Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 80.31 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.12.2013
Размер80.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Конспект урока литературы по теме:

«Ф. И. Тютчев. Философия любви.

Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…» (1864г.)»
Цель урока - исследование поэтического текста (стихотворения Ф. И. Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»); становление навыка анализа текста художественного произведения; развитие логического мышления школьников, их коммуникативных способностей и речевых умений; воспитание любви к родному слову.
Задачи урока:

  1. Формирование у учащихся представлений о философских основах лирики Ф.И.Тютчева.

  2. Выявление специфики тютчевской любовной лирики (антиномия «жизнь-смерть»; трагичность любви; любовь – чувство, соединяющее бытие и небытие).

  3. Формирование следующих умений, связанных с анализом поэтического текста:

  • выявление темы и идеи стихотворения;

  • анализ композиции;

  • определение стихотворного размера;

  • выявление авторской позиции через фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую организацию текста.

  1. Развитие речи учащихся, формирование умения кратко формулировать выводы о прочитанном.


План урока.

    1. Проверка домашнего задания – 5 мин.

    2. Постановка цели урока.

    3. Чтение стихотворения учителем – 1 мин.

    4. Анализ стихотворения (по группам) – 10 мин.

    5. Обсуждение выводов, сделанных каждой группой – 20 мин.

    6. Подведение итогов - 6 мин.

    7. Выставление оценок – 2 мин.

    8. Домашнее задание – 1 мин.


Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания (5 мин.). Фронтальный опрос с использованием ИКТ как средства самоконтроля и самокоррекции учащихся1.

На предыдущем уроке мы говорили о теме любви в творчестве Федора Ивановича Тютчева. Сегодня перед вами стоит сложная задача: вы попытаетесь самостоятельно проанализировать одно из стихотворений Денисьевского цикла. Для этого вспомним ряд важных моментов:

    1. Кому посвящен Денисьевский цикл?

    2. Почему стихотворения, посвященные Е. А. Денисьевой, называют лирическим циклом?

    3. Какой предстает любовь в лирике Ф. И. Тютчева, поэта-философа?

    4. Каков герой этого лирического цикла?

    5. Какова героиня?

(После ответа учащегося показывается слайд, который помогает выявить полноту ответа школьника).


  1. Постановка цели урока.

В данном контексте мы обращаемся к одному из «денисьевских» стихотворений Тютчева, написанному в 1864 году, вскоре после смерти Елены Александровны. В этом стихотворении автор вспоминает о роковом дне ее ухода и пишет о той боли, которая охватила его душу.


  1. Чтение стихотворения. Текст стихотворения выведен на слайд (1 мин.)

  2. Анализ текста (10 мин.)

1) Вопросы на первоначальное восприятие стихотворения.

Каково настроение этого стихотворения?

Какие мысли оно у вас вызвало?
2) Организация работы по анализу стихотворения в малых группах. Используются ИКТ при подготовке дидактического материала к урокам.

Теперь я попрошу вас исследовать этот поэтический текст на разных уровнях. Получите, пожалуйста, задания и справочные материалы2.

1-я группа будет анализировать лексико-морфологический уровень,

2-я – фонетический,

3-я – ритмический,

4-я – синтаксический.

3) Самостоятельная работа в группах.

Групповые задания.

1-я группа

Лексико-морфологический уровень.
1. Определите основной композиционный прием, использованный в стихотворении.

_____________________________________________________________________________
2. Какая антонимическая пара, встречающаяся в стихотворении, лучше всего отражает суть произведения?

_____________________________________________________________________________
3. Определите ключевые слова, наполняющие содержанием каждое из понятий.














4. Отметьте ключевые слова, характеризующие состояние героини.
5. В каких строках стихотворения и почему лексический ряд меняется?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Почему одно слово в тексте выделено курсивом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. С каким словом оно рифмуется? __________________________________________________
8. Объясните, почему эти два слова даны в форме инфинитива, тогда как все остальные глаголы стоят в прошедшем времени?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Сделайте вывод о лексико-морфологической системе стихотворения и ее связи с основной авторской мыслью.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2-я группа

Фонетический уровень.
1. Определите основной композиционный прием, использованный в стихотворении.

_____________________________________________________________________________
2. Каким образом этот композиционный прием влияет на фонетическое звучание стихотворения?

А) Какие гласные звуки доминируют в стихотворении? ________________________________

Как называется такой прием звукописи? _____________________________________________

Какую тему стихотворения они озвучивают, какое настроение передают?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Б) Какие согласные поддерживают эту же тему, решая основную авторскую задачу?

_____________________________________________________________________________

Как называется такой прием звукописи? _____________________________________________

Какой звуковой образ создают эти согласные?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
В) Какие строки по звучанию резко отличаются от остальных? Выпишите их или отметьте в тексте.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Г) За счет какого звука происходит изменение? _______________________________________

Какую тему он озвучивает? ________________________________________________________
3. Сделайте вывод о фонетической организации стихотворения и ее связи с основной авторской мыслью.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3-я группа

Ритмический уровень.
1. Определите основной композиционный прием, использованный в стихотворении.

_____________________________________________________________________________
2. Проследите, как в ритмической структуре стиха «работает» этот прием.

А) Проставьте в стихотворении ударения и определите размер.

_____________________________________________________________________________
Б) Меняется ли количество ударений в поэтических строках? ___________________________

Если меняется, как вы объясните изменения с точки зрения авторской мысли?

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Меняется ли количество стоп в строках? __________________________________________

Если меняется, как вы объясните изменения с точки зрения авторской мысли?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сделайте вывод о ритмическом узоре стихотворения и его связи с основной авторской мыслью.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4-я группа

Синтаксический уровень.
1. Определите основной композиционный прием, использованный в стихотворении.

_____________________________________________________________________________
2. Проанализировав стихотворение по строфам, проследите, как данный композиционный прием «прорастает» в синтаксисе стихотворения.

А) Определите синтаксическую конструкцию первого предложения (1-я строфа).

_____________________________________________________________________________
Какие центральные образы вы нашли в первой строфе?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему использован союз и?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На сколько смысловых частей распадается предложение? ______________________________
Что, по-вашему, символизируют эти части?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Почему во второй строфе автор настойчиво использует повторяющийся союз и при однородных сказуемых? Как называется этот прием?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как трансформируется образ героини по сравнению с первой строфой?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каков смысл тире?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Какие синтаксические конструкции вы обнаружили в третьей строфе? Для чего автор использует каждую из них?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Почему последняя строфа отделена от остальных отточием?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Д) Как звучит голос лирического героя в последней строфе, каково его психологическое состояние и как это отражено в конструкции предложений и в пунктуации?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сделайте вывод о синтаксическом построении стихотворения и его связи с основной авторской мыслью.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Выступления лидеров групп с последующим включением ИКТ для самоконтроля и самокоррекции (20 мин.).




  1. Обобщение с использованием ИКТ как средства иллюстрации (6 мин.).


Как видим, стихотворение построено на антитезе. Антитеза «жизнь-смерть» - одна из ведущих оппозиций в лирике Ф. И. Тютчева. Как мы выяснили, в сознании поэта жизнь, любовь и смерть соединены неразрывной связью. Такая взаимосвязь делает любовь чувством трагичным в своей основе, ибо человек не вечен на земле. Этой мысли подчинена лексическая система стихотворения, в которой противостоят и в то же время сосуществуют, проникая друг в друга, образы жизни и смерти; от нее зависит звуковая организация стихотворения; именно это в полной мере проявляет синтаксический уровень.
Роковая взаимосвязь, подчеркнутая Тютчевым, буквально переворачивает нам души, когда мы читаем финал стихотворения. В чем же его загадка? Какие образы возникают у вас, когда заканчиваете чтение? Что слышится за финальным многоточием?

Не кажется ли вам, что за финальным многоточием скрывается молчание, которое сродни молчанию, о котором говорит Гамлет: «Дальнейшее - молчание»…

Всеобъемлющая, всепроникающая тишина, не нарушаемая ни единым звуком…

И это молчание, эта тишина – символы безутешного горя, невыносимого, буквально окаменевшего страдания.

Моцартовский «Реквием», бессмертная «Лакримоза», наверное, лучше всего может передать это состояние человеческой души.

Звучит «Реквием». Музыка сопровождается слайдом с портретами Ф. И. Тютчева и Е. А. Денисьевой, а также литературной иллюстрацией (время использования слайда - 1 мин.).

Героиня умирает с мыслью о жизни. Ее последние слова – сознательное признание жизни в любви, а герой остается жить с мыслью о смерти. Однако души бессмертны, поэтому их союз, «союз души с душой родной», делает вечной и любовь. Все последующие стихотворения Денисьевского цикла будут обращением в высший мир, к «ангелу», к ней, «так до конца умевшей страдать, молиться, верить и любить». Так любовь становится способом преодоления одиночества, «страдальческого застоя», «окаменения души». В одном из более поздних стихотворений Тютчев напишет:

О Господи, дай жгучего страданья

И мертвенность души моей рассей:

Ты взял ее, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь по ней…

  1. Выставление оценок за урок (2 мин.).




  1. Домашнее задание (1 мин.).

Составить развернутый план ответа на вопрос «Философские мотивы в лирике Ф.И.Тютчева», включив в него краткий анализ стихотворений, иллюстрирующих основные тезисы ответа.
Общее время использования ИКТ на уроке – 15 мин. 15 сек.


1 См. презентацию к уроку.

2 Справочные материалы (схема анализа стихотворения) приведены после конспекта урока, на страницах 29-36.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск