Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики





Скачать 41.94 Kb.
НазваниеПроектная и исследовательская деятельность на уроках информатики
Дата публикации12.07.2014
Размер41.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики.

Новик Лариса Владимировна (lnovik@yandex.ru), Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 554 Приморского района Санкт-Петербурга (ГБОУ Лицей № 554);

Сениченков Юрий Борисович (senyb@mail.ru), Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 554 Приморского района Санкт-Петербурга (ГБОУ Лицей № 554);

Тюшева Анна Николаевна (annakotlas@mail.ru), Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школя № 683 Приморского района Санкт-Петербурга (ГБОУ школа № 683).

Аннотация

В данной работе рассказывается, как организованна на уроках информатики - проектная и исследовательская деятельность учеников при изучении темы «Моделирование и формализация» в 10 классе в соответствии с ФГОС второго поколения. Работа проводится в различных формах, например, в режиме on-line и на базе факультета технической кибернетики СПГПУ.

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения задает новые требования к результатам школьного образования, которые могут быть достигнуты при организации активной учебной деятельности обучающихся. В информатике это - проектная и исследовательская деятельность. В Проекте примерной программы по информатике для среднего (полного) общего образования подчеркивается, что «курс информатики нацелен на изучение основных методов и средств анализа информационных процессов – информационных моделей и компьютера».

Старшей школе необходимо готовить «школьников к будущей профессиональной деятельности с использованием методов и средств информатики, прежде всего имитационного моделирования и современных информационно-коммуникационных технологий». Одной из содержательных линий информатики в старшей школе является моделирование и построение информационных моделей.

При изучении темы «Моделирование и формализация» обучающиеся должны достичь:

  • личностных результатов – научиться осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

  • метапредметных – научиться осуществлять «знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; преобразование модели с целью выявления общих законов)»;

  • предметных – научиться выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и технической областях; строить, анализировать и исследовать информационные модели с целью изучения новой информации об объекте; проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и интерпретировать его результаты.

Изучение темы «Моделирование и формализация» в 10 классе проходит в режиме on-line. В нескольких образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и области проводятся видеоуроки по моделированию с помощью пакета Rand Model Designer. Учащиеся слушают лекции, которые читает профессор СПБГПУ Сениченков Ю.Б., выполняют практические работы. Учитель информатики выступает в качестве тьютора, помогая ученикам при выполнении практических работ. В результате после проведения серии видеоуроков ребята не только знакомятся с новой средой для моделирования, но и учатся строить различные компьютерные модели, анализировать и исследовать поведение объектов при изменении входных параметров. Работа строится по следующему плану:

1, 2 уроки - Демонстрация виртуальных лабораторий по физике. Разработка простейшей модели в среде RMD.

3, 4 уроки - Технология моделирования. Виртуальная модель маятника.

5, 6 уроки - Технология моделирования. Компонентное моделирование.

7, 8 уроки – Отладка, испытание и демонстрация компьютерной модели.

В результате проведения таких занятий все учащиеся успешно осваивают интерфейс среды RMD, учатся строить простейшие компьютерные модели, временные диаграммы, создавать 3D-анимацию.

Для закрепления изученного материала и приобретения учащимися более глубоких знаний проводится летняя практика на базе Факультета технической кибернетики Санкт-Петербургского политехнического университета. При этом учащиеся работают в группах, осуществляя совместную деятельность при выполнении проекта. Обучающиеся сами выбирают задачу для создания проекта, выдвигают гипотезу, строят математическую модель выбранной задачи, в среде RMD создают компьютерную модель, проводят компьютерный эксперимент.

Типы заданий:

  • построение моделей математического и пружинного маятников и исследование свободных колебаний с изменением входных параметров;

  • построение модели движения шарика по заданному сценарию (Шарик скатывается с наклонной плоскости, движется горизонтально и попадает вновь на наклонную плоскость-трамплин; Столкновения двух шариков на плоскости, скатившихся с двух наклонных плоскостей);

  • Исследование движения тела, брошенного под углом к горизонту (попадание в цель) и др.

Таким образом, работая над конкретным проектом, ребята изучают все основные этапы моделирования: определение цели моделирования; анализ объекта моделирования и выделение его существенных свойств; выбор формы представления модели; формализация; анализ полученной модели; анализ адекватности полученной модели объекту и цели моделирования.

Использованные источники

Проект примерной программы по информатике для среднего (полного) общего образования (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100).

Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9–11 класс. Базовый уровень. 1-е издание, 2008 год, 192 стр.

Колесов Ю.Б., Сениченков Ю.Б. Как быстро и качественно "приготовить" интерактивную модель динамической системы. "Компьютерные инструменты в образовании", Журнал Российской Академии Образования, С. Петербург, 3-4'98, с. 21-30.

Сениченков Ю.Б. Инновационные возможности проекта RAND MODEL DESIGNER. Компьютерные инструменты в образовании, 5, 2010, стр.-29-34

Баврин И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономике: Кн. Для учащихся 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconДоклад по теме Проектная деятельность на уроках информатики и информационных технологий
И эти цели требуют современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Методе проектов занимает...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики icon«Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность...
Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconРазрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную...
Выступление Титовой Н. В. на заседании круглого стола «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconМаоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность...
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий»
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconИсследовательская работа позволяет получить дополнительную информацию и знания по предмету
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы и внеурочное время
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала по Брянскому краю
Проектная и исследовательская деятельность. Методическое пособие / Голованова В. И., Карбанович О. В., Лупоядова Л. Ю., Якимович...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconРешение проблемы и является целью работы. Объект исследования образовательный...
Актуальность данной работы определена одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconАссамблея апрель 2008г. Проектная и научно-исследовательская деятельность...
Муниципальная Общеобразовательная Открытая (сменная) школа не очень давно отметила свое шестидесятилетие
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconРабочая программа по курсу «Брянский край. Проектная и исследовательская...
«краснокосаровская средняя общеобразовательная школа» мглинского района брянской области
Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Проектная и исследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск