Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта





Скачать 50.45 Kb.
НазваниеРазрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта
Дата публикации31.12.2014
Размер50.45 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Физика > Решение
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

Выступление Титовой Н.В. на заседании круглого стола «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»

Как известно, физика не всегда является любимым предметом учащихся. Поэтому одна из главных задач учителя – вызвать интерес к изучению предмета. Можно ли научить творчеству на уроках физики? Как раскрыть творческий потенциал личности?

Ответом на эти вопросы является развитие творческих способностей учащихся на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.

Метод «проектов» я применяю с 7-го класса, когда учащиеся начинают заниматься физикой. Обычно такие «проекты» предлагаю создать как работу по прохождению той или иной темы (например: 7 класс - изготовить прибор для демонстрации закона Паскаля, изготовить макет действующего фонтана; 8 класс – изготовить электроскопы)

Использовать данный метод меня побудили следующие причины:

С одной стороны - учащиеся недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в классе в целом.

С другой стороны – на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования, умение работать в коллективе, мыслить корпоративно ценятся особенно высоко.

Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта:

1. Это самостоятельная работа по подготовке проекта.

2. Самовыражение учащегося через творческий подход в реализации проекта.
Поставив перед собой цель развивать творческие способности детей, я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками. Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя. Этим задачам я стараюсь подчинить каждый урок физики, какая бы тема на нем не рассматривалась, учитываю специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением; практические (лабораторные работы, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Творческую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное. Значит, творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью.

Далее приведу примеры некоторых педагогических методов, которые я использую в своей педагогической деятельности в основной школе.

Эксперименты.

Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющих учащимся лучше понять изучаемые темы. Основными формами занятий являются практические работы в физической лаборатории, на которых учащиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение таких заданий позволяет применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах, подготавливают основу для практического применения полученных знаний, развивают интерес к предмету. Проявить свои творческие способности можно при выполнении домашнего задания по изготовлению приборов, принцип действия которых были изучены на уроках. Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и родители (пример: 8 класс – расчет стоимости электроэнергии, затраченной дома при работе бытовых электроприборов)

Сказки, рассказы, кроссворды.

Одним из видов заданий, задаваемых на дом, является написание небольшой сказки или рассказа, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении (пример: 7 класс – речь адвоката (прокурора) на суде над трением) При сочинении сказок и рассказов происходит развитие творческого воображения, образного видения физических явлений. Получив задание, учащиеся анализируют и синтезируют знания по физике, накопленные ими ранее, и в результате возникают образы, отображающие физические явления.

Литературные фрагменты, пословицы.

Средствами развития творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений. Литературные фрагменты способствуют видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики. Зачитывая пословицы и поговорки, ребята должны уметь объяснять их, основываясь на полученных на уроках физики знаниях (пример: внеурочная игра для 10 – 11 классов «Лирики против физиков»)

Презентации-проекты, рефераты, доклады, сообщения.

Учащиеся самостоятельно работают над этими видами выступлений. Эта работа формирует умение публичного выступления, целеполагание, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументированно доказывать свою точку зрения. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В ходе подготовки реферата или доклада учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками информации, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту. (Пример: мини-проект «Атомная энергетика», реферат «Выращивание кристаллов», презентации по астрономии)

В качестве примера показать реферат, приготовленный учащимися-старшеклассниками «Выращивание кристаллов»

Я представила лишь некоторые методы, используемые в своей педагогической работе для развития творческих способностей учащихся. Но и они дают хорошие результаты. Ребята неплохо выступают на районных физических олимпиадах, успешно сдают ГИА и ЕГЭ. Ежегодно выпускники нашей школы награждаются золотой или серебряной медалями, выпускники поступают в технические ВУЗы, ССУЗы. Думаю, это наглядное подтверждение того, что развитие творческого потенциала учащихся дает положительные результаты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconРазвитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную...
Развитие коммуникативных учебных действий через специально-организованную совместную предметную деятельность младших школьников
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconИсследование художественного текста через призму рабочей версии
Для решения этих проблем в рамках компетентностно-ориентированного обучения можно использовать технологию учебного исследования
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организовать совместную деятельность по обучению высказыванию версий решения предметных проблем
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать...
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconЦель: воспитание чувства фамильной гордости за свою семью, любви,...
Пи¸енер (Пизенеры), Анаткас (Анаткасы), Юнтапа (Яндоба), Чулка¸ (Челкасы), Якунька (Ягунькино), Т=в=ш (Тушкасы), +ěнкас (Синкасы),...
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconПрограмма элективного курса
Как показывает практика, этот вид деятельности вызывает затруднения у учеников. Проблемы с формированием исследовательских компетенций...
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconЗадания
Затем 1) выбери тему исследовательского проекта (реферата), который можно написать на основании этих текстов; 2) составь план, который...
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconЗадания
Затем 1) выбери тему исследовательского проекта (реферата), который можно написать на основании этих текстов; 2) составь план, который...
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconПредварительный
Изучение механизмов нарушений высшей нервной деятельности и поиск эффективных способов диагностики и коррекции этих нарушений являются...
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconПоложение о конкурсе «Лучший ученик класса» в 9 линг классе моу сош...
Цель: создание условий для самореализации учащихся через учебную и творческую деятельность
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconРазработка интернет-магазина компьютеров «dsn»
Работа разделена на 2 главы с разделами и подразделами, которые содержат, 6 иллюстраций, дающие наглядное представление о наиболее...
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconУрок математики в 6 классе
Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность...
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconКонспект урока биологии в 8 классе
Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность...
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconЗнакомство с родителями учеников-первоклассников
Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой,...
Разрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную деятельность учеников при создании проекта iconРазрешение проблем, возникающих при поиске и общении с родственниками
По телевидению начинают появляться программы, посвященные генеалогическим исследованиям, в интернете создаются сайты для создания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск