Исследование художественного текста через призму рабочей версии





Скачать 149.13 Kb.
НазваниеИсследование художественного текста через призму рабочей версии
Дата публикации23.07.2014
Размер149.13 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Литература > Исследование

Соловьева Л.В., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

СОШ №1 города Костромы
Всякий художественный текст есть тайна, есть загадка, которую нужно разгадать. Психолог Р. Шакуров считает, что преодоление барьеров в познании является изначальной потребностью человека. В процессе такого активного познания — "преодоления барьеров" — происходит развитие, интеллектуальный и личностный рост. Тем и ценен художественный текст, что он таинственен, что его содержание скрыто и требует значительных усилий для своего раскрытия, разгадки. Использовать эту особенность художественного текста, поставив перед учениками ряд проблем (психологических, нравственных, философских), которые им захотелось бы разрешить, и есть задача учителя литературы. Для решения этих проблем в рамках компетентностно-ориентированного обучения можно использовать технологию учебного исследования.

Структурная схема урока - исследования.

Этапы урока-исследования.

ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ



СТОЛКНОВЕНИЕ С РАБОЧЕЙ ВЕРСИЕЙ
ВЫДВИЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ ВЕРСИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РАБОЧЕЙ ВЕРСИИ
ВЫДВИЖЕНИЕ ИТОГОВОЙ ВЕРСИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Основная цель этапа - провести необходимый инструктаж учащихся, подготовить тексты, через систему классных и домашних заданий вывести школьников на уровень, необходимый для их успешного участия в исследовании. Учителю - "проиграть" возможные варианты хода исследования.
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Столкновение с проблемой.

Основные цели этапа:

  • мотивировать работу учащихся;

  • продемонстрировать элемент художественного текста, который будет положен в основу исследования;

  • сформулировать проблему исследования.

Общее требование: выбранный для демонстрации элемент текста должен быть ярким, динамичным, предельно открытым для связей с другими элементами художественного текста, обладать способностью "обрастать" в ходе исследования смысловыми значениями, которые затем помогут учителю вывести школьников на понимание идейного содержания произведения.

ВТОРОЙ ЭТАП. Выдвижение рабочей версии.

Выдвижение рабочей версии исследования - центральный этап учебного процесса как исследования художественного текста. От того, насколько увлекла школьников рабочая версия - подготовленная, в свою очередь, столкновением с проблемой - зависит их заинтересованность в ходе исследования. Чем интереснее, неожиданнее версия, тем сильнее мотивация. Не стоит забывать, что исследование носит обучающий характер, потому версия может быть заведомо ошибочной; ее опровержение - также положительный результат исследования.

ТРЕТИЙ ЭТАП. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.

Направляя исследование художественного текста через призму рабочей версии, учитель стремится к тому, чтобы вывести учащихся к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Выдвижение итоговой версии исследования.

Цель этапа - через рассмотренные художественные особенности произведения выйти на его идейное содержание.
ПЯТЫЙ ЭТАП. Подведение итогов исследования. Задачи этапа:

  • оценить результаты исследования, процесс их получения;

  • выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся;

  • показать перспективу использования полученных знаний.


Предлагаю разработку урока-исследования, построенного в соответствии с целями компетентностно-ориентированного обучения, со структурой урока-исследования.

Урок-исследование в 9 классе по теме "Проблематика романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

(по экспериментальной программе

Института образования и развития личности)
Цель урока:

Определить и решить основную проблему романа – проблему добра и зла.

Задачи урока:

  1. Формирование компетентности «Решение проблемы»

  2. Формирование коммуникативной компетентности.

Место урока в системе занятий:

  • Заключительный урок по роману

Основные понятия:

  • Сюжет;

  • Система персонажей (образов)

  • Элементы текста




  1. Столкновение с проблемой.

Демонстрация.

Задание. Почитайте эпиграф к роману и вдумайтесь в его смысл:

…так кто ж ты наконец?

- Я – Часть той силы, что вечно

Хочет зла и вечно совершает благо.

Гете «Фауст».

= Как понимать такое противоречие?

=Какую проблему необходимо решить?

(Примерные ответы учащихся.

Почему в мире существует зло, почему оно часто торжествует над добром?

Что есть добро для человека и что есть для него зло?

Как победить зло и возможно ли это вообще?

Как проблему добра и зла решает в своем романе М.А.Булгаков?)
= Центральный образ в романе для понимания этой проблемы – это, конечно, образ Воланда. Но как относиться к нему? Действительно ли в нем воплощено зло? А что если Воланд – положительный герой? В том самом доме в Москве, где некогда жил писатель и где находится «нехорошая» квартира № 50, на стене в подъезде уже в наше время кто-то изобразил голову Воланда и под ней написал: «Воланд, приходи, слишком много дряни развелось». Это, так сказать, народное восприятие Воланда и его роли, и если оно верно, то Воланд не только не является воплощением зла, но он-то и есть главный борец со злом! Так ли это? Разобраться в этом нам поможет сам М.А.Булгаков и его произведение.
2. Выдвижение рабочих версий исследования.
Учащиеся делятся на группы и получают материалы для исследования. По ходу выполнения задания выдвигают свою рабочую версию исследования, аргументируют ее. Учащиеся других групп либо подтверждают либо опровергают рабочую версию.
Группа № 1.

1. Выделите в романе сцены "Жители Москвы" и "Нечистая сила". Что хотел сказать этими сценами автор? Зачем ему понадобился Воланд и его приближенные? Как изображен в романе Воланд? Что в нем воплощено: добро или зло?

Группа № 2.

1. Проанализируйте ершалаимские главы в романе. Что такое добро по Булгакову? Что представлял собой Пилат до знакомства с Иешуа? Какие чувства у вас вызывает прокуратор Иудеи? Почему он так ожесточен? Какого человека видит в Пилате Иешуа? С чего начинается победа Иешуа над Пилатом?
Группа № 3

  1. Проанализируйте образ Маргариты в романе. Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как она вернет свою любовь?

  2. Проанализируйте главу 24. Почему Маргарита, вместо того, чтобы спасти Мастера, заботится о Фриде?

  3. Исследование художественного текста через призму рабочих версий групп.


Примерные ответы учащихся.

  1. группа.

В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы: Никаноры Ивановичи, Алоизии Могарычи, Варенухи и Лиходеевы - они лгут, наушничают, воруют, берут взятки, и до тех пор, пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удается. Но вот появляется "нечистая сила", и эти мерзавцы вмиг оказываются разоблаченными и наказанными. Подручные Воланда (как и он сам) всесильны и всезнающи. Любого они видят насквозь, обмануть их невозможно.моментальное и точнейшее определение - и за ним следует строго соответствующее наказание по "заслугам". Все это напоминает идеальную карательную систему. Ведь Воланд и его свита защищают и Мастера. К ним можно относиться только с симпатией. Они могут быть носителями добра в романе.
= Критик Л.Левина считает: "Сатана - это соблазнитель, искуситель человека, он во всем и во всех видит дурную сторону. Предполагая в людях злое, он провоцирует его появление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? = Изменяет ли Сатана людей или только вскрывает их пороки? Т.о., мы видим, что Воланд и его свита воплощают в романе принцип справедливости, возмездия, но добра не несут.

=Так кто же воплощает в романе добро?

  1. группа.

Воланд и К° разоблачают и наказывают зло, но не превращают его в добро, подлинное же добро превращает злого в доброго. Это злое, превращающееся в доброе, в ершалаимских главах воплощено в образе Пилата. До знакомства с Иешуа это жестокий палач и деспот по отношению к подвластным ему и угодливый служака по отношению к тем, кто властен над ним. Но Пилат не вызывает отвращения, он вызывает сочувствие. Он одинок, у него нет ни одного близкого человека. Пилат зол и жесток потому, что он несчастен. Это видит Иешуа и с этого начинается его победа над Пилатом, победа над злом. Иешуа у Булгакова не Иисус, а обычный человек, он боится боли, он не хочет умирать. И вот, находясь в полной власти Пилата, он понял его, посочувствовал ему. Он не думал о себе, и в этом заключена сила человеческого добра, которую воплощает в себе Иешуа. Он, в отличие от Иисуса Евангелий не ходит по воде, не воскрешает мертвых, но совершает настоящее чудо: он полюбил человека, который угрожал его жизни, дал ему место в своей душе. Итак, добро по Булгакову - это любовь, это способность дать в своей душе место другому человеку, помочь ему, чем-то пожертвовать ради него.
= Почему же тогда Пилату было недостаточно того, что Иешуа простил его? Почему на последних страницах романа Пилат спрашивает у Иешуа: Ведь казни не было? Молю тебя, скажи, не было?
3 группа.

Пилат повинен в том, что по его приказу казнили невиновного, и за это Воландом ему определено наказание. Но Пилата мучит его вина, и значит, он заслуживает прощения, потому что он стал другим, и прошлый грех с него надо снять. И Иешуа совершает второе чудо - чудо милосердия. Поэтому добро - это еще и милосердие.

Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного напоминает Левия Матвея, ученика Иешуа, который ради учителя готов пожертвовать собой. Маргарита ради своего возлюбленного вступает в соглашение с самим Дьяволом! Но как только она узнает историю Фриды, она уже не смеет просить для себя, ей важнее спасти раскаявшегося человека, поскольку только человек способен простить другого. В мире всегда должно сохраняться равновесие между добром, милосердием и справедливостью. В романе Булгакова это равновесие сохраняют Иешуа и Воланд.

  1. Выдвижение итоговой версии исследования,


= Определите, какова же центральная проблема романа.

("Все люди добрые" - это символ веры самого писателя. Он хочет верить в силу добра, силу милосердия, силу любви. Он не верит в обличения, этим человека не исправишь. Человек может измениться, если только этого захочет сам. Но чтобы он захотел, его такого, как он есть, нужно полюбить, суметь понять.)

  1. Подведение итогов исследования.


= Как тема добра и зла решается авторами современной литературы? (Домашнее задание к уроку внеклассного чтения)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconИнформационные технологии и анализ художественного текста Выпускная...
Ит при анализе художественного текста определяется актуальность изучения данной темы. В настоящем реферате будут рассмотрены вспомогательные...
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, творческие работы детей; совершенствовать навык...
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Интерпретация художественного текста»
Умкд «Интерпретация художественного текста». Направление подготовки: магистратура
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока исследование поэтического текста (стихотворения Ф. И. Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»); становление навыка анализа...
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе с использованием электронных
Обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconТема: «Миссия Аршакидов»
Взаимоотношения Парфии, Рима и Иудеи через призму «Иудейских древностей»
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconИсследовательская работа ученицы 9 класса
Взаимоотношения Парфии, Рима и Иудеи через призму «Иудейских древностей»
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconРабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста»
Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно,...
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconИсследование художественных особенностей поэзии А. Н. Плещеева; поиск...
Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений, авторов- о. С....
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconФразеологизмы как способ репрезентации языковой личности автора художественного...
Фразеологизмы как способ репрезентации языковой личности автора художественного текста
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconН. В. Горбель стилистические средства художественного текста
Поскольку художественная – вторичная информация базируется все же на первичной – языковой – информации, то по каждому фрагменту текста...
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Инновационное российское общество через призму государственно-конфессиональных отношений
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconРабочая программа дисциплины история удмуртии направление подготовки «Международные отношения»
Удмуртии сквозь призму профессиональных компетенций, через профессиональные нормы оценивать исторические явления, события, процессы...
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconЗанятие Тема: «Введение. Понятие художественной литературы как письменной...
...
Исследование художественного текста через призму рабочей версии iconУрок в 7 классе по теме «Смерть ради жизни»
Однако, познакомившись со следующим фрагментом текста, те учащиеся, версии которых не совпали с авторской, должны спокойно отказаться...
Исследование художественного текста через призму рабочей версии icon«Герои земли Ярославской» день информации к 65-летию Великой Победы 6-9 кл. 2 кв
«Тверицы через призму времени»: информационный список литературы к 635-летию со времени возникновения Тверицкой слободы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск