открытых проливах и народах.

Комментарий. Чаще всего ребята рассказывали об открытиях и путешествиях Колумба, Магеллана, Васко да Гамы. При этом акцент делался непременно на трудностях, с которыми столкнулись мореплаватели, а также мужестве и отваге, с которым преодолевались эти препятствия. И важно, чтобы педагог обращал внимание на результаты этих открытий. Поэтому помимо представления доклада, необходимо поработать у доски с географической картой. А именно: проследить по карте путь путешественников, представленных в докладах.

После представления обязательно следует обсуждение: ребята задают вопросы, уточняют некоторые факты, высказывают свое суждение о результатах того или иного открытия. При этом учитель просит отнестись не только к событиям самих географических открытий, но и к содержанию и способам представления материала.

В основном ребята задавали вопросы, касающиеся источников полученной информации, уточнение каких-либо фактов. Но были и те, кто спрашивал о впечатлениях, переживаниях, которые испытал автор реферата во время подготовки. Суждения же касались в основном качества представленного материала – насколько он был интересен, слышался, содержал новые факты о великих географических открытиях, отвечал на поставленные в рамках темы вопросы.

Комментарий. На этапе представления и обсуждения детских материалов на уроке возникает очень высокая активность, эмоциональность. Ребята сопереживают героям путешественникам, из обсуждения было видно, что многие ребята представляют себя на месте отважных моряков, лидеров экспедиции.

На пике эмоциональной активности, интереса к материалу у ребят должны появиться инициативы, предложения по поводу дальнейшей работы с этим материалом. При этом важно, чтобы учитель помог ребятам проявить эти инициативы и замыслы.

Например, он может задать вопрос: Ребята, как будете представлять результаты, продукты нашей работы в теме «Великие открытия»?

Ребята предлагают сделать рисунки с описанием, поставить сценки с сюжетами из истории той или иной экспедиции и т.д.

На уроке в числе других может прозвучать предложение – изготовить дневник участника экспедиции, которую он вел во время путешествия и сохранился до наших дней. Причем прозвучало предложение, чтобы этот дневник был написан обязательно от первого лица и содержал реальные исторические факты (время, место, события).

Комментарий. На нашем уроке ребята с радостью приняли эту идею и в конце урока даже успели обсудить детали изготовления: как сделать так, чтобы дневник соответствовал стилю дневника и времени эпохи ранней новой истории.

Образовательные результаты урока: проявленные инициативы и предположение ребят по возможному продукту совместной деятельности, а также способам работы над ним.

Урок 3. Представление творческих работ.

Презентация и рефлексия реализованных инициатив (продуктов), а также способов соорганизации инициатив в совместной деятельности через представление творческих работ.

В начале урока учитель просит проявить ребят, кто сумел изготовил Дневник путешественника и просит желающих его представить.

Комментарий. Дневники изготовили почти все ребята класса. Причем они получились по-настоящему творческими: были написаны от первого лица, содержали элементы того времени (чернила, стиль написания). И что не мало важно, каждый дневник имел свою собственную историю - кто его создал, где и при каких обстоятельствах был написан, как дошел до наших дней. Поэтому Дневники получились настоящим творческим продуктом – по-особому написан, раскрашен, кое-где обожжен («был обнаружен после пожара, на раскопках, поднят с затонувшего корабля, найден на чердаке старого дома» и т.д.).

Творческих работ оказалось очень много. Поэтому после представления и обсуждения одного дневника, учитель предлагает ребятам поработать в группах, поставив перед ними следующие задачи:

-представить и обсудить все творческие работы (авторские дневники всех участников группы);

-вынести на обсуждение класса наиболее яркие, интересные, необычные работы;

-изготовить карту географических открытий, по материалам представленных дневников (карту, на которую ребята должны нанести все маршруты путешественников, найденные в ходе подготовки к уроку; открытые проливы, острова и т.д.).

На эту работу отводится 15-20 минут. После чего группа представляет в течение 3-5 минут результаты индивидуальной и совместной деятельности (географическую карту открытий, сделанную во время «путешествия» участниками группы). Предварительно учитель готовит для урока лист ватмана и фломастеры (карандаши, краски) для каждой группы. Как вариант, можно заранее попросить ребят принести рисовальные принадлежности.

Комментарий. Ребята разделились на группы по 4-6 человек. Сначала они зачитывали свои дневники, затем обсуждали. А ребята, которым было доверено оформить карту, наносили с помощью авторов дневников маршруты первооткрывателей. В группе, как правило, есть помощник художника, художник, авторы дневников и «презентаторы», т.е. те, кому доверили представить результат. В некоторых случаях представить результат выходила вся группа (было огромное желание представить все свои работы и саму карту), а были и те, кому ребята доверили представить результат всей группы. В основном, это 2-3 человека!

После каждого выступления следует выделить время на обсуждение и отнесение, которые касаются как самого содержания, так и способа работы в группе (как шла подготовка? Насколько слаженно шла работа? Удалось ли распределить роли и их выполнить, вовлечь всех в работу и т.д.?). Как правило, сама презентация должна быть не более 2-3 минут, а 5 минут на обсуждение и отнесение.

Комментарий. В нашем случае урок получился настолько интересным и продуктивным, что ребята отказались идти на перемену, что дать возможность выступить всем группам. Мы едва уложились в урок. Но самое главное, что на уроке родилась идея «портфолио» - папки достижений каждого ученика, в которой собирались бы все достижения и продукты индивидуальной и совместной деятельности. Идея была с радостью поддержана. А для начала решили организовать выставку творческих работ по теме «Великие географические открытия».

Результат урока. Образовательный: реализованные инициативы; апробированный способ по соорганизации инициатив в совместной деятельности; полученный опыт по презентации результатов и продуктов совместной деятельности.

Учебный: усвоенный материал, высокое качество успеваемости по изученной теме, что подтвердила проверочная работа – 85% ребят справились на «хорошо» и «отлично»

Диагностика образовательных результатов урока.

Для нас основанием для анализа образовательных результатов являются следующие:

1. Количество реализованных инициатив.

Из 27 учащихся, присутствовавших на уроках, реализовали свои инициативы и приняли участие в работе над продуктом группы (географической картой) 24 человека (88%). Кроме того, 12 ребят приготовили рефераты и доклады по теме (44%).

2. Качество реализованных инициатив.

В ходе работы с темой «Великие географические открытия» ребята предлагали и готовили как индивидуальные продукты (рефераты, доклады; дневники первооткрывателей), так и продукты совместной работы (географическую карту открытий участников группы (самих ребят). Все работы были представлены и защищены. При этом в 4 группах из 5 презентация прошла на «отлично», в 1 группе были замечания как по содержанию карты (не все острова и маршруты нанесены на карту), так и по оформлению (небрежность).

3. Соотношение индивидуальных и групповых инициатив.

Всего на уроке работало 5 групп по 4-6 человек. Во всех группах получились свои географические карты, хотя и не все справились с этой работой одинаково успешно. Соотношение индивидуальных и групповых инициатив 24:5. Это обусловлено самим алгоритмом работы, в котором качество групповых работ зависит от количества сформированных групп.

4. Ролевое распределение в группах.

По итогам рефлексии выяснилось, что роли в группах были распределены следующим образом:

-в 3 группах (18 человек 0 66%) ребята назвали такие роли как «оформители» (2чел.), «собиратели информации» (1-2чел.), «презентаторы» - выступающие (2-3чел.), «помощники». Помощниками были в основном те, кто сам не изготовил дневник;

-в 2 группах (10 человек – 37%) затруднились выделить роли, сказав, что «мы все делаем вместе». А в одной группе даже презентировать материалы вышли всем составом и при этом были представлены все творческие дневники. То есть ребята не смогли выделить самые лучшие работы.

В портфолио захотели внести свои работы 21 человек (77%).

5. Количество участников, принявших участие в обсуждении.

В общей сложности задавали вопросы или высказывали суждение примерно 13-15 человек (51%). При этом наиболее активными участниками обсуждения стали 6 человек (22%). В основном это ребята, привыкшие быть в роли экспертов на наших уроках.

6. Рефлексивные тексты.

По итогам изученной темы мы с ребятами обсудили полученные результаты, продукты, а также способы работы с темой. Рефлексия проходила устно. Я задала вопрос: насколько эффективно или не эффективно была организована работа на уроках (продуктная деятельность, идея с портфолио и т.д.).

Среди ответов были такие:

Данил: «Мне понравилось изготавливать дневник. Я никогда раньше сам не вел дневники. А сейчас я узнал, что это такое и мне было интересно узнать про путешественников».

Кристина: «А я как будто сама побывала в таком путешествии. Я прямо видела все это своими глазами, настолько мне удалось побывать на месте тех моряков. Очень ярко все представила».

Даша: «А когда я делал свой дневник, я сначала не нашла материал, а потом попросила родителей мне помочь с идеей и мы всей семьей его делали, даже пожар чуть не устроили, когда хотели придать ему должный вид. И потом все вместе придумали историю этого дневника».

Аня: «А мы в прошлом году были всей семьей неподалеку от этих островов и это помогло лучше представить само путешествие, и я даже внесла свои заметки, впечатления в дневник. Наверное, то же самое видели тогда моряки, совершавшие свои открытия».

Если судить по текстам ребят, то работа, продуманная нами на уроках, оказалась интересной, продуктивной. Позволила ребятам задействовать свой опыт, впечатления, переживание в работе с темой.

По поводу работы самих групп ребята говорили, что было интересно познакомиться с материалами друг друга и очень понравилось создавать свою, отличную от других карту открытий, которые они совершили вместе с людьми нового времени.

Вывод. Очевидно, что такая организованная работа с инициативным действием при построении темы позволяет нарабатывать определенное образовательное содержание, а именно

*умение проявить и реализовывать инициативы, при этом ребята и педагог становятся полноправными участниками образовательного процесса;

*формирование коммуникативных навыков и умение проектной деятельности (на этапе проявления и разворачивания замыслов);

*способствует формированию навыков групповой работы (распределение ролей, позиций и их удержание в совместной деятельности).

Кроме того, ребенок получает возможность проявить свои способности, таланты, познавательную активность, а также учится использовать ресурс совместной деятельности для решения поставленных задач и достижения успеха.

.2 разработка

Проектирование образовательного события в Школе младших подростков. Проектная неделя «Человек в эпоху первобытного общества». (5-7кл.)

Обоснование выбора технологии.

В основу старшей школы положен проектный способ деятельности. Предполагается, что попадая в старшую школу, учащиеся уже владеют проектным способом деятельности, а значит, смогут проектировать свою образовательную программу, образовательный профиль. Очевидно, что приобретение опыта и образовательные пробы в проектировании должны происходить уже в среднем звене- Школе младших подростков. Поэтому возникла необходимость в проведении таких образовательных событий на параллели, которые позволят приобретать опыт проектирования и формировать определённые навыки проектной деятельности детьми и педагогами.

Технология проведения образовательных событий позволяет, во- первых, приобретать опыт проектирования участниками совместной деятельности- детьми и педагогами;

во-вторых, обучать проявлению и реализации инициатив в совместной деятельности;

в- третьих, взаимодействовать в группах разного качества: инициативных, творческих, проектных;

в- четвёртых, пробовать и осваивать разные роли при подготовке и реализации образовательного события.

Содержание.

1 этап. Разработка идеи, проявление инициатив и замыслов по проведению образовательного события «Человек в эпоху первобытного общества».

В нашей школе идея родилась на этапе погружения, во время заседания Совета дела.

Сама идея родилась на Совете дела на этапе погружения. Мы долго ее обсуждали и остановились на том, что основой будущего праздника может стать какое-либо историческое событие, а именно из эпохи первобытного общества (это очень подходящий исторический период, т.к. его изучают в 5 классе, а значит, все ребята параллели смогут принять в нем участие). Обсуждение идеи праздника началось на одном из первых заседаний Совета дела и продолжилось в классах. Именно в классах родились многие интересные предложения и инициативы по проведению этого события, а так же проявились ребята, желающие войти в инициативную группу разработчиков. А учитель истории Надежда Григорьевна предложила несколько сузить рамки предстоящего события, а именно обозначить географию и хронологию праздника историй народа ханты и манси, проживающего на территории Сибири и даже предложила название этому мероприятию – «Медвежий праздник» (известно, что эти народы особо поклонялись этому зверю как символу мощи и силы).

Одновременно прошла серия разработнических семинаров с педагогами, где разрабатывалось содержание этого события и организационная модель нашего праздника. Тогда возникло несколько вариантов организационного события, которые мы предложили им на Совете дела.

В совместном обсуждении родились такие инициативы как

-проведение особых уроков, которые бы обучали особым знаниям и умениям, необходимым человеку в то время. Например, «Урок счета» (математика), «Урок наскальной живописи» (искусство), «Школа выживания» (ОБЖ, физкультура), «Урок охоты» (физкультура, технология), «Первобытная магия» и т.д.;

-открытие музея археологических находок, где будут представлены экспонаты того времени: примитивное оружие, украшения, амулеты, орудие труда, предметы быта, а также обменного пункта, где можно обменяться необходимыми для того времени предметами;

-подготовка театральной постановки;

-оформление классных кабинетов под жилища того времени.

2 этап. Оформление инициативных групп и проектной команды. Запуск работы групп.

Вокруг каждой инициативы появилась своя инициативная группа, в которой с помощью педагогов распределяются роли и ответственность. Руководители групп (дети и взрослые) входят в проектную команду, которая согласует задания, составляет план работы, формулирует задания группам. Кроме того, все мастерские и творческие объединения школы также работают на подготовку этого события: в столярной мастерской ребята вместе с педагогом изготавливают простейшее оружие (лук, копья) и орудие труда того времени, в мастерских «Домашний очаг» и «Берестяное узорье» - украшение и предметы быта; в оформительской мастерской продумывается дизайн «пещер и жилищ», оформление сцены; в театральной студии готовится театральная постановка. А ребята из исторического кружка консультируют подготовку этого праздника по всем направлениям.

Для этого они показали фильм об обрядах и ритуалах сибирского народа и сейчас организуют экскурсию в один из томских исторических музеев.

Мы полагаем, что такая подготовка к образовательному событию является образовательными действиями по формированию навыков проектирования и компетентностей совместной деятельности.

Подготовка проходит в течении 1-2 недель на занятиях по выбору, в мастерских , кружках. Один раз в неделю руководители всех групп собираются на Совете дела и обсуждают ход работы, согласуют и корректируют дальнейшие совместные действия.

3 этап. Проведение образовательного события: представление результатов творческих и инициативных групп.

Образовательное событие открывается проведением театрализованной постановки, подготовленной театральной мастерской. Постановка начинает и запускает дальнейшее действия праздника: ребятам раздаются маршрутные листы, по которым участникам события предстоит побывать во всех подготовленных «пещерах»- мастерских, пройти определённые испытания. Мастерские работают в течении 20- 25 минут. Участие предполагает получение жетонов, сумма которых даёт шанс на победу как самого ловкого охотника, отважного первопроходца (в мастерской препятствий), удачливого первобытного рыбака и т.д. Итоги праздника подводятся на общем сборе. Здесь проходят награждения как самых активных участников, победителей испытаний, так и организаторов мастерских. Здесь же на сцене ребята и взрослые высказывают свои мнения, впечатления по поводу состоявшегося праздника. В качестве призов могут быть берестяные грамоты, развивающие игры по исторической тематике, спортивный инвентарь и т.д.

4 этап. Организация рефлексии, анализ полученных результатов

Рефлексия организуется на разных этапах: обсуждение результатов проходит в творческих группах и мастерских; в классах на часах общения (как вариант - опрос в виде анкетирования); на заседании Совета дела, где представители разных классов, руководители и участники групп обсуждают итоги прошедшего события – чему мы научились, что смогли; наши достижения, успехи ( что особенно удалось, получилось); неудачи, трудности, и что можно было бы сделать по- другому в следующий раз. Так во время последнего обсуждения ребята предложили, что поскольку праздник с таким названием проходит уже второй раз, провести подобное образовательное событие «Из истории сибирских народов». И это предложение было принято. Результаты рефлексии и обсуждения обрабатываются и обобщаются. Под результатами следует понимать прежде всего качество и количество инициатив, реализованных в ходе образовательного события; качество и количество групп и качество участия ребят в этих группах; роли, которые дети выбирали и осваивали, участвуя в работе групп; компетенции проектирования, приобретённые детьми и педагогами во время праздника. Достижения ребят заносятся в детские портфолио.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconВ. Н. Виноградов является автором нескольких научных публикаций и...
Балканскому вопросу, автором учебных пособий по новой и новейшей истории, истории зарубежных стран. Данный реферат написан по статье...
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconРабочая программа по курсу история 10 класса составлена на основе...
Программа предназначена для школьников второго концентра обучения. Она призвана актуализировать и углубить знания, раннее полученные...
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconУчебного и учебно-наглядного оборудования для кабинета истории
В сборник вошли программы по истории Древнего мира, Средних веков, по Новой и Новейшей истории зарубежных стран, по истории России...
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconКурс «Всеобщая история : вторая половина 19- начало 21 в.» 11 класс пояснительная записка
Программа предназначена для преподавания в 11 классе социально-гуманитарного профиля по модели второго концентра школьного исторического...
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока icon«Национально-освободительное движение 1857-1859 г г. в Индии»
Семинарские занятия по курсу новой истории зарубежных стран (Восток) проводятся на очном отделении исторического факультета по специальностям...
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconМ. В. Кричевцев История государства и права зарубежных стран Учебно-методический...
«История государства и права зарубежных стран» является одной из обязательных дисциплин в образовательной подготовке студентов юридического...
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconПрограмма и вопросы к экзамену по новой истории стран европы и америки (XVI xix вв.)
Периодизация Новой истории. Предмет и задачи курса, его место в подготовке историков. Основные источники и литература. Методика преподавания...
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconУчебные пособия по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
Ларин А. Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: курс лекций. М. Книжный мир, 2008
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconРабочая учебная программа по дисциплине «Истории государства и права зарубежных стран»
«История государства и права зарубежных стран» для направления 030500 «Юриспруденция» квалификация «Бакалавр юриспруденции»
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconРабочая учебная программа Дисциплины История государства и права зарубежных стран
Курс «История государства и права зарубежных стран» изучается студентами заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030501...
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconРабочая учебная программа Дисциплины Гражданское и торговое право зарубежных стран
Курс «Гражданское и торговое право зарубежных стран» изучается студентами заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030501...
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии...
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран...
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconРабочая учебная программа по дисциплине «Истории государства и права зарубежных стран»
«История государства и права зарубежных стран» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» очной/заочной формы обучения по государственному...
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconКонспект урока по истории России в 9 классе. Тема урока: Февральская...
...
Тема находится в курсе изучения Новой истории зарубежных стран xv-xviiвв. Она открывает этот курс и рассчитана на 3 урока iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и...
По своему характеру история государства и права зарубежных стран правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск