МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Экологический Кафедра ландшафтной архитектуры и лесного дела
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________Л.И. Задорожная
«_____»__________ 20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Б.3.8. Градостроительство с основами архитектуры
по направлению
подготовки бакалавров 250700.62 Ландшафтная архитектура
по профилю подготовки Садово-парковое и ландшафтное строительство
Квалификация (степень)
выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная, заочная
Майкоп - 2014
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению (специальности) 250700.62 Ландшафтная архитектура Составитель рабочей программы:
Ст. преподаватель
|
|
| Передельский Н.А.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Ландшафтной архитектуры и лесного дела
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________20__г.
|
|
|
Варзарева В.Г.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Варзарева В.Г.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
Сухоруких Ю.И.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
Варзарева В.Г.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи учебной дисциплины.
Целью является развитие у студентов основ пространственного планировочного мышления как части общенаучного мышления и мировоззрения. Имея представление о взаимосвязи градостроительства с развитием экономики, культуры, экологии, строительства, будущие специалисты смогут более объективно оценивать экономическое развитие страны, района, города.
Задачами освоения дисциплины: - является освоение тезауруса современного градостроительства; формирование представления о терминологии, методологии, современных научных подходах, используемых при изучении градостроительства как теории и практики планировки поселений и территорий;
- изучение основных подходов к развитию и размещению поселений и их сочетаний на определенных территориях, хозяйственных объектов, принципов размещения человеческой деятельности в поселениях и на заселенной территории;
- развитие и обобщение взглядов на современное градостроительство и процессы формирования проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, природных и экологических особенностей территорий и поселений;
- освоение навыков градостроительного анализа развития территорий и поселений, различных планировочных, экономических и технико-экономических показателей;
развитие умений пользоваться источниками градостроительной и планировочной информации, в том числе нормативно - правовыми, картографическими, электронными, и искать необходимую информацию; 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в перечень курсов базовой части профессионального цикла ООП. Она имеет предшествующие логические и содержательно-методические связи с другими дисциплинами. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- главные теоретические концепции и идеи в области градостроительного проектирования и управления процессом создания поселений (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18);
-этапы формирования градостроительного проектирования в истории человечества (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3);
-основные понятия градостроительного проектирования и планирования (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3);
-важнейшие теории развития и размещения поселений, их составных частей и сочетаний поселений на конкретной территории (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3);
- сущность и специфические особенности российского градостроительного планирования и проектирования (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-23);
-задачи, принципы, функции градостроительного проектирования на разных территориальных уровнях, его взаимосвязь с государственным управлением (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-23);
- основные тенденции развития и реформирования градостроительного проектирования в Российской Федерации и в мире в целом (ПК-2, ПК-3, ПК-23);
уметь: - производить оценку планировочной структуры поселений и экономической, правовой, социальной среды, в которой она формируется (ОК-1, ОК-4, ОК-5,ПК-32, ПК-38);
- анализировать и определять возможности использования на практике достижений зарубежных стран в области совершенствования градостроительной политики и практики проектирования (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-23).
владеть: - навыками градостроительного анализа развития территорий и поселений, различных планировочных, экономических и технико-экономических показателей;
навыками использования источников градостроительной и планировочной информации, в том числе нормативно - правовыми, картографическими, электронными, и искать необходимую информацию (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-23); 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 5
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 72/2,0
| 72/2,0
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 36/1,0
| 36/1,0
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
| Семинары (С)
| 36/1,0
| 36/1,0
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 72/2,0
| 72/2,0
|
| В том числе:
|
|
|
| Блиц-опрос
| 9/0,25
| 9/0,25
|
| Реферат
| 18/1,5
| 18/1,5
|
| Тестирование
| 9/0,25
| 9/0,25
|
| Форма промежуточной аттестации: экзамен
| 36/1,0
| 36/1
|
| Общая трудоемкость
| 144/4,0
| 144/4,0
|
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа). Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 7
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 14/0,4
| 14/0,4
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
| 8/0,22
| 8/0,22
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
| Семинары (С)
| 6/0,16
| 6/0,16
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 130/3,6
| 130/3,6
|
| В том числе:
|
|
|
| Блиц-опрос
| 38/1,05
| 38/1,05
|
| Реферат
| 54/1,5
| 54/1,5
|
| Тестирование
| 38/1,05
| 38/1,05
|
| Форма промежуточной аттестации: экзамен
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 144/4,0
| 144/4,0
|
| 5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 1.
| Введение в дисциплину.
| 1
| 2
| 2
|
| 2
| Реферат
| 2.
| Понятие города как формы расселения.
| 2
| 2
| 2
|
| 2
| Блиц-опрос
| 3.
| Введение в историю архитектуры и градостроительства
| 3
| 2
| 2
|
| 2
| Реферат
| 4.
| Понятие о районной планировке и системах внешнего расселения
| 4-5
| 4
| 4
|
| 4
| Блиц-опрос
| 5.
| Определения перспектив развития новых городов. Основные элементы структуры городского плана.
| 6-7
| 4
| 4
|
| 4
| Тестирование
| 6.
| Городская улично-дорожная сеть.
| 8-9
| 4
| 4
|
| 4
| Реферат
| 7.
| Система культурно-бытового обслуживания населения.
| 10
| 2
| 2
|
| 2
| Реферат
| 8.
| Особенности планировки и застройки жилых районов и микрорайонов.
| 11-12
| 4
| 4
|
| 4
| Блиц-опрос
| 9.
| Промышленные районы и планировочная структура города.
| 13
| 2
| 2
|
| 4
| Тестирование
| 10.
| Внешнее благоустройство городских территорий.
| 14-15
| 4
| 4
|
| 4
| Реферат
| 11.
| Вертикальная планировка городских территорий.
| 16
| 2
| 2
|
| 2
| Тестирование
| 12.
| Экологические аспекты градостроительства.
| 17-18
| 4
| 4
|
| 2
| Блиц-опрос
| 15.
| Промежуточная аттестация - экзамен
| 18
| -
| -
|
| 36
| В устной форме
| ИТОГО:
|
| 36
| 36
|
| 72
|
|
5.2.Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Введение в дисциплину.
| 1
| 2
| 2
|
| 10
| 2.
| Понятие города как формы расселения.
| 2
|
| 10
| 3.
| Введение в историю архитектуры и градостроительства
| 3
|
| 10
| 4.
| Понятие о районной планировке и системах внешнего расселения
| 4-5
|
| 10
| 5.
| Определения перспектив развития новых городов. Основные элементы структуры городского плана.
| 6-7
|
| 10
| 6.
| Городская улично-дорожная сеть.
| 8-9
| 2
| 2
|
| 10
| 7.
| Система культурно-бытового обслуживания населения.
| 10
|
| 10
| 8.
| Особенности планировки и застройки жилых районов и микрорайонов.
| 11-12
| 2
|
| 10
| 9.
| Промышленные районы и планировочная структура города.
| 13
|
| 10
| 10.
| Внешнее благоустройство городских территорий.
| 14-15
|
| 10
| 11.
| Вертикальная планировка городских территорий.
| 16
| 2
| 2
|
| 10
| 12.
| Экологические аспекты градостроительства.
| 17-18
|
| 10
| 15.
| Промежуточная аттестация - экзамен
| 18
| -
| -
|
| 10
| ИТОГО:
|
| 8
| 6
|
| 130
|
5.3. Содержание разделов дисциплины «Градостроительство с основами архитектуры», образовательные технологии
№
п/п
| Наименование темы дисциплины
| Трудоемкость (часы / зач. ед.)
| Содержание
| Формируемые компетенции
| Результаты освоения
(знать, уметь, владеть)
| Образовательные технологии
| ОФО
| ЗФО
| Тема 1.
| Введение в дисциплину.
| 2/0,05
|
| Урбанизация как всемирно - исторический процесс. Ложная урбанизация. Роль городов в развитии общества. Классификация населенных мест. Формы и виды расселения.
| ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18
| Знать: историю и направления развития процесса урбанизации.
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа информации
| Слайд-лекции, тематический семинар
| Тема 2.
| Понятие города как формы расселения.
| 2/0,05
|
2/
| Город-сад, город-спутник. Планировка поселений и территорий как область научной и практической деятельности человека. Основные проблемы и задачи градостроительства, их связь со смежными областями знаний. Особенности градостроительства при капиталистических и социалистических методах ведения хозяйства. Законы и правительственные Постановления о развитии градостроительства в РФ. Градостроительный кодекс.
| ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18
| Знать: роль городов в развитии общества. Понятие города как формы расселения.
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа информации
| Лекции-беседы
| Тема 3.
| Введение в историю архитектуры и градостроительства
| 2/0,05
| Градостроительство стран Древнего мира. Градостроительство в Античном мире. Градостроительство в средние века в эпоху Возрождения. Градостроительство Европы и Америки в XIX, начале XX веков. Градостроительство стран мира после Второй мировой войны.
| ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18
| Знать: историю развития градостроительства и архитектуры
Уметь: систематизировать и анализировать информацию Владеть: навыками сбора и анализа информации
| Лекции-беседы
| Тема 4.
| Понятие о районной планировке и системах внешнего расселения
| 4/0,11
| Понятие о районной планировке (цели, задачи, основные проблемы). Виды и основы районных планировок. Принципы расселения и районная планировка. Отечественный и зарубежный опыт районной планировки. Внешнее расселение, его формы, типы и системы. Ландшафт – основа градостроительного проектирования населенных мест. Вопросы методики разработки проектов и схем районных планировок.
| ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18
ПК-23
| Знать: основные цели, задачи и понятие о районной планировке
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа информации
| Слайд-лекции
| Тема 5.
| Определения перспектив развития новых городов. Основные элементы структуры городского плана
| 4/0,11
|
| Градообразующие факторы и структура населения. Определение перспектив развития новых городов. Понятие планировочной структуры города. Функционально-планировочная организация города. Планировочное зонирование городской территории. Краткая характеристика планировочных элементов города. Особенности планировочных структур различных по величине городов.
| ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18
| Знать: способы определения перспектив развития городов
Уметь: рассчитать численность населения города.
Владеть: навыками сбора и анализа информации
| Слайд-лекции,
| Тема 6.
| Городская улично-дорожная сеть.
| 4/0,11
|
| Классификация городских путей сообщения. Основные требования к формированию городской транспортной сети. Геометрические схемы улично-дорожной сети сложившихся городов. Принципы построения улично-дорожной сети новых городов. Площади города. Понятие о городских транспортных узлах и поперечном профиле улиц. Транспортная система. Системы автотранспортного обслуживания города, жилого района, микрорайона. Варианты обслуживания малых и средних городов железнодорожным транспортом.
| ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18
| Знать: основные требования к формированию городской транспортной сети
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: навыками сбора и анализа информации
| Слайд-лекции,
| Тема 7.
| Система культурно-бытового обслуживания населения.
| 2/0,11
|
2/0,05
| Значение проблемы и классификации учреждений соцкультбыта (КБО). Cистема культурно-бытового обслуживания. Классификация объектов и учреждений соцкультбыта. Основные планировочные приёмы размещения учреждений КБО. Современная организация ступенчатой системы обслуживания. Варианты культурно-бытового обслуживания жилого района и микрорайона. Принципы расчета учреждений КБО.
| ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18
| Знать: основные планировочные приемы размещения учреждений КБО
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: Навыками работы с картами, схемами и планами городов
| Проблемная лекция,
тематический семинар
| Тема 8.
| Особенности планировки и застройки жилых районов и микрорайонов.
| 4/0,11
|
| Факторы и требования, определяющие планировку и застройку градостроительных объектов. Функциональные особенности планировочной организации микрорайонов. Общественные центры исторических и современных городов Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к планировке и застройке жилых районов и микрорайонов. Социально-демографические и экономические требования. Противопожарные требования. Архитектурно-композиционные особенности застройки жилых районов и микрорайонов. Композиционное размещение домов. Системы застройки. Приемы застройки. Принципы организации застройки. Некоторые композиционные особенности застройки.
| ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18
ПК-23
| Знать: факторы и требования, определяющие планировку и застройку градостроительных объектов
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: Навыками работы с картами, схемами и планами городов
| Лекция-визуализация, кейс-метод
| 9.
| Промышленные районы и планировочная структура города.
| 2/0,05
|
2/0,05
| Понятие о городском промышленном районе (планировочные элементы, их
величина, баланс территории). Классификация городских промышленных районов. Принципы размещения ГПР. Планировочная организация территорий ГПР. Методика построения планировочной структуры средних и больших городов.
| ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18
| Знать: методику построения планировочной структуры средних и больших городов.
Уметь: классифицировать городские промышленные районы
Владеть: Навыками работы с картами, схемами и планами городов
| Слайд-лекция
| 10.
| Внешнее благоустройство городских территорий.
| 4/0,11
| Понятие о внешнем благоустройстве. Элементы внешнего благоустройства. Малые архитектурные формы. Особенности размещения гаражей. Размещение спортивных сооружений в городе. Наружное освещение городских территорий.
| ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18
| Знать: элементы внешнего благоустройства.
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: Навыками работы с картами, схемами и планами городов
| Слайд-лекция
| 11.
| Вертикальная планировка городских территорий.
| 2/0,05
|
| Инженерная подготовка территорий. Организация стока поверхностных вод. Подземное инженерное оборудование города. Подземная урбанистика. Дренаж.
| ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18
ПК-23
| Знать подземное инженерное оборудование города и подземную урбанистику.
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: Навыками работы со справочными материалами
| Слайд-лекция
| 12.
| Экологические аспекты градостроительства.
| 4/0,11
| 2/0,05
| Экологические проблемы крупного города. Виды экологического загрязнения в городах. Градостроительные методы решения экологических проблем. Санитарное благоустройство городских территорий. Обезвреживание и переработка городских отходов. Система озеленения города. Структурные элементы системы озеленения. Основы проектирования элементов системы озеленения. Благоустройство и оборудование озелененных территорий. Охрана памятников истории, культуры и природы в городах.
| ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18
| Знать: градостроительные методы решения экологических проблем и санитарное благоустройство городских территорий.
Уметь: организовать свою самостоятельную работу по изучению основной и дополнительной литературы.
Владеть: Навыками работы с картами, схемами и планами городов
| Слайд-лекция
|
| Итого
| 36/1,0
| 8/0,22
|
|
5.4. Практические и семинарские занятия, их наименование, содержание и объем в часах.
№ п/п
| № раздела
дисциплины
| Наименование практических и семинарских занятий
| Объем в часах / трудоемкость в з.е.
| ОФО
| ЗФО
|
| Характеристика, анализ и оценка территорий населенных мест
| Система природно-климатических и антропогенных факторов.
Построение «розы ветров».
| 4/0,11
|
2/0,05
|
| Определение численности населения поселений и отдельных микрорайонов.
| Расчет площади территории микрорайона.
Расчет жилой площади микрорайона.
Подбор жилых зданий.
| 4/0,11
|
| Расчет и размещение обслуживающих учреждений.
| Подбор мощности обслуживающих учреждений и расчет площади участков для их размещения.
Подбор проектов зданий в соответствии с их расчетной мощностью.
| 4/0,11
| 2/0,05
|
| Разработка схемы функционального зонирования территории микрорайона
| Планировка и застройка микрорайона.
Формирование групп жилых домов.
| 4/0,11
|
| Схема транспортных и пешеходных связей жилого микрорайона.
| Расчет и размещение гаражей и автостоянок в жилом микрорайоне.
| 4/0,11
|
2/0,05
|
| Расчет и размещение элементов благоустройства.
| Система зеленых насаждений жилого района.
Физкультурно-спортивные сооружения.
| 4/0,11
|
| Инженерные сети микрорайона.
| Методы размещения подземных инженерных сетей.
Трассировка и размещение в структуре микрорайона.
| 4/0,11
|
|
| Технико-экономическая оценка территорий жилого микрорайона.
| Расчет технико-экономических показателей жилого микрорайона.
| 8/0,22
|
|
| Итого
|
| 36/1,0
| 6/0,2
|
5.5 Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах Не предусмотрены учебным планом
|