Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО





Скачать 80.61 Kb.
НазваниеМаоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО
Дата публикации29.07.2014
Размер80.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Автор Богословская И. В.

учитель химии и биологии

МАОУ СОШ № 7 г. Балаково

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФГОС ООО

В процессе модернизации российской системы образования и в связи с введением ФГОС принципиальной трансформации подвергается школа, которая сегодня ориентируется на интеллектуализацию и ставит своей целью формирование свободной и творчески мыслящей личности.  В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.

Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской деятельности является сегодня одной из главных целей образовательно-воспитательного процесса не только в инновационных, но и во многих обычных общеобразовательных школах. Однако исследовательский подход в обучении, в подавляющем большинстве случаев, применяется в работе с подростками и старшим школьниками, а рассуждения о «научной» деятельности учащихся младших классов часто вызывают удивление и даже протест. Но младшие школьники активно проявляют интерес к исследованиям, с удовольствием принимают участие именно в тех видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий. Опыт организации ученических исследовательских работ позволяет с уверенностью утверждать, что такие задания более эффективны, они продуктивно влияют на ум и душу каждого ученика. В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. Я считаю, что исследовательская деятельность младших школьников - это прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

В своей работе я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения. Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.На уроках«открытия» нового знания использую мини-проекты, которые позволяют получить практически все личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, описанные в стандарте. Они решают многие задачи проектной деятельности: обучение планированию, формированию навыков сбора и обработки информации, умению анализировать, умению составлять письменные отчеты, формировать позитивное отношение к работе и другие. Проектная работа расширяет представления учащихся и о предметных областях, дает возможность увидеть и осмыслить межпредметные связи, стирает границы между школьными предметами, позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не только запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, но и уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.

Работа по созданию мини-проекта включает следующие этапы: постановка проблемы, планирование работы, само исследование, представление мини-проекта аудитории. Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей. Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития учащихся и обязательно включать игровой, творческий моменты. Во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию. В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого ученика индивидуальные условия его творческой самореализации.

Уроки открытия нового знания с использованием мини-проектов позволяют выстроить бесконфликтную педагогику, превращая образовательный процесс в результативную созидательную, творческую работу.

В процессе практической деятельности мной была составлена и апробирована программа организации учебного исследования младших школьников, которая реализуется на занятиях кружка «Юные исследователи», в основе которой лежит системно-деятельностный подход в обучении и формирование метапредметных умений. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью для младших школьников.

Цель создания научно – исследовательского кружка младших школьников состоит в следующем: включить младших школьников в самостоятельное решение учебных задач и помочь обрести вкус к исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления.

2.Формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме.

3.Развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.

4.Мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами природы, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

Таким образом, актуальность моей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.

Опыт участия моих учеников в школьных, муниципальных и всероссийских конкурсах позволил мне составить представление о том, как способствовать, а не мешать развитию исследовательского поведения младшего школьника, как «запустить» исследование и сопровождать его на разных этапах от «запуска» до презентации результатов работы.

Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Защита проекта - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою. Мы приглашаем администрацию школы, родителей, учеников своего и других классов. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. На нашем конкурсе исследовательских проектов места не присуждаются: все участники — победители, даже если что-то не совсем получилось. Ведь главное то, что уже произошло: ребёнок сделал открытие и рассказал о нём людям.

Организация кружка, индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегративные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, а также коллективные проекты дали вполне конкретные результаты, а именно:

1) повысился уровень знаний и умений учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;

2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;

3) в процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников;

4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;

5) повысился уровень воспитанности учащихся;

6) школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности;

Актуальность исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования.    Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты.  Задача педагогов - заложить основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности.

Наблюдения за учащимися показало, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.

Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего кружка стали активными читателями школьной, детской и центральной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Многие ученики ежегодно принимают участие в разных конкурсах, проектах.

Я буду продолжать начатую работу, искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

                                             Список литературы

  1. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь», 2002, №2.

  2. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. — 2002. — № 8.

  3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы».–М: «Сентябрь»,2003, №8.

  4. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. Журнал «Начальная школа» №2, 2007.




  1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Журнал «Директор школы». – М: «Сентябрь»,1998, №7.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения фгос ноо
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconПрограмма образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озерского района Калининградской...
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconДоклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной...
Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями...
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации фгос
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconПроектная деятельность младших школьников
Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества....
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО icon«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор...
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconПояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе...
Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconРазрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную...
Выступление Титовой Н. В. на заседании круглого стола «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconПоисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере...
Поисково–исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики)
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Персональный сайт методиста как средство методического сопровождения учителей начальных классов при введении фгос ноо
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconМаоу сош№4, г. Тобольск формирование коммуникативной компетенции...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconПроектная технология как средство построения индивидуальных маршрутов обучения школьников
Это обусловлено тем, что современным обществом востребован человек, способный быстро реагировать на изменяющиеся условия социума,...
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconПрограмма «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»...
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя...
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО iconВнеурочная деятельность школьников как средство формирования духовно-нравственных...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск