Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ»





Скачать 115.52 Kb.
НазваниеСтатья «Проектная деятельность на уроках орксэ»
Дата публикации29.07.2014
Размер115.52 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Информатика > Статья
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 с. Приволжье

муниципального района Приволжский Самарской области


СТАТЬЯ
«Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ».


Автор:

Курякина Зинаида Александровна

учитель начальных классов

Общество предъявляет высокие требования к современному педагогу. На сегодняшний день педагог – это высокий профессионал, дарящий радость познания, помогающий ребенку стать добрым и умным, обладающий широкой эрудицией, интеллигентностью, независимостью, способный к самопожертвованию, умеющий сострадать, обладающий большой любовью к детям, умеющий понять и увидеть хорошее в своих воспитанниках.

Главное для учителя – научить детей верить в себя, научить их делать первый выбор, сделать все, чтобы увлечь их процессом познания, поделиться с ними радостью открытий.

Глобальные изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий. Индивидуальное развитие личности может произойти только при условии формирования у обучающихся универсальных умений ставить и решать задачи, возникающие в жизни. Сегодня акцент делается на формирование у детей способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат учебы сейчас, а не через далекие года. Поэтому, создавая проект, они работают с удовольствием. «Учение  с увлечением» - вот залог успеха проектной деятельности.

Анализ современных образовательных программ для начальной школы показал, что они представляют широкие возможности для организации проектно - исследовательской деятельности обучающихся в рамках изучения различных учебных дисциплин. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает такие основные виды учебной и внеурочной деятельности как проект и исследование.

Цель педагогической концепции: создание исследовательской образовательной среды на уроках ОРКСЭ через формирование универсальных учебных действий младших школьников.

Задачи:

1. Формирование универсальных учебных действий обучающихся.

2. Разработка системы заданий и упражнений, позволяющих активизировать проектно – исследовательскую деятельность младших школьников на уроках ОРКСЭ.

Новизна исследования заключается в том, что разработанные задания и упражнения, использованные на уроках ОРКСЭ, позволят успешно решать задачи формирования исследовательского поведения у младших школьников.

Практическая значимость представляемого подхода определяется позитивным влиянием используемых дидактических и методических материалов на формирование исследовательского поведения у младших школьников, а также возможностью тиражирования опыта в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов на начальной ступени образования.

Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение. Проект дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Очень важно, чтобы проект предусматривал не просто самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно. Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация. С другой стороны, ученик, осуществляя свой проект, проверяет себя: могу ли я решить поставленную мной задачу, сделать нечто оригинальное, организовать дело так, чтобы довести задуманное до нужного результата?

Изучение модулей ОРКСЭ предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, не противоречащих сущности духовно-нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может и не должно ограничиваться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера.

Осуществление проектов на уроках ОРКСЭ помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.

ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед), проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Этапы работы над проектом

Цель этапа

Этап

Действие учащихся

Для чего?

Целеполагание

Постановка цели:

  • Зачем необходим проект;

  • Для кого он нужен – мне или другим

Что делать? (работа над образом)

Разработки

Проработка образа – конечного результата:

  • Что будет конечным результатом – изделие или информация;

  • Представить различные варианты конечного образа;

  • Выбор лучшего варианта;

  • Какова конструкция изделия или форма подачи информации;

  • Какие материалы понадобятся.

Как? (технология изготовления)

Продумывание процесса изготовления:

  • Какова технологическая последовательность выполнения;

  • Предположить. Какие возможности конструкторско –технологические проблемы;

  • Поиск решения данных проблем;

  • Какие инструменты понадобятся.

Воплощаем замысел

Выполнение

Процесс выполнения проекта:

  • Распределение ролей в коллективном проекте;

  • Изготовление изделия или подготовка информации.

Что делали и как?

Защита

Рефлексия проделанной работы:

  • Объяснение, что решили делать и для чего;

  • Описание, как рождался образ объекта;

  • Какие проблемы предполагались, а какие возникли в ходе выполнения работы;

  • Как решались проблемы;

  • Что получилось.


Мной метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые: 

  • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
 Классификация проектов

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

1.Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

  По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

 Презентация проектов

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа), деловая игра, демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий и т.д.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

На уроках ОРКСЭ ведущими являются коллективные формы учебной деятельности: работа в парах, малых группах, командах и т.д. Они позволяют учащимся получить учебную и эмоциональную поддержку одноклассников. Формируют нравственные чувства дружбы, взаимопомощи, и ответственности друг за друга.

Среди видов учебной деятельности на уроках по курсу ОРКСЭ особо выделяется проектная деятельность в разных ее формах: драматизация, интервью, письменная творческая работа, создание галереи образов и т.д.

Какова же роль учителя в проектной деятельности?

Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

На уроках я использую как краткосрочные проекты (1 -2 урока), так и долгосрочные (рекомендуемый срок работы над проектом в начальной школе - не более 4-6 недель), индивидуальные и групповые.

Результаты проектной работы представляются на итоговом занятии по курсу ОРКСЭ, сведения о проектной работе размещены на школьном сайте.

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами».

Список используемой литературы:

    1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.

    2. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

    3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.

    4. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 

    5. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» icon«Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность...
Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,...
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий»
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» iconДоклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий
И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает...
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» icon«Проектная деятельность на уроках английского языка»
Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую...
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием икт»
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» iconПроектная деятельность младших школьников
Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества....
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» iconПроектная деятельность учащихся на уроках русского языка
«знаниевого» подхода к деятельностному, направленного на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися, который закреплен...
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» icon«Проектная деятельность на уроках английского языка»
...
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» iconПроектная и исследовательская деятельность на уроках информатики
Новик Лариса Владимировна (), Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №554 Приморского района Санкт-Петербурга...
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» iconПроектная деятельность на уроках иностранного языка
Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике...
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» iconМетодическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы»
«…В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс...
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» iconПроектная деятельность на уроках английского языка
Целью данного метода является то, что он направлен, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто...
Статья «Проектная деятельность на уроках орксэ» iconПроектная деятельность на уроках географии. 3-5
Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением икт в проектной деятельности. Внедряя в педагогическую практику технологию...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск