МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Политехнический колледж
Предметная (цикловая) комиссия инженерных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Директор политехнического
колледжа
______________ Х.И.Борс
«_______»__________2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Основы инженерной геологии
по программе базовой подготовки
специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Квалификация выпускника техник
Форма обучения очная________________________________________________
Майкоп 2011
1. Цели и задачи освоения дисциплины.
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний об основах инженерной геологии: строении земной коры; грунтах и их свойствах, применительно к строительству; способах улучшения свойств грунтов; сведений о подземных водах; о геологических процессах на земной поверхности. Важнейшими теоретическими и прикладными задачами инженерной геологии являются: -прогнозирование геологических процессов, вызываемых хозяйственной человеческой деятельностью ; -разработка мероприятий, обеспечивающих устойчивую эксплуатацию инженерных сооружений в различных геологических условиях; -учет природных условий в строительстве, позволяющий выбирать наиболее экономичные и технически рациональные варианты зданий и сооружений; -решение вопросов охраны природной среды.
2.Место дисциплины в структуре ООП базового уровня
Дисциплина входит в перечень общепрофессиональных дисциплин. Она имеет логические связи дисциплинами общеобразовательного цикла «Химия», «Биология», а также связи с модулями ( или междисциплинарными курсами ) профессионального цикла « Технология и организация строительного производства», « Строительные конструкции», «Техническая эксплуатация зданий и сооружений», «Реконструкция зданий», «Сейсмостойкое строительство». Дисциплина « Инженерная геология» изучает верхнюю часть литосферы в связи со строительством различных зданий и сооружений .Дисциплина направлена на изучение мероприятий, обеспечивающих высокую устойчивость, надежную эксплуатацию, а также решения вопросов охраны природной среды.
3 .Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основы общей и инженерной геологии - строение и историю развития Земли, свойства грунтов, подземных вод, геологические процессы на Земле. ( ОК 4, ПК 2.1)
Уметь: определять основные параметры состояния и свойств грунтов. (ОК 4, ОК 5, ПК 2.1 )
Владеть: многочисленными специальными понятиями и терминами. (ОК 8 )
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 48 часов.
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
| 4
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 32
| 32
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 20
| 20
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 12
| 12
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 16
| 16
|
| В том числе:
|
|
|
| Реферат
| 4
| 4
|
| Доклад
| 4
| 4
|
| Составление плана-конспекта
| 8
| 8
|
| Форма промежуточной аттестации:
контрольная работа в 3-ем семестре
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 48
| 48
|
| 5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
Форма промежуточной аттестации
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
|
| Введение
| 2
|
|
|
| Устный опрос
| 1.
| Основные сведения о геологии.
| 4
| 4
|
| 2
| Устный опрос
Обсуждение доклада
Тестирование
| 2.
| Грунтоведение.
| 4
| 2
|
| 4
| Блиц-опрос
Обсуждение доклада
| 3
| Подземные воды
| 4
| 2
|
| 4
| Устный опрос
Обсуждение доклада
| 4.
| Геологические процессы на земной поверхности
.
| 4
| 4
|
| 4
| Устный опрос
Обсуждение докладов
| 5
| Охрана природной среды
| 2
|
|
| 2
| Устный опрос
|
| Промежуточная аттестация
| Тестирование в письменной форме
Дифференцированный зачет по текущей успеваемости
|
| ИТОГО:
| 20
| 12
| -
| 16
|
|
5.2. Содержание разделов дисциплины «Инженерная геология», образовательные технологии
№
п/п
| Наименование темы дисциплины
| Трудоемкость (часы)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
| обязат. аудиторная нагрузка
| СРС
|
| Введение.
| 2
|
|
|
|
| Лекция
| Тема1
| Основные сведения о геологии
| 8
| 2
| Происхождение, форма, строение Земли
Минеральный и петрографический состав земной коры.
Рельеф поверхности земной коры.
Практическая работа №1
Определение горных пород.
Практическая работа №2
|
| Знать: гипотезы о происхождении Земли. Форму объем, массу Земли. Атмосфера ,гидросфера, биосфера, земное ядро, мантия, земная кора, литосфера. Минералы. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические. .Размеры форм рельефа. Происхождение форм рельефа.
| Лекция
| Тема2
| Грунтоведение
| 6
| 2
| Общие сведения и классификация
грунтов.
Состав, строение и состояние грунтов различного генезиса.
Характеристика классов грунтов.
Практическая работа №3
Определение состава грунтов.
|
|
|
|
5.3. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах
№
п\п
| Наименование практических и семинарских занятий
| № раздела дисциплины
| Объем в часах
| 1
| Изучение свойств горных
пород
| Раздел 1. Основные сведения о геологии
| 2
| 2
| Изучение свойств породообразующих минералов
| Раздел 1. Основные сведения о геологии
| 2
| 3
| Определение гранулометрического состава грунта
| Раздел 2. Грунтоведение
| 2
| 4
| Методы искусственного понижения уровня грунтовых вод
| Раздел 3. Подземные воды
| 2
| 5
| Работа рек
| Раздел 4. Геологические процессы на земной поверхности
| 2
| 6
| Геологическая деятельность моря
| Раздел 4. Геологические процессы на земной поверхности
| 2
|
| Итого
|
| 12
|
5.5. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
Курсовой проект (работа) учебным планом не предусмотрен.
5.6. Самостоятельная работа студентов
Содержание и объем самостоятельной работы студентов
№
п\п
| Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения
| Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения
| Сроки
выполнения
| Объем в
часах
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| Геологическая хронология земной коры
| Написание реферата
| 2 неделя января
| 2
|
| Движение земной коры
| Составление плана-конспекта
| 3 неделя января
| 2
|
| Рельеф поверхности земной коры
| Составление плана-конспекта
| 4неделя января
| 2
|
| Состав, строение и состояние грунтов различного генезиса
| Подготовка доклада
| 2неделя февраля
| 2
|
| Свойства и состав подземных вод
| Подготовка доклада.
| 1 неделя
марта
| 2
|
| Охрана подземных вод
| Составление плана-конспекта
| 2неделя
марта
| 2
|
| Геологическая деятельность ледников
| Подготовка доклада
| 1неделя апреля
| 2
|
| Движение горных пород на склонах рельефа местности
| Составление плана-конспекта
| 2 неделя
апреля
| 2
|
| Итого
|
|
| 16
|
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения 6.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля
Какие существуют теории о происхождении Земли
Какими методами изучают внутреннее строение Земли?
Какие геосферы Земли выделяют и каков их состав
Каково строение земной коры? Ее мощность?
Как определяют абсолютный возраст горных пород ?
Какие эры и периоды выделены в геохронологической колонке ?
Дайте определение понятию «минерал»
Приведите классификацию минералов по химическому составу
Каким может быть происхождение минерала ?
По каким физическим свойствам и внешним признакам определяют минералы?
Как определяют твердость минерала?
Что такое «спайность» минерала?
Какие относятся к породообразующим?
Что называется горной породой?
Как образуются метаморфические породы?
Как образуются осадочные породы?
Как образуются магматические породы?
Назовите породообразующие минералы магматических, метаморфических, осадочных пород?
Дайте определение понятию «грунт»
Как классифицируют дисперсные грунты по гранулометрическому составу?
Какие существуют полевые методы определения свойств грунтов?
Какие типы рельефа вы знаете?
Как характеризуется рельеф по глубине?
Какие виды воды находятся в грунте?
Приведите классификацию подземных вод по условиям залегания
Что называется водоносным горизонтом
Классификация подземных вод по химическому составу
В каких условиях вода будет агрессивна по отношению к бетону?
7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
А) основная литература
ЭБС «Znanium.com»: Платов, Н.А. Основы инженерной геологии: учебник/ Н.А.Платов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 192 с.- Режим доступа: http://znanium.com/
Платов Н.А. Основы инженерной геологии: учебник. - М.: Инфра-М, 2009
Бондарев В.П. Геология: лабораторный практикум. Полевая геологическая практика: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002
8.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины включает:
библиотечный фонд ФГБОУ ВПО «МГТУ»;
мультимедийное оборудование для чтения лекций- презентаций
|