«Использование технологии проблемного обучения на уроках математики»
Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше –
предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания,
мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится
процесс обучения. И. Лернер
В нашем современном обществе все очень быстро меняется, поэтому и в образовательном процессе происходят перемены.
Цель образовательного процесса: воспитать активную, творческую личность, способную самостоятельно решать различные проблемы.
Однако, при традиционной форме урока, учащиеся получают знания от учителя, и им остаётся их только принять и заучить. Никакого активного творческого мышления у учащихся не происходит, и детям становится не интересно и скучно. Активизация познавательной деятельности у учащихся может достигаться через: постановку и решение проблемных вопросов, задач, заданий. Поэтому я считаю, что наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное обучение. Именно оно интегрирует все возможные приемы и методы активизации познавательной активности. Создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поисках путей решения поставленной учебной проблемы активизирует мышление обучаемых и поддерживает глубокий познавательный интерес.
Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж. Руссо.
История проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи, которого считают основоположником теории проблемного обучения.
В чём же суть проблемного обучения?
В том, что оно обеспечивает включение учеников в решение волнующей их проблемы. А чтобы учебная проблема стала для них именно волнующей, необходимо создать проблемную ситуацию – определённое психическое состояние, которое возникает при невозможности объяснить интересное явление, факт, процесс с помощью известных знаний.
Для реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов, используют методы проблемного обучения.
Таких методов три.
Проблемное изложение.
Эвристическая беседа.
Исследовательский.
На своих уроках я стараюсь заинтересовать учащихся, заставить их самостоятельно рассуждать и делать вывод, поэтому я очень часто организую уроки с использованием «проблемных ситуаций».
Например:
6 класс Тема «Деление числа на дробь»
При объяснении нового материала предлагаю решить уравнение:
Выход - два способа решения:
1. Чтобы найти неизвестный множитель, необходимо произведение разделить на известный множитель
(а этого дети не «проходили»), появляется
проблема - как разделить число на обыкновенную дробь?
2. Решить уравнение, умножив обе части уравнения на одно и тоже число «5».
х= 3·7
Значит, х=
Предложение: сформулировать правило о том, как разделить число на
обыкновенную дробь.
7 класс. Темы: «Построение треугольника по трем элементам», «Неравенство треугольника».
Теорему о неравенстве треугольника вводим при изучении темы «Построение треугольника по трем элементам», решая задачу на построение треугольника по трем его сторонам. Предлагаем ученикам построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами:
а) 5см; 6см; 7см;
б) 9см; 5см; 6см;
в) 1см; 2см; 3см;
г) 3см; 4см; 10см.
Ребята работают самостоятельно и приходят к тому, что построить треугольник в последних двух примерах не удается. Возникает проблема: «При каких же условиях существует треугольник»? Чертежи, полученные учащимися при решении этой задачи, дают возможность легко сделать вывод: «Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон».
8 класс. Тема: «Свойств арифметического квадратного корня».
Прежде, чем познакомить учащихся с формулой , предлагаем найти значения выражений: Записываем полученные результаты на доске:
. Предлагается выдвинуть гипотезу о значении . Ребята дружно отвечают, что Проверяем полученное равенство на тех же примерах и сталкиваемся с противоречием , т.к. арифметический квадратный корень может принимать лишь неотрицательные значения. Чтобы использовать формулу и для a< 0 ребята сами предлагают, что надо поставить знак модуля, т.е. получаем формулу .
При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения видим, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных сил учащихся, самостоятельности, развитию творческого мышления. Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.
Важно и то, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.
Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка.
Проблемное обучение открывает путь успешности в педагогическом творчестве тем, кто любит свою работу и заинтересован в получении положительных результатов.
Список литература:
Бакланский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. – 2000. - № 1
Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. – К., 1975
Гнеденко Б.В. О развитии мышления и речи на уроках математики // математика в школе. – 1976. - № 3
Занков Л.В.Дидактика и жизнь. – М., 1968
Карелина Т.М. О проблемных ситуациях на уроках геометрии // Математика в школе. – 2000. - № 5
Карелина Т.М. Методы проблемного обучения // Математика в школе. – 2000. - № 5
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972.
|