В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс





НазваниеВ. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс
страница1/37
Дата публикации26.10.2015
Размер1.83 Mb.
ТипКодекс
100-bal.ru > Культура > Кодекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
В.Т. Кабуш, Т.В. Плахова, А.В. Трацевская

ЧЕЛОВЕК: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ГРАЖДАНИН

Предисловие

Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке,
а не о человеке.

Я. Корчак

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский
В настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании1. Каковы же они?

Назначение воспитания. Воспитание в системе образовательного учреждения следует рассматривать не как самостоятельный вид, а как функцию, свойственную любой педагогической деятельности. Оно должно быть присуще интеллектуальной, трудовой, досуговой, социальной деятельности, проводимой с учащимися. Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать — не просвещая. Ведь воспитаннику следует объяснить, раскрыть, что одно и то же в жизни человека может быть и добром, и злом. Если существует разрыв между деятельностью и просвещением, то воспитание сводится к культурничеству, педагогике мероприятий, надуманности, голому морализированию. Именно это и привело к тому, что в последнее время исчезли из воспитания такие понятия, как добродетель, общечеловеческие ценности, национальная культура, т. е. все то, что формирует у ребенка чувство долга, честь, достоинство, интеллектуальность и как итог — основу человеческой нравственности. Поэтому учебно-методическим пособием могут пользоваться все педагогические работники в соответствии со своими поставленными целями и функциональными обязанностями.

Системность в воспитании. Вне системы нельзя формировать общечеловеческие качества. В понятие «воспитательная сис-

тема» вкладывают разный смысл. В педагогической практике система чаще всего понимается как совокупность компонентов, регулярность тех или иных воздействий, воспитательных мероприятий. При этом опускается самое главное — взаимоподчиненность и взаимообусловленность всех элементов (подсистем) педагогической деятельности. Это приводит к тому, что часто нормативными директивными документами декларируются высокие гуманные человеческие цели (например, учет человеческого фактора), а в практике воспитания они не реализуются. Причина одна — дисгармония, разбалансированность, несогласованность целей, содержания, средств и методов воспитания. В этом случае процесс воспитания разрушается и становится формальным. С учетом формирования у школьников общечеловеческих качеств необходимы правильное педагогическое понимание системы, определение целеполагания (целей, задач, функций), содержания, технологии (средств, методов), форм управления. Хочется обратить внимание на то, что внутреннее единство всех сторон воспитательной системы создает условия для формирования у воспитанников жизненной позиции, стиля жизни, качества жизни, образа жизни. Последние и являются итогом формирования Человека.

Гуманистический характер воспитательной системы. Для формирования у учащихся общечеловеческих качеств необходима только гуманистическая система воспитания. Подлинный гуманизм чужд как крайнему коллективизму, так и абсолютизированному гуманизму. В центре гуманистической системы — не прием, не метод, не способ, а ребенок. При этом рассматриваемая система должна быть ориентирована на бережное отношение к личности, желание во что бы то ни стало не разрушить индивидуальные особенности ребенка, а сохранить их. Американский философ Дж. Дьюи
отмечал, что истинное воспитание есть не что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми каждый человек появляется на свет. Соответственно, в гуманистической системе мы должны идти от ребенка. И не только идти, но защитить его права — общечеловеческие, детские, природные, биологические и др. Гуманность, без которой не бывает человечности, — это и есть защита человечности в отношениях между людьми, между человеком и обществом, гражданином и государством. Вот почему гуманистический характер воспитательной системы предполагает вне

дрение в образовательный институт целостной гуманистической модели воспитания. В ее основе должен находиться идеал, на воспитание которого направляются все педагогические усилия. Представленные в пособии методические рекомендации «Человек» смогут оказать определенную помощь педагогическому коллективу, который поставил перед собой цель создания гуманистической системы воспитания.
Целеполагание в воспитании. В теории управления наличие у системы цели является постулатом, т. е. бесспорной истиной. Действительно, только имея цель можно строить стратегию и тактику деятельности. Гуманистическая система воспитания может ставить перед собой цели, и порой делает это, но в их основе должны лежать ценности. При этом по отношению к ценностям цели занимают подчиненное положение, как и средства по отношению к целям. Иначе говоря, гуманистическая система никогда не рассматривает человека, ребенка, личность как воспитательное средство для достижения поставленных целей. Вот почему гуманистическая система полагает, что существуют ценности для человека, а не человек для ценностей. Поэтому основу гуманистической системы составляют общечеловеческие, личностные, гражданские ценности.

В основе общечеловеческих ценностей лежат важнейшие добродетели: любовь к ближнему, сострадание, сочувствие, справедливость и другие, накопленные человечеством. Степень развития и реализация этих добродетелей и является функцией воспитательной системы.

Воспитательная система рассматривает личность как цель и абсолютную ценность. Поэтому считается недопустимым отношение к индивиду как средству, сколь бы великим ни было то дело, которому он призван служить.

Гражданские ценности предполагают правовое государство, общественное поведение, социальную активность и т. д. Эти ценности направляются на реализацию прав и обязанностей человека, личности. Отсюда и подчиненность всех ценностей в воспитательной системе формированию человека, личности, гражданина.

Содержание воспитания. Понимание человека как цели воспитания в гуманистической системе связано, прежде всего, с новыми подходами к содержанию воспитания. Последнее, как известно, предполагает такое воздействие на человека, которое обеспечивало бы определенное развитие его сознания, чувств, формировало бы его поведение. Такое содержание может обеспечить только нравственное воспитание. Это основная платформа, на которой строятся все виды, средства, технологии педагогической деятельности. Однако, как отмечают многие исследователи, сегодня происходит отчуждение морали от жизни человека. Нравственность, ее принципы — это не только и не столько способы регулирования общественного поведения, сколько средства духовного развития человека. Вот почему содержание воспитания должно определять модель личности, наделенной такими нравственными качествами, как совесть, стыд, скромность, сочувствие, сострадание, милосердие, порядочность, бескорыстие, непримиримость к злу, любовь, ответственность за свои дела и слова и др. Все, вместе взятые, они определяют процесс духовного восхождения человека к высшим человеческим ценностям. С учетом сказанного, делаем вывод: все виды деятельности — трудовой, физической, эстетической, умственной, социальной — должны быть пронизаны нравственной направленностью. Без усвоения, освоения, присвоения общечеловеческих моральных ценностей нет формирования человека. Только тогда, когда наши воспитанники научатся понимать, признавать и принимать нравственные ценности, у них откроется потребность в жизнедеятельности и жизнетворчестве.

Средства гуманистической системы воспитания. Задача содержания заключается не в том, чтобы увеличить для учащихся объем информации о человеке, а в том, чтобы повести ребенка к общечеловеческим ценностям. Тем более что сегодня во многих образовательных и воспитательных институтах при обогащении информации идет обнищание души. Поэтому «одушевление» процесса воспитания должно стать ценностным ориентиром каждого педагога. Такой подход требует перегруппировки в средствах воспитания. Назначение средств воспитания — не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, потребность в творческом преобразовании мира, т. е. воспитать человека-творца.

Основными средствами в этом плане должны стать деятельность, общение, отношение.

Деятельность — это жизнь человека, его взаимодействие со средой. Но не любой вид деятельности формирует индивида как человека. В соответствии с этим необходима целенаправленная, педагогически правильно организованная деятельность. В частности, она должна побуждаться самим ее смыслом, ее назначением. Деятельность, преобразующая мир, формирует человека. Деятельность, разрушающая мир, нарушает и человека. Мотивы — вот исходный момент в организации деятельности человека.

Далее. Для формирования общечеловеческих черт личности важна и целенаправленная деятельность. Здесь главное, чтобы она был направлена на пользу другому человеку. Такой процесс способствует наиболее эффективному развитию индивида и формированию взаимоотношений с людьми. Таким образом, сливаются в один вид мыслительная, внутренняя и внешняя материализованная деятельность.

Деятельность составляет основу жизнедеятельности и проявляется в поступках, привычках, обычаях. Не случайно в народе утверждают: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Так народная педагогика отметила важную роль деятельности в формировании личности.

Важным средством формирования человека является общение. Оно, выступая первостепенным атрибутом любого вида деятельности, во многом определяет ее воспитательную эффективность. Эффективным общение для человека является тогда, когда оно проблемно по своему содержанию, социально сориентировано, духовно и интеллектуально насыщено. Очень важно, чтобы субъекты общения относились друг к другу не как к средству своего самоутверждения, а как к цели. Формирующие функции общения многозначны. Среди них следует выделить нормативную (освоение норм поведения), познавательную (приведение знаний в систему), актуализирующую (самоутверждение и самореализация) функции.

Нельзя противопоставлять воспитательные функции друг другу. Они все лишь части единого целого. В то же время, как отмечает В. М. Коротов, совершенно исключительную роль в развитии личности играет общение. И вспоминает общеизвестные факты: дети, выросшие в волчьих стаях, никогда не становятся людьми.
И прекрасная сказка о Маугли — только сказка. Общение с людьми, сверстниками — важнейшее условие становления личности.

В процессе деятельности и общения связующим звеном между ними выступают отношения. Они являются системообразующим фактором в развитии человека. Главная их функция — перенос центра ориентации с предметной среды на личность субъекта. Именно отношения очеловечивают деятельность, дают ей преобразующий характер; наиболее эффективно это происходит в том случае, если отношения носят ярко выраженный гуманистический характер. В христианской педагогике утверждается, что сострадание и сорадование являются сердцевиной человеческих отношений.

Исключительным качеством среди других оттенков отношений является любовь. Она выступает как совокупность уважения, привязанности, целеустремленности и, фактически, направляет деятельность и общение. Отсюда вытекает вывод: если вы хотите воспитать человека, научите его любить. Разбудите, как отмечает
В. М. Коротов, в ребенке страсть к знаниям, любовь к труду, привязанность к родителям и товарищам и помогите ему любить нашу великую Родину с ее многострадальной и героической историей — и вы на 9/10 решите задачу воспитания достойных граждан своей страны.

В своей совокупности деятельность ставит человека в позицию жизнетворчества (творца жизни), общение — в позицию поиска смысла творчества (ради чего жить), отношения ставят человека в позицию миротворчества (хранителя жизни на Земле).

Технология воспитания. Поскольку человек с его социально-личностными и индивидуально-биологическими качествами становится подлинной целью воспитания, следует переосмыслить приемы, методы воздействия на него. Задача воспитателя, нравственно развивающего личность, заключается не в том, чтобы преодолеть возникающие у нее с окружающими людьми конфликты, а в том, чтобы развить само моральное сознание личности. В соответствии с этим необходимо изменить технологию воспитания. В традиционной педагогике меры педагогического воздействия, как правило, были направлены на убеждение, подчинение, наказание. Сегодня технология воспитания должна строиться на глубокой вере в индивидуальность человека, его неограниченные возможности. Для этого необходимо позитивное восприятие ребенка через оказание на него психолого-терапевтического и социально-педагогического влияния. Одновременно воспитание должно быть без принуждения и насилия. В связи с этим важны такие приемы, как понимание, откровение, пример, игра, доверие и др.

Управление и самоуправление процессом воспитания. В процессе воспитания не должно быть строгого разделения на субъект и объект воспитания. Ведь подлинная деятельность, неформальное общение, гуманистические отношения складываются тогда, когда в воспитательном коллективе царит атмосфера сотрудничества, содружества, соуправления. Именно в такой атмосфере рождается поиск наиболее гуманных и демократических отношений между людьми. Тем более что в философии воспитания давно доказано: человек есть субъект в том плане, что он «творит» себя и свои обстоятельства (М. В. Демин), «имеет в самом себе основание своего существования» (Г. А. Давыдов.), заключает в себе самом причину существования и развития (В. М. Межуев.). Соответственно, задача педагога — поставить воспитанника в условия соавтора, соорганизатора, соисполнителя воспитательного процесса.

Таким образом, система воспитания должна быть гуманистической: по содержанию культурологической, по взаимодействию — открытой. Она должна быть приведена в соответствие с интересами личности, общества, Отечества.
1. Человек: цель, субъект и результат
воспитания


Истинный показатель цивилизации —
не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.

Р. Эмерсон

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно.

А. С. Макаренко
В Кодексе Республики Беларусь об образовании записано, что уровень основного образования направлен на духовно–нравствен­ное и физическое развитие личности. И далее: «Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося».

Существует педагогический закон: цель и содержание должны соответствовать друг другу. Более того, цель является системо-определяющим компонентом. Принимая в качестве воспитания это положение, следует исходить из того, что человек — это диалектическое единство единичного (индивидуального, т. е. индивида), общего (общечеловеческого), особенного (личностного), типичного (гражданского).

Представляет интерес выяснение сущности понятий «индивид», «личность», «человек», «гражданин». В настоящее время в практике воспитания содержание воспитания разделяется по направлениям. Делается это для облегчения планирования воспитательной работы. Планировать воспитательную работу по направлениям можно, но процесс воспитания должен быть направлен на развитие целостной личности. Тем более качества личности не формируются в отдельности друг от друга. Они формируются средствами педагогических тренингов, образа жизни, которые вплетены в жизнедеятельность воспитательного процесса.

В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, педагогические взгляды которых составляют современную научную школу, на вопрос, что сегодня можно сделать идеологической основой воспитательной системы, отвечают — ценности2, которые по их мнению, выступают системообразующим фактором воспитательной системы.

Индивид (индивидуум) — неделимая особь, отдельно взятый представитель человеческой общности и всего человеческого рода, т. е. носитель индивидуально-свободных черт (задатков, влечений, устремлений и т. д.), способный к саморазвитию. Индивид экземплярен, т. е. имеет определенные свойства, которые выделяют его из множества других. «Как правило, понятие «индивид» обозначает человека — единичного представителя вида «Homo sapiens». Понятно, что особенности реальной жизни и деятельности того или иного конкретного человека не включаются в содержание этого понятия»3.

Личностью не рождаются, ею становятся в процессе социализации и общественных отношений. Субъектом этого развития индивид становится, когда он выделяет себя из окружающей среды. Новообразование этого периода — чувство Я, осознание своей индивидуальности. Но, как отмечает В. С. Селиванов в своей работе «Основы общей педагогики: теория и методика воспитания» (М., 2000), «для педагогики имеет большее значение не то, выделил или не выделил индивид себя сознательно из своего окружения, а выделен ли он окружением — системой воспитания, прежде всего, — из социального целого и признан ли в качестве субъекта-инди­видуальности, наделенного активностью и особенностями, которые с первых мгновений жизни ребенка нужно сохранять, развивать, а в случае необходимости исправлять при его активном участии, посредством его деятельности. Если педагогика этого не признает, если практическое воспитание этим положением субъектности воспитанника не руководствуется, то это, скорее всего, не человеческая педагогика, т. е. вообще не педагогика, а наука о дрессировке и практическом натаскивании, которое якобы на каком-то этапе перейдет в воспитание, поскольку воспитанник осознал себя, выделил из окружения, воспитательные отношения из субъект-объект­ных могут превратиться субъект-субъектные».

К понятию «индивид»

Конкретизация общей цели на уровне индивида означает, главным образом, выявление его природных задатков, того, чем он отличается от других людей, в чем он сможет в наибольшей мере проявить себя. Выявление этих задатков возможно лишь в процессе «опробования», испытания индивида в разных видах деятельности, т. е. в процессе первоначального всестороннего развития его личности. В дальнейшем по мере выявления задатков может быть поставлена индивидуальная цель их развития.

В. С. Селиванов

Значит, в воспитании первостепенным следует считать личность школьника; создание условий для его развития в соответствии с индивидуальными способностями, потребностями, ценностными ориентациями. Одновременно нужно отказаться от унификации педагогических результатов на выходе из школы. Индивидуальность ребенка обогащает других учащихся и определяет богатство гражданского общества. Неслучайно главной и основной целью воспитания Н. И. Пирогов считал формирование человеческой личности, которая сознательно и целеустремленно развивает свои силы и способности для блага общества.

Вышесказанное дает возможность рассмотреть в качестве цели воспитания формирование у школьников потребности и готовности развивать, совершенствовать свою индивидуальность, т. е. свои способности, склонности, интересы; развивать мышление и самосознание.

«Мы можем говорить о человеческой личности прежде всего потому, что человек является индивидуумом, обладающим определенной характерной природой: подобно остальным возможностям во вселенной, он стремится к тому, чтобы его собственное строго соответственное существование строго соответствовало индивидуальному, особенному существованию»4.

В психологических словарях индивид определяется двумя значениями:

1) человек как единичное природное существо, продукт единства, в единстве врожденного и приобретенного; 2) представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Можно сказать другими словами: индивид — это совокупность признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду. Индивид экземплярен, т. е. имеет определенные свойства, которые выделяют его из множества других.

Известно, что в философии личность рассматривается как человеческий индивид, продукт общения и познания, обусловленный конкретно-историческими условиями жизни общества. Личность индивидуальна, поэтому ее принято определять как индивидуальное бытие общественных отношений: а) личность — это социальное в нас (личность — бытие общественных отношений); б) личность — это индивидуальное в нас (личность — индивидуальное бытие общественных отношений).

Человек предстает как личность, когда он включен в ситуацию, в которой должен активно и свободно отстоять свою позицию, т. е. человек только тогда личность, когда он занимает активную личную позицию субъекта воспитания. Самые добрые и социальные цели воспитания и развития, не принятые внутренне и сознательно каждым учащимся, останутся нереализованными, и хотя в результатах всевозможных инспекторских проверок могут быть зафиксированы признаки благополучия в социальных институтах, они являются внешними, формальными.

Вышесказанное означает, что в воспитательном процессе долж­на ставиться цель формирования у детей и юношества потребности и готовности совершенствовать свою личность, развивать способности, склонности и интересы, развивать мышление и самосознание.

Понятие личность — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гуманизацией учебно-воспитательного про­цесса становится активно используемой категорией и в педагогике. Существуют различные классификации личности, знание которых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников.

Именно с этой целью Е. Г. Тесовой был определен специальный блок воспитательной деятельности педагога. В его основу положено следующее содержание: формирование у подростков готовности к активному и объективному самопознанию; формирование у подростков самооценки личностных свойств; воспитание готовности к постоянному самосовершенствованию, самообразованию и жизненному самоопределению.

Эти вопросы направлены на подготовку учащихся к самовоспитанию, саморазвитию. Как отмечает И. С. Кон, в современной теории социализации и социологии воспитания формирующаяся личность — не объект каких-то внешних воздействий, а объективный субъект саморазвития. Современная педагогика утверждает, что все зависит от собственных усилий и активности человека. Приоритет отдается сознанию человека, а не бытию. В связи с этим социализация как альтернатива исключает статичный, безличностный подход к человеку. Мы не можем принимать решения за ребенка. Наша задача сложнее: научить его брать ответственность за свои решения, поступать по собственной воле. Каждая личность должна сделать свой выбор, найти единственно верный путь. Именно в этом заключается истинный смысл формирования личности.

Для решения этой проблемы самым главным следует считать создание условий для ее развития в соответствии с индивидуальными способностями, потребностями, ценностными ориентациями.

Индивидуальность ребенка обогащает других учащихся, определяет гражданское богатство общества.

Именно с этой целью в Кодексе Республики Беларусь об образовании записано как основное требование и создание условий для социализации и саморазвития личности (ст. 18, п. 2.6). Отсюда первый аспект формирования разносторонне развитой личности — освоение общечеловеческих ценностей.

Доказано, что сформировать ребенка как всесторонне развитую личность нельзя, если процесс воспитания не опирается на общечеловеческую культуру. Этот процесс включает общечеловеческие нормы нравственности: ценность человеческой культуры; представления о смысле жизни; обоготворение матери; роль мужчины и женщины в обществе; отношение к детям и старикам; право человека на собственную уникальность; уважительное отношение к природе, животному миру; усвоение культурного и духовного наследия разных наций и народов; утверждение своим образом жизни таких понятий, как дом, родная земля и др.

Индивидуальные задатки проявляются очень рано, в частности художественные, спортивные, музыкальные, математические, технические. И такие личностные качества, как любознательность, активность, находчивость и др. Гуманитарные способности развиваются в более позднее время.

К понятию «личность»

Воспитание с целью самореализации личности. Эта цель ставится в качестве противовеса политике стандартизации личности, усреднения мышления и поведения, подавления индивидуальности. Каждый человек должен развиваться как неповторимая личность, индивидуальное должно преобладать в нем над общественным, гражданским. Поэтому целью воспитания должно быть создание условий для реализации природных задатков воспитанника, развития его индивидуальности.

В. С. Селиванов

При организации воспитательной работы следует сосредоточить внимание на формировании личностных ценностей воспитанника, которые необходимо развивать в связи с общей целью воспитания. Это, в первую очередь, трудолюбие, дисциплинированность, милосердие, щедрость, доброта, терпимость, сочувствие, дружба, долг, честь, сострадание, сознательность, честность, благородство, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость и др. Все личностные ценности в дальнейшем определяют характер воспитанника. К сожалению, в практике воспитания нет прямого обращения к личностным ценностям и чертам характера воспитанника.

Личные ценности выступают в качестве целей жизни и основных средств их достижения и в силу этого приобретают функцию важнейших результатов социального поведения индивидов.

Поэтому для воспитания важно формирование у детей и молодежи общечеловеческой морали и культуры, которые включает качества, делающие человека человеком в высшем значении этого слова. Отсюда цель воспитания — формирование человека. Такой подход в практике воспитания должен рассматриваться сегодня как цель и идеал.

Реализация себя как человека в качестве цели воспитания дает возможность учащимся задуматься над тем, что человек является таковым лишь в силу осмысления своей жизни, что смысл жизни человеку нельзя дать извне, он сам формулирует его, что каждый человек самоценен и его уникальность сопряжена с потребностью взаимодействовать с другими людьми.

Человек — представитель уникального вида живых существ — Homo sapiens (Человек разумный), высшая особь живого развития на Земле, субъект деятельности и культуры; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложноорганизованным мозгом, сознанием и членораздельной речью и нравственно-этическими качествами (Л. В. Мардахиев).

К понятию «человек»

Воспитание гуманистическое. Воспитание должно преследовать цель формирования и развития гуманистических начал у человека, способности понимать себя и других людей, устанавливать контакты с другими людьми. Не конфронтация, не конфликты, а сознательное партнерство — вот что должно быть ориентиром для воспитателей и воспитанников в воспитании.

В. С. Селиванов

Первейшей ценностью для человека является человек. Все остальные ценности, называемые общечеловеческими, конкретизируют представление об этой центральной ценности или являются условиями ее существования.

Общечеловеческие ценности можно разделить на группы:

    • первая группа: ценности, связанные с правом человек на жизнь, все, что служит его реализации;

    • вторая группа: экзистенциальные (назовем их условно таким образом) ценности: человеческая неповторимая индивидуальность, достоинство, стремление к самовыражению, счастью;

    • третья группа: ценности культуры (живопись, музыка, литература, наука, нравственность и др.), которые обобщенно могут быть выражены в традиционной триаде: истина, добро, красота;

    • четвертая группа: политические ценности: социальная стабильность, справедливость, защищенность, свобода, равноправие (не путать с равенством);

    • пятая группа: экологические ценности, связанные с идеей сохранения природы во всей ее чистоте и многообразии.

Эти группы ценностей находятся в некотором соподчинении. Жизнь (в собственном смысле слова) является фундаментом, предпосылкой реализации человеческой сущности, человеческого существования (экзистенции). Культура есть возможность и способ приобщении к человеческому бытию. Политические ценности призваны служить охране человека (Основы гражданского образования. — 2-е изд., с доп. и изм. — Н. Новгород : Нижегор. гуманит. центр, 1996).

Компонент формирования у воспитанников общечеловеческих качеств является основой гражданского воспитания.

Гражданственность — узаконенное право осознавать свою принадлежность к конкретному государству, а также это комплекс отношений между государством и индивидом. В целом представление о государстве формируется набором прав и обязанностей, с одной стороны, с другой — граждан по отношению к государству (Л. В. Маржадахиев).

Однако не всякий поворот к человеку как цели воспитания придает воспитательному процессу гражданскую направленность. Таковым он становится лишь тогда, когда предполагается взгляд на человека как на неповторимую личность, именно в личности необходимо видеть цель, ценность.

Для этого необходимо реализовать второй компонент целеполагания — особенное, т. е. личностное в воспитании. Мы имеем в виду способности, потребности, возможности каждого человека выразить и реализовать свое отношение ко всему, что его окружает. Необходимо осознать естественное расхождение внешне заданных целей образования, реализуемых в деятельности учителя, педагога, и внутренне принятых целей, реализуемых в деятельности воспитанников.

Общечеловеческое и личностное представляет собой совокупность свойств личности и отношений человека как гражданина своей страны. Но слияние индивидуальных качеств личности с гражданскими — это процесс, который требует педагогической помощи. Дело в том, что гражданские основы должны быть лично восприняты и добровольно реализованы ребенком, подростком, юношей. Значит, следующий компонент блока воспитательных целей — сформировать гражданина, владеющего определенным типом социально обусловленного поведения. Видные педагогические мыслители и деятели рассматривали воспитание гражданственности у подрастающего поколения как первостепенную цель, а ее результаты видеть в участии воспитанников в улучшении жизни общества. По этому поводу Н. Г. Чернышевский писал, что без приобретения привычки к самобытному участию в гражданских делах, без приобретения чувства гражданина ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних лет, а потом пожилых лет, но мужчиною он не становится.

Воспитание гражданственности — дело для нас новое и трудное. Ведь при командно-административной системе в нашем государстве уничтожалась общественная гражданская жизнь. И в первую очередь не формировалась личность с социальной направленностью, способная к социальному творчеству. Ведь в широком смысле гражданственность — это неразрывная связь человека со своим народом, осознание своей ответственности за Отечество и весь мир. В узком, конкретно-практическом, понимании гражданственность — это осознание и реализация своих прав и обязанностей перед самим собой, своей семьей, близкими и далекими людьми. Все вышесказанное и составляет гражданский образ жизни школьника.

В процессе гражданского воспитания разъясняются демократические добродетели, внушается уважение к государственным символам, раскрываются понятия «семья», «народ», «страна», «Родина».

Гражданское воспитание предусматривает дать человеку необходимые знания о его правах, не усвоив которые, не поверив в их естественность и неотъемлемость от себя, человек не может обладать гражданскими достоинством, а следовательно, обречен на известную нравственную ущербность. Несвободный человек исповедует и соответствующую мораль.

В общем, сегодня целью становится воспитание культурных граждан страны, способных осознать и реализовать свои права и обязанности на пользу самому себе, своей семье, окружающим людям, Отечеству.

Это положение стало методологической основой для программы «Гражданин», которая была разработана В. В. Мартыновой.

Данная программа составляет третий блок воспитательной деятельности социального педагога: формирование гражданского отношения к себе (Я и Я), гражданского отношения к своей семье
(Я и семья), гражданского отношения к школе (Я и школа), гражданского отношения к окружающим людям (Я и окружающие люди), гражданского отношения к Отечеству (Я и Отечество), гражданского отношения к планете (Я и планета Земля).

К понятию «гражданин»

Воспитание гражданина. Целью воспитания должно быть формирование чувства гражданской ответственности, уважения к закону. Результатом воспитания является освоение воспитанниками принципов демократии, понимание и реализация прав и обязанностей гражданина.

В. С. Селиванов

К основополагающим гражданским ценностям можно отнести следующие:

1. Общественное благо. Гражданин должен понимать, в чем заключается благо для всего общества, и стараться служить общим интересам даже в ущерб собственной выгоде. Сознательное стремление подчинять свои действия общему благу и сотрудничать с другими гражданами на общую пользу подразумевает наличие гражданских качеств, которые можно назвать гражданскими добродетелями, — самодисциплины, сострадания, чувства долга.

2. Права человека. Согласно Всеобщей декларации прав человека и другим документам, принятым международным сообществом, любой гражданин цивилизованного государства и любой представитель власти должен уважать, защищать и отстаивать права, присущие от рождения любому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду. Эти права обычно разделяют на две группы: первая — гражданские политические права; вторая — экономические, социальные и культурные права.

3. Свобода. Соблюдение в законодательстве и в реальной жизни перечисленных прав дает свободу, которая является неотъемлемой потребностью человека.

Из вышеизложенного следует, что интегративное «древо целей» — это становление самостоятельной, свободной, творческой личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитием склонностей и способностей путем реализации своих прав и обязанностей.

В итоге формула цели воспитания может быть представлена следующим образом: человек + индивид + личность + гражданин.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconПеревод с английского
«винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном...
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«винтика» в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном...
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconМетодическая разработка
Интенсивные изменения в социальной и экономической жизни общества, происходящие в последнее время, требуют качественного преобразования...
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изменения, происходящие в настоящее время в науке, на производстве, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов...
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconПояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе...
Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconМетодические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с
Происходящие социально – политические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование и воспитание, к сожалению,...
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconУрока: «Изменения, происходящие с веществами». Тип урока
Место урока в программе: заключительный урок раздела «Изменения, происходящие с веществами»
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconИз Основные требования к структуре фонда оценочных средств вуза
Происходящие изменения в стратегии оценивания учебной деятельности студентов указывают на следующие тенденции1
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Госнаркоконтроль предложил ужесточить наказание за появление в общественных местах под наркотическим кайфом. Наш источник в антинаркотическом...
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новая стратегия определяет изменения, касающиеся перехода на новые образовательные стандарты, совершенствования учительского корпуса,...
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за...
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconСценарий конкурсно-развлекательной игры "Магистр школьных наук" Праздник...
В период происходящих изменений в настоящее время в нашем обществе утверждаются качественно новые моральные идеалы и общечеловеческие...
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconМодифицированая программа военно-патриотического клуба
Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности,...
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ся важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие изменения в...
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconВнести в распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от...
Внести в распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 18. 03. 2013 №436-р следующие изменения
В. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные структурные элементы системы воспитания в соответствии с Кодекс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск