Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика





НазваниеПравительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика
страница1/3
Дата публикации15.02.2015
Размер0.86 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3

Правительство

Республики Ингушетия


Г1алг1ай Республика

Правительство






РАСПОРЯЖЕНИЕ

от «30» июня 2012 г. № 433-р

МАГАС
1. Утвердить прилагаемую Стратегию инновационного развития Республики Ингушетия на период до 2025 года (далее – Стратегия).

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Ингушетия руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Республики Ингушетия.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Ингушетия учитывать положения Стратегии при принятии в пределах своей компетенции мер по стимулированию инновационной деятельности на территориях муниципальных образований Республики Ингушетия.



Председатель Правительства

Республики Ингушетия М. Чилиев

Утверждена

распоряжением Правительства

Республики Ингушетия

от «30» июня 2012 г. № 433-р

СТРАТЕГИЯ

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОД
I.Общие положения
В настоящее время мировое сообщество осуществляет глобальный переход к новому типу производственных отношений, связанных с воспроизводством используемых ресурсов за счёт внедрения инновационных процессов и технологий, которые становятся ведущим фактором устойчивого развития государств и их регионов.

Об этом свидетельствует тот факт, что одним из наиболее эффективных инструментов снижения межрегиональной дифференциации, получивших широкое распространение в международной практике, стала модель инновационного регионального развития, ориентированная на мобилизацию внутренних резервов каждого региона путём стимулирования предпринимательской активности на базе распространения передовых методов управления в сочетании с использованием научно-технического потенциала. Её применение даёт возможность повысить уровень социально-экономического развития региона за счёт размещения на его территории инновационных производств.

Использование этой модели в рамках специальной программы по развитию провинций Западного и Центрального регионов Китая позволило территориям, до определённого времени имевшим статус отсталых и депрессивных, не только сохранить положительные тенденции роста в период глобального финансового кризиса, но и войти в число лидеров мирового рынка информационных и телекоммуникационных технологий.

Особое место в стратегии территориального развития Российской Федерации занимает Северо-Кавказский регион. Это обусловлено, прежде всего, его современным геополитическим положением, историей освоения и исключительно сложным этническим составом населения. Развитие этого региона следует рассматривать как важнейшее средство обеспечения целостности государства, укрепления экономики России, упрочения ее позиций в Каспийском регионе и ликвидации очагов политической напряженности. Объективно возникает необходимость в разработке такой стратегии регионального развития проблемных территорий (северокавказских республик), которая, не нарушая целостности и единства российского государства, его экономического пространства, обеспечивала бы в русле инновационных преобразований устойчивые темпы роста экономики, адекватный рост уровня жизни местного населения, экологическую безопасность и, как следствие, стабилизацию общественно-политической жизни в северокавказском регионе.

Исходя из этого и складывающейся хозяйственной ситуации внутри России, характеризующейся переходом на инновационный путь развития, должны выстраиваться направления развития и модернизации экономики регионов в составе Северо-Кавказского федерального округа, представителем которых является Республика Ингушетия.

Сегодня Ингушетия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли региона как одного из лидеров, определяющих национальную политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития, что означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 году – занятие существенной доли (в 5-10 процентах) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВРП (до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз – доли инновационно- активных предприятий (до 40-50 процентов).

Тем не менее сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не говорит о необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, скорее серьезно «повышается планка» для темпов и качества экономического развития в 2013-2025 годах.

Решение задач ускорения перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на республику ряда внешних и внутренних вызовов, с одной стороны осложняющих достижение поставленных целей, с другой стороны диктующих необходимость еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в ингушской экономике и инновационной системе проблем. Ключевыми из таких вызовов в части инновационного развития являются:

- ускорение технологического развития мировой экономики;

- усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем, в первую очередь, за высококвалифицированную рабочую силу и «умные» деньги (инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии, компетенции), резкое повышение мобильности этих факторов;

- вызовы, с которыми сталкивается все человечество в целом – изменение климата, старение населения и вызовы здравоохранения, продовольственная безопасность в глобальном масштабе;

- внутренние вызовы, способствующие диспропорциям в развитии республики: неразвитая система образования; низкое качество, недостаточность и неравномерность распределения информации в экономической и общественной жизни региона; низкая конкурентоспособность экономики и неэффективность ее интеграции в российскую и мировую экономическую систему; слабый уровень развития рыночных отношений, который определяет широкий спектр негативных явлений, создающих барьеры для успешного социально-экономического развития Ингушетии.

Эти вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок («чистая» энергетика, геномная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и т.д.), по многим из которых в республике нет существенных заделов.

Для того, чтобы ответить на эти вызовы, республике необходимо радикально интегрироваться в российскую и мировую инновационную систему, преодолеть сохраняющуюся изоляцию.

Неспособность Ингушетии ответить на данные вызовы означает сужение «окна возможностей» для перехода к инновационной экономике, утрату сохраняющегося научного потенциала, ослабление геополитических позиций, переход в категорию регионов с инновационной системой имитационного типа, не способных к производству нового знания и достижению лидерства по ключевым технологическим направлениям, долговременное закрепление сырьевого характера национальной экономики, низкие темпы экономического развития. Это означает невозможность достижения целей и задач долгосрочного развития.

Более того, в современных условиях необходимы новые методы и подходы, основанные на использовании экономических рычагов и стимулов, ориентированных на сохранение в регионе ресурсного и биоклиматического потенциала, стимулирование деловой и инвестиционной активности, повышение конкурентных позиций региона на российском и мировом рынках. В многообразном процессе модернизации и инновационных преобразований российской экономики центр тяжести смещается на территориальный уровень. Исключительная сложность проблемы формирования стратегии регионального инновационного развития, сочетающейся с трансформационными изменениями в экономике и обществе, с одной стороны, объясняется отсутствием практического опыта, недостаточностью научного обеспечения, с другой, доминированием политических конъюнктурных интересов.
1.Конкурентные преимущества Республики Ингушетия
Главное измерение российской инновационной экономики — региональное измерение. В течение 5–10 лет мы увидим здесь существенные изменения: сегодняшние регионы-лидеры уйдут на второй план, а ныне дотационные субъекты Российской Федерации, наоборот, будут играть ведущую роль.

Регионам, для того чтобы стать инновационными, в первую очередь необходимо думать об экономике, оценивая конкурентные преимущества территории и с их учетом формулировать приоритеты развития.

Сегодня Республика Ингушетия является самым молодым субъектом Российской Федерации, социально-экономическое развитие которго характеризуется как достаточно сложное.

Республика расположена на северном склоне Большого Кавказского хребта и на примыкающей к нему Терско-Кумской низменности, в центре Северного Кавказского хребта, между Северной Осетией и Чеченской Республикой. По территории республики проходит участок государственной границы Российской Федерации с Республикой Грузия.

Уникальное географическое расположение в приграничном районе дает возможность республике стать сухопутными воротами для входа в Россию пассажиро- и грузопотоков из Азербайджана, Армении, Грузии и Ирана; находясь между портами Черного и Каспийского морей, Ингушетия имеет возможность обеспечить транзит межпортовых грузов, стать грузораспределительным центром регионального значения.

В географическом, климатическом и экономическом отношении Республика Ингушетия делится на южную и северную, высокогорную и равнинную, густо- и слабозаселенную, слабо и хорошо освоенную в отношении деятельности хозяйствующих субъектов.

Рельеф территории возвышенный, состоящий из горных хребтов, разделенных долинами и ущельями. Наивысшая точка – Столовая Гора (2993 м над уровнем моря), протяженность Кавказских гор на территории Ингушетии – около 150 км, с юга на север республику пересекают реки Терек и Асса, а с запада на восток – Сунжа.

Природно-ресурсный фактор входит в число важнейших, определяющих как характеристику потенциала, так и особенности программных решений по развитию экономики республики.

Запасы общераспространенных полезных ископаемых довольно значительны и создают основу для развития стройиндустрии.

Так, имеются значительные запасы углеводородного сырья в недрах – нефти (прогнозные запасы более 60 млн.т), газа, которые являются основными стратегическими ресурсами республики. Нефтегазовые месторождения на территории региона разрабатываются с 1915 г., что обусловило наличие в районе систем энергоснабжения, нефтепромыслов, систем нефтегазопроводов, сбора и подготовки нефти. Здесь проходит магистральный нефтепровод Грозный-Тихорецкая. В недрах Ингушетии геологи обнаружили залежи редких металлов. Балансовые запасы перечисленных видов минерального сырья в среднем составляют 100-150 лет.

В процесс материального производства наиболее вовлечены строительные пески, глины черепичные, песчано-гравийная смесь. К слабо вовлеченным и не используемым в сфере материального производства ресурсам относят мрамор и мраморовидные строительные материалы, доломит, известняк-ракушечник, кирпичные глины высокого качества, лесные ресурсы, водные ресурсы, сланец.

Республика богата и земельными ресурсами: почвы черноземные, плодородные, природно-климатические условия благоприятны для развития сельского хозяйства.

Общий земельный фонд республики составляет 362,8 тыс. га, из которых 166,2 тыс. га приходится на земли, используемые в сельском хозяйстве. По данному показателю удельный вес земель сельскохозяйственного назначения в республике составил 45,8%, из них половина угодий – пашни.

Наличие плодородных почв и благоприятных климатических условий создает основу для развития в регионе эффективного агропромышленного комплекса.

Важный природный ресурс Ингушетии – леса, общая площадь лесных фондов составляет 75,6 тыс. га. Леса в основном смешанные: хвойные леса – 5,7 тыс. га, твердолиственные – 48,6 тыс. га, мягколиственные – 18,1 тыс. га и кустарники – 3,2 тыс. га. Покрытая лесонасаждениями территория не превышает 22,7% от общей площади республики.

Запасы спелых и перестойных твердолиственных лесов лесного фонда Республики Ингушетия составляют 2,54 млн. куб. м, в том числе: дуб (высокоствольный и низкоствольный) – 0,04 млн. куб. м, бук – 1,98 млн. куб. м, граб – 0,14 млн. куб. м, клен – 0,3 млн. куб. м.

Наличие в Республике запаса спелых и перестойных ценных пород деревьев, таких как дуб, бук, граб, чинар, делает возможным развитие деревообрабатывающей отрасли.

Ингушетия располагает значительными запасами гидроэнергии горных рек, величина которых составляет около 1,5 млрд кВт/ч, что соизмеримо с энергетическими потребностями республики. Горная часть и прилегающая к ней равнина имеют густую и сильно разветвленную речную сеть. Почти все реки республики носят ярко выраженный горный характер и берут начало на высоких гребнях хребтов из родников и ледников (значительные запасы гидроэнергии), крупные реки – Терек, Асса, Сунжа, Армхи.

В общей сложности территория Республики Ингушетия включает в себя бассейны 750 средних и малых рек, суммарной протяженностью превышающих 1375 км, из них более 21 реки – протяженностью более 10 км. В среднем на каждый квадратный километр территории приходится 590 метров речной сети, это один из самых высоких показателей в масштабе СКФО и ЮФО России.

Республика располагает запасами пресной воды, в том числе подводные воды категории А+В+С1 составляют 99 тыс. куб. м/сут. Водозабор из подземных источников осуществляют 72 водопользователя, 32 из них имеют разрешение на спецводопользование.

Республика обладает запасами термальных и минеральных вод типа «Боржоми». Общие запасы минеральной воды составляют порядка 300 куб. м/сут.

Транспортная инфраструктура, представленная железнодорожным, автомобильным, трубопроводным и воздушным транспортом; прохождение через территорию республики транспортных путей федерального и межгосударственного значения (автодорога Баку – Ростов-на-Дону – Москва, Северо-Кавказская железная дорога, нефтепровод Баку – Новороссийск) создают основу для роста экономики республики и развития ее транзитного потенциала.

Благоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в устойчивом росте населения трудоспособного возраста, создает основу для роста экономики как с точки зрения развития производства, так и формирования внутреннего спроса на продукцию и услуги.

Богатые природные ресурсы Республики, включая большие запасы разведанных месторождений полезных ископаемых, плодородные почвы, уникальные леса, разнообразный животный мир, великолепные природные ландшафты, благоприятные климатические и экологические условия создают условия для развития экономической активности в производстве строительных материалов, сельскохозяйственной продукции, туристско-рекреационном комплексе.

Выбор инновационного пути развития Республики Ингушетия, определение приоритетных направлений инновационной стратегии основаны на анализе конкурентных преимуществ республики.

С точки зрения технологического потенциала региона наиболее перспективными областями являются:

образование;

информационные технологии;

промышленность и строительные материалы;

сельское хозяйство;

туристско-рекреационный комплекс.

Важным фактором для успешной реализации Инновационной стратегии является последовательная политика органов государственной власти Республики Ингушетия по формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.
2.Ингушетия – инновационный регион?

Диагноз состояния инновационной сферы
Одним из первоочередных вопросов устойчивого функционирования территории является перевод региональной экономики на инновационный путь развития в условиях реформирования межбюджетных отношений, расширения самостоятельности и повышения ответственности субъекта Российской Федерации за темпы социально-экономического прогресса. Эффективность работы в этом направлении требует формирования региональной инновационной политики, ориентированной на тенденции развития мировой экономики.

При этом основная роль государства должна состоять в создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инновационной инфраструктуры и развитие инновационного предпринимательства.

Сложившаяся к настоящему времени отраслевая структура производства Республики Ингушетия имеет в основном экспортную ресурсно-сырьевую направленность. Основной ее базой является топливно-энергетический комплекс. Развитие Республики Ингушетия в долгосрочной перспективе должно сопровождаться переходом региональной экономики, ориентированной на экспорт сырьевых ресурсов, к развитию наукоемких отраслей, основанных на технологиях.

Для реализации существующего потенциала и развития более успешной и конкурентоспособной экономики в регионе необходима четкая стратегия, последовательная политика и общественная поддержка.

Инновационное развитие для Республики Ингушетия – это стратегия, основанная на широком внедрении новшеств, использовании возможностей, реализация которых требует применения современных стандартов и технологий (далее – Инновационная стратегия). Инновационная стратегия нацелена на широкое внедрение инноваций в компании, в сфере взаимодействия власти и бизнеса, в области осуществления интерфейсного взаимодействия между наукой, промышленностью и другими секторами экономики.

Важной особенностью Инновационной стратегии является то, что в ней ведущая роль отводится компаниям региона. Она ориентирована на активное участие в ее реализации бизнеса, учитывает его интересы и нацелена на развитие спроса на инновации со стороны предприятий региона. Инновационная стратегия определяет ориентиры для инициатив и мероприятий по ее реализации – создание условий для развития партнерских связей между наукой и бизнесом и повышение деловой активности в регионе.

В системе программного развития республики Инновационная стратегия определяет приоритеты в сфере экономического развития и рассматривает комплексные и целевые программы развития отраслей экономики региона в качестве механизмов реализации этих приоритетов.

В настоящее время проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности. Закон Республики Ингушетия от 7 декабря 2010 года № 58-РЗ «Об инновационной деятельности в Республике Ингушетия» (далее - Закон) содержит расширенное толкование самого понятия «инновационная деятельность» и определяет механизм стимулирования развития инновационной деятельности на различных уровнях.

Предметом регулирования Закона являются основные направления инновационной политики Республики Ингушетия по стимулированию, развитию и эффективному использованию инновационного потенциала Республики Ингушетия, установлению формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности.

В Законе дается перечень субъектов инновационной деятельности, перечислены основные цели и принципы государственной политики по развитию инновационной деятельности в Республике Ингушетия.

Деятельность органов государственной власти Республики Ингушетия по развитию инновационной деятельности сводится, в основном, к нормативно-правовому регулированию, определению общих принципов, приоритетных направлений, форм и методов развития инновационной деятельности, разработку и реализацию мер, направленных на стимулирование взаимодействия научных центров и крупных предприятий с инновационными предприятиями, созданию условий для выхода субъектов инновационной деятельности на международные рынки товаров, услуг и прочее.

В Законе определены сферы, по которым будет предоставляться государственная поддержка субъектам инновационной деятельности, приводиться механизм реализации инновационной политики в республике и формы государственной поддержки. При этом поддержка предоставляется субъектам инновационной деятельности при соблюдении определенных Законом условий и соответствия критериям отбора субъектов инновационной деятельности, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета.

Одно из важнейших сохраняющихся у республики конкурентных преимуществ с точки зрения инновационного развития – человеческий капитал. Охват всего населения базовым образованием остается на высоком уровне: в 2011 г. – 88%, в то же время ситуация в этой сфере характеризуется рядом негативных тенденций, которые в перспективе могут фактически девальвировать это конкурентное преимущество.

Во-первых, продолжает снижаться качество образования на всех уровнях – от базового, начального и среднего профессионального образования до вузовского и поствузовского.

Во-вторых, кроме качества образования, значительную роль для будущего инновационного развития играют и формируемые у человека жизненные установки, модели поведения, которые либо способствуют распространению инноваций в экономике и общественной жизни, либо препятствуют ему.

В этом плане ситуация в Ингушетии неоднозначна. С одной стороны, данные по уровню проникновения мобильной связи, частоте смены телефонных аппаратов и вниманию к современным «опциям» телефонов (по опросам различных организаций в сфере телекоммуникаций), которые могут быть использованы в качестве характеристики восприимчивости к инновационному потреблению, находятся на сравнительно высоком уровне.

С другой стороны, по такому показателю, как готовность потребителей приобретать инновационные товары взамен используемых, Ингушетия – один из самых консервативных регионов. Недостаточно высокий уровень проникновения сети Интернет (около 50%), притом что в последние годы и компьютер, и сеть Интернет стали финансово доступны самым широким слоям населения, также показывает определенную консервативность населения по отношению к технологическим новациям.

Ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества – мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска также не являются пока характерными особенностями хотя бы значимой части населения республики. В Ингушетии, по данным Министерства образования Республики Ингушетия, участие населения (в возрастной группе 25-64 лет) в непрерывном образовании в 2011 г. составило 3%. При этом в регионах с высокой инновационной активностью этот показатель в несколько раз выше.

Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой, в 2011 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 0,5% от общего числа предприятий промышленности, что значительно ниже значений, характерных для регионов с высоким уровнем инновационной активности. Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (0,4%). Низка не только доля инновационно активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, составляющая в республике 0,075%.

Слабо используются предприятиями современные информационные технологии. Доля предприятий, использующих сеть Интернет для размещения заказов, в 2011 г. составила в республике 10% по сравнению с 55-72% в других регионах России. Доля предприятий, имевших собственный Интернет-сайт, в 2011 г. составила 30% по сравнению с 50 – 80% в большинстве регионов России. Доля высокотехнологичной инновационной продукции в общем объеме выпуска (0,4%) остается на значительно низком уровне.

При этом, кроме «количественного» отставания региональных компаний по уровню инновационной активности, есть еще и значительные структурные проблемы в организации управления инновациями на уровне фирм. По показателю «способность компаний к заимствованию и адаптации технологий», по оценкам рейтинговых агентств, Ингушетия в 2010 г. находилась из 83 на 80 месте. Индекс инновационной активности Республики Ингушетия – 0,00168, тогда как индекс г.Москвы – 0,93333.

Абсолютное доминирование передовых типов инновационного поведения (заимствование готовых технологий и т.д.) характеризует республиканскую инновационную систему как ориентированную на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий.

Очень скромно выглядят ингушские предприятия и на внешних рынках, в 2011 г. доля произведенных ими товаров и услуг в общероссийских объемах экспорта высокотехнологичной продукции гражданского назначения составила 0,001%.

Поддержка инновационной деятельности органами государственной власти Республики Ингушетия может оказываться за счет средств соответствующих бюджетов и включать в себя финансово-кредитную, имущественную, техническую, консультационную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности, межрегионального сотрудничества, участия в выставках и ярмарках, меры по развитию трудовых ресурсов для инновационной деятельности, меры по развитию деятельности по предоставлению субъектам инновационной деятельности финансовых и иных услуг, а также другие направления поддержки, которая предусмотрена в государственных и муниципальных программах по развитию инновационной деятельности.

В настоящее время в Республике Ингушетия государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность инновационной направленности, предоставляется по линии Регионального Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Ингушетия в рамках республиканской целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия на 2009-2012 годы» (Постановление Правительства от 20.02.2009 г. № 57).

Механизм предоставления данного вида государственной поддержки утвержден Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 7.10.2009 г. № 345 и предусматривает возмещение до 75 % затрат на разработку и внедрение инновационных изобретений и опытно-конструкторских разработок в серийное производство. Максимальный размер субсидии составляет 5 млн. рублей.

Наиболее яркими проектами инновационной направленности, осуществляемыми субъектами малого и среднего бизнеса, являются:

«Инновационная технология промышленного производства кожи из шкуры рыбы» (индивидуальный предприниматель Шадиев А.М.);

«Изготовление электрообогреваемого лобового стекла автомобиля» (ООО «РосИнгАудит»);

«Производство биологически активных добавок в корма сельскохозяйственным животным» (ООО «ЭГИ»);

«Создание компьютерной системы «Виртуальный музей» (ООО «Интензибэн»).

Проект заключается в создании программного обеспечения для хранения, обработки и визуализации цифровых данных в сфере искусства, образования и музейного дела. Программа не только сможет демонстрировать экспонаты в стерео трехмерном формате, но и в интерактивной развлекательной форме вести обучение. Встроенная Интернет-технология позволит предоставить доступ к программе любому пользователю в любой точке мира.

В целом ситуация в бизнесе остается неблагоприятной. Большинство предприятий, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь, экономят на развитии, откладывая на неопределенное будущее инновационные проекты, расходы на НИОКР и перевооружение.

Инфраструктура инновационной деятельности в Республике Ингушетия в целом не развита. Из основных объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования и др.), создаваемых на территории России, в республике создан ГКУ «Республиканский Бизнес-Инкубатор», функционирующее за счет средств федерального и республиканского бюджетов.

В состав ГКУ «Республиканский Бизнес-Инкубатор» входят бизнес-инкубаторы в г.Магасе и в г. Карабулаке.

Бизнес-инкубатор в г. Магасе открыт в 2009 году и в настоящее время является основным объектом инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Бизнес-инкубатор в г.Карабулаке введен в эксплуатацию в апреле 2012 года.

Инновационная государственная власть в республике находится на стадии становления, начинается активная работа по созданию «инновационного климата» в республике. В последние годы предпринимаются меры по поддержке инновационной активности предприятий, однако финансирование научной и инновационной сферы пока что производится в недостаточном объеме.

Отдельной проблемой является неприспособленность системы государственной статистики к целям управления инновационным развитием. Статистические данные, отражающие ключевые параметры инновационного развития, становятся доступными с временным разрывом в несколько лет. Сама структура статистических показателей во многом отражает задачи государственного управления индустриальной эпохи и не вполне соответствует задачам текущего дня. Актуальное представление о состоянии и тенденциях развития в инновационной сфере сегодня можно составить в основном по результатам опросов и обследований, которые проводятся несистематически по инициативе общественных организаций и частных компаний.

При этом в системе государственного управления внедряются инновации – безбумажные технологии, предоставление государственных услуг в электронной форме, приоритетный проект «Электронное Правительство». По данным направлениям в республике есть определенные достижения.

Общий вывод по текущей ситуации с факторами инновационного развития Республики Ингушетия – в ингушской экономике окончательно не сформировалась тенденция инновационного поведения бизнеса.

Критическими проблемами инновационного развития сегодня являются создание мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углубление их кооперации с сектором исследований и разработок с опорой на развивающуюся инновационную инфраструктуру.
II. Цели и задачи стратегии
Инновационная стратегия Республики Ингушетия – это согласованное видение различных участников ее реализации – органов государственной власти Республики Ингушетия власти, крупных компаний, среднего и малого бизнеса, научных, образовательных организаций, организаций инфраструктуры государственного и частного секторов на среднесрочное и долгосрочное развитие Республики Ингушетия. Инновационная стратегия определяет общую цель, модель и инструменты развития, приоритеты, роль различных участников в этом процессе.

Инновационная стратегия направлена на создание условий для активного использования инноваций самого широкого спектра направлений – технологии, менеджмент, маркетинг, финансы и др., повышения конкурентоспособности региональных компаний, расширения возможностей для развития бизнеса в регионе.

Миссия (основная цель) Инновационной стратегии – перевод к 2025 году экономики Ингушетии на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:

доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 – 50 процентов (в 2011 году – 0,5 %);

доля республики на внешних рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 5 – 10 % в 5 – 7 и более секторах году;

удельный вес экспорта высокотехнологичных товаров и услуг республики в общем объеме экспорта высокотехнологичных товаров страны составит не менее 4% (в 2011 году – 0,001%);

валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом региональном продукте составит 17 – 20 %;

удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25 – 35 % (в 2011 году – 0,5 процента);

внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 5 % валового регионального продукта в 2025 году (в 2011 году – 0,075%);

доля республиканских исследователей в общероссийском числе публикаций в научных журналах повысится до 5 % в 2025 году (в 2011 году – 0,05%);

средняя цитируемость научных работ исследователей повысится до 5 ссылок на статью;

не менее 1 республиканского вуза войдут в число ведущих российских университетов (в 2011 – ни одного);

количество патентов, ежегодно регистрируемых республиканскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах, превысит 500 (в 2011 году – около 10);

доля средств в структуре доходов республиканских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, достигнет 25%;

доля средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, увеличится до 30%.

Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста через повышение производительности всех факторов производства во всех секторах экономики, расширение рынков и повышение конкурентоспособности продукции, через создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, рост доходов населения и объемов потребления и т.д.

По оценкам, инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх «инерционного» сценария развития, начиная с 2018 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит республике увеличить инвестиции в человеческий капитал (прежде всего, в образование и фундаментальную науку), в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.

Ключевыми задачами Инновационной стратегии являются:

1) наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задача включает повышение восприимчивости населения к инновациям – инновационным продуктам и технологиям, радикальное расширение «класса» инновационных предпринимателей, создание в обществе атмосферы «терпимости» к риску, пропаганду инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности. адаптация всех ступеней системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, формирование системы непрерывного образования.

Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» - способный в полной мере использовать достижения науки и техники и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни;

2) резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации не как «хобби», и тем более не как обязанность перед государством, а как жизненно важную для перспектив развития компании, повышения эффективности и занятия лидерских позиций на рынках модель поведения; обеспечение на этой основе технологической модернизации ключевых секторов, определяющих роль и место республики в российской экономике, повышение производительности труда во всех секторах;

3) повышение «инновационности» государства – широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использования системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности;

4) формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований;

5) повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции республики в общероссийские процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего межрегионального и международного сотрудничества.

Государство при реализации Инновационной стратегии будет исходить из следующих принципов:

концентрация усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение «провалов рынка»;

тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

прозрачность распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов;

ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты;

стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации для инновационного поведения.

III. Приоритетные направления инновационной стратегии
1.Инновационный человек

1.1.Человеческий потенциал
Ключевая задача инновационного развития, сопоставимая по важности и масштабности с суммой всех остальных – создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, иначе говоря – компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований.

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Задатки технического творчества, скрытые творческие резервы – изобретательность и рационализаторство заложены природой в каждом человеке, необходимо только разбудить и развивать эту способность – изобретать. Огромное влияние на развитие технического творчества могут оказывать средства массовой информации, которые должны пропагандировать лучшие достижения новаторов, рекламировать разработанные ими новшества.

«Инновационный человек» – не синоним «инновационного предпринимателя». Предпринимательством во всех странах готово и может заниматься меньшинство населения. «Инновационный человек» – более широкая категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, – активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом.

Ключевыми компетенциями инновационного сообщества должны стать:

способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

способность к критическому мышлению;

способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде;

широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке.

Наращивание таких компетенций – длительный и сложный процесс, включающий в себя необходимость адаптации для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь, политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, формирование «климата» в обществе, обеспечивающего свободу творчества и самовыражения, поощряющего и вознаграждающего людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха за счет их использования.

Для успешного решения задач по формированию компетенций «инновационного человека» требуется модернизация реализуемой государством политики в области образования по ряду ключевых направлений:

1. Система образования на всех своих этапах, начиная с дошкольного, должна и в части содержания, и в части методов и технологий обучения (преподавания) быть ориентирована на формирование и развитие названных выше навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Одна из важнейших задач в этой сфере – формирование глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев. При этом высшее образование в перспективе должно быть интегрировано с научной деятельностью. К 2025 году большинство студентов, получающих высшее образование, должно участвовать в научных исследованиях, направленных на решение перспективных задач инновационного развития, а все вузы должны иметь соответствующий научный потенциал и налаженные связи с инновационными организациями и высокотехнологичными предприятиями. Для этого предстоит последовательно развивать механизмы поддержки кооперации вузов с российскими компаниями инновационного сектора, направляя на соответствующие программы не менее 10% от объемов бюджетного финансирования высшего профессионального образования.

Ключевой задачей в сфере образования станет развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий (инфраструктуры) для постоянной переподготовки и повышения квалификации для всего экономически активного населения. В современных условиях не только резко ускоряются процессы технологического развития, что обесценивает полученные знания вскоре после их получения, но также меняется и отраслевая структура экономики. Эти процессы резко повышают ценность компетенций по быстрому анализу, критическому осмыслению больших объемов новой информации, компетенций по «переключению» человека с одного вида деятельности на другой. Чтобы быть успешным, человеку нужно быть готовым к смене нескольких профессий и видов деятельности в течение жизни.

С точки зрения механизмов государственного регулирования это означает, что программы повышения квалификации персонала как в сфере деятельности государственных предприятий, так и в сфере служб занятости должны быть направлены, в том числе, на освоение гражданами инструментов инновационной деятельности. Значительное внимание в рамках таких программ должно уделяться освоению навыков коммерциализации научных разработок, ведения предпринимательской деятельности, пользования современными финансовыми инструментами. Предстоит также на конкурсной основе поддержать наиболее удачные программы обучения взрослого населения, на основе которых до 2020 года создать систему ежегодного повышения квалификации не менее чем 15-20% работающих граждан.

2. Стимулирование к получению навыков инновационного предпринимательства той частью населения, которая к этому наиболее приспособлена и готова – выпускниками вузов по техническим и естественнонаучным специальностям посредством различных полидисциплинарных образовательных программ и проектной деятельности. Программы государственной поддержки инноваций будут также содержать образовательный компонент, в том числе в области предпринимательской деятельности, коммерциализации разработок.

3. Формирование системы стимулирования инновационной активности молодежи, в том числе посредством проведения конкурсов, форумов, слётов, олимпиад, а также очно-заочных школ, проектно-исследовательских практик и курсов при ведущих вузах с применением современных сетевых форм коммуникации. Здесь предстоит развивать деятельность школ для одарённых ребят при вузах не только по естественно-научному профилю и направлениям точных наук, но также и по другим направлениям подготовки. В каждом из ведущих университетов и не менее чем в половине исследовательских вузов будут созданы такие школы, обеспечивающие как очное, так и дистанционное образование. Не менее чем 10% старшеклассников сельских школ будут получать дополнительное образование в таких образовательных учреждениях.

4. Формирование культуры инноваций в обществе и повышение престижа инновационной деятельности. Это наиболее важное направление следует развивать, исходя из соображений привлекательности инновационной деятельности с учётом традиций отечественных и мировых научных школ, престижности поиска и коммерциализации новых идей. В самое ближайшее время предстоит заняться восстановлением интереса к научной фантастике с использованием самых современных средств медийного и просвещенческого продвижения информации.

Необходимо также обновление систем социального обслуживания населения – инновационные музеи-эксплуаториумы, современные кинотеатры, различного рода интерактивные сервисы, модернизация инфраструктуры образования (создание «умной школы»: обновление соответствующих норм строительства, дизайна и оснащения зданий, внедрение простых и доступных автоматизированных электронных технологий сбора и получения информации и др.). В целях поддержания соответствующей культуры инноваций предстоит продолжить создание различного рода просвещенческих телепередач, интеллектуальных теле-шоу; ежегодно создавать не менее пяти кинофильмов в лучших традициях отечественной и мировой научной фантастики; поддержать предпринимателей, ведущих бизнес в сфере инновационного сервиса и услуг.

Успешное решение данных задач возможно при условии максимально тесного сотрудничества государства, научного и образовательного сообщества, бизнеса, институтов гражданского общества. Ключевыми механизмами реализации мер по данному направлению станут государственная программа «Образование», а также президентская инициатива «Наша новая школа».
1.2. Инновационный характер образования
Согласно Комплексу мер по модернизации системы общего образования Республики Ингушетия на 2012 год стратегической целью является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики республики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Для этого необходимо достижение первоочередных целей:

1) обеспечение инновационного развития системы общего образования;

2) создание условий для роста качества общего образования.

Реализация указанных целей предполагает решение следующих приоритетных задач:

а) повышение заработной платы учителей, доведение ее размера до уровня средней заработной платы в Республике Ингушетия;

б) оснащение школ современным учебно-лабораторным оборудованием для успешного овладения обучающимися современными технологиями и использования учителями на уроках компьютерной техники.

3. Непрерывность повышения квалификации, профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных учреждений и учителей:

а) модернизация республиканской системы повышения квалификации работников образования;

б) совершенствование механизмов формирования мотивации непрерывного профессионального роста педагогов;

в) совершенствование республиканской модели аттестации педагогических и управленческих кадров;

г) привлечение перспективных выпускников вузов для работы в образовательных учреждениях.

4. Развитие школьной инфраструктуры (формирование условий деятельности образовательных учреждений и условий обучения школьников, соответствующих современным санитарно-бытовым требованиям).

5. Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения школьников (создание материально-технической базы, подготовка кадровых ресурсов и развитие среды использования информационно-коммуникационных технологий в системе общего образования).

Комплексный план модернизации общего образования Республики Ингушетия в 2012 году включает следующие мероприятия:

а) приобретение оборудования (учебно-лабораторное, спортивное и оборудование для школьных столовых );

б) развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения санитарно-бытовых требований и охраны здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования, приобретение автобусов для подвоза детей);

в) повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;

г) модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);

д) осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования;

е) создание республиканской системы качества образования;

ж) приобретение школьных автобусов.

Рост заработной платы учителей осуществляется путем повышения норматива финансирования и оптимизации штатных расписаний общеобразовательных учреждений.

За счет реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 гг.», Государственной программы «Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» планируется строительство школ, что приведет к ликвидации дефицита посадочных мест, в результате чего учащиеся большинства школ республики смогут заниматься в одну смену, а учителя осуществлять процесс образования в школах соответствующих современным требованиям. Это в свою очередь приведет к возможности полного перехода на обучение по федеральным государственным стандартам начального, основного общего и среднего (полного) общего образования и к реализации Президентской инициативы «Наша новая школа».

Таким образом, в Республике Ингушетия будет реализовываться общенациональная политика, направленная на успешную социализацию подрастающего поколения (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья), гармонизацию общества, формирование гражданской идентичности.

В соответствии с Инновационной стратегией развития системы образования Республики Ингушетия до 2020 года предполагается достижение следующей социально-экономической эффективности:

повышение конкурентоспособности и эффективности экономики республики, обусловленное повышением качества человеческого капитала;

реализация общенациональной идеологии и политики, направленной на социализацию подрастающего поколения, формирование его гражданской идентичности;

развитие национальной инновационной системы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта, уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов;

разработка методологии прогнозирования развития образования в Республике Ингушетия как института социализации личности;

разработка стратегии дополнительного образования детей и подростков, обеспечивающая мотивацию к познанию и творчеству;

укрепление материально-технической базы учреждений образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий, ликвидация ветхих и аварийных объектов образования;

повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования;

внедрение нового финансово-экономического механизма, в рамках которого часть учреждений образования будет переведена в статус автономных;

повышение доступности, качества, открытости сферы образования для всех заинтересованных сторон; внедрение принципов государственно-общественного управления; модернизация технологической и социальной инфраструктуры образования;

обеспечение условий, гарантирующих сохранение здоровья детей, психологической комфорт и безопасность участников образовательного процесса;

формирование нового поколения преподавательского корпуса республики в необходимом количестве и соответствующей квалификации;

разработка программ формирования социальной и профессиональной компетентности педагогических кадров различных категорий;

создание системы сетевого взаимодействия, обеспечивающей методическую поддержку кадров в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

разработка технологии и инструментария оценки качества образования.

Во исполнение пункта II Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года в республике реализовывается республиканская целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений РИ на период 2012-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Ингушетия от 29 февраля 2012 года № 48.

Кроме того, в республике реализуется республиканская целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы» (утв. Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 5 февраля 2010 года № 34), в которой предусмотрено строительство 9 дошкольных образовательных учреждений на 1920 мест, и республиканская целевая программа «Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2008-2012 годы» (утв. Законом Республики Ингушетия от 12 июля 2008 года № 16-РЗ), в которой предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции дошкольных образовательных учреждений.

Для обеспечения развития вариативных форм дошкольного образования в 2011-2012 учебном году на базе 101 образовательного учреждения за счет средств республиканского бюджета открыта 141 предшкольная группа с общим охватом 2603 ребенка для детей, не посещающих детские сады.

С 1 сентября 2011 года введено углубленное изучение отдельных предметов:

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconАнкета-заявка на участие в конкурсе «Что я знаю об Ингушетии и ингушах»
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия объявлен конкурс «Что я знаю об Ингушетии и ингушах», посвященный...
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconБиблиографический указатель издается с 1992 года
Летопись печати Республики Ингушетия: гос библиогр указатель. 1998 / Нац б-ка Респ. Ингушетия; [сост.: М. С. Газгиреева; ред. Х....
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconО правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей
...
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconСтатья 2 Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:...
Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, именуемые
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconРаспоряжение правительства кыргызской республики
Законом Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", статьями...
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconПрограмма и маршрут автопробега «Мост Дружбы»
...
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconГлавы республики ингушетия
Здесь знакомят читателей с прекрасным миром книги, активно способствуют большой исследовательской работе по истории, языку, этике,...
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconЗакон республики молдова о гражданстве республики молдова
Гражданство Республики Молдова определяет постоянные политико-правовые отношения между физическим лицом и государством Республика...
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconЧувашская республика янтиковский район
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 5 октября 2006 г №83 «О проведении в 2007 году Дня Республики» п о с т...
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика icon"Развитие системы государственной молодежной политики на 2014 2018 годы"
Республики Тыва, на основании распоряжения Правительства Республики Тыва от 31 июля 2013 г. №261 – р «Об утверждении перечня государственных...
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconОб утверждении Перечня пунктов пропуска автотранспортных средств...
В целях реализации Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года "Об автомобильном транспорте" Правительство Республики Казахстан...
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика icon
Во исполнение Указа Президента Республики Дагестан от 6 марта 2006 г. N 13 "О структуре органов исполнительной власти Республики...
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconПриложение 11 к Пояснительной записке
Во исполнение Указа Президента Республики Дагестан от 6 марта 2006 г. N 13 "О структуре органов исполнительной власти Республики...
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconВидео №01 (победная песня +темп)
Во исполнение Указа Президента Республики Дагестан от 6 марта 2006 г. N 13 "О структуре органов исполнительной власти Республики...
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconРоссийская Федерация Республика Карелия
Карелия, утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 6 июля 2007 года №102-п «Об утверждении Схемы территориального...
Правительство Республики Ингушетия Г1алг1ай Республика iconV. Номинации, критерии и предмет оценки участия в конкурсе
Во исполнение Указа Президента Республики Дагестан от 6 марта 2006 г. N 13 "О структуре органов исполнительной власти Республики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск