«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»





Скачать 347.57 Kb.
Название«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
страница1/4
Дата публикации29.07.2014
Размер347.57 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 26 г. Томска

Программа

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»

1-4 классы


Автор: Нагорнова Марина Анатольевна,

учитель начальных классов
Томск 2011
Пояснительная запиcка
Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе всё чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Программа составлена на основе программ «Юный исследователь» автора Семёновой Н.А., рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Российской Федерации для учителей начальных классов, и « Программы исследовательского обучения младших школьников « автора А.И.Савенкова.

Модифицированная программа содержит следующие отличия:

- в содержание программы добавлены задания по активизации познавательной деятельности: загадки, игры-исследования, фантастические исследования, игры-путешествия,

- введены некоторые логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи,

- предложены способы оценивания и формы представления результатов

исследовательской деятельности школьника,

- существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты.

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  • развивать познавательные потребности и способности младших школьников;

  • обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • активизировать интерес к приобретаемым знаниям, полученным в совместной творческой, исследовательской работе;

  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует самоопределению учащихся;

- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребёнка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Материал программы курса опирается на следующие понятия:

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

С 1 класса проводятся специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 час в неделю. Возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, естествознания.

Со 2 класса работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

  2. Осуществление коллективных исследований по определённому плану, по различным темам.

  3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

  4. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

  5. На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево».

  6. Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам.

В 3 классе:

1. На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. На уроках используется игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У детей активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

4. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, учителем оказывается консультативная помощь.

В 4 классе на уроках исследовательской деятельности обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты. Представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели. Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учатся оформлять свои работы.

Виды учебных исследований:

- по количеству участников: индивидуальные, коллективные, групповые;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по времени: кратковременные или долговременные;

- по теме: предметные, свободные.
Формы занятий, позволяющих представить результаты исследований:

- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника.

- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;

- выступления перед своими одноклассниками, перед учащимися параллельных классов;

- выставка достижений, проводится в основном для родителей.

Темы, выбираемые учащимися для проведения исследования:

«История моей семьи», «История моего города», « Подводный мир морей», «Кристаллы» и т.д.

Программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной де­ятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль ре­зультата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к самооценке на основе критериев успеш­ности учебной деятельности;

  • способность к саморазвитию.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учите­лей, товарищей, родителей и других людей;

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по­мощью инструментов ИКТ;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружаю­щем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диа­логической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различ­ных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в об­щении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Данная программа рассчитана на 32 ( 1 класс), 34 часа ( 2-4 классы).

Продолжительность занятий 45 минут.

Программа рассчитана на 4 го

Содержание программы 1 класс


п/п

Наименование раздела и количество часов

Содержание

1

Развитие умений для проектно – исследовательской деятельности.

32 часа

Знакомство с понятием «исследование».

Развитие умения вести наблюдения и фиксировать данные.

Знакомство с понятием «эксперимент».

Развитие умения проводить эксперимент.

Знакомство с понятием « гипотеза».

Развитие умения выдвигать гипотезы.

Развитие умения работать по алгоритму.

Развитие умения строить и задавать вопросы.

Развитие умения выделять главное и второстепенное.

Развитие умения строить схему.

Развитие умения извлекать информацию по заданному вопросу из источника.

Знакомство с понятием « парадокс».

Знакомство с понятиями « мысленные эксперименты» и « эксперименты на моделях». Развитие умения проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

Развитие элементарных умений владения приёмами исследовательской деятельности.

Развитие умения организовывать исследование.

Знакомство с методами исследования.

Развитие умения выбирать методы исследования.

Развитие умения проведения экспресс- исследования.

Знакомство с понятием « алгоритм демонстрации».

Развитие умения следовать заданной процедуре демонстрации коллекционирования.

Развитие умения определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью.

Практикумы по темам:

- « Умение вырабатывать гипотезы»,

- « Учимся строить и задавать вопросы»,

- «Учимся выделять главное и второстепенное »,

- проведения самостоятельных исследований,

- « Коллективная игра – исследование».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconМаоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность...
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconПрограмма образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озерского района Калининградской...
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconПроектная деятельность младших школьников
Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества....
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconПоисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере...
Поисково–исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики)
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения фгос ноо
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconПрограмма «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»...
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя...
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации фгос
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании...
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconПояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе...
Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconРазрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную...
Выступление Титовой Н. В. на заседании круглого стола «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconДоклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной...
Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями...
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconПлан работы по проекту «острова в океане книг» на 2013 – 2014 учебный...
По популяризации чтения и вовлечению младших школьников в активную читательскую деятельность
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» iconРабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальных...
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск