Уроках математики





Скачать 46.85 Kb.
НазваниеУроках математики
Дата публикации06.09.2014
Размер46.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
«Использование технологии проблемного обучения на уроках математики»

Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше –

предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания,

мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится

процесс обучения. И. Лернер

В нашем современном обществе все очень быстро меняется, поэтому и в образовательном процессе происходят перемены.

Цель образовательного процесса: воспитать активную, творческую личность, способную самостоятельно решать различные проблемы.

Однако, при традиционной форме урока, учащиеся получают знания от учителя, и им остаётся их только принять и заучить. Никакого активного творческого мышления у учащихся не происходит, и детям становится не интересно и скучно. Активизация познавательной деятельности у учащихся может достигаться через: постановку и решение проблемных вопросов, задач, заданий. Поэтому я считаю, что наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное обучение. Именно оно интегрирует все возможные приемы и методы активизации познавательной активности. Создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поисках путей решения поставленной учебной проблемы активизирует мышление обучаемых и поддерживает глубокий познавательный интерес.

Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж.Ж. Руссо.

История проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи, которого считают основоположником теории проблемного обучения.

В чём же суть проблемного обучения?

В том, что оно обеспечивает включение учеников в решение волнующей их проблемы. А чтобы учебная проблема стала для них именно волнующей, необходимо создать проблемную ситуацию – определённое психическое состояние, которое возникает при невозможности объяснить интересное явление, факт, процесс с помощью известных знаний.

Для реализации проблемного обучения, кроме задач и вопросов, используют методы проблемного обучения.

Таких методов три.

  1. Проблемное изложение.

  2. Эвристическая беседа.

  3. Исследовательский.

На своих уроках я стараюсь заинтересовать учащихся, заставить их самостоятельно рассуждать и делать вывод, поэтому я очень часто организую уроки с использованием «проблемных ситуаций».

Например:

6 класс Тема «Деление числа на дробь»

При объяснении нового материала предлагаю решить уравнение:



Выход - два способа решения:

1. Чтобы найти неизвестный множитель, необходимо произведение разделить на известный множитель

(а этого дети не «проходили»), появляется

проблема - как разделить число на обыкновенную дробь?

2. Решить уравнение, умножив обе части уравнения на одно и тоже число «5».



х= 3·7

Значит, х=

Предложение: сформулировать правило о том, как разделить число на

обыкновенную дробь.

7 класс. Темы: «Построение треугольника по трем элементам», «Неравенство треугольника».

Теорему о неравенстве треугольника вводим при изучении темы «Построение треугольника по трем элементам», решая задачу на построение треугольника по трем его сторонам. Предлагаем ученикам построить с помощью циркуля и линейки треугольник со сторонами:

а) 5см; 6см; 7см;

б) 9см; 5см; 6см;

в) 1см; 2см; 3см;

г) 3см; 4см; 10см.

Ребята работают самостоятельно и приходят к тому, что построить треугольник в последних двух примерах не удается. Возникает проблема: «При каких же условиях существует треугольник»? Чертежи, полученные учащимися при решении этой задачи, дают возможность легко сделать вывод: «Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон».

8 класс. Тема: «Свойств арифметического квадратного корня».

Прежде, чем познакомить учащихся с формулой , предлагаем найти значения выражений: Записываем полученные результаты на доске:

. Предлагается выдвинуть гипотезу о значении . Ребята дружно отвечают, что Проверяем полученное равенство на тех же примерах и сталкиваемся с противоречием , т.к. арифметический квадратный корень может принимать лишь неотрицательные значения. Чтобы использовать формулу и для a< 0 ребята сами предлагают, что надо поставить знак модуля, т.е. получаем формулу .

При рассмотрении сущности и особенностей проблемного обучения видим, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных сил учащихся, самостоятельности, развитию творческого мышления. Оно вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний, предупреждает появление формализма, бездумности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Важно и то, что проблемное обучение, приучающее учащихся сталкиваться с противоречиями, разбираться в них, искать решение, является одним из средств формирования диалектического мышления.

Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка.

Проблемное обучение открывает путь успешности в педагогическом творчестве тем, кто любит свою работу и заинтересован в получении положительных результатов.

Список литература:

  1. Бакланский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. – 2000. - № 1

  2. Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. – К., 1975

  3. Гнеденко Б.В. О развитии мышления и речи на уроках математики // математика в школе. – 1976. - № 3

  4. Занков Л.В.Дидактика и жизнь. – М., 1968

  5. Карелина Т.М. О проблемных ситуациях на уроках геометрии // Математика в школе. – 2000. - № 5

  6. Карелина Т.М. Методы проблемного обучения // Математика в школе. – 2000. - № 5

  7. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Уроках математики iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Уроках математики iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Уроках математики iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Уроках математики icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Уроках математики iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
Уроках математики iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Уроках математики iconФормирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Уроках математики icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Уроках математики iconУроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд
Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010»
Уроках математики iconУроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие....
Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск