Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности,





Скачать 277.72 Kb.
НазваниеПояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности,
страница1/3
Дата публикации04.03.2015
Размер277.72 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3
Инновационная разработка
Методическая система
Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников
Килина Надежда Александровна,

учитель начальных классов,

Заслуженный учитель РФ,

победитель конкурса лучших учителей России в рамках национального проекта «Образование» (2007),

победитель конкурса учителей, внедряющих инновационные образовательные программы (2012г.)
Пояснительная записка
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческих способностей, выработку навыка самостоятельной познавательной деятельности, формирование у обучающихся универсального умения ставить цели, решать проблемы. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, критически обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

В моей практике сложилась собственная система организации проектной деятельности младших школьников.

Моя методическая система позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной методической системы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников главного учебного действия умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве система обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в урочной и внеурочной деятельности;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей;

  • Принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя, родителей и учащихся;

  • Принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов, создание доброжелательной атмосферы);

  • Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Организуя проектную деятельность, я ставлю следующую цель:

создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:

- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

  1. Развитие инициативности и активности обучающихся

  2. Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей

  3. Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

  4. Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности

  5. Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.

Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.

В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности);

  • Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Организация проектной деятельности
Проекты, в которых участвуют мои ученики, отличаются друг от друга:

  • результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);

  • числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);

  • продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

  • числом этапов

  • соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

  • необходимостью привлечения взрослых.

Работа над проектом предусматривает несколько последовательных этапов. Я предлагаю этапы работы над коллективными проектами. Эти этапы предполагают, что дети большую часть проекта могут выполнить самостоятельно (конец 3-его класса-4 класс)


Этапы работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1 этап

Выбор темы и цели проекта; выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи; Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи.

Подключаю родителей.

2 этап

Разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность

Знакомлю с различными формами презентации результатов

3 этап

Непосредственная реализация проекта. Работают самостоятельно и с помощью родителей, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят продукт (продукты) проекта, презентацию результатов

Наблюдаю за ходом проекта, консультирую, ненавязчиво контролирую, помогаю, осуществляю связь с родителями, репетирую презентацию результатов

4 этап

Презентация проекта, представление готового продукта.


Помощь в презентации

5 этап

Итоговый

Рефлексия выполненной работы. Оценка проекта и своей деятельности в нём (самооценка).


Анализирую деятельность детей, провожу анкетирование. Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат


Детские проекты, исследования, творческие работы (приложение 1)

Таблица позволяет сделать вывод, что большую часть работ (63%) составляют коллективные проекты. Я считаю это правильным, так как в начальных классах дети чувствуют себя более уверенно, когда выполняют работу вместе. Все ученики класса задействованы, каждый работает в силу своих способностей и возможностей. Чаще всего, это учебные проекты. Больше всего проектов (13, что составляет 39%) по окружающему миру, 10 проектов (30%) объединяют несколько предметов (интегрированные проекты), 3 проекта (9%) по технологии. Все проекты можно разбить на 2 группы: проекты образовательной направленности («Природные зоны», «Путешествие по городам и странам») и практико-ориентированные творческие проекты («Необычное в обычном», «Вот так елка» Что за диво!», «Осенний калейдоскоп», «В гостях у Чиполлино»)

Проекты и исследования все разноплановые. Но можно объединить в одну группу проекты по литературе. («Мир сказок Р.Киплинга», «Сказки Г.Х.Андерсена», «Сказки А.С. Пушкина», «Герои сказок А.Волкова» и др.). Другая группа - исследования про насекомых. Дети готовились к научно-практической конференции «Таинственный мир насекомых», и получились 4 интересные работы.

С каждым годом проекты и исследования становятся лучше, грамотнее. Растет заинтересованность детей и взрослых. Я сама все более погружаюсь в эту тему. Учусь сама, учу детей и родителей.

Количество детских работ с каждым годом увеличивается:

2007 -2008 учебный год (1 класс) – 3 работы

2008 -2009 учебный год (2 класс) – 6 работ

2009 -2010 учебный год (3 класс) – 9 работ

2010 -2011 учебный год (4 класс) – 10 работ

В 2011-2012 и в 2012-2013 учебных годах в рамках ФГОС отводится время на внеурочную деятельность. Я со своими учениками занимаюсь проектной деятельностью
Предполагаемые формы деятельности:

  • Участие в конкурсах (рисунков, поделок, макетов, чтецов);

  • Написание рефератов, творческих работ;

  • Защита рефератов, творческих работ;

  • Составление и представление детьми кроссвордов, викторин;

  • Сочинительство сказок, стихов, рассказов, легенд, мифов;

  • Постановка сказок, рассказов, легенд;

  • Составление вопросов для других команд;

  • Подбор материалов для викторин, игр («КВН», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»);

  • Участие детей в конкурсе капитанов;

  • Фотографирование и ведение фотолетописи проекта;

  • Дизайнерские разработки и компьютерное оформление проекта

Учебные проекты по предметам заканчиваются викториной (формы могут быть разные). Класс делится на команды (группы), распределяются роли, выбираются капитаны. С каждым новым проектом состав группы и капитаны меняются. Таким образом, предоставляется возможность многим детям побывать в позиции лидера.

Вместе с детьми мы разрабатываем рейтинг-план (3-4 класс), оговариваем критерии оценивания в баллах.

При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).

Продуктами нашей проектной деятельности являются рукописные книги, постановки спектаклей, поделки, выставки творческих работ, публикация детских работ в книгах, газетах.

Обязательно проговариваем планы на будущее. Что вы планируете делать дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направлении, продолжить разработку). Поэтому многие наши проекты постепенно перетекают в новые.

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы. Участникам проекта предлагается высказать своё мнение по следующим вопросам:

Какова основная идея этого проекта?

Чему тебе пришлось научиться?

Что тебе больше всего понравилось делать?

Доволен ли ты результатами своей работы?

В чём ты видишь значение результатов работы для себя, для других?

Что дала тебе эта работа?

Проекты имеют разные временные рамки – от 1-2 уроков, 1-3 недель до 1-2 месяцев (учебные проекты). Некоторые могут продолжаться не один год. Главное, чтобы у детей не угасал интерес, чтобы они не уставали и, чтобы им было интересно заниматься проектной деятельностью.

Первые шаги в проектную деятельность
Организовывать проектную деятельность я начинаю с 1 класса. Я считаю, что в начальных классах лучше запускать групповые проекты, так как:

  • у многих детей (особенно у первоклассников) появляется желание что-либо делать, когда они наблюдают за работой своих сверстников и видят результаты;

  • ребенок чувствует себя уверенно, если рядом плечо товарища;

В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности.

- Что вы хотите делать? Что вы умеете делать? Что мы еще можем сделать? Что в результате у нас получится?

Самый первый практико-ориентированный коллективный проект в первом классе – «Осенний калейдоскоп». Эта тема близка и понятна детям. Почему калейдоскоп? Потому что осень – это самое красивое время года – яркое, пышное. Краски осени радуют глаз, поднимают настроение. Как в калейдоскопе – с каждой новой гранью, так и у нас - с каждым новым мероприятием, конкурсом, ощущение красоты, очарования и прелести не исчезает.

Идея проекта:

- рассмотреть всю палитру осенних красок, увидеть красоту природы, ее изменения;

-передать свои ощущения, настроения в творческих работах, рисунках, поделках, стихах

Цель проекта: из детских творческих работ, рисунков, фотографий поделок, стихов создать книгу «Осенний калейдоскоп », в которой 6 глав.

В первой главе первые детские работы, которые написали печатными буквами. Это пословицы, поговорки, загадки об осени, ее приметы.

Следующая глава посвящена событиям и мероприятиям, которые были проведены в рамках проекта:

  • поход «Золотая осень»;

  • конкурс стихов «Осень наша золотая», в котором участвовали все ученики класса;

  • конкурс осенних букетов;

  • парад осенних костюмов;

  • конкурс рисунков на тему «Во саду ли, в огороде…»

Глава третья посвящена проекту «Шишка сосновая, шишка еловая…». С помощью шишек, пластилина и фантазии появились новые интересные поделки

В главе «Новая жизнь овощей» мы поместили фотографии поделок из овощей и стихи. В 5-ой главе - аппликации из осенних листьев.

Проект закончился «Осенним балом», на котором дети показали презентацию книги и театрализованное представление. Продукты проекта – книга «Осенний калейдоскоп», постановка сказки «Репка», сценка «Спор овощей», презентация.

В этом проекте участвовали все ученики класса. Все дети получили грамоты. Сроки – сентябрь- середина ноября.

Каковы результаты первого проекта?

  1. В процессе работы дети познакомились с новым понятием – «проект».

  2. Дети поняли, что проект – это интересно, когда все вместе - ученики, учитель и родители увлечены одним общим делом, придумывают и создают что-то новое.

  3. Ученики приобрели первый опыт публичного выступления

  4. Появилась заинтересованность детей и родителей в проектной деятельности

  5. Все родители были вовлечены в совместную деятельность

Проект закончился подведением итогов, анализом, рефлексией. Что понравилось делать больше всего? Что не понравилось? Что делали самостоятельно? В чем заключалась помощь родителей?

Детям понравилось:

  • рисовать (25%)

  • участвовать в конкурсе чтецов (62%)

  • составлять букеты (20%)

  • делать поделки (44%)

  • выступать (71%)

  • поход (100%)

Таким образом, были сделаны первые шаги в проектную деятельность. По результатам опроса только 16% детей в ходе проекта смогли работать самостоятельно.

Следующим масштабным для нашего класса проектом стал проект «Вот так ёлка! Что за диво!». В этом проекте мы с детьми решали проблему. С давних пор Новый год – любимый праздник, а в представлении многих людей ель – "новогоднее дерево". Эта традиция ставит под угрозу наши хвойные леса! Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет. К новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок, которые через 10 дней превращаются в мусор. Мы обсудили эту проблему в классе и решили создать свои ёлки из разных материалов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconИспользование проблемно-поискового метода обучения на уроках биологии
В современной школе происходят глобальные изменения, связанные с корректировкой содержательных, методических, технологических процессов...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconПояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе,...
Но переориентация содержания образования с исключительно знаниевой основы на выявление личностного смысла в получении знаний открывает...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconВ. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем...
В настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного бюджетного...
Изменения в обществе, в системе основного образования в связи со становлением вариативного образования, появление новых педагогических...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconПояснительная записка
Рост образования в обществе – необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование,...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconКамалеева Ольга Викторовна 2012/2013 учебный год пояснительная записка
На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Изучение...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconТема «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Урок «Индивидуальное...
...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconМетодическая разработка
Интенсивные изменения в социальной и экономической жизни общества, происходящие в последнее время, требуют качественного преобразования...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ся важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие изменения в...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconПеревод с английского
«винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на человека. Развитие рыночных механизмов повлекло за собой...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconТема. Развитие личности ребенка в условиях сельского социума на основе...
Цель: Создание условий для развития социально – адаптивной, конкурентно – способной, духовно – развитой, творческой, нравственной...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconРабочая программа по английскому языку в 10 классе составлена на...
Ся важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие изменения в...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconПояснительная записка 3 6
Экспериментальная и инновационная работа школы, реализация инновационных программ и технологий
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном...
Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, iconГодовой план работы на 2013-2014 учебный год Составила
Использование инновационных педагогических технологий в рамках Стратегии развития образования рт в полноценном воспитании детей дошкольного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск