Автор Богословская И. В.
учитель химии и биологии
МАОУ СОШ № 7 г. Балаково
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС ООО
В процессе модернизации российской системы образования и в связи с введением ФГОС принципиальной трансформации подвергается школа, которая сегодня ориентируется на интеллектуализацию и ставит своей целью формирование свободной и творчески мыслящей личности. В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.
Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской деятельности является сегодня одной из главных целей образовательно-воспитательного процесса не только в инновационных, но и во многих обычных общеобразовательных школах. Однако исследовательский подход в обучении, в подавляющем большинстве случаев, применяется в работе с подростками и старшим школьниками, а рассуждения о «научной» деятельности учащихся младших классов часто вызывают удивление и даже протест. Но младшие школьники активно проявляют интерес к исследованиям, с удовольствием принимают участие именно в тех видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий. Опыт организации ученических исследовательских работ позволяет с уверенностью утверждать, что такие задания более эффективны, они продуктивно влияют на ум и душу каждого ученика. В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. Я считаю, что исследовательская деятельность младших школьников - это прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
В своей работе я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения. Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.На уроках«открытия» нового знания использую мини-проекты, которые позволяют получить практически все личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, описанные в стандарте. Они решают многие задачи проектной деятельности: обучение планированию, формированию навыков сбора и обработки информации, умению анализировать, умению составлять письменные отчеты, формировать позитивное отношение к работе и другие. Проектная работа расширяет представления учащихся и о предметных областях, дает возможность увидеть и осмыслить межпредметные связи, стирает границы между школьными предметами, позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не только запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, но и уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.
Работа по созданию мини-проекта включает следующие этапы: постановка проблемы, планирование работы, само исследование, представление мини-проекта аудитории. Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей. Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития учащихся и обязательно включать игровой, творческий моменты. Во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию. В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого ученика индивидуальные условия его творческой самореализации.
Уроки открытия нового знания с использованием мини-проектов позволяют выстроить бесконфликтную педагогику, превращая образовательный процесс в результативную созидательную, творческую работу.
В процессе практической деятельности мной была составлена и апробирована программа организации учебного исследования младших школьников, которая реализуется на занятиях кружка «Юные исследователи», в основе которой лежит системно-деятельностный подход в обучении и формирование метапредметных умений. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью для младших школьников.
Цель создания научно – исследовательского кружка младших школьников состоит в следующем: включить младших школьников в самостоятельное решение учебных задач и помочь обрести вкус к исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления.
2.Формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме.
3.Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.
4.Мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
Таким образом, актуальность моей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.
Опыт участия моих учеников в школьных, муниципальных и всероссийских конкурсах позволил мне составить представление о том, как способствовать, а не мешать развитию исследовательского поведения младшего школьника, как «запустить» исследование и сопровождать его на разных этапах от «запуска» до презентации результатов работы.
Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Защита проекта - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою. Мы приглашаем администрацию школы, родителей, учеников своего и других классов. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. На нашем конкурсе исследовательских проектов места не присуждаются: все участники — победители, даже если что-то не совсем получилось. Ведь главное то, что уже произошло: ребёнок сделал открытие и рассказал о нём людям.
Организация кружка, индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегративные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, а также коллективные проекты дали вполне конкретные результаты, а именно:
1) повысился уровень знаний и умений учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;
2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;
3) в процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников;
4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
5) повысился уровень воспитанности учащихся;
6) школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности;
Актуальность исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования. Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Задача педагогов - заложить основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности.
Наблюдения за учащимися показало, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего кружка стали активными читателями школьной, детской и центральной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Многие ученики ежегодно принимают участие в разных конкурсах, проектах.
Я буду продолжать начатую работу, искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
Список литературы
Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь», 2002, №2.
Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. — 2002. — № 8.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы».–М: «Сентябрь»,2003, №8.
Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная школа» №2, 2007.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Журнал «Директор школы». – М: «Сентябрь»,1998, №7.
|