Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость,





Скачать 495.11 Kb.
НазваниеПрограмма «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость,
страница1/5
Дата публикации29.07.2014
Размер495.11 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 26 г. Томска
Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор с НМС МАОУ гимназии № 26 на заседании кафедры учителей

МАОУ гимназии № 26 начальных классов

______Т.П.Милованова протокол №1 от 30.08.2011. протокол №1 от 29.08.2011

30.08.2011 ____М.А.Нагорнова

Программа

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»

1-4 классы

Нагорнова Марина Анатольевна,

учитель начальных классов
Томск 2011

Пояснительная запиcка
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» (А.Н. Колмогоров)
Программа ориентирована на овладение основными знаниями о проектно- исследовательской деятельности, умениями исследовательской деятельности, алгоритмизацию исследования и исследовательских действий, осуществление обучающимися коллективной, групповой, индивидуальной исследовательской работы, использование в качестве ведущих методов обучения проблемных, игровых, исследовательских, эвристических.

Программа призвана:

  • предоставить новые возможности для развития личности средствами включения младших школьников в проектно- исследовательскую деятельность;

  • осуществить подготовку младших школьников к дальнейшему обучению и развитию путем формирования умений самостоятельного поиска знаний;

  • дать возможность каждому обучающемуся проявить свои способности, реализовать свои возможности в процессе осуществления проектно- исследовательской деятельности;

  • вооружить обучающихся знаниями, умениями исследовательской деятельности, способами действий, которые будут являться не только общеучебными, но и помогут ему в жизни.


Изменения в  сферах современного общества требуют корректировки содержательных и методических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.Технология классно-урочной системы на протяжении многих лет оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков. Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных пространствах, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — самоопределения. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

ФГОС ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самосовершенствовании.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, считаю одним из направлений модернизации современного образования.

Актуальность проектной и исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Нормативно-правовая база программы:

  • Учебный план внеурочной деятельности

  • Приказ об утверждении положения о внеурочной деятельности

  • Приказ об утверждении положения о портфолио учащегося

  • Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся

  • Положение о НОУ младших школьников

  • Положение о портфолио обучающегося начальной школы

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах.

Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, системно-деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе всё чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

         Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  • развивать познавательные потребности и способности младших школьников;

  • обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • активизировать интерес к приобретаемым знаниям, полученным в совместной творческой, исследовательской работе;

  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • формировать способность к организации деятельности и управление ею;

  • формировать умение творчески решать задачи;

  • формировать позитивную самооценку;

  • формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве


Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует самоопределению учащихся;

- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

В содержание программы включены:

- задания по активизации познавательной деятельности: загадки, игры-исследования, фантастические исследования, игры-путешествия,

- логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи,

- минутки компьютерной грамотности.

С 1 класса проводятся специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 час в неделю. Возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания.

Со 2 класса работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

  2. Осуществление коллективных исследований по определённому плану, по различным темам.

  3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

  4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

  5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево».

  6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам.

В 3 классе:

1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. На уроках используется игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У детей активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь.

В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты. Представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели. Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учатся оформлять свои работы.
Виды учебных исследований:

- по количеству участников: индивидуальные, коллективные, групповые;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по времени: кратковременные или долговременные;

- по теме: предметные, свободные.

Формы занятий, позволяющих представить результаты исследований:

- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника.

- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

- выступления перед своими одноклассниками, перед учащимися параллельных классов;

- выставка достижений

Темы, выбираемые учащимися для проведения исследования:

«История моей семьи», «История моего города», «Подводный мир», «Удивительный мир кристаллов», «Умные поделки своими руками», «Мыльные пузыри» и т. д.

Место в учебном плане

Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» создана на основе требований к ооп для реализации требований стандарта. В соответствии с учебным планом (направление общеинтеллектуальное) МАОУ гимназии №26 в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 32 часа в 1 классе, 35 часов – во 2-4 классах. Продолжительность занятий 45 минут.

Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

При работе по данной программе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов и исследований учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной и исследовательской деятельности.

Проблема проекта и исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-4 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

          На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.). 

Программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной де­ятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль ре­зультата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успеш­ности учебной деятельности;

  • способность к саморазвитию.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учите­лей, товарищей, родителей и других людей;

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по­мощью инструментов ИКТ;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружаю­щем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диа­логической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различ­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в об­щении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать следующие умения.

1)Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2)Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3)Навыки оценочной самостоятельности.

4)Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5)Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса

6)Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная
Форма организации:

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеках. Программа курса включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний в классной мастерской, встреч с интересными людьми для реализации проектов и исследовательских работ. Содержание программы предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ.
Способы и средства:

- технические средства;

-модели и таблицы;

-рисунки;

- дидактические материалы
Основные методы и технологии

Методы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

-исследовательский,

-наблюдение;

-информативный
Технологии:

-личностно-ориентированная;

-уровневая дифференциация;

-проблемное обучение;

-системно-деятельностный подход;

-информационно – коммуникационные;

-здоровьесберегающие
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ и проектов, мини-конференция, консультация.

Методы контроля:

-консультация,

-доклад,

-защита исследовательских работ и проектов,

-выступление,

-презентация,

-мини-конференция,

-научно-исследовательская конференция,

-участие в фестивалях, конкурсах исследовательских и проектных работ.
Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков:

- практикумы

1 класс 4

2 класс 5

3 класс 4

4 класс 5

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.


предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.


Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов и исследовательских работ, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях.





Планируемые результаты

Обучающиеся должны научиться

Могут быть сформированы следующие способности

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи




  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своей деятельности);

  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)



Портрет « исследователя – творца»:

Умеет

  • Организовывать рабочее место и планировать работу.

  • Подбирать необходимое оборудование, материалы, проводить собственно эксперимент, наблюдать ход эксперимента, измерять параметры, понимать полученный результат

  • Выбирать тему исследования, ставить цель, определять структуру исследования,

генерировать идеи, выбирать лучшее решение.

  • Сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, отслеживать ход совместной работы и направлять её в нужное русло, уметь выходить из конфликтных ситуаций.

  • Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации (находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет),выделять главное; структурировать и сохранять информацию.

  • Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.

  • Готовить отчёт о проделанной работе,

выступать перед аудиторией,

выбирать способы и формы наглядной презентации (продукта) результатов деятельности,

давать ответы на незапланированные вопросы,

использовать различные средства наглядности

  • Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»,

адекватно выбирать свою роль в коллективном деле

  • Проектировать процесс,

планировать деятельность – время, ресурсы,

принимать решения,

распределять обязанности при выполнении коллективного дела

Содержание программы

Содержание программы 1 класс


п/п

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Развитие умений для проектно – исследовательской деятельности.

32 часа

Знакомство с понятием «исследование».

Развитие умения вести наблюдения и фиксировать данные.

Знакомство с понятием «эксперимент».

Развитие умения проводить эксперимент.

Знакомство с понятием « гипотеза».

Развитие умения выдвигать гипотезы.

Развитие умения работать по алгоритму.

Развитие умения строить и задавать вопросы.

Развитие умения выделять главное и второстепенное.

Развитие умения строить схему.

Развитие умения извлекать информацию по заданному вопросу из источника.

Знакомство с понятием « парадокс».

Знакомство с понятиями « мысленные эксперименты» и « эксперименты на моделях». Развитие умения проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

Развитие элементарных умений владения приёмами исследовательской деятельности.

Развитие умения организовывать исследование.

Знакомство с методами исследования.

Развитие умения выбирать методы исследования.

Развитие умения проведения экспресс- исследования.

Знакомство с понятием « алгоритм демонстрации».

Развитие умения следовать заданной процедуре демонстрации коллекционирования.

Развитие умения определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью.

Практикумы по темам:

- « Умение вырабатывать гипотезы»,

- « Учимся строить и задавать вопросы»,

- «Учимся выделять главное и второстепенное »,

- проведения самостоятельных исследований,

- « Коллективная игра – исследование».
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconНе существует сколько-нибудь
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя...
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconЛ. В. Назарова, М. В. Анциферова
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя...
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconСценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconМаоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность...
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconРефератом в начальных классах
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconУчитель нач классов : Бурлова Марина Владимировна
Цель: создать условия для развития творческих способностей у младших школьников через активную деятельность при подготовке к новогоднему...
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, icon«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор...
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconРабочая программа по технологии Класс 1 4 Автор составитель: Нагорнова...
Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по технологии и на...
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconПрограмма образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озерского района Калининградской...
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconСценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Веселые уроки спорта»
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconРабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальных...
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной...
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconТема: Россия- это многонациональное государство
...
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconКонспект занятия по курсу «Речь и культура общения». Тема «Весёлые рассказы»
...
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconПроектная деятельность младших школьников
Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества....
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconКонспект урока. Тема урока. Устное народное творчество. Предмет. Литературное чтение. Класс. 1
...
Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, iconВнеклассное мероприятие по теме "Фестиваль телевизионных программ"...
Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск