Скачать 163.66 Kb.
|
Интегрированные уроки - одно из средств активизации познавательной деятельности Обобщение опыта подготовила: учитель начальных классов Казаковцева Татьяна Ивановна Мурыгино 2011г. В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний. Особо актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, начиная с младшего школьного возраста. Одним из путей решения данной проблемы и являются интегрированные уроки. С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала. Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Изменения, происходящие в настоящее время в науке, на производстве, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. Изучив и обобщив литературу по вопросам интеграции, убедилась в важности этой проблемы. С 2006-2007 учебного года стала работать над новой методической темой: «Целостно-интегрированный подход к изучению предметов в начальной школе». Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, чертежи, таблицы. Включение системы содержательно-логических заданий, дидактических игр, нестандартных задач и специальных заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников. Способствует более осознанному усвоению изучаемого материала на качественно ином, более высоком уровне. Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Понятие "интеграция" - это создание у школьников целостного представления о мире, окружающем их, с одной стороны, и нахождения возможности для сближения межпредметных знаний, с другой. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи". Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе выдвигал К.Д. Ушинский. Он считал, что "знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь". В моем классе есть школьники, отличающиеся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают её только после длительных разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный - ему путь решения, хотя, конечно, остаётся проблема: как вооружить ученика приемами, способами, средствами, из арсенала которых он может выбрать подходящее для решения поставленной задачи. Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень. В начальных классах дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, т.к необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления. В свою очередь эти уроки позволяют мне сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, а уделить больше внимания развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала. На интегрированных уроках применяю разные методы и приемы: -словесные:
-практические методы -проблемно-поисковые -методы самостоятельной работы -логические методы -контроля и самоконтроля Формы уроков: урок-сказка, экскурсия, путешествие и другие. Учителю важно знать, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, окружающий мир. Только чтение и только письмо очень утомляют ребёнка. А задача учителя заключается именно в том, чтобы, с первых дней учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок. Чередование этих предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность. При подготовке к таким урокам :
В течение года провела 12 интегрированных уроков. Получилось такое планирование:
Приведу фрагмент урока в 1 классе. Тема: Звуки л,л, буквы Л,л. Что может вокруг нас опасным? Цели: ознакомить со звуками л,л*,буквами Л,л, учить слышать звуки в словах, различать эти звуки, обозначать звуки буквой Л, читать слоги-слияния, слова. - развивать фонематический слух, внимание, речь, логическое мышление. - воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку. -формировать стремление быть внимательным и осторожным при пребывании на природе, учить осторожности при выборе грибов. Интеграция: обучение грамоте, окружающий мир, ОБЖ.
Учитель: Прозвенел уже звонок Начинается урок. Куда мы с вами попадем, Узнаете вы скоро В стране далекой мы найдем Помощников веселых. -Кто наш помощник? Отгадайте загадку: Пришла рыжая хищница Кур посчитать. Лисичка Лизавета зовет нас с собой. Куда? Вы слышали когда-нибудь о городке, в котором есть дом Игрушек, дом Сказки, площадь Игр? -Вы хотите туда попасть? Сейчас мы пойдем по тропинке Загадок. Тропинка Загадок бежит под мосток, мы попадаем в Играй-городок. 2.Постановка цели: -Что мы будем делать в этом городке? Не только играть, но и узнаем новое. -Вы слышите, ребята? Что это? (звенит колокольчик) Ведь мы на тропинке Загадок. И если звенит колокольчик, значит, мы чуть не прошли мимо загадок. Черные, кривые От рождения все немые А как только встанут в ряд Сразу все заговорят.( Буквы.) -Вдоль тропинки выросли грибы с буквами. -Ребята, вы видели такие грибы в лесу? А какие вы еще видели? Что вы знаете о грибах? -Все ли найденные грибы в лесу можно собирать в корзинку? -Как называют грибы, которые растут под березами? Осинами? - Покажите их. -Как их можно назвать одним словом? (Съедобные) -Эти грибы нужно срезать аккуратно ножом, чтобы не повредить грибницу. -А эти какие красивые грибы! Так и просятся в корзинку!(показываю мухоморы) -Да, верно. Их нельзя брать, они ядовитые. Соберем только съедобные грибы в 2 корзинки: с красным цветочком и с синим. -Какие будем класть в корзинку с красным цветочком? -Верно, с гласными буквами. А в другую корзинку? (с согласными). 3.Далее идет знакомство со звуками, буквой Л, чтение слогов и слов с изученными буквами. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. На этих уроках стараюсь найти взаимосвязь с другими предметами, ведь интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано. Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык, математику, окружающий мир и изобразительное искусство. Мною было составлено тематическое планирование интегрированных уроков русского языка, литературного чтения, окружающего мира:
Мною был разработан и дан интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе. Тема: «Задачи на умножение. День Защитников Отечества». Тип урока: урок комплексного применения знаний. Дидактическая цель: -Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях. Тема урока: Задачи на умножение. Цели урока: - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать речь, внимание. -ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любознательность, усидчивость, активность. Средства обучения: учебник, картинки с изображением воинов, путевые листы, карточки с заданиями, рисунки самолетов. ТЕХНОЛОГИИ: игровые, дифференциация. МЕТОДЫ:- стимулирования и мотивации учения; -словесные; - практические; Учитель: Сегодня у нас необычный урок математики. -Скажите, как называется наша страна? - Кто охраняет границы нашей Родины? -Какой праздник наша страна будет отмечать 23 февраля? -Кто из мальчиков мечтает стать защитником? -Как вы думаете, людям, которые защищают нашу страну, нужна математика или нет? Военным часто приходится делать сложные расчёты, при этом проявлять смекалку, силу воли. Проверим, а вы готовы преодолеть трудности и проявить силу воли? У нас математическая эстафета. Кто готов пройти все этапы эстафеты? У каждого из вас путевой лист. Выполняя, одно задание за другим мы будем, отмечать путь отрезком от 1 этапа ко 2. А если вы на этапе с заданием справились самостоятельно и без ошибок, отметьте +. 1 этап для будущих: О какой военной технике загадка? Ползёт черепаха Стальная рубаха. Враг в овраг И она там, где враг. -Верно. Сколько человек составляет экипаж танка? К доске выйдут трое будущих танкистов. Попробуйте сделать точные расчёты. *+*+*+*=7 4 1+1+1+1= 5+5+5+5= 3+3+3+3+3= * * 3+3+3+2= 4+4+4+4+4+4= 6+6+6= 6* 7+7+7= 9+9= **+**= 34*2 9+8+7= Для остальных ребят математический диктант. Сигнал для ответа - веер. -К какому числу прибавить 15, чтобы получилось 22. -Сколько получится, если по три взять 3 раза? -Чему равно второе слагаемое, если первое слагаемое 4, сумма 12? -Найти разность 14 и 9. -Сколько получится, если по два взять 3 раза? -Сколько будет, если по восемь взять 2 раза? Проверка на доске. Посмотрите, какие действия выполняли мальчики? Может кто-то догадался, чему мы будем учиться на уроке? Продолжите предложение. Мы будем учиться……….. Мы будем учиться решать задачи на умножение. Какую цель перед собой вы поставите? Оформление работы. Переходим ко 2 этапу. Будущим десантникам. Десантникам нужно уметь точно приземлиться, преодолевая страх. Вот и вам нужно дать точный ответ. Задача: Для прыжка с парашютом на одном самолёте летит 7 десантников. Сколькосолдат летит в 3 таких самолётах? -Как записать решение задачи? Запишите. У кого другое решение? Какое решение более рациональное? Почему? 3 задание для будущих сапёров .Большая ответственность у сапёров. Они прокладывают дорогу боевым машинам, обезвреживают мины. Им надо быть очень внимательными и осторожными. Будьте и вы внимательными. Задания у вас разные. У некоторых на партах карточки. Прочитайте и выполните задание. « Около дома стояли 3 легковые машины. Сколько колёс у этих машин?» Остальные ребята выполняют задание по учебнику с.43, 2. Прочитайте. Сколько парт в каждом ряду? Сколько таких рядов? Сделаем рисунок. Будем ли рисовать парты? Чем заменим? Кто уверен, что выполнит сам правильно, выполняет самостоятельно. Проверка. Решение учеником на доске. Минутка отдыха. Кто охраняет границу нашей Родины на воде? Капитан должен точно держать курс. Проверим вашу точность. 4 испытание. Путевой лист жёлтого цвета-учебник с.43,5.,8. У кого оранжевого- с.43 6. Проверка и самопроверка. 5 испытание. На суше нашу границу охраняют пограничники. Зорко наблюдают они, всё ли спокойно на границе. Вам тоже нужно быть зоркими, чтобы выполнить верно. 4, с. 43. Взаимопроверка. Испытания закончились. А чему вы научились? Проверим. Из данных задач выберите ту, которая решается умножением. Запишите решение. «На одной полке лежит 5 мячей. Сколько лежит на 4 полках?» « На одной полке 5 мячей. На другой 6 мячей. Сколько всего мячей?» Кто выбрал первую? Кто вторую? Молодцы. Вы были очень внимательны. Кто выбрал первую, вам нужно на следующих уроках приложить все старания, чтобы научиться решать такие задачи. Домашнее задание дифференцированное. Отметили на путевом листе возвращение. Что получилось? Звезда-Символ солдата нашей Родины. Оценки. У кого возникли затруднения? В 3 классе можно интегрировать уроки русского языка и литературного чтения, окружающий мир и литературное чтение, ИЗО и технологию. У меня получилось такое планирование:
В своей работе проводила интегрированные внеклассные занятия. Во 2 классе было проведено такое занятие на тему «Зима». Интеграция русского языка и окружающего мира. Приведу фрагмент внеклассного занятия: Отгадать загадки предлагаемые учителем. Учитель поочередно загадывает загадки командам (“Метель” и “Снегопад”). Один ученик из команды пишет отгадку на доске, выделяя орфограммы, другой рассказывает, как он догадался, о чем идет речь в загадке. Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился./Варежки/ Учитель. Скачет по лесу то взад, то вперед, Воет, гудит и деревья трясет./ Вьюга./ Отгадать загадки, предложенные командами друг другу. Команды поочередно загадывают загадки о зиме, отгадки записывают на доске, называют признаки зимних явлений. Зимой греет, весной тлеет, Летом пропадает, осенью оживает. (Снег). В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов. Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике. Итак, интеграция предметов приобретает особое значение. Такие уроки помогают детям в достижении предметных результатов: Проводя мониторинг успеваемости учащихся в течение нескольких лет, хочу отметить, что темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются учащимися лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках. Выполнение контрольных заданий по таким темам 100%, а качество колеблется от 60% до 97 %. . Повышают интерес к учебе . Формируют учебные навыки и умения, метапредметные результаты: способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной письменной и устной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы , личностные: формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Кроме того, интеграция предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную емкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся. Эти уроки позволяют:
Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени. За 30-лет работы в школе , заметила, что предметные программы в начальной школе, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, расчлененными по предметному признаку и пришла к выводу: в своей работе надо использовать систему интегрированных уроков. На сегодняшний день нет ещё разработанных программ, учебников, методических рекомендаций; а интеграция в обучении приобретает популярность. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен продумать все этапы урока. Список литературы
|