Скачать 149.13 Kb.
|
Соловьева Л.В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории СОШ №1 города Костромы Всякий художественный текст есть тайна, есть загадка, которую нужно разгадать. Психолог Р. Шакуров считает, что преодоление барьеров в познании является изначальной потребностью человека. В процессе такого активного познания — "преодоления барьеров" — происходит развитие, интеллектуальный и личностный рост. Тем и ценен художественный текст, что он таинственен, что его содержание скрыто и требует значительных усилий для своего раскрытия, разгадки. Использовать эту особенность художественного текста, поставив перед учениками ряд проблем (психологических, нравственных, философских), которые им захотелось бы разрешить, и есть задача учителя литературы. Для решения этих проблем в рамках компетентностно-ориентированного обучения можно использовать технологию учебного исследования. Структурная схема урока - исследования. Этапы урока-исследования. ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ СТОЛКНОВЕНИЕ С РАБОЧЕЙ ВЕРСИЕЙ ВЫДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ ВЕРСИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАБОЧЕЙ ВЕРСИИ ВЫДВИЖЕНИЕ ИТОГОВОЙ ВЕРСИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Основная цель этапа - провести необходимый инструктаж учащихся, подготовить тексты, через систему классных и домашних заданий вывести школьников на уровень, необходимый для их успешного участия в исследовании. Учителю - "проиграть" возможные варианты хода исследования. ПЕРВЫЙ ЭТАП. Столкновение с проблемой. Основные цели этапа:
Общее требование: выбранный для демонстрации элемент текста должен быть ярким, динамичным, предельно открытым для связей с другими элементами художественного текста, обладать способностью "обрастать" в ходе исследования смысловыми значениями, которые затем помогут учителю вывести школьников на понимание идейного содержания произведения. ВТОРОЙ ЭТАП. Выдвижение рабочей версии. Выдвижение рабочей версии исследования - центральный этап учебного процесса как исследования художественного текста. От того, насколько увлекла школьников рабочая версия - подготовленная, в свою очередь, столкновением с проблемой - зависит их заинтересованность в ходе исследования. Чем интереснее, неожиданнее версия, тем сильнее мотивация. Не стоит забывать, что исследование носит обучающий характер, потому версия может быть заведомо ошибочной; ее опровержение - также положительный результат исследования. ТРЕТИЙ ЭТАП. Исследование художественного текста через призму рабочей версии. Направляя исследование художественного текста через призму рабочей версии, учитель стремится к тому, чтобы вывести учащихся к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Выдвижение итоговой версии исследования. Цель этапа - через рассмотренные художественные особенности произведения выйти на его идейное содержание. ПЯТЫЙ ЭТАП. Подведение итогов исследования. Задачи этапа:
Предлагаю разработку урока-исследования, построенного в соответствии с целями компетентностно-ориентированного обучения, со структурой урока-исследования. Урок-исследование в 9 классе по теме "Проблематика романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". (по экспериментальной программе Института образования и развития личности) Цель урока: Определить и решить основную проблему романа – проблему добра и зла. Задачи урока:
Место урока в системе занятий:
Основные понятия:
Демонстрация. Задание. Почитайте эпиграф к роману и вдумайтесь в его смысл: …так кто ж ты наконец? - Я – Часть той силы, что вечно Хочет зла и вечно совершает благо. Гете «Фауст». = Как понимать такое противоречие? =Какую проблему необходимо решить? (Примерные ответы учащихся. Почему в мире существует зло, почему оно часто торжествует над добром? Что есть добро для человека и что есть для него зло? Как победить зло и возможно ли это вообще? Как проблему добра и зла решает в своем романе М.А.Булгаков?) = Центральный образ в романе для понимания этой проблемы – это, конечно, образ Воланда. Но как относиться к нему? Действительно ли в нем воплощено зло? А что если Воланд – положительный герой? В том самом доме в Москве, где некогда жил писатель и где находится «нехорошая» квартира № 50, на стене в подъезде уже в наше время кто-то изобразил голову Воланда и под ней написал: «Воланд, приходи, слишком много дряни развелось». Это, так сказать, народное восприятие Воланда и его роли, и если оно верно, то Воланд не только не является воплощением зла, но он-то и есть главный борец со злом! Так ли это? Разобраться в этом нам поможет сам М.А.Булгаков и его произведение. 2. Выдвижение рабочих версий исследования. Учащиеся делятся на группы и получают материалы для исследования. По ходу выполнения задания выдвигают свою рабочую версию исследования, аргументируют ее. Учащиеся других групп либо подтверждают либо опровергают рабочую версию. Группа № 1. 1. Выделите в романе сцены "Жители Москвы" и "Нечистая сила". Что хотел сказать этими сценами автор? Зачем ему понадобился Воланд и его приближенные? Как изображен в романе Воланд? Что в нем воплощено: добро или зло? Группа № 2. 1. Проанализируйте ершалаимские главы в романе. Что такое добро по Булгакову? Что представлял собой Пилат до знакомства с Иешуа? Какие чувства у вас вызывает прокуратор Иудеи? Почему он так ожесточен? Какого человека видит в Пилате Иешуа? С чего начинается победа Иешуа над Пилатом? Группа № 3
Примерные ответы учащихся.
В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы: Никаноры Ивановичи, Алоизии Могарычи, Варенухи и Лиходеевы - они лгут, наушничают, воруют, берут взятки, и до тех пор, пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удается. Но вот появляется "нечистая сила", и эти мерзавцы вмиг оказываются разоблаченными и наказанными. Подручные Воланда (как и он сам) всесильны и всезнающи. Любого они видят насквозь, обмануть их невозможно.моментальное и точнейшее определение - и за ним следует строго соответствующее наказание по "заслугам". Все это напоминает идеальную карательную систему. Ведь Воланд и его свита защищают и Мастера. К ним можно относиться только с симпатией. Они могут быть носителями добра в романе. = Критик Л.Левина считает: "Сатана - это соблазнитель, искуситель человека, он во всем и во всех видит дурную сторону. Предполагая в людях злое, он провоцирует его появление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? = Изменяет ли Сатана людей или только вскрывает их пороки? Т.о., мы видим, что Воланд и его свита воплощают в романе принцип справедливости, возмездия, но добра не несут. =Так кто же воплощает в романе добро?
Воланд и К° разоблачают и наказывают зло, но не превращают его в добро, подлинное же добро превращает злого в доброго. Это злое, превращающееся в доброе, в ершалаимских главах воплощено в образе Пилата. До знакомства с Иешуа это жестокий палач и деспот по отношению к подвластным ему и угодливый служака по отношению к тем, кто властен над ним. Но Пилат не вызывает отвращения, он вызывает сочувствие. Он одинок, у него нет ни одного близкого человека. Пилат зол и жесток потому, что он несчастен. Это видит Иешуа и с этого начинается его победа над Пилатом, победа над злом. Иешуа у Булгакова не Иисус, а обычный человек, он боится боли, он не хочет умирать. И вот, находясь в полной власти Пилата, он понял его, посочувствовал ему. Он не думал о себе, и в этом заключена сила человеческого добра, которую воплощает в себе Иешуа. Он, в отличие от Иисуса Евангелий не ходит по воде, не воскрешает мертвых, но совершает настоящее чудо: он полюбил человека, который угрожал его жизни, дал ему место в своей душе. Итак, добро по Булгакову - это любовь, это способность дать в своей душе место другому человеку, помочь ему, чем-то пожертвовать ради него. = Почему же тогда Пилату было недостаточно того, что Иешуа простил его? Почему на последних страницах романа Пилат спрашивает у Иешуа: Ведь казни не было? Молю тебя, скажи, не было? 3 группа. Пилат повинен в том, что по его приказу казнили невиновного, и за это Воландом ему определено наказание. Но Пилата мучит его вина, и значит, он заслуживает прощения, потому что он стал другим, и прошлый грех с него надо снять. И Иешуа совершает второе чудо - чудо милосердия. Поэтому добро - это еще и милосердие. Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного напоминает Левия Матвея, ученика Иешуа, который ради учителя готов пожертвовать собой. Маргарита ради своего возлюбленного вступает в соглашение с самим Дьяволом! Но как только она узнает историю Фриды, она уже не смеет просить для себя, ей важнее спасти раскаявшегося человека, поскольку только человек способен простить другого. В мире всегда должно сохраняться равновесие между добром, милосердием и справедливостью. В романе Булгакова это равновесие сохраняют Иешуа и Воланд.
= Определите, какова же центральная проблема романа. ("Все люди добрые" - это символ веры самого писателя. Он хочет верить в силу добра, силу милосердия, силу любви. Он не верит в обличения, этим человека не исправишь. Человек может измениться, если только этого захочет сам. Но чтобы он захотел, его такого, как он есть, нужно полюбить, суметь понять.)
= Как тема добра и зла решается авторами современной литературы? (Домашнее задание к уроку внеклассного чтения) |
Информационные технологии и анализ художественного текста Выпускная... Ит при анализе художественного текста определяется актуальность изучения данной темы. В настоящем реферате будут рассмотрены вспомогательные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, творческие работы детей; совершенствовать навык... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Интерпретация художественного текста» Умкд «Интерпретация художественного текста». Направление подготовки: магистратура | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока исследование поэтического текста (стихотворения Ф. И. Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»); становление навыка анализа... | ||
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с использованием электронных Обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста | Тема: «Миссия Аршакидов» Взаимоотношения Парфии, Рима и Иудеи через призму «Иудейских древностей» | ||
Исследовательская работа ученицы 9 класса Взаимоотношения Парфии, Рима и Иудеи через призму «Иудейских древностей» | Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно,... | ||
Исследование художественных особенностей поэзии А. Н. Плещеева; поиск... Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений, авторов- о. С.... | Фразеологизмы как способ репрезентации языковой личности автора художественного... Фразеологизмы как способ репрезентации языковой личности автора художественного текста | ||
Н. В. Горбель стилистические средства художественного текста Поскольку художественная – вторичная информация базируется все же на первичной – языковой – информации, то по каждому фрагменту текста... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Инновационное российское общество через призму государственно-конфессиональных отношений | ||
Рабочая программа дисциплины история удмуртии направление подготовки «Международные отношения» Удмуртии сквозь призму профессиональных компетенций, через профессиональные нормы оценивать исторические явления, события, процессы... | Занятие Тема: «Введение. Понятие художественной литературы как письменной... ... | ||
Урок в 7 классе по теме «Смерть ради жизни» Однако, познакомившись со следующим фрагментом текста, те учащиеся, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться... | «Герои земли Ярославской» день информации к 65-летию Великой Победы 6-9 кл. 2 кв «Тверицы через призму времени»: информационный список литературы к 635-летию со времени возникновения Тверицкой слободы |