Рабочая программа дисциплины





Скачать 229.77 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
Дата публикации25.01.2015
Размер229.77 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Калининградский государственный технический университет»









Утверждаю

Проректор по учебно-

методической работе

п\п А.Л.Гудков

«25» мая 2013 г


.

Рабочая программа дисциплины
картографирование природопользования

Профессиональный цикл, вариативная часть,


Направление подготовки

022000 – Экология и природопользования

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Факультет биоресурсов и природопользования

Кафедра – разработчик – кафедра ихтиологии и экологии

Калининград 2013

1. Цели и задачи дисциплины.


Цель освоения дисциплины – формирование у студентов:

  1. знаний о картографировании природопользования как о виде деятельности, обеспечивающей научно-исследовательскую, проектно-производственную, контрольно-ревизионную и педагогическую деятельность, основных концепциях и принципах использования карт в целях создания новых картографических произведений, особенно в области экологии и природопользования;

  2. знаний общественной значимости, необходимости и возможностей использования в практической и научной экологической и природопользовательской деятельности картографических произведений;

  3. знаний об общегеографической и тематической (в частности, экологической) изученности суши и океана, перспектив развития картографирования природопользования как науки и практической отрасли.

Основными дидактическими задачами освоения дисциплины являются:

  • выработка у студентов знаний базовых понятий картографии (элементы карты, способы изображения, приёмы генерализации);

  • воспитание системного представления о картографировании природопользования и о методах использования различных картографических произведений в географических и геоэкологических исследованиях;

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, направленной на решение практических задач в области экологии и природопользования;

  • развитие мотивации к самостоятельному научно-практическому поиску путем картографирования геоэкологических процессов и явлений;

  • выработка умения грамотно анализировать и корректно подходить к проектированию, составлению, анализу и оценке комплексных и тематических экологических карт;

  • применение методов картографирования природопользования в будущей профессиональной деятельности;

  • привитие студентам навыков самостоятельной работы с картографическими изображениями.

  • формирование умения анализировать геэкологическую ситуацию (в частности, в Калининградской области) по картографическим данным.



2. Место дисциплины в структуре ООП.


Дисциплина «Картографирование природопользования» является дисциплиной вариативной части профессионального учебного цикла основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки «Экология и природопользование».

При изучении дисциплины «Картографирование природопользования» используются

знания, полученные при освоении дисциплин «География», «Геология», »Почвоведение».

Картографирование взаимосвязанных процессов и явлений, возникающих между человеком и окружающей средой образует тесное единство биологических, географических, социальных и технических направлений исследования с общегеографическими методами визуального отображения пространственной информации.

Знания и умения, полученные при освоении дисциплины могут быть использованы при изучении дисциплин «Основы природопользования», «Охрана окружающей среды»,

«Экология человека», при написании выпускной квалификационной работы и в профессиональной деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины «Картографирование природопользования» у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО:

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

- знание основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; способность понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

- знание теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10);

- владение методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владение методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и умение использовать теоретические знания на практике (ПК-11).
Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь дисциплины «Картографирование природопользования» с другими частями ООП определяет, что в качестве результатов освоения дисциплины студент должен:

Знать: математическую основу карт; способы картографических изображений; основы генерализации; классификацию карт и атласов; содержание и информационные источники экологических карт; методы составления тематических карт для задач природопользования, правила их оформления; приёмы использования геоизображений в научно-практических исследованиях; возможности применения картографических произведений в решении географических и геоэкологических задач

Уметь: осуществлять подбор источников для картографирования; разрабатывать легенду карт и выбирать способы изображения; выполнять составление карт на уровне авторских оригиналов; применять в своей профессиональной деятельности и в научных исследованиях проектирование карт, покомпонентное и комплексное картографирование природопользования, а также методы картографирования природопользования.

Владеть: приемами научного анализа картографических произведений и навыками построения карт.

4. Структура и содержание дисциплины




4.1 Структура дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, т.е. 72 академических часа. В том числе: аудиторные занятия (АЗ) – 44 часа, самостоятельная работа студента (СРС) – 28 часов.

Итоговая аттестация по дисциплине в четвертом семестре – зачет. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.



п/п

Тема дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Трудоемкость учебной работы по ее видам (час.)

Формы текущего контроля успеваемости, итоговой аттестации по дисциплине

АЗ

СРС*

Всего

Лекции

ЛЗ٭

1

Введение. Теоретические основы экологического картографирования природопользования.

4


1-2


2

4

2

8

Защита лабораторных работ

2

Свойства карты. Математическая основа картографирования.

3-4

2

4

2

8

Защита лабораторных работ

3

Свойства карты. Картографические проекции.


5-6



2


4

4

10

Защита лабораторных работ, проверка заданий по СРС

4

Свойства карты. Способы изображения явлений на карте.

7-8


2


4

4

10

Защита лабораторных работ, проверка заданий по СРС

5

Свойства карты. Картографическая топонимика.


9-10


2

4

2

8

Защита лабораторных работ

6

Общегеографическое и тематическое картографирование.


11-12


2

4

4

10

Защита лабораторных работ

7

Прикладное картографирование природопользования и использование экологических карт для работ по природопользованию

13-15

2

6

4

12

Защита лабораторных работ

Подготовка к сдаче и сдача зачета

16







6

6

Зачет

Итого по дисциплине




14

30

28

72

Зачет

44



ПЗ٭- практические занятия, ЛЗ٭ - лабораторные занятия















4.2 Теоретические занятия (лекции)




п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Введение. Теоретические основы экологического картографирования природопользования.

Роль картографирования природопользования в науке и практике. Исторические корни и современные концепции картирования для природопользования. Предмет и задачи картографирования природопользования. Значение для картографирования природопользования законов и принципов экологии. Принципы и методы квалиметрии и их реализация в картировании в целях природопользования. Экологизация тематической картографии. Классификация экологических карт.

2

2

Свойства карты. Математическая основа картографирования.

Элементы карт. Понятие общеземного эллипсоида и референц-эллипсоида. Геодезическая основа карт.

Главный и частный масштабы. Влияние выбранной проекции на достоверность картографического произведения. Выбор проекции в зависимости от территории и назначения карты.

Различные координатные сетки. Разграфка карт. Геометрические и смысловые основы построения компоновки, виды компоновок.

2

3

Свойства карты. Картографические проекции.

Картографические проекции, их виды и свойства. Классификации проекций по использованию вспомогательных поверхностей, по соотношению вспомогательной поверхности и эллипсоида, по характеру искажений. Искажение длин, площадей, углов на картах.

Проекции многолистных карт. Эллипс искажений, определение величин искажений.

2

4

Свойства карты. Способы изображения явлений на карте.

Способы картографического изображения.

Значки, изолинии, качественный фон, количественный фон, ареалы, точечный способ, линейные знаки, знаки движения, локализованные диаграммы, картограммы, картодиаграммы. Анализ способов картографического изображения по локализации картографируемого явления, графическим средствам, возможностям отображения количественных и качественных характеристик, шкал (если возможно), совмещению нескольких способов на одной карте.

Картографическая генерализация как процесс научного обобщения объектов и явлений действительности. Факторы генерализации. Смысловая и геометрическая стороны процесса. Приемы. Генерализация объектов различной локализации. Изменение способов изображения при последовательной генерализации при изменении масштаба. Изменение способов изображения при генерализации, зависящей от назначения и тематики карты. Дистанционная генерализация космических снимков.

2

5

Свойства карты. Картографическая топонимика.

Определение картографической топонимики. Виды надписей. Надписи как условные обозначения. Термины и пояснительные надписи. Выбор географических названий. Передача иноязычных названий. Размещение надписей. Указатели географических названий.

2

6

Общегеографическое и тематическое картографирование.

Общегеографическое и тематическое картографирование. Организация картографирования России, других стран. Основные направления развития тематического картографирования в мире.

Различные классификации тематических карт: по тематике, уровню обобщения, по используемым данным, по функциональному назначению. Географические основы картографирования.

Принципы построения и типы легенд тематических карт. Легенды для карт многокомпонентных систем и проблемы синтеза в картографии. Комплексное картографирование природы, общества и их взаимодействия. Достижения и проблемы картографирования природопользования.

Содержание и методы составления экологических карт. Основные этапы проектирования экологических карт. Проектирование карт. Программа карты. Составление карты.

Общие закономерности загрязнения атмосферы. Картографирование атмосферных проблем. Общие закономерности загрязнения вод суши. Источники информации о загрязнении поверхностных вод. Методы картирования загрязнения поверхностных вод. Картографирование показателей, отражающих физическое загрязнение. Картирование шумового загрязнения. Картирование электромагнитных полей. Биоэкологические аспекты картографирования. Комплексное экологическое картографирование.

Критерии и методы анализа и оценки экологических карт для задач природопользования. Определение точности изображения. Оценка полноты содержания, наглядности и нагрузки карты.

2

7

Прикладное картографирование природопользования и использование экологических карт для работ по природопользованию

Методы составления и содержание экологических карт для работ по природопользованию.

Отбор и оценка источников для картографирования природопользования. Роль ГИСов в экологическом природопользования.

Картографирование природопользования при обосновании инвестиций. Картографическая составляющая ОВОС. Экологические аспекты кадастрового картирования. Географический анализ загрязнения. Анализ пространственно-временной динамики загрязнения.

Опыт экологического картографирования Калининградской области. Экологическое картографирование приморской территории Калининградской области. Экологический атлас г. Калининграда.

2

Итого по дисциплине




14








4.3 Практические (семинарские) занятия


Не предусмотрены.



4.4 Лабораторные занятия


п/п

темы дисциплины

Темы лабораторных занятий

Трудоемкость (час.)

1

1

Изучение типов карт.

2

2

1

Изучение масштабов, разграфки и компоновки карт.

2

3

2

Изучение картографических проекций.

4

4

3

Определение размеров искажений на картах.

2

6

3

Изучение картографической генерализации.

2

5

4

Изучение картографических знаков и построение знаковых систем.

4

7

5

Составление тематической карты способом картограммы и картодиаграммы.

2

8

5

Разработка программы экологической карты для целей природопользования.

2

9

6

Составление экологической карты для целей природопользования.

4

10

7

Анализ и оценка экологических карт Калининградской области.

4

11

7

Изучение приборов для съемки местности, осуществление глазомерной съемки.

2

Итого по дисциплине

30













4.5 Самостоятельная работа




п/п

Вид (содержание) СРС

Трудоемкость, час.

Форма контроля

1

Освоение учебного материала.

10

Тестирование

2

Выполнение лабораторных работ (подготовка к лабораторным занятиям, оформление работ)

12

Защита лабораторных работ

3

Подготовка к сдаче и сдача зачета (итоговой аттестации по дисциплине)

6

Зачет

Итого

28





5 Образовательные технологии


На изучение дисциплины «Картографирование природопользования» в соответствии с Учебным планом отводится 72 академических часа. В общий объем включены часы, отводимые как на аудиторную, так и на самостоятельную работу. В процессе преподавания дисциплины «Картографирование природопользования» применяются три аспекта педагогических технологий: научный, описательный (аналитический), творческий (созидательный), а также развивающее и проблемное обучение, системный подход к преподаванию и усвоению знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия; в учебном процессе используются компьютерные презентации; видеофильмы. Аудиторная работа студента предполагает посещение лекций и лабораторных занятий. Самостоятельная работа ориентирована на изучение студентом литературы (учебника, справочных материалов, специальных источников, монографий, статей из периодических изданий и т.п.), выполнение индивидуальных заданий трех видов сложности: репродуктивного уровня (сделать контурную карту, сделать конспект по учебному материалу), эвристического уровня (заполнить таблицы, задание на сравнения, рецензия научной статьи) и творческого уровня (подготовить реферат, сделать презентацию, доклад). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в учебном процессе составляет не менее 30% аудиторных

Лекции – основная форма аудиторной работы студента. Цель лекции – ознакомить студентов с основными теоретическими вопросами дисциплины в логически выдержанной форме. При чтении данного курса применяются следующие виды лекций, различающиеся по дидактическим задачам: вводная, установочная, обзорная, проблемная, лекция-информация, лекция-консультация (в т.ч. мультимедийные лекции), заключительно-обобщающая. По количеству иллюстративного материала все лекции относятся к типу «лекции-визуализации» (с усиленным элементом наглядности).

Чтение лекций обычно сопровождается презентацией, для проведения которых требуется лекционная аудитория, оборудованная компьютером с программой Microsoft PowerPoint, мультимедийным проектором, экраном. Лекции сопровождаются дополнительным иллюстративным материалом, в т.ч. настенными географическими картами.
Лабораторные занятия – составная часть учебного процесса, групповая форма учебных занятий, позволяющая студентам развить навыки самостоятельной работы с научной и справочной литературой, картографическими материалами, приборами, получить опыт публичных выступлений, применить полученные теоретические знания при решении практических задач. Занятие может проходить в разных формах, но при любой его форме, обязательной для студента является предшествующая ему и последующая за ним, самостоятельная работа с литературой.

На лабораторных занятиях по дисциплине «Картографирование природопользования» студенты непосредственно работают с картографическими изображениями, атласами, электронными ресурсами, измерительными приборами и др., и выполняют различные измерения и вычисления по картам. Для качественного выполнения лабораторных заданий, а также усвоения знаний, умений и навыков важна предварительная самостоятельная работа студента (необходимо изучить теорию вопроса). При подготовке к лабораторным занятиям студент самостоятельно отвечает на контрольные вопросы, предлагаемые в каждой лабораторной работе, используя материалы лекций, специальную литературу и Интернет.

Лабораторные работы выполняются в тетради для лабораторных работ с составлением отчета по каждому заданию, а также с составлением графиков и картографических изображений (по мере необходимости). Каждую из вышеуказанных лабораторных работ студент защищает перед преподавателем. Студент должен знать все специальные термины, встречающиеся в работе, понимать принцип и методику выполненных расчетов, знать ключевые формулы, уметь объяснить методы отбора информации, способы построения картографического изображения, а также проанализировать полученное картографическое изображение.
Самостоятельная работа студентов направлена на углубление и закрепление знаний, а также на развитие практических и интеллектуальных умений с целью формирования и развития профессиональных навыков. В учебном процессе по дисциплине «Картографирование природопользования» внеаудиторной самостоятельной работе отводится большая обучающихся роль.

Текущая СРС включает следующие виды работ:

  • работа студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме;

  • систематическая проработка и осмысление изученного на лекциях материала,

  • подготовка к зачету.

При подготовке к лабораторным занятиям и к зачету рекомендуется активно использовать Интернет. При изучении теоретической части курса можно пользоваться размещенными в Интернете электронными учебниками, хрестоматиями, справочниками и энциклопедиями. Необходимо использовать официальные сайты картографических и экологических организаций, организаций, работающих в сфере природопользования, научных изданий.

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации освоения дисциплины.


Контроль знаний студентов по дисциплине «Картографирование природопользования» осуществляется по 2 видам:

  • текущий,

  • итоговый

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов (вопросы для защиты лабораторных работ) и итоговой аттестации по дисциплине (вопросы к зачету) представлены в составе учебно-методического комплекса по дисциплине (УМКД)




7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература


  1. Давыдов В.П. Картография: учеб. / В.П. Давыдов, Д.М. Петров; под ред. Ю.И. Бесполова. – СПб.: Проспект Науки, 2011. – 207 с.



7.2 Дополнительная литература


  1. Калининград. Экологический атлас. – СПб.: НИИ Атмосфера, 1999. – 35 с.

  2. Маслов Н.В. Градостроительная экология. – М., 2002. – 283 с.



7.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


  1. операционная система семейства Windows XP или выше;

  2. пакеты программ семейства Microsoft Office: версия 2007 и выше;

  3. http://Catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов сети Интернет;

  4. http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии он-лайн;

  5. http://earthobservatory.nasa.gov – сайт обсерватории «Земля» Национального космического агентства США (NASA);

  6. http://icaci.org – сайт Международной картографической Ассоциации;

  7. http://photojournal.jpl.nasa.gov – сайт с космическими снимками Национального космического агентства США (NASA), представлены снимки Земли и других планет;

  8. http://www.dataplus.ru – сайт «DATA+»;

  9. http://www.ed.gov.ru – сайт Федерального агентства по образованию;

  10. http://www.ga.gov.au – сайт Национальной картографической службы Австралии;

  11. http://www.geometa.ru – Главный портал пространственных данных «ГеоМета» (интегральная аналитическая геоинформационная система);

  12. http://www.gisa.ru – сайт ГИС-Ассоциации России;

  13. http://www.ordnancesurvey.co.uk – сайт Британской картографо-геодезической службы;

  14. http://www.rosreestr.ru – сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии;

  15. http://www.scanex.ru – сайт инженерно-технологического центра Сканекс;

  16. http://www.webgeo.ru – Портал «География – электронная Земля» Института географии РАН.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


1. Учебная аудитория с мультимедийным проектором и ноутбуком для проведения лекционных занятий.

2. Специализированный компьютерный класс с доступом в Интернет (при необходимости).

3. Учебная аудитория с комплексным лабораторным оборудованием для проведения практических занятий.

4. Стандартный комплект приборов, картографических изображений и оборудования (линейки, транспортиры, буссоли, компасы, планиметры, циркули-измерители, глобусы т.д.)

5. Иллюстративный материал (карты, атласы, схемы и др.)

6. Картографический материал, включая тематические карты Калининградской области, России, мира (как в печатном издании, так и в электронном виде) в области геоэкологии и природопользования.
Лист согласования рабочей программы дисциплины
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 – Экология и природопользования уровня бакалавриата (утвержден 22.12.2009 № 795), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом 27.10.2011.
Автор программы – Н.А.Цупикова, доцент кафедры ихтиологии и экологии.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ихтиологии и экологии (рецензент – профессор С.В. Шибаев, протокол № 5 от 25.02.2013).

Заведующий кафедрой ихтиологии и экологии

доктор биол. наук, профессор,


___________


С.В. Шибаев


__________

(ученая степень, ученое звание)

(подпись)

(И.О. Фамилия)

(дата)





п/п

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Наименование литературы

Наличие в учебном абонементе НТБ (кол-во)

Наличие в электронной библиотеке




основная литература

1

Давыдов В.П. Картография: учеб. / В.П. Давыдов, Д.М. Петров; под ред. Ю.И. Бесполова. – СПб.: Проспект Науки, 2011. – 207 с.

7

-




дополнительная литература

2

Калининград. Экологический атлас. – СПб.: НИИ Атмосфера, 1999. – 35 с.

10

-

3

Маслов Н.В. Градостроительная экология. – М., 2002. – 283 с.

5

-


Директор НТБ


______________


М.В.Вареницына


______________




(подпись)

(И.О. Фамилия)

(дата)






п/п

Информационное обеспечение дисциплины

Наименование информационного обеспечения

Наличие в ЦНИТ

Наличие на кафедре

(в компьютерном классе)

1

ОС семейства Microsoft Windows XP или выше




+

2

Офисный пакет Microsoft Office




+




Директор ЦНИТ

______________

______________

______________




(подпись)

(И.О. Фамилия)

(дата)


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета промышленного рыболовства, протокол №____ от «___»_____________20__ г.).


Председатель комиссии

______________

____К.В. Тылик____

______________

к.б.н.., профессор кафедры ихтиологии и экологии

(подпись)

(И.О. Фамилия)

(дата)


Согласовано

Начальник учебно-методического отдела


______________


_В.Е. Огнев_


______________




(подпись)

(И.О. Фамилия)

(дата)















№__________ дата___________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск