Скачать 277.72 Kb.
|
Инновационная разработка Методическая система Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников Килина Надежда Александровна, учитель начальных классов, Заслуженный учитель РФ, победитель конкурса лучших учителей России в рамках национального проекта «Образование» (2007), победитель конкурса учителей, внедряющих инновационные образовательные программы (2012г.) Пояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, инновационных педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческих способностей, выработку навыка самостоятельной познавательной деятельности, формирование у обучающихся универсального умения ставить цели, решать проблемы. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, критически обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. В моей практике сложилась собственная система организации проектной деятельности младших школьников. Моя методическая система позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной методической системы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников главного учебного действия умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве система обеспечивает реализацию следующих принципов:
Организуя проектную деятельность, я ставлю следующую цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации - через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей. Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт. Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности. В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую следующие способности:
Организация проектной деятельности Проекты, в которых участвуют мои ученики, отличаются друг от друга:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.); — мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся); — работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.); — коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);
Работа над проектом предусматривает несколько последовательных этапов. Я предлагаю этапы работы над коллективными проектами. Эти этапы предполагают, что дети большую часть проекта могут выполнить самостоятельно (конец 3-его класса-4 класс)
Детские проекты, исследования, творческие работы (приложение 1) Таблица позволяет сделать вывод, что большую часть работ (63%) составляют коллективные проекты. Я считаю это правильным, так как в начальных классах дети чувствуют себя более уверенно, когда выполняют работу вместе. Все ученики класса задействованы, каждый работает в силу своих способностей и возможностей. Чаще всего, это учебные проекты. Больше всего проектов (13, что составляет 39%) по окружающему миру, 10 проектов (30%) объединяют несколько предметов (интегрированные проекты), 3 проекта (9%) по технологии. Все проекты можно разбить на 2 группы: проекты образовательной направленности («Природные зоны», «Путешествие по городам и странам») и практико-ориентированные творческие проекты («Необычное в обычном», «Вот так елка» Что за диво!», «Осенний калейдоскоп», «В гостях у Чиполлино») Проекты и исследования все разноплановые. Но можно объединить в одну группу проекты по литературе. («Мир сказок Р.Киплинга», «Сказки Г.Х.Андерсена», «Сказки А.С. Пушкина», «Герои сказок А.Волкова» и др.). Другая группа - исследования про насекомых. Дети готовились к научно-практической конференции «Таинственный мир насекомых», и получились 4 интересные работы. С каждым годом проекты и исследования становятся лучше, грамотнее. Растет заинтересованность детей и взрослых. Я сама все более погружаюсь в эту тему. Учусь сама, учу детей и родителей. Количество детских работ с каждым годом увеличивается: 2007 -2008 учебный год (1 класс) – 3 работы 2008 -2009 учебный год (2 класс) – 6 работ 2009 -2010 учебный год (3 класс) – 9 работ 2010 -2011 учебный год (4 класс) – 10 работ В 2011-2012 и в 2012-2013 учебных годах в рамках ФГОС отводится время на внеурочную деятельность. Я со своими учениками занимаюсь проектной деятельностью Предполагаемые формы деятельности:
Учебные проекты по предметам заканчиваются викториной (формы могут быть разные). Класс делится на команды (группы), распределяются роли, выбираются капитаны. С каждым новым проектом состав группы и капитаны меняются. Таким образом, предоставляется возможность многим детям побывать в позиции лидера. Вместе с детьми мы разрабатываем рейтинг-план (3-4 класс), оговариваем критерии оценивания в баллах. При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта). Продуктами нашей проектной деятельности являются рукописные книги, постановки спектаклей, поделки, выставки творческих работ, публикация детских работ в книгах, газетах. Обязательно проговариваем планы на будущее. Что вы планируете делать дальше (закончить работу по данному проекту, повернуть её в другом направлении, продолжить разработку). Поэтому многие наши проекты постепенно перетекают в новые. На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы. Участникам проекта предлагается высказать своё мнение по следующим вопросам: Какова основная идея этого проекта? Чему тебе пришлось научиться? Что тебе больше всего понравилось делать? Доволен ли ты результатами своей работы? В чём ты видишь значение результатов работы для себя, для других? Что дала тебе эта работа? Проекты имеют разные временные рамки – от 1-2 уроков, 1-3 недель до 1-2 месяцев (учебные проекты). Некоторые могут продолжаться не один год. Главное, чтобы у детей не угасал интерес, чтобы они не уставали и, чтобы им было интересно заниматься проектной деятельностью. Первые шаги в проектную деятельность Организовывать проектную деятельность я начинаю с 1 класса. Я считаю, что в начальных классах лучше запускать групповые проекты, так как:
В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности. - Что вы хотите делать? Что вы умеете делать? Что мы еще можем сделать? Что в результате у нас получится? Самый первый практико-ориентированный коллективный проект в первом классе – «Осенний калейдоскоп». Эта тема близка и понятна детям. Почему калейдоскоп? Потому что осень – это самое красивое время года – яркое, пышное. Краски осени радуют глаз, поднимают настроение. Как в калейдоскопе – с каждой новой гранью, так и у нас - с каждым новым мероприятием, конкурсом, ощущение красоты, очарования и прелести не исчезает. Идея проекта: - рассмотреть всю палитру осенних красок, увидеть красоту природы, ее изменения; -передать свои ощущения, настроения в творческих работах, рисунках, поделках, стихах Цель проекта: из детских творческих работ, рисунков, фотографий поделок, стихов создать книгу «Осенний калейдоскоп », в которой 6 глав. В первой главе первые детские работы, которые написали печатными буквами. Это пословицы, поговорки, загадки об осени, ее приметы. Следующая глава посвящена событиям и мероприятиям, которые были проведены в рамках проекта:
Глава третья посвящена проекту «Шишка сосновая, шишка еловая…». С помощью шишек, пластилина и фантазии появились новые интересные поделки В главе «Новая жизнь овощей» мы поместили фотографии поделок из овощей и стихи. В 5-ой главе - аппликации из осенних листьев. Проект закончился «Осенним балом», на котором дети показали презентацию книги и театрализованное представление. Продукты проекта – книга «Осенний калейдоскоп», постановка сказки «Репка», сценка «Спор овощей», презентация. В этом проекте участвовали все ученики класса. Все дети получили грамоты. Сроки – сентябрь- середина ноября. Каковы результаты первого проекта?
Проект закончился подведением итогов, анализом, рефлексией. Что понравилось делать больше всего? Что не понравилось? Что делали самостоятельно? В чем заключалась помощь родителей? Детям понравилось:
Таким образом, были сделаны первые шаги в проектную деятельность. По результатам опроса только 16% детей в ходе проекта смогли работать самостоятельно. Следующим масштабным для нашего класса проектом стал проект «Вот так ёлка! Что за диво!». В этом проекте мы с детьми решали проблему. С давних пор Новый год – любимый праздник, а в представлении многих людей ель – "новогоднее дерево". Эта традиция ставит под угрозу наши хвойные леса! Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет. К новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок, которые через 10 дней превращаются в мусор. Мы обсудили эту проблему в классе и решили создать свои ёлки из разных материалов. |
Использование проблемно-поискового метода обучения на уроках биологии В современной школе происходят глобальные изменения, связанные с корректировкой содержательных, методических, технологических процессов... | Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе,... Но переориентация содержания образования с исключительно знаниевой основы на выявление личностного смысла в получении знаний открывает... | ||
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем... В настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные... | Образовательная программа муниципального общеобразовательного бюджетного... Изменения в обществе, в системе основного образования в связи со становлением вариативного образования, появление новых педагогических... | ||
Пояснительная записка Рост образования в обществе – необходимый, важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. На образование,... | Камалеева Ольга Викторовна 2012/2013 учебный год пояснительная записка На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Изучение... | ||
Тема «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Урок «Индивидуальное... ... | Методическая разработка Интенсивные изменения в социальной и экономической жизни общества, происходящие в последнее время, требуют качественного преобразования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ся важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие изменения в... | Перевод с английского «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на человека. Развитие рыночных механизмов повлекло за собой... | Тема. Развитие личности ребенка в условиях сельского социума на основе... Цель: Создание условий для развития социально – адаптивной, конкурентно – способной, духовно – развитой, творческой, нравственной... | ||
Рабочая программа по английскому языку в 10 классе составлена на... Ся важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие изменения в... | Пояснительная записка 3 6 Экспериментальная и инновационная работа школы, реализация инновационных программ и технологий | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном... | Годовой план работы на 2013-2014 учебный год Составила Использование инновационных педагогических технологий в рамках Стратегии развития образования рт в полноценном воспитании детей дошкольного... |