Скачать 80.31 Kb.
|
Конспект урока литературы по теме: «Ф. И. Тютчев. Философия любви. Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…» (1864г.)» Цель урока - исследование поэтического текста (стихотворения Ф. И. Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»); становление навыка анализа текста художественного произведения; развитие логического мышления школьников, их коммуникативных способностей и речевых умений; воспитание любви к родному слову. Задачи урока:
План урока.
Ход урока.
На предыдущем уроке мы говорили о теме любви в творчестве Федора Ивановича Тютчева. Сегодня перед вами стоит сложная задача: вы попытаетесь самостоятельно проанализировать одно из стихотворений Денисьевского цикла. Для этого вспомним ряд важных моментов:
(После ответа учащегося показывается слайд, который помогает выявить полноту ответа школьника).
В данном контексте мы обращаемся к одному из «денисьевских» стихотворений Тютчева, написанному в 1864 году, вскоре после смерти Елены Александровны. В этом стихотворении автор вспоминает о роковом дне ее ухода и пишет о той боли, которая охватила его душу.
1) Вопросы на первоначальное восприятие стихотворения. Каково настроение этого стихотворения? Какие мысли оно у вас вызвало? 2) Организация работы по анализу стихотворения в малых группах. Используются ИКТ при подготовке дидактического материала к урокам. Теперь я попрошу вас исследовать этот поэтический текст на разных уровнях. Получите, пожалуйста, задания и справочные материалы2. 1-я группа будет анализировать лексико-морфологический уровень, 2-я – фонетический, 3-я – ритмический, 4-я – синтаксический. 3) Самостоятельная работа в группах. Групповые задания. 1-я группа Лексико-морфологический уровень. 1. Определите основной композиционный прием, использованный в стихотворении. _____________________________________________________________________________ 2. Какая антонимическая пара, встречающаяся в стихотворении, лучше всего отражает суть произведения? _____________________________________________________________________________ 3. Определите ключевые слова, наполняющие содержанием каждое из понятий.
4. Отметьте ключевые слова, характеризующие состояние героини. 5. В каких строках стихотворения и почему лексический ряд меняется? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Почему одно слово в тексте выделено курсивом? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. С каким словом оно рифмуется? __________________________________________________ 8. Объясните, почему эти два слова даны в форме инфинитива, тогда как все остальные глаголы стоят в прошедшем времени? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Сделайте вывод о лексико-морфологической системе стихотворения и ее связи с основной авторской мыслью. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2-я группа Фонетический уровень. 1. Определите основной композиционный прием, использованный в стихотворении. _____________________________________________________________________________ 2. Каким образом этот композиционный прием влияет на фонетическое звучание стихотворения? А) Какие гласные звуки доминируют в стихотворении? ________________________________ Как называется такой прием звукописи? _____________________________________________ Какую тему стихотворения они озвучивают, какое настроение передают? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Б) Какие согласные поддерживают эту же тему, решая основную авторскую задачу? _____________________________________________________________________________ Как называется такой прием звукописи? _____________________________________________ Какой звуковой образ создают эти согласные? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ В) Какие строки по звучанию резко отличаются от остальных? Выпишите их или отметьте в тексте. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Г) За счет какого звука происходит изменение? _______________________________________ Какую тему он озвучивает? ________________________________________________________ 3. Сделайте вывод о фонетической организации стихотворения и ее связи с основной авторской мыслью. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3-я группа Ритмический уровень. 1. Определите основной композиционный прием, использованный в стихотворении. _____________________________________________________________________________ 2. Проследите, как в ритмической структуре стиха «работает» этот прием. А) Проставьте в стихотворении ударения и определите размер. _____________________________________________________________________________ Б) Меняется ли количество ударений в поэтических строках? ___________________________ Если меняется, как вы объясните изменения с точки зрения авторской мысли? _____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В) Меняется ли количество стоп в строках? __________________________________________ Если меняется, как вы объясните изменения с точки зрения авторской мысли? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Сделайте вывод о ритмическом узоре стихотворения и его связи с основной авторской мыслью. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4-я группа Синтаксический уровень. 1. Определите основной композиционный прием, использованный в стихотворении. _____________________________________________________________________________ 2. Проанализировав стихотворение по строфам, проследите, как данный композиционный прием «прорастает» в синтаксисе стихотворения. А) Определите синтаксическую конструкцию первого предложения (1-я строфа). _____________________________________________________________________________ Какие центральные образы вы нашли в первой строфе? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Почему использован союз и? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ На сколько смысловых частей распадается предложение? ______________________________ Что, по-вашему, символизируют эти части? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Б) Почему во второй строфе автор настойчиво использует повторяющийся союз и при однородных сказуемых? Как называется этот прием? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как трансформируется образ героини по сравнению с первой строфой? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Каков смысл тире? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В) Какие синтаксические конструкции вы обнаружили в третьей строфе? Для чего автор использует каждую из них? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Г) Почему последняя строфа отделена от остальных отточием? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Д) Как звучит голос лирического героя в последней строфе, каково его психологическое состояние и как это отражено в конструкции предложений и в пунктуации? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Сделайте вывод о синтаксическом построении стихотворения и его связи с основной авторской мыслью. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как видим, стихотворение построено на антитезе. Антитеза «жизнь-смерть» - одна из ведущих оппозиций в лирике Ф. И. Тютчева. Как мы выяснили, в сознании поэта жизнь, любовь и смерть соединены неразрывной связью. Такая взаимосвязь делает любовь чувством трагичным в своей основе, ибо человек не вечен на земле. Этой мысли подчинена лексическая система стихотворения, в которой противостоят и в то же время сосуществуют, проникая друг в друга, образы жизни и смерти; от нее зависит звуковая организация стихотворения; именно это в полной мере проявляет синтаксический уровень. Роковая взаимосвязь, подчеркнутая Тютчевым, буквально переворачивает нам души, когда мы читаем финал стихотворения. В чем же его загадка? Какие образы возникают у вас, когда заканчиваете чтение? Что слышится за финальным многоточием? Не кажется ли вам, что за финальным многоточием скрывается молчание, которое сродни молчанию, о котором говорит Гамлет: «Дальнейшее - молчание»… Всеобъемлющая, всепроникающая тишина, не нарушаемая ни единым звуком… И это молчание, эта тишина – символы безутешного горя, невыносимого, буквально окаменевшего страдания. Моцартовский «Реквием», бессмертная «Лакримоза», наверное, лучше всего может передать это состояние человеческой души. Звучит «Реквием». Музыка сопровождается слайдом с портретами Ф. И. Тютчева и Е. А. Денисьевой, а также литературной иллюстрацией (время использования слайда - 1 мин.). Героиня умирает с мыслью о жизни. Ее последние слова – сознательное признание жизни в любви, а герой остается жить с мыслью о смерти. Однако души бессмертны, поэтому их союз, «союз души с душой родной», делает вечной и любовь. Все последующие стихотворения Денисьевского цикла будут обращением в высший мир, к «ангелу», к ней, «так до конца умевшей страдать, молиться, верить и любить». Так любовь становится способом преодоления одиночества, «страдальческого застоя», «окаменения души». В одном из более поздних стихотворений Тютчев напишет: О Господи, дай жгучего страданья И мертвенность души моей рассей: Ты взял ее, но муку вспоминанья, Живую муку мне оставь по ней…
Составить развернутый план ответа на вопрос «Философские мотивы в лирике Ф.И.Тютчева», включив в него краткий анализ стихотворений, иллюстрирующих основные тезисы ответа. Общее время использования ИКТ на уроке – 15 мин. 15 сек. 1 См. презентацию к уроку. 2 Справочные материалы (схема анализа стихотворения) приведены после конспекта урока, на страницах 29-36. |