Скачать 91.78 Kb.
|
Доклад к круглому столу: «Терроризм, как новый вызов международной безопасности» Тема: «Новая повестка дня в области международной безопасности». М.Лебедев Сегодня, все более заметным становится тот факт, что мир меняется, и меняется система международных отношений. Постепенно на международной арене появляется все большее количество «нетрадиционных акторов»: транснациональные корпорации, регионы и города различных стран мира, неправительственные организации и т.д. Одновременно меняются и угрозы, с которыми сталкивается человечество. После развала Советского Союза и краха биполярной системы мира, такие угрозы как полномасштабные военные действия между сверхдержавами, грозящие вылиться в мировую ядерную войну, ушли в прошлое. На смену им приходят, как старые угрозы, но в новом качестве, т.к. изменилась сама среда в которой они существуют, так и новые, не менее опасные угрозы – это в первую очередь чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера. При этом необходимо отметить, что под чрезвычайными ситуациями, стоит понимать более широкий спектр проблем, чем это принято сегодня: К примеру, такой вызов международной безопасности, как терроризм, стоит во многом воспринимать как умышленно и целенаправленно спровацированые чрезвычайные ситуации. Это во многом обусловлено тем, что в конечном итоге именно организации подобные МЧС России отвечают за эффективную ликвидацию последствий терактов с минимально возможными потерями (в случае теракта, как совершившегося факта) и именно подобные ведомства ответственны за техническое обеспечение того чтобы подобные ситуации не происходили или хотя бы сокращение их количества к минимуму. Сперва, представляется разумным рассмотреть проблему которая является смежной: терроризм с использованием элементов оружия массового уничтожения (ОМУ). Сегодня террористические действия с использованием достижений науки и техники способны повлечь за собой массовое поражение населения, разрушение инфраструктур, а также экономические потрясения на мировых рынках. Наверное, самым опасным инструментом терроризма можно смело назвать оружие массового уничтожения. В конце XX века стала очевидной тенденция к постепенной переориентации террористических организаций в методах их деятельности: они начали отходить от традиционного терроризма "ограниченного радиуса действия", все настойчивее стремясь к обладанию компонентами оружия массового поражения1. В связи с этим, одним из наиболее серьезных вызовов ХХ1-го века является распространение ОМУ и терроризм, которые при своем слиянии, образуют качественно новую и крайне опасную угрозу человечеству. В 1960-е года прошлого века наблюдалась, с одной стороны, огромная волна терроризма, с другой – наращивание ядерного потенциала мира. Эти факты заставили мировое сообщество впервые заговорить о возможности террористического акта с использованием оружия массового уничтожения2. Позже, волна терроризма то нарастала, то спадала, его очаги локализовались в разных местах, но разговоры о возможности терроризма с использованием ОМУ не прекращались. В 1990-е гг. ряд факторов заставил мировое сообщество с новой силой и большей остротой говорить об этой проблеме в связи с тем, что:
Институт ICT (Institute for counterterrorism)4 провел интересные исследования в области ОМУ-терроризма (см. табл. №1). В них приводится статистика инцидентов, связанных с ОМУ (использование ОМУ-элементов в террористических целях, попытки завладения компонентами ОМУ, и угрозы его использовать). Таблица №1. Инциденты с ОМУ
На данной таблице четко наблюдаются основные тенденции в ОМУ-терроризме на сегодняшний день. Главным является то, что число инцидентов, связанных с ядерными технологиями, резко снизилось за последние 30 лет. Это в основном обусловлено, тем, что после ряда первых попыток “ядерного терракта” мировым сообществом были предприняты серьезные меры по укреплению систем безопасности ядерных объектов и технологий. В связи с возникшими за последние несколько десятков лет осложнениями в приобретении и использовании ядерных материалов (ЯМ) в своих целях, террористы начали переориентироваться на иные элементы ОМУ, такие, как химическое и биологическое оружие, которое значительно дешевле и легче можно получить (это в особенности касается химического оружия). В результате показатели инцидентов по химическому и биологическому оружию возросли: оба эти показатели за исследуемый период времени выросли примерно в два раза, но, при этом, химическое оружие на сегодняшний день в два раза более популярно у террористов, чем биологическое. Количество инцидентов с биологическим оружием также серьезно возросло, но при этом не так сильно, как химическое. Это в основном объясняется двумя факторами: во-первых, биологическое оружие гораздо сложнее создать террористическим группам и, во-вторых, (возможно этот фактор является более значимым) биологическое оружие значительно сложнее в применении, и требует специальных благоприятных условий. Но общее количество инцидентов связанных с ОМУ так же резко сократилось, что в основном обусловлено тем, что системы безопасности на ядерных объектах были резко усиленны, что заставило террористов либо отказаться от применения ЯМ в своих целях, либо заставило более тщательно все планировать. При этом из тех, кто отказался от использования ЯМ, далеко не все решили или успели переориентироваться на иные виды ОМУ. Относительно степени опасности использования ОМУ террористами, необходимо отметить, что ситуация здесь наблюдается четко-противоположная. Тем самым общая обстановка дел в области ОМУ терроризма выглядит примерно следующим образом:
Тут также необходимо отметить, что в рамках данной проблемы все еще есть множество спорных моментов, на которые пока еще нет четких ответов. Это такие дилеммы как:
Второй ключевой момент в новой повестке дня в области международной безопасности заключается в том, что наблюдается принципиальное различие современных вызовов и угроз от вызовов и угроз времен «холодной войны», которые состоят в том, что сегодня они, в своем большинстве, не имеют прямой направленности против государства, как «актора» мировой политики. Они скорее направлены против личности и индивида. В сегодняшнем мире индивид чувствует себя все менее защищенным (подтверждением тому являются недавние трагические события в Московском Метрополитене, терракты в Испании, ежедневные сводки новостей из Ирака). Тем самым, это оказывает влияние на государственный авторитет и доверие к государству, что в конечном итоге имеет влияние на расклад в мировой политике вцелом. Именно в этом заключается косвенная угроза государству и всей системе МО в современном мире. Таким образом XXI век можно назвать веком вызовов индивидуальной безопасности в виде расширенного понимания ЧС техногенного и природного характера (не принимая во внимание такие проблемы, как новая повестка дня в области нераспространения). В качестве подтверждения данного тезиса можно обратить внимание на такие факты, что международные организации как НАТО, которая изначально создавалась и развивалась исключительно как военная организация. Сегодня же, она активно развивает программы по эффективному разрешению/ликвидации ЧС и по их предотвращению (в основном разыгрываются сценарии с террористами). И тут необходимо отметить, что они уже добиваются значительных успехов в данной области: в июне с.г. планируется провести уже 3-тьи совместные учения НАТО и МЧС России в Калининграде (сценарий учений: захват и подрыв террористами морской нефтедобывающей платформы). Более того, если посмотреть статистические данные по жертвам при ЧС и при вооруженных конфликтах в современном мире, то можно четко увидеть, что при ЧС погибает в несколько раз больше людей, чем при непосредственных военных действиях (операции в Афганистане и Ираке). Таким образом, осознание мировым сообществом важности, которую представляют собой проблемы, обсуждаемые на данной секции, вынуждает государства искать новые решения проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения. И это приобретает особый характер в свете «новых» угроз. И Россия в этом смысле не является ислючением. Несмотря на сложности в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, в последнее время уделяется серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Положительным является тот факт, что Россия является одним из немногих государств мира, которое может похвастаться наличием столь организованного, разветвленного и мобильного органа, занимающегося ЧС, как МЧС. Однако, так же необходимо признать, что современное состояние систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и уровень развития их подсистем таковы, что они еще не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий (нет пределов совершенству). В частности для решения данных проблем Многоотраслевым Консорциумом по Управлению в Чрезвычайных Ситуациях (MSCMC), куда входит и Россия, была рекомендована для международного внедрения система “L-3 CRISIS™” разработанная компанией “MPRI-Ship Analytics, Inc.” (США). Используемые ресурсы
Ресурсы Интернет:
1 Adam Dolnik, “America’s Worst Nightmare? Osama bin Laden and Weapons of Mass Destruction” Nuclear Control Digest, Moscow, 11th December 2001 2 От части именно в связи с угрозой ядерного терроризма была проведена инициатива Евратома в 1960 г. по обеспечению сохранности гражданских и ядерных материалов объектов с целью их переключения на военные программы. 3 В.Орлов, А. Хлопков «На повестке дня – “Супертерроризм”» Независимое Военное Обозрение, 21 сентября 2001. 4Институт контртерроризма |
Новая внешнеполитическая повестка дня Это и сохранение традиций, и религия, и нация, и государство, но это отнюдь не обязательно свободный рынок… Но конкретное наполнение... | Заседание №604 состоится в четверг В конференц-зале клиники российского онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина повестка дня | ||
Урок № Тема: «Государственная политика в области обеспечения безопасности» Цели урока: Познакомить учащихся с основами государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, законами,... | Отчёт о проведении Дня безопасности 3 сентября 2012 года в моу сош... Инструктивно- методическое совещание сотрудников моу сош №6 по плану проведения Дня безопасности и перераспределение обязанностей... | ||
Стажировки в пир-центре для молодых специалистов в области международной безопасности Главного управления мчс россии по Республике Тыва и структурных подразделений по согласованию с Министерством образования и науки... | Тема: «Формирование профессиональных компетенций студентов средних... Рмации повышается зависимость общества от степени безопасности используемых им информационных технологий, от которых порой зависит... | ||
Уроках орксэ повестка дня Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию... | Заседание №02 г. Обнинск от «20» апреля 2010 года повестка дня: контрольный час Россия, 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 30; Тел.: (812) 232 59 15; Факс: (812) 232 33 76; e-mail | ||
Приказ от 15 ноября 2013 г. N 542 об утверждении федеральных норм... Утвердить прилагаемые к настоящему приказу федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности... | Эксперимента Инициатива Международного общественного фонда «Фонд национальной и международной безопасности» о формировании общенародного движения... | ||
Протокол №2 родительского собрания во 2 классе от 24 декабря 2008года. Повестка дня «Откуда в нем такое?!». Не пугайтесь: в большинстве случаев детская агрессия – абсолютно естественная вещь. Проблема не в самой детской... | ПовесткА заседания Правительства Калининградской области Светлана Макаренко, +7 (4212) 672 177 Олеся Хрусталева (организационные вопросы) | ||
Заседание ученого совета фгобувпо «Финансовый университет при Правительстве... Рецензент: профессор кафедры предпринимательства и агробизнеса Уральской государственной сельскохозяйственной академии, д-р экон... | Андреева Татьяна Николаевна Консультант отдела финансирования и учетной... Жигаловского, Заларинского, Куйтунского, Слюдянского, Усть-Удинского, Черемховского, Аларского, Осинского районов, г. Зима и Зиминского... | ||
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее... Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам... | Международные суды и обеспечение международной безопасности: уроки... О. В. Дамаскин, профессор кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте Российской... |