Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с





Скачать 408.66 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с
страница1/3
Дата публикации12.04.2015
Размер408.66 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Математика > Методические рекомендации
  1   2   3



Министерство образования Республики Мордовия

Мордовский Республиканский институт образования
Курсовая работа.
Дифференцированный подход

в обучении математике

на современном этапе развития общеобразовательной школы.




Выполнила: учитель математики

Парцинской средней школы

Зубово – Полянског района

Муймарова Наталья Викторовна

Руководитель:

Богомолова Галина Алексеевна

2005 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е

I. В с т у п л е н и е. 3-4 с.

1. Актуальность использования дифференцированного

подхода в обучении математике.

II. О с н о в н а я ч а с т ь.

1.Теоретическая часть. 5-11с.

1. Цели дифференциации обучения.

2. Виды дифференциации:

а) внутренняя;

б) внешняя.

3. Психолого-педагогические основы дифференциации.

а) Концепция развивающего обучения.

б) Педагогическая парадигма.

в) Концепция биологической обусловленности.

г) Диагностика развития личности.

4. Индивидуальная карта психического развития

ученика.

5. Схема разноуровневого урока.

6. Управление дифференциацией обучения.

7. Критерии и показатели дифференцированного

обучения.

8. Динамика становления и развития

дифференцированного обучения.

2. Практическая часть. 11-17с.

9. Анализ задач при уровневой дифференциации.

10. Примеры разноуровневых заданий.

11. Мониторинг реализации дифференцированного

подхода в обучении математике.

III. З а к л ю ч е н и е. 18-22с.

1. Развитие учащихся и учителя в условиях реализации

дифференцированного подхода.

2. Методические рекомендации по реализации

уровневой дифференциации.

IV. Л и т е р а т у р а. 23 с.




Если каждому отводить время,

соответствующее его личным

способностям, то можно обеспечить

гарантированное усвоение базисного

ряда школьной программы.

З. И. Калмыкова, Дж. Кэрролл, Б. Блум

Происходящие социально – политические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование и воспитание, к сожалению, существенно отстают от современных требований, а потому нуждаются в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны.

Но как преодолеть отставание образования и воспитания от общих положительных перемен? Ответ на этот вопрос я вижу во внедрении дифференцированного подхода в обучение.

В последние годы значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников математике на различных ступенях математического образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним с учетом его математических способностей и интеллектуального развития, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса. Такой организации обучения математике требует современное состояние нашего общества, когда в условиях рыночной экономики от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности.

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.). Нынешнее отношение учащихся к математике характеризуется снижением ее популярности среди школьников.

Признание математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования в большей мере обуславливает необходимость

осуществления дифференцированного подхода к учащимся - как к определенным их группам (сильным, средним, слабым), так и к отдельным ученикам. Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход

становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не

должно сводиться лишь к эпизодическому добавлении в процессе обучения слабо успевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовлен-ным – задач повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением и др. Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации

самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др.; дифференцировать можно средства и формы обучения. Опыт передовых учителей показывает, что дифференциация может затрагивать все элементы методической системы обучения и в этом случае она дает наибольший эффект в условиях обычного класса.

В концепции школьного математического образования дифференциация рассматривается как составная часть и необходимое условие гуманизации и демократизации образования, его перевода на новую культурообразующую базу.




Цели дифференциации обучения.


  1. С психолого-педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

  2. С социальной точки зрения – целенаправленное воз-действие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена в обществе в его взаимоотношениях с социумом.

  3. С дидактической точки зрения – разрешение назревших проблем школы путём создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.




Виды дифференциации

Внутренняя дифференциация – различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс), подобранной по случайным признакам, без выделения стабильных групп. Может осуществляться в форме учёта индивидуальных особенностей учащихся, системы уровневой дифференциации.

Уровневая дифференциация выражается в том, что обучение учащихся одного и того же класса в рамках одной программы и учебника проходит на различных уровнях усвоения учебного материала. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки (базовый уровень), который задается образцами типовых задач. На основе этого уровня формируется более высокий уровень овладения материалом - уровень возможностей. Предпринята попытка в разработке образцов задач для итоговых требований к математической подготовке учащихся, претендующих на более продвинутый уровень подготовки.

Уровневая дифференциация предполагает, что каждый ученик класса должен услышать изучаемый программный материал в полном объёме, увидеть образцы учебной математической деятельности. При этом одни учащиеся воспримут и усвоят учебный материал, предложенный учителем или изложенный в книге, а другие усвоят из него только то, что предусматривается обязательными результатами в качестве минимума. Каждый ученик имеет право добровольно выбрать уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда по каждой конкретной теме (разделу), а возможно и курсу в целом. Задачей учителя является обеспечение поступательного движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений.


Модели внутренней дифференциации
1. Модель разнородных классов. Ученик по всем предметам учится в одном и том же разнородном классе. Для некоторых предметов (математика, иностранный язык, естественные науки) материал сгруппирован в разделы, на изучение которых отводится определённое время.

По окончании проводится диагностическое тестирование, по результатам которого одним ученикам даётся дополнительный, более обширный или более сложный материал, а другим – коррекционные задания или материалы.

2. Интегрированная модель. Дети с разными способностями помещаются в одну группу, акцент делается на индивидуальность, индивидуальное развитие и самостоятельное обучение.

Уровневая дифференциация – организация обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях: на обязательном (базовом, стандарт образования) и повышенном.
Принципы уровневой дифференциации:
1. Овладение обязательным уровнем подготовки.

2. Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного

процесса уровня обязательной подготовки.

3. «Ножницы» между уровнем обязательных требований и уровнем

обучения (не ограничивать учебный процесс обязательными

требованиями к результатам обучения).

4. Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.

5. Соответствие содержания, контроля и оценивания знаний по

уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен

предусматривать проверку у всех учащихся достижений уровня

обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения

материала на более высоких уровнях.
Внешняя дифференциация – это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной и широтой изложения материала. Дифференциация этого вида, как правило, осуществляется через курсы по выбору и профильное обучение. При этом одни учащиеся выберут общекультурный уровень изучения и усвоения учебного материала, другие - прикладной, третьи - творческий, в соответствии со своими интересами, способностями, склонностями и с учетом возможной в будущем профессиональной деятельности.


Внешняя дифференциация – создание относительно стабильных групп, в которых различаются содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования.

Группы создаются с учётом:

интересов, склонностей;

способностей;

достигнутых результатов;

проектируемой профессии.
Внешняя дифференциация


Профильное обучение – для подготовки к избирательному продолжению образования (физико-математическое, культурологическое, технологическое и т.д.).

Специализированное обучение – специально – профессиональная подготовка к творческой деятельности на базе общего повышенного образования.

Специально – профессиональное обучение – подготовка специалистов среднего звена для общественного производства с присвоением профессии, квалификации.
Модели внешней дифференциации
1. Модель потоков. Учащиеся делятся на три потока: продвинутый, средний и низкий. Распределение по ним происходит в соответствии с общим уровнем интеллектуальных способностей, определяемых либо стандартизированными текстами, либо в ходе начального периода (с помощью тестов или на основании наблюдений и мнений учителей).

2. Модель гибкого состава класса. По ряду предметов ученики занимаются в разнородных группах (например, общественные науки и физкультура) и одноуровневых классах по другим (ключевым) предметам (математике, естественным наукам или языковым дисциплинам).



Психолого-педагогические основы дифференциации
1. Концепция развивающего обучения.

Основные положения:

- Вне деятельности нет развития.

- Обучение опережает развитие.

Только то обучение является развивающим, которое опирается на зону ближайшего развития.

Знание учениками их собственных возможностей и результатов обучения есть обязательное условие их дальнейшего психического развития.

Ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самодеятельность, общение.
2. Педагогическая парадигма о том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

3. Концепция биологической обусловленности формально динами -ческих свойств индивидуального поведения человека.

4. Диагностика развития личности

Для осуществления дифференцированного обучения учитель должен уметь определять уровень актуального развития ребёнка, зону его ближайшего развития, уровень обучаемости и обученности.

Уровень актуального развития отражает тот уровень развития психических функций ребёнка, который сложился в результате определённых, уже завершившихся циклов его развития.

Зона ближайшего развития определяется теми видами деятельности, которые ребёнок пока ещё не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми он может справиться с помощью учителя, книги, машины.

Для определения уровня развития ученика ему даётся задание, рассчитанное на 8 минут. Если ученик в отведённое время справляется с заданием, то он находится в зоне актуального развития; если не справляется, - то он в зоне ближайшего развития.

Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых способов добывания знаний, готовность перехода на новые уровни умственного развития.

Обучаемость класса предмету определяется комиссией.

Учитель объясняет новый материал, показывает образец применения и предлагает самостоятельную работу.

На 1-ом уровне: - повторить то, что вы услышали;

- ответить на вопрос по этому содержанию.

На 2-ом уровне: - выполнить задание по образцу.

На 3-ем уровне: - осуществить далёкий перенос полученной информации на новую ситуацию.

Когда три-четыре ученика выполнили задание, листочки собираются у всех. Если выполнены все четыре задания, то ученик находится на третьем уровне обучаемости, если выполнены 1,2,3 задания – на втором, если 1,2 задания – на первом.


Индивидуальная карта

психического развития ученика.



1.Зона актуального развития ученика.

Обученность:

  • знания (что знает ученик);

  • учебная деятельность (как умеет учиться).

2.Зона ближайшего развития ученика.

Обучаемость:

  • способность к усвоению новых знаний (как может учиться ученик при помощи другого человека).

3.Зона ближайшего саморазвития ученика.

Самообучаемость:

  • инициатива, самостоятельная, без стимулов извне, постановка и реализация целей, программма самообучения (как ученик осуществляет самообучение)



Обученность – это предельный итог предыдущего обучения, прошлого опыта, характеристика актуального развития, включает имеющийся запас знаний и сложившиеся способы и приёмы их приобретения.


Схема разноуровневого урока


  1. Цель трёх уровней формируется через результаты обучения: ученик в конце урока знает (описывает, использует, объясняет, выполняет, умеет, оценивает).

  2. Опрос на разных уровнях.

  3. Объяснение нового материала на высоком уровне.

  4. Закрепление на разных уровнях (кроме изучения нового).

  5. Контроль на разных уровнях (кроме изучения нового).


Управление дифференциацией обучения


    1. Разработка моделей внутренней и внешней дифференциации обучения как составной части концепции развития школы.

    2. разработка учебного плана, соответствующего целям дифференциации.

    3. Разработка разноуровневого содержания учебных программ по всем предметам.

    4. Разработка (адаптация) технологий личностно ориентированного, разноуровневого обучения.

    5. Научно-методическое обеспечение дифференцированного обучения:

      • вариативная методическая работа в образовательном учреждении;

      • система повышения квалификации;

      • изучение теории и практики дифференцированного обучения;

      • привлечение научных работников.

    6. Диагностика:

а) уровня готовности детей к обучению в школе;

б) уровня обучаемости и обученности;

в) профессиональных интересов, склонностей.

    1. Мониторинг качества знаний, умений и навыков учащихся, занимающихся по рахноуровневым программам.


Критерии и показатели дифференцированного обучения


Критерии эффективности дифференци-рованного обучения

Показатели дифференци-рованного обучения в начальной школе

Показатели дифференци-рованного обучения в подростковом возрасте

Показатели дифференциро-ванного обуче-ния у старше-классников

Творческое отношение к учению

Желание учиться хорошо. Любовь к школе, учителю.

Познавательные интересы; направ-ленность, содержание, устойчивость, умение учиться

Познавательная активность и творчество

Обучаемость

Усвоение знаний в определённом темпе: высокий, средний, замедленный

Способность к усвоению теоретичес-ких, фактических данных. Применение теории на практике

Познавательная самостоятель-ность, способ-ность к само-образованию

Развитие способностей

Вербальные способности, восприим-чивость к информации, развитие речи

Опережающий темп развития, мышления в сфере способностей, осознанный выбор профиля обучения

Сознательный профессиональ-ный выбор, савоспитание, развитие способностей


Динамика становления и развития

дифференцированного обучения


1-й этап

2-й этап

3-й этап

4-й этап

5-й этап

Этапы становления и развития педагогической деятельности в дифференцированном обучении

Диагностика обучаемости, возможностей и способностей школьников

Целеполагание: определение целей, задач и условий эффективного обучения

Активизация познава-тельной деятельности школьников в интересах их умственного развития

Коррекция учебной деятельности учащихся с учётом их способностей

Индивиду-ализация обучения, работа с одарёнными школьниками

Этапы становления и развития личности школьника

Самооценка, ЗУН, успешность само-

обучения

Мотивация учения и развитие познава-тельных интересов

Овладение культурой умственного труда, учебными умениями и навыками, само-стоятельная работа по развитию своего учебного труда

Переход обучения в само-обучение, само-образование, умственное само-воспитание

Творческая деятельность по развитию и применению учащимися своих способностей, одарённости






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconУрок на тему: «однородные члены предложения»
Ориентация на личность ученика требует дифференциации обучения, учитывающего потребность всех школьников. Использование в практике...
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconСовременные формы контроля знаний учащихся в условиях уровневой дифференциации...
Именно инновационному движению на уровне государственной политики отводится важная роль; в рамках приоритетного национального проекта...
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconТехнологии уровневой дифференциации
«Социальное дно» и маргиналы. Понятие «андеркласс». Прожиточный минимум и потребительская корзина
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconНазвание предмета
Образовательные – создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся...
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Применяемые образовательные технологии: технология уровневой дифференциации обучения, игровые технологии
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconУрок географии в 6 классе на тему: «Изображение высот и глубин на физических картах». Работу
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся...
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconУрок №2 Тема: Мировой океан
Создать содержательные и организационные условия для получения новых знаний на основе технологий модульного обучения, уровневой дифференциации...
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями...
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconИзучение математических понятий в высшей школе в условиях уровневой...
План – конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Буква -ь- после шипящих на конце наречий" (использованный Ворониной В. М....
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconДоклад «Применение технологии программированного обучения как один...
...
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconМетодические рекомендации по реализации авторских прав на по и бд,...
Методические рекомендации по реализации авторских прав на по и бд, процедурам бухгалтерского учета по и бд
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconМетодические рекомендации по реализации направления «Государственная...
Методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи специалистам, обеспечивающим работу по выдвижению кандидатов...
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconАнализ работы методического объединения учителей математики и информатики. 2009-2010 учебный год
Мо учителей математики и информатики в 2009-2010 учебном году работало по проблеме «Внедрение уровневой дифференциации обучения,...
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconМетодические рекомендации по реализации внеурочной деятельности сельских...
Методические рекомендации по реализации внеурочной деятельности сельских школьников духовно-нравственной направленности
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации по реализации уровневой дифференциации. IV. Литератур а. 23 с iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск