Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России «Утверждаю»
Заместитель Министра МЧС России
П.А. Попов
Москва
2012 г. НАСТАВЛЕНИЕ
по организации деятельности центров управления в кризисных ситуациях МЧС России
ВВЕДЕНИЕ Настоящее наставление по организации деятельности центров управления в кризисных ситуациях МЧС России (далее – Наставление) содержит основные положения и рекомендации по работе органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) при различных режимах функционирования.
Наставление разработано с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), а также других документов, регламентирующих деятельность органов повседневного управления РСЧС в различных режимах функционирования.
Наставление может быть использовано органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС, а также в качестве методического пособия для учебных заведений и учебно-методических центров. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Основные понятия 1.1. Аварийно-спасательное формирование (далее – АСФ) - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Нештатные аварийно-спасательные формирования - самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащённые спасательной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах ЧС.
Общественные аварийно-спасательные формирования - объединения, подразделения, создаваемые общественными организациями для участия в проведении работ по ликвидации ЧС.
1.2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее – АСДНР) – совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) (зоне поражения), заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
1.3. Аварийно-спасательные работы (далее – АСР) - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
1.4. Аварийно-восстановительные работы (далее – АВР) – первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территорий.
1.5. Готовность органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) - способность органов управления в любых условиях обстановки и в установленные сроки успешно выполнить возложенные на них задачи.
1.6. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1.7. Единая дежурно - диспетчерская служба муниципального образования (далее - ЕДДС) - орган повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.
1.8. Зона ЧС - территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
1.9. Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
1.10. Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС) - орган повседневного управления РСЧС на федеральном уровне.
1.11. Оперативная дежурная служба в системе МЧС России - осуществление несения оперативного дежурства оперативными дежурными сменами (далее – ОДС) в целях своевременного приведения органов управления МЧС России в различные степени готовности; организация непрерывного сбора и обработки данных обстановки на территории Российской Федерации (далее – РФ) (соответствующего федерального округа (далее – ФО), субъекта РФ); организация взаимодействия и обмена оперативной информацией с федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями при осуществлении мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
1.12. Оперативное (экстренное) реагирование на ЧС - осуществление взаимосвязанных действий органов управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения ЧС, своевременному оповещению о ней населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации ликвидации ЧС соответствующими силами и средствами.
1.13. Организация реагирования и оперативного управления в кризисных ситуациях - комплекс мероприятий, осуществляемых органами управления РСЧС в целях создания благоприятных условий для успешной ликвидации возникших ЧС, эффективного применения сил и средств и поддержания их высокой готовности.
1.14. Организация связи - составная часть мероприятий РСЧС, охватывающая вопросы подготовки и практического применения узлов и подразделений связи, включающая планирование, постановку задач узлам и подразделениям связи и руководство ими в процессе развертывания, функционирования и свертывания системы связи, в том числе с использованием оперативных и технических возможностей единой сети электросвязи РФ.
1.15. Органами повседневного управления РСЧС являются:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
1.16. Организация управления в РСЧС - совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и уполномоченных организаций, ведущая к образованию и совершенствованию взаимосвязей между органами управления, силами и средствами функциональных и территориальных подсистем (далее - Ф и ТП) и звеньев РСЧС.
1.17. Пункт управления РСЧС (далее – ПУ РСЧС) - оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы управления РСЧС осуществляют управление силами и средствами ликвидации ЧС.
1.18. Режим функционирования органов управления и сил РСЧС - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил РСЧС и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.
1.19. Силы постоянной готовности – составная часть сил и средств МЧС России, находящаяся на дежурстве и предназначенная для быстрого прибытия и проведения в минимально возможный короткий срок аварийно-спасательных работ в зонах ЧС как в России, так и за рубежом.
1.20. Территориальная подсистема РСЧС - подсистема РСЧС, создаваемая в субъекте РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах его территорий и состоящая из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этой территории.
1.21. Территориальные органы МЧС России - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – РЦ МЧС России) и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны (далее – ГО) и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее - ГУ МЧС России по субъектам РФ).
1.22. Управление ликвидацией ЧС - процесс целенаправленного воздействия со стороны субъекта управления (руководителей и органов управления) на объекты управления - подчинённые органы управления и силы путем выработки и организации выполнения управляющих воздействий (решений), определяющих задачи подчиненным, порядок и способы их выполнения, обеспечивающие наиболее полное использование потенциальных возможностей сил для эффективного выполнения стоящих задач.
1.23. Функциональная подсистема РСЧС - подсистема РСЧС, создаваемая ФОИВ или уполномоченной организацией для организации работы в области защиты населения (персонала) и территорий (объектов) от ЧС в сфере деятельности этого органа (организации).
1.24. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. 1.2. Основные задачи ЦУКС МЧС России Основными задачами деятельности ЦУКС МЧС России являются:
обеспечение на соответствующих уровнях функционирования органов управления РСЧС и ГО, управления их силами и средствами;
обеспечение управления силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС, происшествий на водных объектах, ликвидации дорожно-транспортных происшествий, а также силами и средствами, предназначенными и выделяемыми для борьбы с пожарами на соответствующей территории;
оповещение, контроль наличия и готовности сил и средств оперативного реагирования МЧС России к действиям при ЧС мирного и военного времени;
обеспечение в рамках Ф и ТП РСЧС информационного взаимодействия с территориальными органами ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также соответствующими силами постоянной готовности;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;
осуществление в пределах своей компетенции своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей, а также об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
обеспечение оповещения и информирования органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС о ЧС в условиях мирного и военного времени;
сбор и обработка информации в области гражданской обороны, обеспечение в установленном порядке непрерывного управления силами и средствами ГО при переходе с мирного на военное время, в том числе передачи сигналов о приведении системы ГО в соответствующие степени готовности на территориях субъектов Российской Федерации. 1.3. Организация работы ЦУКС МЧС России 1.3.1. Деятельность ЦУКС МЧС России организуется во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России (далее - ЦА), территориальных органов МЧС России.
1.3.2. Координацию деятельности ЦУКС МЧС России осуществляют Департамент гражданской защиты, заместители начальников территориальных органов МЧС России по защите и курирующие вопросы антикризисного управления (заместители по антикризисному управлению), управления (отделы) оперативного планирования и управления (отделы) гражданской защиты в территориальных органах МЧС России.
1.3.3. Для организации и обеспечения оперативного управления силами и средствами ЦУКС МЧС России совместно со структурными подразделениями ЦА, территориальных органов МЧС России, а так же координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС в ходе предупреждения и ликвидации ЧС решаются задачи по:
планированию и организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
организации взаимодействия с органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
координации действий сил территориальных и функциональных подсистем РСЧС, участвующих в проведении работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
организации информирования населения.
1.3.4. В целях выполнения возложенных задач ЦУКС МЧС России совместно со структурными подразделениями ЦА, территориальных органов МЧС России осуществляются следующие функции:
непрерывный контроль выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, учёт и анализ данных обстановки;
прогнозирование масштабов последствий ЧС, в том числе с учетом воздействия вторичных поражающих факторов;
планирование мероприятий по предупреждению, ликвидации ЧС, всестороннему обеспечению действий сил РСЧС, а также привлечению, при необходимости, в установленном порядке общественных организаций и населения;
создание группировки сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС, необходимой для предупреждения и ликвидации ЧС;
организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) субъектов РФ и органами местного самоуправления;
организация всех видов обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, определение источников покрытия расходов;
организация связи с КЧС и ОПБ субъектов РФ, органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС при ликвидации ЧС;
обеспечение безопасности работ по предупреждению и ликвидации ЧС;
организация комплексного информирования населения в районе ЧС; организация информационного обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС через аккредитованные средства массовой информации и Интернет ресурсы;
координация работы по формированию и доставке в установленном порядке в район ЧС гуманитарной помощи;
формирование докладов в администрацию Президента РФ, Правительство РФ;
подготовка проектов распорядительных документов Правительства РФ о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ;
подготовка проектов распорядительных и аналитических документов Правительства РФ, Правительственной комиссии, МЧС России.
1.3.5. При возникновении (угрозе возникновения) ЧС, пожаров и социально-значимых происшествий для организации работы в составе рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении ЧС межрегионального и федерального характера (далее - рабочая группа Правительственной комиссии) осуществляется сбор руководящего состава МЧС России, руководителей структурных подразделений ЦА МЧС России, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России.
Решение на сбор руководящего состава МЧС России и перечень привлекаемых структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения принимается директором Департамента гражданской защиты по согласованию с заместителем Министра (руководителем рабочей группы Правительственной комиссии), исходя из складывающейся обстановки и доводится до старшего оперативного дежурного - дежурного заместителя начальника НЦУКС. В территориальных органах решение принимаются начальниками территориальных органов по предложению заместителей начальников по защите и курирующих вопросы антикризисного управления (заместители по антикризисному управлению) и доводятся до СОД ЦУКС территориальных органов МЧС России.
1.3.6. Порядок работы должностных лиц структурных подразделений ЦА, территориальных органов МЧС России совместно со специалистами ЦУКС МЧС России:
должностные лица структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России осуществляют свою деятельность во взаимодействии со специалистами соответствующих подразделений ЦУКС МЧС России;
для использования в работе структурными подразделениями ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России разрабатываются образцы формализованных и информационно-справочных документов для специалистов АРМ, закрепленных за ними;
специалисты ЦУКС МЧС России отрабатывают формализованные и информационно-справочные документы для структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России, обеспечивают деятельность и организуют информационную и документационную поддержку рабочей группы Правительственной комиссии, оперативных штабов и оперативных групп субъектов РФ.
1.3.7. Осуществление контроля за своевременным пополнением и уточнением формализованных и информационно-справочных документов, размещенных на АРМ ОДС ЦУКС МЧС России, возлагается на структурные подразделения ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, структурными подразделениями ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России в соответствии со схемой закрепления АРМ.
Проверка укомплектованности АРМ и их технического состояния, исправности средств связи и передачи данных осуществляется:
в повседневной деятельности - ежедневно при приеме дежурства должностными лицами ОДС ЦУКС МЧС России, ежеквартально ответственными должностными лицами структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, в территориальных органах МЧС России - ежемесячно, а также в ходе проводимых учений (тренировок);
в режиме ЧС - ежедневно при приеме дежурства должностными лицами ОДС ЦУКС МЧС России и заступающими в дежурную смену специалистами структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, структурными подразделениями ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения, территориальных органов МЧС России. |