Скачать 229.77 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет»
. Рабочая программа дисциплины картографирование природопользования Профессиональный цикл, вариативная часть, Направление подготовки 022000 – Экология и природопользования Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Факультет биоресурсов и природопользования Кафедра – разработчик – кафедра ихтиологии и экологии Калининград 2013 1. Цели и задачи дисциплины.Цель освоения дисциплины – формирование у студентов:
Основными дидактическими задачами освоения дисциплины являются:
2. Место дисциплины в структуре ООП.Дисциплина «Картографирование природопользования» является дисциплиной вариативной части профессионального учебного цикла основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки «Экология и природопользование». При изучении дисциплины «Картографирование природопользования» используются знания, полученные при освоении дисциплин «География», «Геология», »Почвоведение». Картографирование взаимосвязанных процессов и явлений, возникающих между человеком и окружающей средой образует тесное единство биологических, географических, социальных и технических направлений исследования с общегеографическими методами визуального отображения пространственной информации. Знания и умения, полученные при освоении дисциплины могут быть использованы при изучении дисциплин «Основы природопользования», «Охрана окружающей среды», «Экология человека», при написании выпускной квалификационной работы и в профессиональной деятельности. 3. Требования к результатам освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины «Картографирование природопользования» у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО: - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13); - знание основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; способность понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6); - знание теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10); - владение методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владение методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и умение использовать теоретические знания на практике (ПК-11). Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Картографирование природопользования» с другими частями ООП определяет, что в качестве результатов освоения дисциплины студент должен: Знать: математическую основу карт; способы картографических изображений; основы генерализации; классификацию карт и атласов; содержание и информационные источники экологических карт; методы составления тематических карт для задач природопользования, правила их оформления; приёмы использования геоизображений в научно-практических исследованиях; возможности применения картографических произведений в решении географических и геоэкологических задач Уметь: осуществлять подбор источников для картографирования; разрабатывать легенду карт и выбирать способы изображения; выполнять составление карт на уровне авторских оригиналов; применять в своей профессиональной деятельности и в научных исследованиях проектирование карт, покомпонентное и комплексное картографирование природопользования, а также методы картографирования природопользования. Владеть: приемами научного анализа картографических произведений и навыками построения карт. 4. Структура и содержание дисциплины4.1 Структура дисциплиныОбщая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, т.е. 72 академических часа. В том числе: аудиторные занятия (АЗ) – 44 часа, самостоятельная работа студента (СРС) – 28 часов. Итоговая аттестация по дисциплине в четвертом семестре – зачет. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.
ПЗ٭- практические занятия, ЛЗ٭ - лабораторные занятия 4.2 Теоретические занятия (лекции)
4.3 Практические (семинарские) занятияНе предусмотрены. 4.4 Лабораторные занятия
4.5 Самостоятельная работа
5 Образовательные технологииНа изучение дисциплины «Картографирование природопользования» в соответствии с Учебным планом отводится 72 академических часа. В общий объем включены часы, отводимые как на аудиторную, так и на самостоятельную работу. В процессе преподавания дисциплины «Картографирование природопользования» применяются три аспекта педагогических технологий: научный, описательный (аналитический), творческий (созидательный), а также развивающее и проблемное обучение, системный подход к преподаванию и усвоению знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия; в учебном процессе используются компьютерные презентации; видеофильмы. Аудиторная работа студента предполагает посещение лекций и лабораторных занятий. Самостоятельная работа ориентирована на изучение студентом литературы (учебника, справочных материалов, специальных источников, монографий, статей из периодических изданий и т.п.), выполнение индивидуальных заданий трех видов сложности: репродуктивного уровня (сделать контурную карту, сделать конспект по учебному материалу), эвристического уровня (заполнить таблицы, задание на сравнения, рецензия научной статьи) и творческого уровня (подготовить реферат, сделать презентацию, доклад). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в учебном процессе составляет не менее 30% аудиторных Лекции – основная форма аудиторной работы студента. Цель лекции – ознакомить студентов с основными теоретическими вопросами дисциплины в логически выдержанной форме. При чтении данного курса применяются следующие виды лекций, различающиеся по дидактическим задачам: вводная, установочная, обзорная, проблемная, лекция-информация, лекция-консультация (в т.ч. мультимедийные лекции), заключительно-обобщающая. По количеству иллюстративного материала все лекции относятся к типу «лекции-визуализации» (с усиленным элементом наглядности). Чтение лекций обычно сопровождается презентацией, для проведения которых требуется лекционная аудитория, оборудованная компьютером с программой Microsoft PowerPoint, мультимедийным проектором, экраном. Лекции сопровождаются дополнительным иллюстративным материалом, в т.ч. настенными географическими картами. Лабораторные занятия – составная часть учебного процесса, групповая форма учебных занятий, позволяющая студентам развить навыки самостоятельной работы с научной и справочной литературой, картографическими материалами, приборами, получить опыт публичных выступлений, применить полученные теоретические знания при решении практических задач. Занятие может проходить в разных формах, но при любой его форме, обязательной для студента является предшествующая ему и последующая за ним, самостоятельная работа с литературой. На лабораторных занятиях по дисциплине «Картографирование природопользования» студенты непосредственно работают с картографическими изображениями, атласами, электронными ресурсами, измерительными приборами и др., и выполняют различные измерения и вычисления по картам. Для качественного выполнения лабораторных заданий, а также усвоения знаний, умений и навыков важна предварительная самостоятельная работа студента (необходимо изучить теорию вопроса). При подготовке к лабораторным занятиям студент самостоятельно отвечает на контрольные вопросы, предлагаемые в каждой лабораторной работе, используя материалы лекций, специальную литературу и Интернет. Лабораторные работы выполняются в тетради для лабораторных работ с составлением отчета по каждому заданию, а также с составлением графиков и картографических изображений (по мере необходимости). Каждую из вышеуказанных лабораторных работ студент защищает перед преподавателем. Студент должен знать все специальные термины, встречающиеся в работе, понимать принцип и методику выполненных расчетов, знать ключевые формулы, уметь объяснить методы отбора информации, способы построения картографического изображения, а также проанализировать полученное картографическое изображение. Самостоятельная работа студентов направлена на углубление и закрепление знаний, а также на развитие практических и интеллектуальных умений с целью формирования и развития профессиональных навыков. В учебном процессе по дисциплине «Картографирование природопользования» внеаудиторной самостоятельной работе отводится большая обучающихся роль. Текущая СРС включает следующие виды работ:
При подготовке к лабораторным занятиям и к зачету рекомендуется активно использовать Интернет. При изучении теоретической части курса можно пользоваться размещенными в Интернете электронными учебниками, хрестоматиями, справочниками и энциклопедиями. Необходимо использовать официальные сайты картографических и экологических организаций, организаций, работающих в сфере природопользования, научных изданий. 6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации освоения дисциплины.Контроль знаний студентов по дисциплине «Картографирование природопользования» осуществляется по 2 видам:
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов (вопросы для защиты лабораторных работ) и итоговой аттестации по дисциплине (вопросы к зачету) представлены в составе учебно-методического комплекса по дисциплине (УМКД)7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины7.1 Основная литература
7.2 Дополнительная литература
7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины1. Учебная аудитория с мультимедийным проектором и ноутбуком для проведения лекционных занятий. 2. Специализированный компьютерный класс с доступом в Интернет (при необходимости). 3. Учебная аудитория с комплексным лабораторным оборудованием для проведения практических занятий. 4. Стандартный комплект приборов, картографических изображений и оборудования (линейки, транспортиры, буссоли, компасы, планиметры, циркули-измерители, глобусы т.д.) 5. Иллюстративный материал (карты, атласы, схемы и др.) 6. Картографический материал, включая тематические карты Калининградской области, России, мира (как в печатном издании, так и в электронном виде) в области геоэкологии и природопользования. Лист согласования рабочей программы дисциплины Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 – Экология и природопользования уровня бакалавриата (утвержден 22.12.2009 № 795), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом 27.10.2011. Автор программы – Н.А.Цупикова, доцент кафедры ихтиологии и экологии. Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ихтиологии и экологии (рецензент – профессор С.В. Шибаев, протокол № 5 от 25.02.2013).
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета промышленного рыболовства, протокол №____ от «___»_____________20__ г.).
Согласовано
|
Рабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата | Рабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Рабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных... | Рабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование... ... | ||
Рабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование... ... | ||
Рабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | ||
Рабочая программа дисциплины административное право (наименование... Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики | Рабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики |