Скачать 495.11 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 26 г. Томска Утверждаю Согласовано Рассмотрено Директор с НМС МАОУ гимназии № 26 на заседании кафедры учителей МАОУ гимназии № 26 начальных классов ______Т.П.Милованова протокол №1 от 30.08.2011. протокол №1 от 29.08.2011 30.08.2011 ____М.А.Нагорнова Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» (А.Н. Колмогоров) Программа ориентирована на овладение основными знаниями о проектно- исследовательской деятельности, умениями исследовательской деятельности, алгоритмизацию исследования и исследовательских действий, осуществление обучающимися коллективной, групповой, индивидуальной исследовательской работы, использование в качестве ведущих методов обучения проблемных, игровых, исследовательских, эвристических. Программа призвана:
Изменения в сферах современного общества требуют корректировки содержательных и методических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.Технология классно-урочной системы на протяжении многих лет оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков. Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных пространствах, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — самоопределения. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. ФГОС ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самосовершенствовании. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, считаю одним из направлений модернизации современного образования. Актуальность проектной и исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Нормативно-правовая база программы:
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах. Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, системно-деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе всё чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Задачи программы:
Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов: - возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; - возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует самоопределению учащихся; - возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. В содержание программы включены: - задания по активизации познавательной деятельности: загадки, игры-исследования, фантастические исследования, игры-путешествия, - логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи, - минутки компьютерной грамотности. С 1 класса проводятся специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 час в неделю. Возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания. Со 2 класса работа осуществляется по следующим направлениям:
В 3 классе: 1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. На уроках используется игровые методы, путешествия, сказочный материал. 2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У детей активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. 3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования. 4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь. В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты. Представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели. Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учатся оформлять свои работы. Виды учебных исследований: - по количеству участников: индивидуальные, коллективные, групповые; - по месту проведения: урочные, внеурочные; - по времени: кратковременные или долговременные; - по теме: предметные, свободные. Формы занятий, позволяющих представить результаты исследований: - конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. - презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников; - выступления перед своими одноклассниками, перед учащимися параллельных классов; - выставка достижений Темы, выбираемые учащимися для проведения исследования: «История моей семьи», «История моего города», «Подводный мир», «Удивительный мир кристаллов», «Умные поделки своими руками», «Мыльные пузыри» и т. д. Место в учебном плане Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» создана на основе требований к ооп для реализации требований стандарта. В соответствии с учебным планом (направление общеинтеллектуальное) МАОУ гимназии №26 в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 32 часа в 1 классе, 35 часов – во 2-4 классах. Продолжительность занятий 45 минут. Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста При работе по данной программе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов и исследований учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной и исследовательской деятельности. Проблема проекта и исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). Программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы:
Выпускник получит возможность для формирования:
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать следующие умения. 1)Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2)Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи. 3)Навыки оценочной самостоятельности. 4)Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5)Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса 6)Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы. Формы реализации программы: -фронтальная; -парная; -групповая; -индивидуальная Форма организации: Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеках. Программа курса включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний в классной мастерской, встреч с интересными людьми для реализации проектов и исследовательских работ. Содержание программы предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ. Способы и средства: - технические средства; -модели и таблицы; -рисунки; - дидактические материалы Основные методы и технологии Методы: -практический; -объяснительно-иллюстративный; - частично-поисковый; -исследовательский, -наблюдение; -информативный Технологии: -личностно-ориентированная; -уровневая дифференциация; -проблемное обучение; -системно-деятельностный подход; -информационно – коммуникационные; -здоровьесберегающие Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ и проектов, мини-конференция, консультация. Методы контроля: -консультация, -доклад, -защита исследовательских работ и проектов, -выступление, -презентация, -мини-конференция, -научно-исследовательская конференция, -участие в фестивалях, конкурсах исследовательских и проектных работ. Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков: - практикумы 1 класс 4 2 класс 5 3 класс 4 4 класс 5 Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Планируемые результаты
Портрет « исследователя – творца»: Умеет
генерировать идеи, выбирать лучшее решение.
выступать перед аудиторией, выбирать способы и формы наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, давать ответы на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности
адекватно выбирать свою роль в коллективном деле
планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного дела Содержание программы Содержание программы 1 класс
|
Не существует сколько-нибудь «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя... | Л. В. Назарова, М. В. Анциферова Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя... | ||
Сценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность... Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО | ||
Рефератом в начальных классах Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | Учитель нач классов : Бурлова Марина Владимировна Цель: создать условия для развития творческих способностей у младших школьников через активную деятельность при подготовке к новогоднему... | ||
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор... | Рабочая программа по технологии Класс 1 4 Автор составитель: Нагорнова... Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по технологии и на... | ||
Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озерского района Калининградской... | Сценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Веселые уроки спорта» Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальных... Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной... | Тема: Россия- это многонациональное государство ... | ||
Конспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы» ... | Проектная деятельность младших школьников Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества.... | ||
Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1 ... | Внеклассное мероприятие по теме "Фестиваль телевизионных программ"... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" |