Скачать 145.66 Kb.
|
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ОРКСЭ № 1 от « 8 » октября 2012 года Присутствовали: Аветисян Т.А., руководитель РМО; Игошина Т.К., методист ИМДК; Учителя ОУ, преподающие ОРКСЭ, Тема заседания: «Оценочная деятельностьна уроках ОРКСЭ» Повестка дня: 1. Разработка критериев оценивая при безотметочном обучении по курсу ОРКСЭ» 2.Обсуждение и утверждение плана работы РМО на 2012 - 2013 учебный год. 3.Проведение анкетирования среди членов РМО с целью создания единой базы данных. 4. Полезные ссылки в Интернете. По первому вопросу выступила руководитель МО Аветисян Т.А. Она сказала о том, что огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, – это чувства патриотизма, любви к природе, семье, людям, Родине. Эти задачи призван решать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики. Как показывает анализ содержания модулей, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство. Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ. Но так как курс безотметочный, то перед нами встал вопрос, как отслеживать, чему дети научились. Для результативности в сфере духовно-нравственного развития ребёнка очень трудно создать адекватный инструментарий (критерии, показатели, индикаторы). Мы поставили перед собою цель: Изучение уровня духовно-нравственного развития после воздействия курса ОРКСЭ Показатели, по которым предполагается оценивать продуктивность и работы: показатели духовно-нравственного развития, такие как характер мировосприятия ребенка, система отношений ребенка к миру, себе, другому, уровень агрессивности, коммуникабельность, отношение к семье, её ценностям.
Приложение 1. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов. Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» – мальчик, «д» – девочка). Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа. Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
Большое спасибо за ответы! Обработка полученных данных. Количество выборов, сделаных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19. Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20. Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20. Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19. Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12. Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается. Приложение 2. Анкета «Я и моя семья» Цель: Предназначена для изучения степени сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни ученика 4 класса. Инструкция: Ребёнку предлагается 9 вопросов. 1. Тебе нравится твоя семья?
2. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?
3. Тебя часто наказывают за проступки?
4. Тебе нравится ухаживать и помогать младшим братьям и сёстрам?
5. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья, похожая на ту, в которой ты сейчас живёшь?
6. Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?
7. Часто ли ты слушаешь своих родителей?
8. Если родители делают тебе замечания, ты обижаешься на них?
9. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?
Обработка результатов: За первый ответ-3 балла За второй орвет - 1 балл За третий ответ – 0 баллов Интерпретация результатов (Уровень сформированности семейных отношений и ценностей): Высокий уровень – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, родители готовы передать семейные ценности своим детям. Средний уровень – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть мотивы, которые не устраивают школьника, привлекает больше отдыхом, досуговыми сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разнокласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельнрсть на получение удовольствия. Низкий уровень – школьники в семье чувствуют себя не комфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают досуговую деятельность, получения удовольствия. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Традиции семьи не собираются менять. Могут совершать побеги из дома. Неродко семья восприримается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
В ходе мониторинга ставятся задачи по изучению: оценки уровня профессиональной компетентности в преподавании комплексного учебного курса ОРКСЭ на данном этапе; результативности изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ; профессиональных запросов и предложений учителей для оптимизации процесса повышения квалификации по комплексному учебному курсу ОРКСЭ. I. Оценка уровня профессиональной компетентности в преподавании комплексного учебного курса ОРКСЭ 1. Оценка учителями степени своей подготовленности к преподаванию комплексного учебного курса ОРКСЭ: А) оцениваю степень своей подготовленности к преподаванию курса как достаточную; Б) необходимы курсы повышения квалификации в межкурсовой период; В) требуется постоянное методическое сопровождение; Г) нужно пройти дополнительную курсовую подготовку. 2. Оценка учителями учебных пособий по курсу ОРКСЭ: Учебное пособие А. В. Кураева «Основы православной культуры» Учебное пособие А.Я. Данилюка «Основы светской этики» Учебное пособие авторского коллектива под рук. Е. С. Токаревой «Основы мировых религиозных культур» Учебное пособие Д.И. Латышиной «Основы исламской культуры» Учебное пособие В.Л. Чимитдоржиева «Основы буддийской культуры» Учебное пособие М.А. Членова «Основы иудейской культуры» А) удачный дизайн и качественная полиграфия; Б) доступность текстов для восприятия учащихся; В) социокультурный подход в изложении материала, ориентированность на жизненный опыт ребенка; Г) удачно подобранный иллюстративный ряд; Д) информативность; И) диалогичность; К) наличие обратной связи; Л) четкая структура; Н) оптимальный объем текстов. 3. Имеющиеся, на взгляд учителей, недостатки учебных пособий: А) трудные для восприятия учащихся тексты; Б) сложные формулировки определений; В) недостаточно примеров из жизненного опыта детей; Г) избыток теоретического материала; Д) отсутствие текстов из художественных произведений; Е) большой объем текстов и малый формат иллюстраций; Ж) нет никаких недостатков данного учебного пособия; З) недостаточное количество вопросов и заданий. 4. Оценка учителями мультимедийных пособий по курсу ОРКСЭ (каждый модуль мультимедийного пособия оценивается по 5-балльной системе): Мультимедийные пособие по ОСЭ Мультимедийные пособия по ОМРК Мультимедийные пособия по ОПК Мультимедийные пособия по иудейской культуре Мультимедийные пособия по буддийской культуре Мультимедийные пособия по исламской культуре А) информативность и интерактивность; Б) иллюстрации и социокультурный характер; В) соответствие логике учебного пособия; Г) дизайн; Д) соответствие возрасту 5. Недостатки мультимедийных пособий: А) однотипные задания; Б) некорректно составленные вопросы; В) отсутствие в пособиях каких-либо недостатков; Г) слабый иллюстративный ряд; Д) поверхностность и примитивность заданий; Е) отсутствие диалогичности в текстовом материале; Ж) технические сложности в применении пособия; З) поверхностность и примитивность. 6. Оценка учителями книги для родителей по курсу ОРКСЭ: А) четкое и понятное разъяснение целей курса ОРКСЭ родителям; Б) доступность изложения; В) информативность; Г) психологически грамотный подход к изложению материала; Д) практические советы для родителей; Е) развитие взаимодействия семьи и школы; Ж) сама идея создания такой книги; З) недостаточная практическая ориентированность книги; И) недостаток информации о содержании разных модулей курса; К) содержание книги ориентировано на родителей с достаточно высоким образ. 7. Предложения учителей по дополнению учебно-методического комплекса ОРКСЭ: А) есть необходимость в наглядных пособиях; Б) есть необходимость в видеоприложении; В) есть необходимость в дополнительных дидактических материалах; овательным уровнем. Г) есть необходимость в музыкальном аудиоприложении; Д) есть необходимость в справочной литературе для учителя и в словаре; Е) другое. II. Оценка результативности изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ 8. Ожидания учителей в отношении результатов комплексного учебного курса ОРКСЭ 8.1. Ожидания учителей в отношении учащихся: А) улучшение их взаимоотношений с окружающими; Б) духовно-нравственное развитие школьников; В) формирование мотивации нравственного поведения; Г) формирование культурологической компетентности; Д) развития определенных нравственных качеств – доброты, милосердия, отзывчивости и т.д.; Е ) интерес к изучаемому курсу; Ж) формирование знаний и навыков; З) повышение уровня общей эрудиции; И) формирование навыков нравственной рефлексии; К) формирование качеств независимой личности – уверенности в себе, ответственности, самостоятельности. 8.2.Ожидания учителей в отношении родителей: А) более содержательное и близкое общение с детьми и сотрудничество со школой в вопросах духовно-нравственного воспитания; Б) активизация нравственного воспитания в семье; В) надежды на улучшение взаимоотношений в семье и социуме; Г) оказание родителями помощи ребенку в изучении курса ОРКСЭ; Д) курс ОРКСЭ будет стимулировать личностный рост родителей; Ж) заинтересованность родителей в изучении курса. 9. Личные ожидания учителей в отношении курса ОРКСЭ: А) приобретение опыта духовно-нравственного воспитания школьников; Б) возможность профессионального роста в целом; В) повышение уровня общей эрудиции; Г) преподавание курса ОРКСЭ будет способствовать личностному росту; Д) повышение культурологической компетентности. 10. Мнения учителей о восприятии курса ОРКСЭ учащимися: А) восприняли курс положительно; Б) проявляют интерес к курсу; В) активны на уроках; Г) проявляют положительные эмоции в отношении курса; Д) неоднозначное воспринимают курс; Е) испытывают трудности в усвоении учебного материала. 11. Мнения учителей о восприятии курса ОРКСЭ родителями: А) в целом положительное; Б) считают курс необходимым для их детей; В) проявляют активный интерес; Г) включились в совместную деятельность в рамках курса; Д) на данном этапе нейтральное; Е) формальное; Ж) настороженное. По второму вопросу Аветисян Т.А. зачитала план работы РМО учителей по курсу ОРКСЭ. (план прилагается) План принят к исполнению. По третьему вопросу проведено анкетирования среди членов РМО с целью создания единой базы данных. (прилагается) Чтобы помочь учителям в работе им были предложены полезные ссылки в Интернете: http://www.tvspas.ru – православный медиа-портал www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований www.muslimheritage.com – сайт об исламской культуре http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека http://ihtik.lib.ru/– электронная библиотека http://www.lib.ru – электронная библиотека http://ethicscenter.ru – электронная библиотека http://www.filosof.historic.ru– электронная библиотека http://www.cinema.mosfilm.ru – он-лайн кинотеатр киноконцерна «Мосфильм» http://www.tvkultura.ru – официальный сайт телеканала «Культура» http://www.virtualrm.spb.ru – портал проекта «Русский музей: виртуальный филиал» http://www. slovari.yandex.ru – энциклопедические и словарные статьи http://mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ http://www.orkce.ru Решили:
8 ноября 2012 года Руководитель РМО ____________/Аветисян Т.А/ |
Заседание №604 состоится в четверг В конференц-зале клиники российского онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина повестка дня | Новая внешнеполитическая повестка дня Это и сохранение традиций, и религия, и нация, и государство, но это отнюдь не обязательно свободный рынок… Но конкретное наполнение... | ||
Заседание №02 г. Обнинск от «20» апреля 2010 года повестка дня: контрольный час Россия, 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 30; Тел.: (812) 232 59 15; Факс: (812) 232 33 76; e-mail | Протокол №2 родительского собрания во 2 классе от 24 декабря 2008года. Повестка дня «Откуда в нем такое?!». Не пугайтесь: в большинстве случаев детская агрессия – абсолютно естественная вещь. Проблема не в самой детской... | ||
Заседание ученого совета фгобувпо «Финансовый университет при Правительстве... Рецензент: профессор кафедры предпринимательства и агробизнеса Уральской государственной сельскохозяйственной академии, д-р экон... | Тема: «Новая повестка дня в области международной безопасности» На смену им приходят, как старые угрозы, но в новом качестве, т к изменилась сама среда в которой они существуют, так и новые, не... | ||
Андреева Татьяна Николаевна Консультант отдела финансирования и учетной... Жигаловского, Заларинского, Куйтунского, Слюдянского, Усть-Удинского, Черемховского, Аларского, Осинского районов, г. Зима и Зиминского... | Родительское собрание на тему: «Роль уроков орксэ в формировании... Познакомить родителей с учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики» (орксэ) | ||
Боу «Илезская средняя общеобразовательная школа» от 28 февраля 2013... Изучение нормативно-правовых документов по организации и проведению гиа в 2012-2013 учебном году. Организация и проведение гиа в... | Муниципальное Орксэ и в соответствии с поручением министерства образования и науки Хабаровского края с 10 по 17 сентября Центром развития образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс орксэ реализуется на основе региональной и локальной нормативно-правовой базы. По школе изданы приказы регламентирующие курс... | Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» Главное для учителя – научить детей верить в себя, научить их делать первый выбор, сделать все, чтобы увлечь их процессом познания,... | ||
Положение о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса... Летию со дня рождения писателя, философа А. Н. Радищева, 200-летию со дня рождения поэта М. Ю. Лермонтова, 110-летию со дня рождения... | Введение курса «орксэ» требование времени Введение в учебный процесс школ предмета «орксэ» – это шаг на пути последовательного осуществления новой государственной политики,... | ||
О районном конкурсе среди учителей, преподающих курс орксэ Целью конкурса является развитие учебно-методической активности педагогических работников, преподающих курс орксэ, поддержки их профессионального... | Информация о деятельности школы по обеспечению условий введения орксэ в 2012 – 2013 уч г Орксэ) – модуль «Основы светской этики» в этом учебном году приступили 72 учащихся четвертых классов (4-а – 25 человек, 4-б – 25... |