Международная
«Лига развития науки и образования» (Россия)
Международная ассоциация развития науки,
образования и культуры России (Италия) НОУ ВПО «Институт управления» (г. Архангельск) ----------------------------------------------------
ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
«История государства и права
зарубежных стран»
для студентов направления 030900.62«Юриспруденция»,
профиль подготовки – «Гражданское право.
Уголовное право»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
ЯРОСЛАВЛЬ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
2012
Содержание:
1. Цели и задачи дисциплины. 4
2. Содержание дисциплины 5
3.Содержание самостоятельной работы студентов и формы контроляпо темам дисциплины 6
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: 9
5. Материалы по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов. 11
6. Примерная тематика контрольных работ 11
7 Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену: 12
8 Примерные варианты тестов по дисциплине 14
1. Цели и задачи дисциплины. По своему характеру история государства и права зарубежных стран правовая (юридическая) наука, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования.
В отличие от общей истории изучаемый курс не исследует общество в целом, а имеет предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений, ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.
История государства и права зарубежных стран относится к блоку общепрофессиональных дисциплин.
Цели:
- достижение учащимися современных научных знаний курса;
дать студентам целостное представление о наиболее важных проблемах возникновения и развития всеобщей истории государства и права, с целью глубокого понимания государственно-правовых реалий современности, прогнозирование дальнейшего развития государства и права;
выявление исторических закономерностей развития государства и права в мире.
Основные задачи курса:
- изучение конкретных процессов развития государственно-правовых институтов и явлений, проявляющихся в определённом историческом пространстве;
овладеть научным познанием в области истории государства и права, что предполагает освоение и использование философских и специальных научных методов исследования;
в процессе аудиторных занятий, самостоятельного освоения курса истории государства и права зарубежных стран добиться необходимого уровня работы с учебной и научной литературой, источниками права и другими документами;
В программе уделено внимание влиянию религии, идеологии, ценностных ориентаций тех или иных народов на развитие государственно-правовых явлений в мире.
Исходя из конкретных исторических условий жизнедеятельности зарубежных стран, конкретных событий политической жизни государств, правительств, классов, партий в программе поставлена задача выявить исторические закономерности развития государства и права, их специфику по сравнению с закономерностями развития общества, обратить внимание на то, что государство и право занимает особое положение в развитии общества, обладает относительной самостоятельностью, и, следовательно, влияет на все процессы общества вцелом.
2. Содержание дисциплины 5.1. Лекции
№ п/п
| Тема дисциплины
| Тематика лекций
| Интерактивные методы
| Трудоемкость
(час.)
| 1.
| Тема 1. Предмет истории государства и права зарубежных стран
| Учебные вопросы:
1.Предмет государства и права зарубежных стран: исторические процессы возникновения и развития государств мира; история различных систем права и юридических учреждений.
2.Место дисциплины среди общественных наук. Историко-правовой характер истории государства и права зарубежных стран.
3.Методология истории государства и права зарубежных стран.
3.Периодизация истории государства и права зарубежных стран: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время.
| 1. Использование компьютерных иллюстрации, подготовленные с использованием MicrosoftPowerPoint или других средств визуализации материала – 0,5 ч.;
2. Дискуссия – 0,5 ч.
| 2
| 2.
| Тема 2. Государственный строй стран Древнего Востока
| Учебные вопросы:
1.Общие черты древневосточных государств.
2.Социальная структура древневосточных обществ. 3.Государственный строй стан Древнего Востока. 4.Особенности в развитии государств. Древний Египет. Древняя Индия. Древний Китай.
| 1.Использование компьютерных иллюстрации, подготовленные с использованием MicrosoftPowerPoint или других средств визуализации материала – 0,5 ч.;
2. Решение ситуационных задач – 0,5 ч.
| 2
| 3.
| Тема 3. Основные институты буржуазного права
| Учебные вопросы:
1.Революции XVII-XVIII вв. и их роль в формировании права нового типа. Эволюционный процесс становления буржуазного права.
2.Конституционное право – ядро правовых систем нового времени. Закон – ведущий источник буржуазного права.
| 1. Использование компьютерных иллюстрации, подготовленные с использованием MicrosoftPowerPoint или других средств визуализации материала – 1 ч.;
| 2
| ИТОГО:
| 3
| 6
|
3.Содержание самостоятельной работы студентов и формы контроляпо темам дисциплины Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу отводится 79,4 % учебного времени.
Самостоятельная работа студентов представляет собой осознанную познавательную деятельность студентов, направленную на решение задач, определенных преподавателем.
В ходе самостоятельной работы студент решает следующие задачи:
– самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методическиематериалы, разработанные профессорско-преподавательским составом филиала (Института) в помощь студенту;
– изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях;
– осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы и решает задачи;
– самостоятельно изучает отдельные темы (разделы) дисциплины;
– самостоятельно планирует процесс освоения материала в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса;
– совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;
– развивает навыки научно-исследовательской работы.
Самостоятельная работа студента включает виды занятий, отраженные в пункте 4 «Структура и объем дисциплины по видам учебной работы», их содержание представлено в следующей таблице:
№
п/п
| Наименование тем и время на изучение
| Содержание самостоятельной работы
| Форма
контроля
| Вопросы для изучения
| Методы и способы учебной деятельности
| 1.
| Тема 1. Предмет истории государства и права зарубежных стран
| Учебные вопросы:
1.Предмет государства и права зарубежных стран: исторические процессы возникновения и развития государств мира; история различных систем права и юридических учреждений.
2.Место дисциплины среди общественных наук. Историко-правовой характер истории государства и права зарубежных стран.
3.Методология истории государства и права зарубежных стран.
3.Периодизация истории государства и права зарубежных стран: Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время.
| 1. Словесные:
ознакомление с нормативными документами;
работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами, повтор лекционного материала.
| Тестирование
| 2.
| Тема 2. Государственный строй стран Древнего Востока
| Учебные вопросы:
1.Общие черты древневосточных государств.
2.Социальная структура древневосточных обществ. 3.Государственный строй стан Древнего Востока. 4.Особенности в развитии государств. Древний Египет. Древняя Индия. Древний Китай.
| 1. Словесные:
ознакомление с нормативными документами;
работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами, повтор лекционного материала.
| Устный опрос
| 3.
| Тема 3. Основные институты буржуазного права
| Учебные вопросы:
1.Революции XVII-XVIII вв. и их роль в формировании права нового типа. Эволюционный процесс становления буржуазного права.
2.Конституционное право – ядро правовых систем нового времени. Закон – ведущий источник буржуазного права.
| 1. Словесные:
ознакомление с нормативными документами;
работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами, повтор лекционного материала.
| Устный опрос
|
| Тема 4. Страны буржуазной демократии в период мирового экономического кризиса (30-е годы XX в.)
| Учебные вопросы:
1.Мировой экономический кризис 1930-х гг.
2.Соединённые Штаты Америки.
3.Франция.
| 1. Словесные:
ознакомление с нормативными документами;
работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами, повтор лекционного материала.
2. Практические:
решение тестов
| Тестирование
| 5
| Тема 5. Развитие права в новейшее время
| Учебные вопросы:
1.Существенные изменения в политических системах.
2.Изменения в источниках права.
3.Ограничение законодательных правомочий парламентов.
4.Дифференциация законодательства. Стирание граней между публичным и частным правом.
| 1. Словесные:
ознакомление с нормативными документами;
работа с рекомендованной литературой, работа с электронными ресурсами, повтор лекционного материала.
2. Практические:
решение тестов
| Тестирование.
| 6
| Итого на изучение по темам
|
| 38
| 7
| Выполнение контрольной работы
|
| 40
| 8
| Подготовка к экзамену
|
| 75
| ИТОГО
| 153
|
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: А). ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юристъ, 2011 – в 2-х частях. - Учебник / Под ред. проф. К. И. Батыра. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2011. — 496с.
2.Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений, государства и права зарубежных стран. Составители Р.Т. Мухаев. М.: «Издательство Приор», 2010.
Б). ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Антология мировой правовой мысли в 5 т. М., 1999 (Для изучения рекомендуются статьи и тексты по проблемам, предусмотренным учебной программой).
Аристотель. Политика // Соч. в 4 т. Т. 4. М., 1984.
Бакунин М.А. Государственность и анархия // философия. Социология. Политика. М., 1989.
Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
Герцен А.И. К старому товарищу // Утопический социализм в России. Хрестоматия. М., 1985 (или другое издание).
Гоббс Т. Левиафан // Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1991.
Гроции Г. О праве войны и мира. М., 1956.
Десницкий С.Е. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII в. Т. 1. М., 1952.
Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.
Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.
Кант И. Метафизика нравов // Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 2. М., 1965.
Кистяковский Б.А. Философия и социология права, СПб., 1998.
Конституция Н. Муравьева // Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX в. Избранные труды. М., 1985. С. 253—288 (или другое издание).
Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33 (или другое издание).
Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч. в 3 т. Т. 3. М., 1988.
Макиавелли Н. Государь // Избр. произв. М., 1982 (или другое издание).
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. Т. 4 (или другое издание).
Маркс К. Критика Готской программы // Соч. Т. 19 (или другое издание).
Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955.
Мор Т. Утопия. М., 1978 (или другое издание).
Наказ Екатерины II, данный Комиссии о составлении проекта нового Уложения // Ермашов Д.В., Ширинянц А.А. У истоков российского консерватизма. Изд-во Московского ун-та, 1999. С. 137—201.
Платон. Государство. Политик. Законы // Соч. в 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971; Т. 3. Ч. 2. М,, 1972.
Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву (любое издание).
Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Трактаты. М., 1969 (или другое издание).
"Русская Правда" П. И. Пестеля // Восстание декабристов. Документы. Т. VII. М., 1958 (или другое издание)"
Спиноза Б. Политический трактат // Избр. произв. Т. 2, М., 1957 (или другое издание).
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 1, 2. М., 1995.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21 (или другое издание).
Справочно-информационная система Гарант, Консультант
5. Материалы по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов. В качестве видов самостоятельной внеаудиторной работы студентов предусмотрены:
- подготовка к лекциям и другим видам занятий;
- написание контрольной работы;
- подготовка к экзамену.
6. Примерная тематика контрольных работ Государственный строй Древнего Египта.
Основные черты и особенности Афинской демократии.
Особенности государственного строя Спарты.
Государственно-правовая деятельность Перикла.
Государственный строй империи Карла Великого.
Средневековое государство и право Франции. Сеньориальная монархия.
Сравнительная характеристика сословно-представительной монархии в Англии и Франции.
Характерные черты и особенности Французского абсолютизма.
Государственно-правовая деятельность кардинала Ришелье.
10.Нормандское завоевание Англии, его социально-экономические и политические последствия.
11.Особенности формирования английского абсолютизма.
12.Великая Хартия Вольностей 1215 года как один из основополагающих конституционных актов в истории Англии.
13.Государственный строй средневековой Византии.
14.«Варварские правды». Становление раннефеодального права Западной Европы.
15.Особенности абсолютной монархии в Германии.
16.Государственно-правовые последствия Великой Реформации в германии.
17.Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока. Государственно-правовая характеристика средневековой Японии, Индии и Китая.
18.Основные направления развития ислама в современных условиях.
19.Государственно-правовая деятельность пророка Мухаммеда.
20.Политико-правовые последствия «Славной революции» в Англии 1660г.
21.Этапы развития английского абсолютизма.
22.Британская колониальная империя.
23.Гражданская война в США и её правовые последствия.
24.Политический портрет ДЖ. Вашингтона и А. Линкольна.
25.Государственно-правовая деятельность Наполеона 1.
26.Конституционные законы Франции 1875г.
27.Политико-правовые основы Парижской Коммуны во Франции.
28.Веймарская республика в Германии, её особенности и политико-правовое значение в истории международного государства и права.
29.Механизм гитлеровской диктатуры в Германии.
30.Истоки и причины фашизма.
31.Изменения в государственном строе США после Второй мировой войны.
32.Государство и право Англии на современном этапе.
7 Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену: Древний Египет. Номы - первые государственные образования. Власть фараона.
Судебные функции фараона, храмов, намархов, общинных органов самоуправления.
Общественный государственный строй Древней Индии.
Законы Ману. Основные черты и особенности.
Древний Китай. Роль конфуцианской религии в объединении Китая.
Создание централизованных империй в периоды (Цинь и Хань). Многоступенчатый военно-бюрократический аппарат.
Общественный строй Древнего Вавилона.
Законы Хаммурапи. Общая характеристика.
Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена.
10.Основные черты общественного и государственного строя Афинской демократии (5-2 вв. до н.э.)
11.Основные черты афинского права.
12.Общественный и государственный строй Спарты.
13.Государственный строй Рима в период Принципата.
14.Государственный строй Рима в период Домината. Реформы Диоклетиана.
15.Преступления, наказания, процесс в Римском классическом праве.
16.Основные институты Римского классического права.
17.Государственное устройство древнеримской республики.
18.Периодизация и источники римского права.
19.Квиритское право. Законы XII таблиц.
20.Общественный и государственный строй франкского государства.
21 .Основные институты феодального права во Франции.
22.Государственный строй сословно-представительной монархии во Франции.
23.Декларация прав человека и гражданина во Франции 1789г.
24.Конституция 1791г. Учреждение Первой республики во Франции.
25.Якобинская диктатура. Декларация и конституция 1793г.
26.Конституция 1799г. Империя во Франции.
27.Гражданский кодекс Наполеона 1804г.
28.Уголовный кодекс 1810г. во Франции и развитие буржуазного права.
29.Парижская коммуна 1871г.
30.Становление Французского буржуазного права и возникновение континентальной правовой системы.
31.Государственный строй Третьей республики во Франции до первой мировой войны.
32.Четвёртая республика во Франции. Конституция 1946г.
33.Пятая республика во Франции. Конституция 1958г.
34.Возникновение и развитие англосаксонской правовой системы.
35.Источники и основные черты англосаксонской системы права в феодальный период.
36.Уголовное право и процесс в феодальной Англии.
37.Сословно-представительная монархия в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент Англии.
38.Возникновение буржуазного права в Англии.
39.Развитие английского права и процесса в XVIII - Х1Хвв.
40.Особенности развития английского гражданского права в XVIII-ХХ вв.
41.Эволюция конституционной монархии в Англии в XIX– начале ХХ вв.
42.Избирательные реформы в Англии в XIX– начале ХХ вв.
43.Развитие англосаксонского буржуазного трудового законодательства в XIX – начале ХХ вв.
44.Основные изменения в государственном строе Великобритании во второй половине ХХ в.
45.Феодальное право Германии: источники и основные черты.
46.Периодизация и государственное устройство феодальной Германии.
47.Формы объединений германских государств в начале Х1Х в. Образование Северо-Германского Союза (1815г.).
48.Развитие гражданского права в Германии в Х1Х в.
49.Создание Германской империи. Имперская конституция 1871г.
50.Веймарская конституция 1919г.
51.Кризис Веймарской республики и приход к власти фашистов в Германии.
52.Государственный механизм фашистской диктатуры в Германии.
53.Конституция ФРГ 1949г.
54.Становление и эволюция государственного строя ФРГ во втор, пол XXв.
55.Американская революция и Декларация независимости 1776г.
56.Конституция США 1778г. Билль о правах.
57.Эволюция государственности США с конца XVIII - начало ХХ вв.
58.Развитие государственно-монополистического капитализма в США в ХХв.
59.Реформы избирательного права в США. Законодательство против расовой дискриминации.
60.Кризис 1929-1933гг. в США. Президент Ф.Рузвельт. Его «новый курс».
61.Изменения в гражданском буржуазном законодательстве Х1Хв. Субъекты права.
62.Буржуазные революции и возникновение буржуазного права.
63.Право собственности - основной институт гражданского буржуазного права. Тенденции развития в ХХ в.
64.Изменения в гражданском буржуазном законодательстве в ХХ в.
65.Изменения в праве собственности ведущих буржуазных государств в ХХ в.
66.Основные тенденции развития уголовного права буржуазных государств в ХХ в.
67.Изменения в системах буржуазного права в ХХ в.
68.Эволюция системы современного права. Тенденции к взаимодействию правовых систем различных государств.
8 Примерные варианты тестов по дисциплине ВАРИАНТ 1.
1. Право возникло:
А) - позже государства;
Б) - раньше государства;
В) - параллельно с государством.
2. К какой части правовой нормы справедливо определение: «вид и мера наказания, если субъекты не выполнили предписания нормы, или поощрения за соблюдение рекомендуемых действий»?
А) - гипотеза;
Б) - диспозиция;
В) - санкция.
3. Какой из данных источников относится к позитивному праву?
А) - обычай;
Б) - законодательные акты;
В) - доктрины.
4. Возможно ли в структуре правовой нормы упущение какого-либо элемента?
А) - нет;
Б) - да.
5. Являются ли синонимами категории «система права» и «система законодательства»?
А) - да;
Б) - нет;
В) - да, только в правовом государстве.
6. Автор труда «Об общественном договоре»…
А) - Аристотель;
Б) - Жан-Жак Руссо;
В) - Френсис Бэкон.
7. По своему отношению к воли человека юридические факты разделяются на…
А) - события и действия;
Б) - желания и реалии;
В) - возможности и отсутствия возможности;
Г) - бездействия и стремления.
8. Какое из данных понятий «шире»?
А) - отрасль права;
Б) - правовой институт.
9. По общему определению право – это …
А) - система норм, установленная государством, имеющая общеобязательный характер, охраняемая и обеспечиваемая государством;
Б) - совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения;
В) - система правоотношений, возникающих в связи с применение законодательных актов.
10. Судебный прецедент – источник права в наибольшей мере характерный…
А) - романо-германской правовой системе;
Б) - мусульманской правовой системе;
В) - англо-саксонской правовой системе
Г) - южно-африканской правовой системе.
11. Позитивное право – это…
А) - право, исходящее от государства;
Б) - право, принадлежащее человеку от рождения;
В) - право, дарованное человеку богом.
12. Право на жизнь относится к …
А) - естественному праву;
Б) - позитивному праву.
13. По способу охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида:
А) - управомочивающие и обязывающие;
Б) - императивные и диспозитивные;
В) - правовосстановительные и карательные;
Г) - бланкетные и запретительные.
14. Правонарушение – это…
А) - виновное или противоправное нарушение договорных норм;
Б) - виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом;
В) - виновное, уголовно наказуемое законом противоправное общественно-опасное деяние.
15. Законодательство включает в себя…
А) - все законы и подзаконные акты;
Б) - только законодательные акты;
В) - все законы и подзаконные акты, судебную практику.
16. Естественно-правовая теория происхождения государства и права…
А) - рассматривает государство как результат божественного творения;
Б) - рассматривает государство как насильно образованное путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими;
В) - рассматривает государство как результат появления и разрастания семьи;
Г) - рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора).
17. Теория теологического происхождения права определяет право как….
А) - результат деятельности монарха и его приближенных;
Б) - результат божественного воздействия;
В) - результат усилий и опыта нескольких поколений людей.
18. К какой группе методов исследования, применительно к ТГП следует отнести следующие: метод толкования норм права, метод выработки правовых решений?
А) - общие методы;
Б) - специальные методы;
В) - частные методы.
19. Как схематично можно выразить структуру правовой нормы?
А) - при условии – отсюда – за исключением;
Б) - если – то - иначе;
В) - если – иначе – затем.
20. Наиболее легким является проступок/правонарушение….?
А) - уголовное;
Б) - гражданское;
В) - административное.
ВАРИАНТ 2.
1. Право возникло:
А) - позже государства;
Б) - раньше государства;
В) - параллельно с государством.
2. К какой части правовой нормы справедливо определение: «вид и мера наказания, если субъекты не выполнили предписания нормы, или поощрения за соблюдение рекомендуемых действий»?
А) - гипотеза;
Б) - диспозиция;
В) - санкция.
3. Какой из данных источников относится к позитивному праву?
А) - обычай;
Б) - законодательные акты;
В) - доктрины.
4. Возможно ли в структуре правовой нормы упущение какого-либо элемента?
А) - нет;
Б) - да.
5. Являются ли синонимами категории «система права» и «система законодательства»?
А) - да;
Б) - нет;
В) - да, только в правовом государстве.
6. Автор труда «Об общественном договоре»…
А) - Аристотель;
Б) - Жан-Жак Руссо;
В) - Френсис Бэкон.
7. По своему отношению к воли человека юридические факты разделяются на…
А) - события и действия;
Б) - желания и реалии;
В) - возможности и отсутствия возможности;
Г) - бездействия и стремления.
8. Какое из данных понятий «шире»?
А) - отрасль права;
Б) - правовой институт.
9. По общему определению право – это …
А) - система норм, установленная государством, имеющая общеобязательный характер, охраняемая и обеспечиваемая государством;
Б) - совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения;
В) - система правоотношений, возникающих в связи с применение законодательных актов.
10. Судебный прецедент – источник права в наибольшей мере характерный…
А) - романо-германской правовой системе;
Б) - мусульманской правовой системе;
В) - англо-саксонской правовой системе
Г) - южно-африканской правовой системе.
11. Позитивное право – это…
А) - право, исходящее от государства;
Б) - право, принадлежащее человеку от рождения;
В) - право, дарованное человеку богом.
12. Право на жизнь относится к …
А) - естественному праву;
Б) - позитивному праву.
13. По способу охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида:
А) - управомочивающие и обязывающие;
Б) - императивные и диспозитивные;
В) - правовосстановительные и карательные;
Г) - бланкетные и запретительные.
14. Правонарушение – это…
А) - виновное или противоправное нарушение договорных норм;
Б) - виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом;
В) - виновное, уголовно наказуемое законом противоправное общественно-опасное деяние.
15. Законодательство включает в себя…
А) - все законы и подзаконные акты;
Б) - только законодательные акты;
В) - все законы и подзаконные акты, судебную практику.
16. Естественно-правовая теория происхождения государства и права…
А) - рассматривает государство как результат божественного творения;
Б) - рассматривает государство как насильно образованное путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими;
В) - рассматривает государство как результат появления и разрастания семьи;
Г) - рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора).
17. Теория теологического происхождения права определяет право как….
А) - результат деятельности монарха и его приближенных;
Б) - результат божественного воздействия;
В) - результат усилий и опыта нескольких поколений людей.
18. К какой группе методов исследования, применительно к ТГП следует отнести следующие: метод толкования норм права, метод выработки правовых решений?
А) - общие методы;
Б) - специальные методы;
В) - частные методы.
19. Как схематично можно выразить структуру правовой нормы?
А) - при условии – отсюда – за исключением;
Б) - если – то - иначе;
В) - если – иначе – затем.
20. Наиболее легким является проступок/правонарушение….?
А) - уголовное;
Б) - гражданское;
В) - административное.
|