ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ОАО «УРАЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ЭКОЛОГИИ"
ФГУП РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
ПодпрограммА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ НАСЕЛЕНИя Ханты-Мансийского автономного округа – ЮГРЫ КОМПЛЕКСНой Программы «развития и модернизации
жилищно-коммунального комплекса
Ханты-Мансийского автономного округа – ЮГРЫ
на 2005-2012 гг.»
Екатеринбург
2005
РЕФЕРАТ В работе приведен анализ функционирования водопроводно-канализационной системы ХМАО. Рассчитана потребность округа в питьевой воде на перспективу (2012 г.). Проанализированы основные направления реформирования системы ВКХ. Разработаны поизводственно-технические направления, включающие: модернизацию и новое строительство систем ВКХ; внедрение ресурсосберегающих технологий; определены основные источники финансирования Подпрограммы и средства на ее выполнение. Рассчитан экономический эффект от реализации Подпрограммы.
Отчет состоит из 3-х томов. Том 1 – 212 стр., 39 таблиц, 29 рисунков.
Том 2. «Правовое и медическое обеспечение Подпрограммы»
Том 3. «Титульные списки объектов водоснабжения и канализации» Программа разработана:
ОАО «Уральский центр энергосбережения и экологии»
ФГУП «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов (РосНИИВХ)
Ануфриев В.П., генеральный директор ОАО «Уральский центр энергосбережения и экологии», к.т.н.
Ярков С.Н., главный инженер ОАО «Уральский центр энергосбережения и экологии»
Прохорова Н.Б., научный руководитель, директор ФГУП «РосНИИВХ», д.э.н., профессор, академик РЭА
Могиленских Н.А., ответственный исполнитель, зав. отделом УВР ФГУП «РосНИИВХ»
Коваленко Л.С., главный специалист отдела УВР ФГУП «РосНИИВХ»
Долгополова З.Ф., инженер I категории отдела УВР ФГУП «РосНИИВХ»
Безматерных Н.С., ведущий специалист отдела УВР ФГУП «РосНИИВХ»
Черняк В.Я., ведущий научный сотрудник отдела УВР ФГУП «РосНИИВХ», к.т.н.
Сохарева Л.В., инженер I категории отдела УВР ФГУП «РосНИИВХ»
Белова Л.П., ведущий специалист отдела УВР ФГУП «РосНИИВХ» Авторы Подпрограммы выражают благодарность за содействие и помощь директору «Департамента развития жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Звереву Г.Н., зам. директора Департамента, начальнику Управления инженерно-технического обеспечения Зайцеву Е.А., начальнику отдела «Водоснабжения и канализации» Юсупову М.С.
Кроме того, авторы выражают благодарность Главам МО по вопросам ЖКХ, сотрудникам комитетов ЖКХ, специалистам по водопотреблению и водоотведению МУПов за содействие и помощь в сборе информации и обсуждении основных мероприятий Подпрограммы «Обеспечение качественной питьевой водой населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………………… 211
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач государства является сохранение и поддержание на соответствующем критериям цивилизованного общества уровне состояние здоровья населения, при этом безопасность питьевого водоснабжения – одна из главнейших ее составляющих. Общепризнанно, что одним из важнейших направлений решения этой задачи служит обеспечение населения водой, соответствующей действующим нормативам качества и в необходимом количестве.
Второй, не менее важной задачей, является задача экологической безопасности водопользования в водном секторе ЖКХ именно в настоящее время, когда идет реструктуризация ЖКХ, изменеяются формы собственности в водопроводно-канализационном хозяйстве городов и поселков, создается новая экономическая основа их деятельности.
Основные цели и задачи Подпрограммы «Обеспечение качественной питьевой водой населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в составе комплексной Программы «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2012 гг» полностью совпадают со стратегической целью и задачами государственной водохозяйственной политики.
В Подпрограмме предлагаются новые пути и принципы решения проблемы обеспечения водой населения Ханты-Мансийского округа:
максимальный учет географических и геологических факторов;
учет региональных особенностей водоснабжения при соблюдении единой федеральной политики и законодательной базы;
сбалансированное развитие системы водоснабжения (водоотведения) и промышленности округа;
соблюдение принципа устойчивого развития, позволяющего не истощать водные ресурсы округа;
гибкая организационно-техническая структура системы водоснабжения, сочетающая централизованное, нецентрализованное и автономное водоснабжение.
Подпрограмма «Обеспечение качественной питьевой водой населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» определяет основные направления модернизации и развития объектов водоснабжения и водоотведения, нацеленные на повышение надёжности и эффективности функционирования систем, повышение обеспеченности населения бесперебойными и качественными услугами водоснабжения и водоотведения.
Для оценки существующего технического состояния объектов водоснабжения и водоотведения собрана и проанализирована вся имеющаяся в регионе информация, получено современное представление о состоянии системы управления водными ресурсами и городских систем водоснабжения и водоотведения, а также обобщены мнения ведущих специалистов Ханты-Мансийского округа о путях улучшения ситуации и о приоритетности решаемых задач.
При разработке Подпрограммы были учтены следующие положения Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О разработке комплексной Программы «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа на 2005-2012 гг»:
важнейшей задачей модернизации сооружений и оборудования ВКХ является повышение их ресурсной эффективности;
перечень основных мероприятий по реконструкции и развитию объектов водоснабжения и водоотведения населенных пунктов и масштабы финансирования Подпрограммы;
структура основных источников финансирования Подпрограммы.
Подпрограмма определяет организационную и техническую политику, масштабы и источники финансирования мероприятий, необходимую нормативно-правовую базу для регулирования отношений в системе водоснабжения, а также механизмы привлечения значительных инвестиций для финансирования проектов, направленных на повышение надежности водопроводных и канализационных сооружений, экономии водных ресурсов и экологической безопасности водопользования.
Подпрограмма определяет также систему организации ее реализации и контроля за исполнением, процедур согласования инвестиционных программ при формировании инвестиционной тарифной составляющей на услуги водоснабжения и водоотведения, использования муниципальных стандартов услуг водоснабжения и водоотведения.
Подпрограмма включает «Титульный перечень проектов реконструкции и развития объектов водоснабжения и водоотведения» для всех городских и сельских поселений округа. По закону «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» от 29.11.2004 г. было образовано 13 городских округов, 9 муниципальных районов и 91 городское и сельское поселение. ВЫВОДЫ Существующий уровень развития коммунальной инфраструктуры в городах округа (производительность водозаборов, ВОС, КОС) в основном является достаточным и требуется только модернизация объектов; в сельских поселениях наряду с модернизацией – новое строительство (Рисунок 1).
В сочетании с частым несоблюдением санитарно-гигиенических норм качества питьевой воды, обусловленных как сложным составом природных вод, так и высокой антропогенной нагрузкой, системы водоснабжения городов и поселков ХМАО зачастую не обеспечивают население и других абонентов услугами на современном уровне.
На сегодняшний день воду, соответствующую российским стандартам, получает население городов Когалым, Лангепас, Покачи, Радужный, Сургут.
Расчетная потребность в питьевой воде на перспективный уровень 2012 года составит 134 млн. м3. По сравнению с современным использованием (171,8 млн. м3) снижение водопотребления составит 37,8 млн. м3, в том числе: на нужды населения – 9,3 млн. м3, на нужды промышленных предприятий и собственные нужды предприятий ЖКХ – 28,5 млн. м3.
Объем сброса сточных вод сократится на 19,4 % и составит 132,6 млн. м3.
Реализация Подпрограммы развития систем водоснабжения и канализации позволит:
обеспечить бесперебойное, гарантированное удовлетворение потребностей населения ХМАО в питьевой воде в необходимом количестве и с качеством, отвечающим европейским нормативам;
создать устойчивый и надежный механизм водоснабжения и водоотведения, обеспечивающий комфортный образ жизни;
установить четкие правовые отношения между производителями и потребителями воды.
внедрить современные технологии водоочистки и обеззараживания;
обеспечить экономию энергоресурсов и оптимизировать режим работы системы водоснабжения;
повысить надежность системы подачи воды;
ликвидировать сброс загрязненных сточных вод;
внедрить современные технологии очистки на сооружениях канализации;
улучшить экологическую обстановку в округе.
Рисунок 1. Соотношение существующих мощностей инфраструктуры ВКХ с обеспечением населения округа питьевой водой |