Т.Н. Иванова. Экологическая климатология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600.62 «Гидрометеорология». Профиль подготовки «Гидрология», форма обучения очная. Тюмень, 2013, 29 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Экологическая климатология [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: С.И. Ларин, к.г.н., доцент
© Тюменский государственный университет, 2013.
© Т.Н. Иванова, 2013. 1.Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: формирование у студентов целостного представления об экологических особенностях атмосферы.
Задачи дисциплины:
Развить представления о климате, как важнейшем экологическом факторе, участвующем в реализации фундаментальных биологических законов, обеспечивающих существование и эволюционное развитие живых организмов.
Изучить физические свойства и факторы атмосферы – погоду и климат, которые в силу своей пространственно-временной изменчивости создают специфику окружающей среды, на которую откликаются живые организмы.
Формирование профессиональных компетенций и навыков в области экологической климатологии. Освоение современных методов комплексных исследований состояния климата, антропогенно обусловленных изменений природной среды, способов мониторинга и прогнозирования эколого-климатических ресурсов для целей обеспечения устойчивого развития как отдельных регионов, так и страны в целом.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Атмосфера – один из компонентов среды, окружающей человека, ее состояние влияет практически на все стороны человеческой деятельности и биоту. Поэтому общий курс «Экологическая климатология» находится в числе дисциплин определяющих образование студента по направлению «Гидрометеорология».
Дисциплина «Экологическая климатология» входит в блок профессиональный цикл, вариативной части, дисциплины по выбору ООП по направлению подготовки «Гидрометеорология».
Дисциплина «Экологическая климатология» логически и содержательно методически связана с дисциплинами: естественнонаучного цикла «Физика», «Экология», «Биология»; профессионального цикла «Метеорология и климатология», «Землеведение», «Ландшафтоведение», «Биогеография».
Обучающийся при освоении данной дисциплины должен владеть базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, метеорологии и климатологии, экологии, биологии, землеведения.
Освоение дисциплины «Экологическая климатология» необходимо как предшествующее для изучения дисциплин профессионального цикла «Гидробиология и водная экология», «Водная экотоксикология», «Гидролого-экологические проблемы Тюменского региона», «Океанология», «Экологическая гидрология».
1.3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Экологическая климатология» с другими частями ООП определяется следующей совокупностью общепрофессиональных компетенций, получаемых студентами в результате ее освоения:
•теоретическими знаниями в области охраны атмосферы и гидросферы (вод суши и Мирового океана), основами управления в сфере использования климатических, водных и рыбных ресурсов (ПК-5);
•разрабатывает прогноз погоды и климата, оценивает влияние метеорологических факторов на состояние окружающей среды, осуществляет метеорологическую экспертизу промышленных, сельскохозяйственных объектов (ПК-15);
Студент должен:
знать: экологические особенности атмосферы;
уметь: анализировать метеопатические признаки организмов, эффективно использовать биоклиматические индексы для решения прикладных задач;
владеть: профессионально профилированными знаниями, умениями и навыками в области экологической климатологии.
Таблица 1
Код компетенции: ПК 5
Теоретическими знаниями в области охраны атмосферы и гидросферы (вод суши и Мирового океана), основами управления в сфере использования климатических, водных и рыбных ресурсов.
| Знает
| Основные понятия и теоретические концепции, законы, закономерности, атмосферных процессов и явлений; мправила техники безопасности при работе с измерительными приборами; принципы работы измерительных приборов.
| причинно-следственные
связи и
закономерности
развития
происходящих
в
атмосфере
явлений и
процессов.
| Методологию науки; региональные
особенности
формирования
климата; современные
тенденции
изменения
глобального и
местного
климатов; метеорологические
приборы и методы
наблюдений; проблемы и
перспективы
развития
разделов метеорологии и
климатологии
|
| Умеет
| определять
характеристики
физического
состояния
атмосферы, объяснять
сущность
процессов, протекающих в
атмосфере;
описывать
климатические
особенности
территории; проводить
метеорологические
наблюдения.
| анализировать метеорологические элементы, эффективно использовать метеорологическую информацию для решения прикладных задач.
| Использовать теоретически и методический материал для выявления
особенностей
распространения
загрязняющих
веществ в
атмосфере; прогнозировать и характеризовать катастрофические явления и процессы, читать и анализировать карты погоды.
|
| Владеет
| навыками
работы с
картами, графическими
материалами и
таблицами
метеорологических данных, стандартными метеорологическими приборами; полученными знаниями для объяснения явлений и процессов.
| методиками
сбора, обработки и анализа первичной метеорологической
информации с использованием ежедневных синоптических карт и спутниковых снимков; методиками
оценки состояния
погоды и
прогнозирования
метеорологических
условий; стандартными метеорологическими приборами и навыками простейших метеорологических, градиентных и актинометрических наблюдений.
| Методологией науки, методиками
прогнозирования
атмосферных
процессов и
явлений; методиками
анализа
экологической
ситуации.
|
| Код компетенции: ПК 15
Формулировка компетенции: Разрабатывает прогноз погоды и климата, оценивает влияние метеорологических факторов на состояние ОС, осуществляет метеорологическую экспертизу промышленных, сельскохозяйственных объектов.
|
| Минимальный
| Базовый
| Повышенный
|
| Знает
| Основные понятия, теоретические концепции, законы, закономерности формирования агрофитоценозов. Особенности работы приборов в различных природных условиях.
| Процедуру составления видов и типов прогноза погоды. Правила работы с картографическими и статистическими материалами. Метеопатические признаки организмов.
| Методики прогнозирования опасных агроклиматических явлений для человека и хозяйственных объектов. Моделирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
|
| Умеет
| Осуществлять сбор необходимой гидрометеорологической информации в соответствии с запросом; использовать современные методики сбора информации в станционных и полевых условиях.
| Самостоятельно осуществлять обработку метеорологической информации и интерпретацию результатов.
| Профессионально оформлять и представлять результаты агрометеорологических исследований; современные технологии и программные средства.
|
| Владеет
| Базовыми знаниями для обработки, анализа метеорологических характеристик и методиками работы с техническими средствами.
| Методами агрометеорологических измерений, методами статистических измерений, методами статистической обработки и анализа метеорологических измерений, методами прогнозирования агрометеорологических характеристик.
| Процедурами метеорологического обеспечения строительства и функционирования хозяйственных объектов, правилами проведения экспертизы объектов. Навыками составления проектов производственных метеорологических работ.
|
| 2.Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр 6. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
3.Тематический план
Таблица 2
Тематический план
№
| Тема
| Недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Итого часов в интерактивных формах
| Итого количество баллов
| Лекции
| Семинарские (практические)
занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Модуль 1
| 1
| Тема 1.Климат и жизнь. Атмосфера–среда обитания.
| 1,2
| 4
| 4
| 6
| 14
| 6
| 0-14
| 2
| Тема №2 Практика экоклимата.
| 3,4,5
| 6
| 6
| 12
| 24
| 24
| 0-21
|
| Всего
|
| 10
| 10
| 18
| 38
| 30
| 0-35
| Модуль 2
| 3
| Тема №2 Практика экоклимата.
| 6,7,8
| 6
| 6
| 12
| 24
| 24
| 0-21
| 4
| Тема №3 Антропогенное загрязнение воздушной среды и его следствия.
| 9,10
| 4
| 4
| 6
| 14
| 14
| 0-14
|
| Всего
|
| 10
| 10
| 18
| 38
| 38
| 0-35
| Модуль 3
| 5
| Тема №3 Антропогенное загрязнение воздушной среды и его следствия.
| 11
| 2
| 2
| 4
| 8
| 8
| 0-7
| 6
| Тема №4 Роль климатических ресурсов в решении социальных и экологических проблем.
| 12,13
| 4
| 4
| 8
| 16
| 16
| 0-16
| 7
| Тема №5 Климатические аспекты экологической экспертизы.
| 14
| 2
| 2
| 4
| 8
| 8
| 0-7
|
| Всего
|
| 8
| 8
| 16
| 32
| 32
| 0-30
|
| Итого (часов, баллов)
|
| 28
| 28
| 52
| 108
| -
| 0-100
|
| Итого часов в интерактивных формах
|
| 28
| 24
| 48
| -
| 100
| -
|
Таблица 3
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля № темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Комплексные ситуационные задания
| Кейс-стади
| Итого количество баллов
| Блиц-опрос
| Ответ на семинаре
| Активное резюмирование
| Практическое занятие
| Контрольная работа
| Реферат
| Модуль 1
| 1.
| -
| -
| 0-1
| 0-1
| 0-12
| -
| -
| -
| 0-14
| 2.
| -
| 0-6
| 0-1,5
| 0-1,5
| -
| -
| -
| 0-12
| 0-21
| Всего
| -
| 0-6
| 0-2,5
| 0-2,5
| 0-12
| -
| -
| 0-12
| 0-35
| Модуль 2
| 2.
| 0-2
| -
| 0-1,5
| 0-1,5
| -
| -
| -
| 0-16
| 0-21
| 3.
| -
| -
| 0-1
| 0-1
| -
| -
| 0-4
| 0-8
| 0-14
| Всего
| 0-2
| -
| 0-2,5
| 0-2,5
| -
| -
| 0-4
| 0-24
| 0-35
| Модуль 3
| 3.
| -
| -
| 0-0,5
| 0-0,5
| -
| -
| -
| 0-6
| 0-7
| 4.
| -
| -
| 0-1
| 0-1
| -
| -
| 0-6
| 0-8
| 0-16
| 5.
| 0-2
| -
| 0-0,5
| 0-0,5
| -
| 0-4
| -
| -
| 0-7
| Всего
| 0-2
| -
| 0-2
| 0-2
| -
| 0-4
| 0-6
| 0-14
| 0-30
| Итого
| 0-4
| 0-6
| 0-7
| 0-7
| 0-12
| 0-4
| 0-10
| 0-50
| 0-100
| Таблица 4
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объём часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| дополнительные
| Модуль 1
| 1.1
| Тема 1. Климат и жизнь. Атмосфера-среда обитания.
| Активное резюмирование
|
| 1,2
| 1
| 0-1
| Практическое занятие №1
«Климат, как экологический фактор окружающей среды»
| Подготовка к практическому занятию
Выполнение контрольной работы
|
| 1
| 1
1,5
| 0-0,5
0-6
| Практическое занятие №2
«Эволюция человека и климат»
| Подготовка к практическому занятию
Выполнение контрольной работы
|
| 2
| 1
1,5
| 0-0,5
0-6
| 1.2
| Тема №2 Практика экоклимата.
| Активное резюмирование
|
| 3,4,5
| 1
| 0-1,5
| Практическое занятие №3 «Понятие метеотропности»
| Подготовка к практическому занятию
Решение кейса
| Составление презентации
| 3
| 2
2
| 0-0,5
0-6
| Семинарское занятие №1 «Метеотропные эффекты при отдельных метеоэлементов и факторах атмосферы»
| Подготовка к семинару
Ответ на семинаре
|
| 4
| 1
2
| 0-0,5
0-6
| Практическое занятие №4 «Биоклиматические индексы»
| Подготовка к практическому занятию
Решение кейса
| Составление презентации
| 5
| 2
2
| 0-0,5
0-6
| Всего по модулю 1
| 18
| 0-35
| Модуль 2
| 2.1
| Тема №2 Практика экоклимата
| Блиц-опрос.
Активное резюмирование.
|
| 6,7,8
| 1
| 0-2,5
0-1
| Практическое занятие №5 «Акклиматизация. Климат и жилище»
| Подготовка к практическому занятию.
Решение кейса.
| Составление презентации
| 6
| 1
3
| 0-0,5
0-6
| Практическое занятие №6 «Роль погоды и климата в индустрии отдыха, туризма, спорта»
| Подготовка к практическому занятию.
Решение кейса.
| Составление презентации
| 7,8
| 2
5
| 0-1
0-10
| 2.2
| Тема №3 Антропогенное загрязнение воздушной среды и его следствие.
| Конспект.
Комплексное ситуационное задание (дебаты).
|
| 9,10
| 1
| 0-1
0-4
| Практическое занятие №7 «Загрязнение атмосферы»
| Подготовка к практическому занятию.
Решение кейса.
| Составление презентации
| 9
| 1
1,5
| 0-0,5
0-4
| Практическое занятие №8 «Эколого-метеорологический аспект радиоактивного загрязнения»
| Подготовка к практическому занятию.
Решение кейса.
| Составление презентации
| 10
| 1
1,5
| 0-0,5
0-4
| Всего по модулю 2
| 18
| 0-35
| Модуль 3
| 3.1
| Тема №3 Атмосферное загрязнение воздушной среды и его следствие.
| Активное резюмирование.
|
| 11
| 1
| 0-0,5
| Практическое занятие №9 «Парниковый эффект и биоклиматические следствия»
| Подготовка к практическому занятию.
Решение кейса.
| Составление презентации
| 11
| 1
2
| 0-0,5
0-6
| 3.2
| Тема №4 Роль климатических ресурсов в решении социальных и экологических проблем.
| Активное резюмирование.
Комплексное ситуационное задание (дебаты).
| Составление презентации
| 12,13
| 2
| 0-1
0-6
| Практическое занятие №10 «Общая характеристика климатических ресурсов»
| Подготовка к практическому занятию.
Решение кейса.
| Составление презентации.
| 12
| 1
2
| 0-0,5
0-4
| Практическое занятие №11 «Роль климата в реализации концепции устойчивого развития»
| Подготовка к практическому занятию.
Решение кейса.
| Составление презентации.
| 13
| 1
2
| 0-0,5
0-4
| 3.3
| Тема №5 Климатические аспекты экологической экспертизы.
| Активное резюмирование.
Блиц-опрос.
|
| 14
| 1
| 0-0,5
0-2
| Практическое занятие №12 «Экологическая экспертиза»
| Подготовка к практическому занятию.
Реферат.
| Составление презентации.
| 14
| 1
2
| 0-0,5
0-4
| Всего по модулю 3
| 16
| 0-30
| Итого
| 52
| 0-100
|
4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с
обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Таблица 5
№
п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1
| Гидробиология и водная экология
| +
| +
| +
| +
| -
| 2
| Водная экотоксикология
| +
| +
| +
| +
| -
| 3
| Гидролого-экологические проблемы Тюменского региона
| +
| -
| +
| +
| +
| 4
| Океанология
| +
| +
| +
| -
| -
| 5
| Экологическая гидрология
| +
| -
| +
| +
| -
|
5.Содержание дисциплины
|