Скачать 347.57 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 26 г. Томска Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» 1-4 классы Автор: Нагорнова Марина Анатольевна, учитель начальных классов Томск 2011 Пояснительная запиcка Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе всё чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Программа составлена на основе программ «Юный исследователь» автора Семёновой Н.А., рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Российской Федерации для учителей начальных классов, и « Программы исследовательского обучения младших школьников « автора А.И.Савенкова. Модифицированная программа содержит следующие отличия: - в содержание программы добавлены задания по активизации познавательной деятельности: загадки, игры-исследования, фантастические исследования, игры-путешествия, - введены некоторые логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи, - предложены способы оценивания и формы представления результатов исследовательской деятельности школьника, - существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты. Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Задачи программы:
Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов: - возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; - возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует самоопределению учащихся; - возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Материал программы курса опирается на следующие понятия: Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. С 1 класса проводятся специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 час в неделю. Возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания. Со 2 класса работа осуществляется по следующим направлениям:
В 3 классе: 1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. На уроках используется игровые методы, путешествия, сказочный материал. 2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У детей активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. 3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования. 4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь. В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты. Представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели. Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учатся оформлять свои работы. Виды учебных исследований: - по количеству участников: индивидуальные, коллективные, групповые; - по месту проведения: урочные, внеурочные; - по времени: кратковременные или долговременные; - по теме: предметные, свободные. Формы занятий, позволяющих представить результаты исследований: - конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. - презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников; - выступления перед своими одноклассниками, перед учащимися параллельных классов; - выставка достижений, проводится в основном для родителей. Темы, выбираемые учащимися для проведения исследования: «История моей семьи», «История моего города», « Подводный мир морей», «Кристаллы» и т.д. Программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы:
Выпускник получит возможность для формирования:
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Данная программа рассчитана на 32 ( 1 класс), 34 часа ( 2-4 классы). Продолжительность занятий 45 минут. Программа рассчитана на 4 го Содержание программы 1 класс
|
Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность... Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО | Программа образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озерского района Калининградской... | ||
Проектная деятельность младших школьников Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества.... | Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере... Поисково–исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения фгос ноо | Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»... «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя... | ||
Исследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо... Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации фгос | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании... | Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе... Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников | ||
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную... Выступление Титовой Н. В. на заседании круглого стола «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» | Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной... Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями... | ||
Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно... Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала | План работы по проекту «острова в океане книг» на 2013 – 2014 учебный... По популяризации чтения и вовлечению младших школьников в активную читательскую деятельность | ||
Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальных... Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной... |