Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.





Скачать 286.64 Kb.
НазваниеПояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
страница1/2
Дата публикации08.09.2014
Размер286.64 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В настоящее время биологическое образование вынуждено приспосабливаться к тем изменениям, которые переживает вся система образования в связи с его модернизацией. В самом ФГОС второго поколения не предусмотрены изменения в содержании экологической направленности курса биологии. Но переориентация содержания образования с исключительно знаниевой основы на выявление личностного смысла в получении знаний открывает новые перспективы для развития экологического образования и внедрения его в образовательную систему.

В последние годы появился ряд специальных программ, вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ, в базисную программу развития ребенка. Проблеме экологического воспитания и образования посвящались конференции, совещания разного уровня, секции по экологическому образованию школьников включались в план работы многих международных, всероссийских и региональных совещаний по экологическому образованию населения, педагоги получили возможность повышать свою квалификацию на специальных курсах. Отдельные требования к экологическому образованию школьников в качестве временного стандарта были сформулированы в книге «Аттестация и аккредитация школьных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической культуры детей»).

Многие исследователи высказывают мысль, что уровень теоретических знаний учащихся по биологии и экологии возрастает, а уровень их экологической культуры, экологически обоснованной практической деятельности в сохранении и улучшении показателей социоприродной среды остаются низкими (А.В. Миронов, В.В. Мисенжников, И.Н. Пономарева, А.Е. Тихонова, Н.М. Чернова, Т.П. Южакова). Современная ситуация характеризуется еще большим усилением негативных процессов среди молодежи: всплеском жестокости и агрессивности, эгоизмом и равнодушием, обеднением культурных потребностей, отстраненным отношением к природным и нравственным ценностям. В настоящее время одной из целей биологического образования признается развитие экологической культуры личности школьника (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Н. Моисеев, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, Н.Ф. Реймерс, В.П. Соломин, Л.Н. Сухорукова).Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности идет постепенно, в процессе изучения отдельных общеобразовательных дисциплин. Экологическая культура должна гарантированно формироваться у всех учащихся и на школу ложится в этом особая ответственность. Формирование экологической культуры в образовании как научная проблема, исследовалось учеными (В.А. Игнатова, С.А. Карпеев, Т.В. Коростелева, Т.В. Кузнецова, Е.Д. Макарова, Г.И. Макеенков, О.В. Монгуш, Б.А. Никитина, Е.В. Никонорова, Е.В. Орлов, Т.П. Южакова, Ш.М. Юсупова, Е.В. Яковлева).

Анализ современного экологического образования как особого направления школьной педагогики позволил выявить, что в нашей стране оно сформировалось на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от экологического образования в других странах. Традиционные для отечественной педагогики подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Но в условиях Крайнего севера очень сложно реализовать все заявленные пункты в полном объеме и уделить внимание практической части обучения, ввиду экстремальных погодных условий территории проживания.

Опыт реализации программ по экологическому воспитанию показал, что во многом успешность внедрения той или иной программы зависела от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями работы ОУ.

Создание авторской инновационной программы обусловлено деятельностным подходом, который предполагает отказ от репродуктивных форм работы в пользу активного включения учеников в самостоятельную познавательную и практическую деятельность.

Авторская рабочая программа по экологии для 8-х классов "Общая и частная экология. Практический подход" составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии, с учетом программы по экологии Т.С. Суховой, В.И. Строганова, И.Н. Понамаревой и др. (Вентана-Граф, 2010). Предлагаемая программа предназначена для изучения экологии в 8 классе основной школы при условии изучения биологии по концентрическим программам и отсутствие проведения предмета "Экология" с 5 по 11 класс. Рабочая программа ориентирована на использование учебников «Экология растений» для 6 класса (Былова А. М. и др.), «Экология животных» для 7 класса (Бабенко В. Г. И др.), «Экология человека. Культура здоровья» для 8 класса (Федорова М.З.), «Биосфера и человечество» для 9 класса (Швец И.М.). Программа «Частная и практическая экология. Творческий подход» состоит из 35 занятий (Из них 20 часов - теория, 15 часов - полевая практика). При соблюдении режима проведения - одно занятие в неделю, цикл рассчитан на 1 учебный год. Проведение уроков требует определенного объема раздаточного и демонстрационного материала. Данная работа строится на основе взаимосвязи учителя, учащихся, социума и родителей. Также реализация программы требует определенных финансовых затрат на практическую часть. Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий, а также с небольшими коррективами для дополнительного образования школьников. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на учащихся 8 классов. Затрагиваются проблемы, особо волнующие учащихся (экология округа, района, города, пришкольной территории, глобальные экологические проблемы в мире). Учебный материал включен в программу компактно, сжато, блоковыми методами, в течение учебного года планы корректируются по усмотрению учителя и изменяются по мере необходимости.

Программа, разработанная нами, относится к познавательному типу общекультурного уровня эстетико-экологической направленности и направлена на воспитание и разностороннее развитие учащихся, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков. Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации и вопросы разного уровня сложности. Развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ, комплексное сочетание теоретических и активных форм работы, игра, диспут, тренинги, конференции, коллоквиумы, беседа, лекция, семинар, урок-суд, дискуссия. Программа предусматривает развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, составлена с учетом возрастных особенностей учащихся. В нее включены, как разделы вводных тем, так и более глубоких и частных тем. Актуальность данной программы можно рассматривать с нескольких позиций. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятных влияний на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Более чем тридцатилетний опыт развития экологического образования в России и ее регионах, основная ориентация на формирование экологических знаний учащихся не привели к позитивным изменениям в практике природопользования, в улучшении экологической ситуации территорий страны.

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность, самостоятельность в изучении нового материала. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков исследовательской работы в области краеведения. При проведении теоретических занятий планируется использование различных методов: лекция, семинар, рассказ, беседа, диспут, игра, урок-суд и т.д., а так же экологические рассказы, экологические сказки, что легко воспринимается учащимися и заставляет делать их собственные выводы. Обучение предусматривает получение знаний не только при изучении теории, но и закрепление их во время прогулок, экскурсий, практических работ и полевой практики, что нацелено на общее развитие учащихся, предполагает развитие наблюдательности, внимания, а самое главное подготовка учащихся к олимпиадам различного уровня, участие в Окружных и Всероссийских выставках, конференциях и семинарах. Так же подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности учащихся, объединяет коллектив, выявляет интересы коллектива и каждого ребенка в частности.

Создание авторской программы по экологии, обусловлено рядом причин: реализации учебной программы по экологическому образованию сроком в один год.Внесены дополнительные разделы "Экология ландшафтов", для реализации инновационной технологии- применение полевых практик в школьном курсе экологии); углубление и расширение знаний учащихся по естественнонаучным дисциплинам; формирование экологической культуры поведения школьников; формирование навыков и умений необходимых для проведения наблюдений и экспериментов в природе; в процессе внедрения практического подхода в виде полевой практики, впервые в России полное озеленение пришкольной территории методом ландшафтного дизайна в условиях Крайнего Севера; впервые в России создание школьного гербария высших растений, с целью сохранения биоразнообразия в условиях Крайнего Севера, обмен гербарными листами с ведущими гербариями России, с целью реализации научной идеи экологизации.

Программа придерживается основных подходов к экологизации образования. Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика и обществознание. Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы. Этический- пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов). Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой (в России - древних славян). Гуманистический- решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Экологическое образование, в ходе реализации программы, формирует у учащихся следующие ключевые компетентности: компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны); компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.); компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.); компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.

Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний в доступной форме. В процессе реализации программы используются традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с учащимися: тестовый контроль, зачетная книжка, игры, самоконтроль, написание «сочинения-фантазии», подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по биологии, самостоятельная работа , беседа, рассказ, объяснение, школьная лекция и семинар, демонстрация натуральных объектов, опытов, изобразительных пособий, кино- и диафильмов, техника работ по распознаванию, определению и сравнению природных объектов; организация наблюдений, опытов и экспериментов, экскурсия, урок-музей, полевая практика, составление портфолио, уроки-семинары, уроки-зачеты, игровые уроки, творческие мастерские, фенологические наблюдения (в природе в живом уголке и на учебном участке), работа с приборами, наглядными пособиями, книгой, летние задания, выполнение заданий с учебником и книгой, наблюдения за живыми объектами, составление коллекций.

Программа "Общая и частная экология базируется на следующих принципах: принцип «малой родины» - географической конкретности гуманитарно-экологических исследований и образовательных инициатив; принцип вовлечения в живой традиционно-культурный диалог; принцип внимания к вариативности и полной паспортизации материала традиционной культуры; принцип экологической интерпретации и этно-экологического анализа материала традиционной культуры; принцип традиционно-культурного описания природных объектов и гуманитарно-экологического картирования; принцип иллюстративности первичным материалом; принцип единства (все мы являемся частью природы).

С целью изучения эффективности экологического образования планируется провести диагностику уровня воспитанности и облученности методом анкетирования учащихся и проведением промежуточных и срезовых контрольных работ. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе. Оценка знаний, умений и навыков осуществляется через дифференцированные зачеты, тестовые опросы, контрольные работы по разделам программы и наиболее сложным темам. Кроме этого одним из видов контроля можно считать и участие в районных мероприятиях по экологии (олимпиады, экологические месячники, творческие и научно-исследовательские работы).

После изучения авторского курса, обучающиеся должны стать неравнодушными к окружающим, к природной среде, к будущему мира, должны научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, в том числе должны научиться решать конкретные социально-экологические задачи, уметь работать в коллективе и самое главное – стремиться к саморазвитию. Знания, приобретенные учащимися, в процессе обучения, могут быть использованы ими в дальнейшем во всех сферах будущей профессиональной деятельности.

Программа составлялась с учетом возраста учащихся, имеющихся у них знаний по биологии, истории и географии, поэтому оценивается посильной. Более того, важной составной частью программы является выполнение исследовательских проектов, которые будут способствовать поддержанию интереса у учащихся в усвоении курса, а значит и их развитию.

В курсе экология рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Данная программа по курсу «экологического образования» составлена на основе программы по экологии в соответствии с рекомендациями Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ.(5 марта 2002г.)

Целью современного экологического образования является: научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению. В связи с этим воспитательная и образовательная деятельность сконцентрирована на решении именно этой задачи. Успех решения всех остальных задач экологии – сохранение природы, уменьшение техногенного пресса и загрязнения окружающей среды и др. - напрямую зависит от достижения фундаментальной цели экологического образования.

Данная авторская программа непрерывного экологического образования школьников преследует именно эту фундаментальную цель - формирование у обучающихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношений общества и природы.

В программе представлены основные направления развития современной экологии- биологическая, прикладная , социальная и глобальная экология. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе обучения. Содержание программы скоординировано с содержанием других школьных предметов, и, прежде всего с биологией, географией, историей, физикой, химией и природоведением. Предмет «Экология» рассматривается автором как естественное объединяющее начало, вокруг которого и на базе которого осуществляется экологизация всех остальных школьных предметов.

Целью является:

- продолжить воспитание экологического мировоззрения на основе изучения итории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество – природа»;

раскрыть основные понятия и основное содержание экологии;

показать причины региональных и глобальных экологических проблем и возможные пути их преодоления как на основе более рационального природопользования. Так и изменения потребительского мировоззрения на экологическое.

В результате изучения экологии в 7 – 8 классах учащиеся должны знать:

-основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время;

-основные экологические последствия этого воздействия;

-современное экологическое состояние экосистем, закономерности их развития;

-основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства;

-основные природоохранные мероприятия;

-принципы рационального природопользования;

-условия устойчивого развития человечества.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;

-оценивать общее экологическое состояние экосистем;

-проводить практическую работу по посадке деревьев, уборке территории;

Задачи экологического образования представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека: системы интегрированных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций: эмоциональной сферы – эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы – убеждения и возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды. Показателем эффективности формирования экологической ответственности является не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следствие экологическим нормам во всех видах деятельности. Социальное и нравственное воспитании, как воспитание прежде всего чувства ответственности ха собственное поведение, становится основой взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов.

Изучение экологии направлено на достижение следующих целей:

ªосвоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

овладение умениями применять экологические знания, работать с приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за объектами, эксперименты

ªразвитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

ªвоспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

ªиспользование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).

2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).

3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

4.Информационную ( умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

Раздел "Экология растений"

Основная цель:

- формирование у учащихся представления об экологии растений.

Задачи:

- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии растений;

- знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;

- привитие умений и навыков выполнения простейших видов экологических исследований;

- воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

Требования к подготовке обучающихся:

  1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.

  2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.

  3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.

  4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.

  5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

  6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.

  7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

  8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.

  9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.

  10. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

  11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений

Раздел "Экология животных" ориентирован на использование учебника:

«Экология животных»: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолов, С. П. Шаталова, А. О. Шубин. Под редакцией доктора биологических наук профессора Н. М. Черновой.-М.: Вента-Графф, 2001-128 с.:ил.

Цель курса «Экология животных»– изучение важнейших закономерностей взаимодействия животных с абиотическими и биотическими факторами природы.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии животных с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены вопросы популяционной экологии животных и исторического развития животного мира.

Требования к уровню подготовки учащихся:

1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.

2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.

5. Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Раздел "Экология человека" рабочей программы на основании программно-методических материалов: Экология 5-11 кл./сост. Е.В. Акифьева – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005г.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю, всего 17 часов. Для общеобразовательных классов.

Тематическое планирование составлено по федеральной программе, к которой адаптировано учебное пособие М.З.Федорова, В.С. Кучменко. - Экология человека

Цель:изучить вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям.

Задачи:

- знать о влиянии природных и антропогенных факторов на здоровье человека

- Научиться выделять самое главное в каждой теме, делать правильные выводы, анализировать, вступать в дискуссию, выполнять проектные работы

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Раздел курса "Общая экология"

Раздел курса составлен на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. -Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с.

Настоящий календарно-тематический план по экологии для 9 класса ориентирован на использование учебника:

Чернова М.И. и др. Основы экологии: Учеб. Для 10 (11) кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/Н.М. Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов; Под ред. Н.М. Черновой. -

6-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2007. - 304с: ил.

С учетом уровня специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), включающие в себя три уровня: воспроизведение и описание учебной информации, интеллектуальный уровень, творческий уровень.

При изучении курса учитываются различные стратегии включения старшеклассников в учебно-познавательную деятельность на уроке (пошаговая при изучении конкретной информации; диалоговая при изучении проблемных вопросов в курсе экологии; стратегия отстранения при изучении материала, требующего размышления и проявления к нему ценностно-смыслового отношения).

Основная цель курса: (основного общего образования) - формирование у учащихся представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Задачи курса:

- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными
закономерностями общей экологии;

  • овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Учащиеся должны знать:

определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей;
количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и
хозяина;

законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного
исключения, его значение в регулировании видового состава природных
сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и
акклиматизации видов; ,

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

  • о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

  • законы биологической продуктивности (цепь питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки
энергии в биосфере);

Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

-использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

  • строить графики простейших экологических зависимостей;

применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.

РАЗДЕЛ: «ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА. КУЛЬТИВИРОВАНИЕ РАСТЕНИЙ В ОТКРЫТОМ И ЗАКРЫТОМ ГРУНТЕ. ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА»


Раздел предусматривает изучение теоретических и практических основ ландшафтного дизайна. Она направлена на рассмотрение ведущего принципа школы: гуманизацию и гуманитаризацию содержания образования.
В программе отражены задачи, стоящие в настоящее время перед естественнонаучным профилем обучения. В связи с низким уровнем биологической и эстетической обстановки в населенных пунктах данный курс направлен на решение этих проблем.
Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, составление проектов озеленения, проведение практических работ, экскурсий.

Цель:
1. Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного) в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.
2. Познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям.
3. Показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности.
4.  Дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей общего и ландшафтного дизайна, его стилями, с ассортиментом  цветочно-декоративных, древесно-кустарниковых, травянистых  растений, элементами декоративного оформления мини-участков.
2. Развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна.
3. Воспитывать любовь к природе.

Знания:
-  о биологических и декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;
-  об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;
-  о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;
- о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;
- о правилах составления проектов;
- о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;
- об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территорий  разного назначения;
- об истории развития садово-паркового искусства.

Умения и навыки:
- составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их   биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;
-  создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений;
-  рассчитывать экономическую эффективность проекта с учетом стоимости производимых работ в ходе его реализации;
- представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т.д.

 

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconПояснительная записка Происходящие изменения в современном обществе...
Проектная деятельность как один из способов развития самостоятельности младших школьников
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconВ. Г. Белинский в настоящее время происходящие изменения в нашем...
В настоящее время происходящие изменения в нашем обществе требуют внести уточнения и изменения, принципиально новые положения в основные...
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconУроках математики
В нашем современном обществе все очень быстро меняется, поэтому и в образовательном процессе происходят перемены
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconРабочая программа по дисциплине Социология Москва пояснительная записка
Социология, в отличие от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие...
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconСоздание единого коррекционно-образовательного пространства системы...
Педагогический коллектив школы-интерната считает, что качество школьного коррекционно-образовательного пространства как и качество...
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программное содержание: создание единого образовательного пространства в физическом развитии дошкольников, развитие потребности в...
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перемены в современном российском обществе с новой силой обозначили ряд вопросов, таких как развитие и воспитание гражданско-патриотических...
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере, наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребёнка, происходит обмен опытом,...
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. icon«Наука в современном информационном обществе» Оргкомитет международной...
Фгос спо по специальности 080014 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ...
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconКонтрольная работа по «Социологии и политологии»
Социология (лат. Socio обществао; logos учение, слово) (учение об обществе) это наука об обществе как социальной системе в целом...
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Российской академии образования на базе факультета психологии и социальной работы была проведена Международная научно-практическая...
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины Обязательный...
Формирование у студентов умений и практических навыков определения таможенной стоимости и осуществления контроля таможенной стоимости...
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconI. Пояснительная записка Для жизни в современном обществе важным...
Объекты умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать...
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconРоссийская академия наук Институт психологии психология человека...
Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют...
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. icon1. Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися...
Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск