Тема: «Миссия Аршакидов»





Скачать 311.79 Kb.
НазваниеТема: «Миссия Аршакидов»
страница1/3
Дата публикации07.11.2014
Размер311.79 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3


Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

“ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”

Направление: история


Тема: «Миссия Аршакидов»


Куприянова Варвара
ГБОУ Гимназия 1505
10 класс

Научный руководитель:
Наумов Леонид Анатольевич, к.и.н.

г. Обнинск, 2012/2013 учебный год

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1

Описание коллекции монет музея гимназии №1505……………………………………………………………………………………..4

Глава 2

2.1. Основные положения теории Г. А. Кошеленко………………………………………………………………………………..8

2.2. Артабан II по нарративным источникам……………………………………………………………………………....9

2.3. Артабан по нумизматическим источникам………………………………………………………………………………11

Глава 3

Взаимоотношения Парфии, Рима и Иудеи через призму «Иудейских древностей»………………………………………………………………………………13

Список используемой литературы………………………………………………………………………………15

Приложения……………………………………………………………………………...16

Введение

Свыше четырехсот веков на юго-западе Европы существовало Парфянское государство. Собственно, такое название оно получило только после захвата племенем парнов всего Ирана. До этого, знаменательного для истории Парфии события, правящей династией были Селевкиды, наделенные абсолютной властью, но, тем не менее, подчинявшиеся грекам. После появилась династия Аршакидов (род велся от того самого Аршака, пришедшего с парнами), независимая и не подчинявшаяся другим народам. В конце концов, бурная политика Аршакидов привела к окончательному распаду ослабевшей империи Селевкидов (при Митридате II – 124-87 г. до н. э.).

История России, так или иначе, связана с историей Парфии: историческое ядро Парфиена находилась в Северной Туркмении на территории бывшего СССР. Собственно и «открытие» Парфии - заслуга в значительной мере российских ученых.

Один из важнейших вопросов, интересующих исследователей заключается в том, как Аршакидам удалось почти 400 лет, удерживать под своей властью многочисленные завоеванные территории. Предшествующая история Ближнего Востока и Средней Азии не дает нам таких примеров: персидское царство Ахеменидов просуществовало 200 лет, империя Александра Македонского распалась сразу после его смерти, да и Селевкиды смогли сохранить контроль над «ядром» своей державы (Сирия и Месопотамия) чуть более 150 лет. Между тем в 141 г. до н.э. войска Митридата II заняли Месопотамию, и с этого момента держава Аршакидов по праву может считаться одной из мировых империй. Она будет существовать до начала III века н.э. – 360 лет.

Собственно, парфянских письменных источников, рассказывающих о политической истории державы Аршакидов практически нет. До сих пор историки работают с текстами греческих и римских авторов: Плутарха, Тацита, Помпея Трога, Иосифа Флавия и др. Поэтому, не отказываясь от изучения письменных источников, я хотела рассмотреть единственный источник, созданный парфянами, отображающий парфянскую историю – монеты. Деньги – это идеальный способ воздействия на человека. Они все время используются в обращении и человек, неосознанно попадает в зависимость от той информации, которая содержится в них. В условиях, когда различные народы, входящие в империю говорят на разных языках, а большинство неграмотно – монета самый простой и доступный способ сообщить подданным о системе ценностей и идеологических приоритетах правителей.

В последние десятилетия развитие парфяноведения в нашей стране опирается на концепцию Г.А. Кошеленко. Он выдвигает гипотезу, согласно которой, происходившие события между римлянами и парфянами около I в. до н. э. – I в. н. э. можно объяснить гражданскими войнами в Парфии: разделением знати на две группировки «западников», поддерживающих Рим и «кочевников-варваров», предпочитающих вести независимую завоевательную политику. Отчасти, российский историк прав, но некоторых деталей он не замечает. В моем исследовании я попытаюсь доказать это с помощью парфянских монет.

Задачи исследования:

  1. Изучение исторических источников:

- изучение парфянских монет, в коллекции музея гимназии №1505.

- изучение сочинений Юстина (Помпея Трога), Тацита, Плутарха, Флавия;

  1. Изучение историографии Парфии:

- работа с книгой М. Колледжа «Парфяне. Последователи пророка Заратустры»

- работа с исследованиями Г.А. Кошеленко

  1. Выводы из проделанной работы.

  2. Изучение Артабана II по:
    - нарративным источникам (Тацит, Иосиф Флавий)
    - нумизматическим источникам (монеты из коллекции музея гимназии 1505; каталог Селвуда)

  3. Изучение специфики парфянской культуры указанного периода времени

Глава 1. Описание коллекции монет музея гимназии №1505
В процессе анализа парфянских монет была создана таблица, содержащая данные о парфянских монетах из коллекции музея гимназии. Монеты расположены в хронологическом порядке и атрибутированы по каталогу Селвуда.



Царь



Аверс



Реверс

Номер в каталоге Селвуда

Аршак I/II

(247-211 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, без бороды, царский головной убор – кирбасий

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

1-6

Артабан I

(211-191 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, длинная борода, царский головной убор – диадема, «ободка» нет

Сидящий на троне Аршак, богиня передает ему пальмовую ветвь

19-22

Артабан II

(128-124 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, длинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок» по краю монеты

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

61-63

Митридат II

(124-87 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, длинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок» (одинаковые драхмы и тетрадрахмы)

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук (алтаря нет)

23-29

Готарз I

(91-78 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, недлинная борода, царский головной убор – куллах, фарн

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

33

Синатрук I

(77-70 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, длинная (традиционная) борода, царский головной убор - куллах, фарн

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

34

Готарз II

(38-51 гг. н.э.)

Портрет: профиль влево, длинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок»

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

65-66

Вардан I

(39-47 гг. н.э.)

Портрет: профиль влево, короткая борода, царский головной убор – диадема, «ободок» по краю монеты

Сидящий на троне Аршак, богиня передает ему пальмовую ветвь

64

Вонон II

(51 г. н.э.)

Портрет: анфас, без бороды, царский головной убор – куллах, «ободок», две звезды


Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

67

Вардан II

(56-58 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, короткие борода и волосы (напоминает римскую прическу), царский головной убор – диадема, «ободок» по краю монеты (тетрадрахма)

Сидящий на троне Аршак богиня передает ему пальмовую ветвь

69

Вардан II

(56-58 гг. н.э.)

Портрет: профиль влево, длинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок» по краю монеты (драхма)

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

69

Вологез I

    1. н.э.)

1)Портрет: профиль влево, недлинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок»

2)Портрет: профиль влево, недлинная борода, царский головной убор – диадема, фарн, «ободок»

1)Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

2) Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

+ арамейские надписи

68, 70-71

Вологез III

(105-147 гг. н.э.)

1)Портрет: профиль влево, недлинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок» (драхма)

2) Портрет: профиль влево, короткая борода, царский головной убор – диадема/куллах, «ободок» (тетрадрахма)

1)Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

2) Сидящий на троне Аршак богиня передает ему пальмовую ветвь

78-79

Митридат IV Евпатор

(128-147 гг. до н.э.)

1)Портрет: профиль влево, короткая борода, царский головной убор – диадема, «ободок» по краю монеты

2)Портрет: профиль влево, короткая борода, царский головной убор – диадема, «ободка» нет

1)Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

2) Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

82

Вологез IV

(148-192 гг. н.э.)

1) Портрет: профиль влево, недлинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок»

2)Портрет: профиль влево, недлинная борода, царский головной убор – диадема

1)Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

2) Сидящий на троне Аршак богиня передает ему пальмовую ветвь

84


Как пишет А. Никитин, первые парфянские монеты были отчеканены при Аршаке или при одном из его ближайших преемников. На лицевой стороне этих серебряных драхм помещен портрет правителя в кирбасии; на оборотной — сидящий на троне без спинки царь или божество с луком в руке

Первое, на что я обратила внимание – греческие легенды монет.

ΑΡΣΑΚΟΥ - Аршак

ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΜΕΓΑΛΟΥ - великий царь

ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΒΑΣΙΛΕΩΝ - царь царей

ΝΙΚΑΤΟΡΟΣ – победитель и т.д.

То есть, несмотря на то, что держава Аршакидов формировалась в постоянной борьбе с греко-македонским Сирийским царством, парфянские цари использовали на монетах именно греческий язык.

Важным проявлением этой самой терпимости завоевателей по отношению к завоеванным и способом обеспечения лояльности населения только что завоеванного города, где греки составляли большинство, можно считать то, что начиная с Митридата I они именуют себя ΦΙΛΕΛΛΗΝΟΣ – (филэллин) - «любящий (благоволящий) эллинов».1

Кроме того я выяснила, что фигура сидящего Аршака на реверсе монеты скорее всего является подражанием фигуре Аполлона на монетах Селевкидов.



реверс, Аполлон реверс, Аршак
На первый взгляд может показаться, что парфяне просто скопировали греческую монету, изменив лишь поворот головы, но на самом деле это не так. Во-первых, на парфянских монетах цари преимущественно обладают восточной внешностью (в основном с длинной бородой); во-вторых, на реверсе монеты изображен не Аполлон, а Аршак. Кроме того у него в руках лук, который считался у иранцев особым атрибутом верховной власти и подчеркивал ее божественное происхождение. Лучник был изображен и на монетах Ахеменидов. Само по себе это не может не быть идеологическим и политическим вызовом традиции греко-македонского господства.2 Важным мне также показалось и то, что титулы парфянских царей восходят к месопотамской и персидской традиции: «великий царь, царь царей». Так что парфяне, взяв за основу чужие монеты, и, периодически изменяя легенду на вариант политически более удобный для них в конкретный момент, все же сумели «не утонуть» в чужой культуре, частично переняв ее, но и большей частью сохранив свою собственную.

Таким образом, где-то в начале II века до н. э. парфяне начинают понимать, что основной проблемой является не само завоевание какого-либо народа, а его удержание под своей властью (наглядным тому примером служила империя Александра Македонского). Парфяне, и это доказывают монеты, смогли найти решение этой проблемы. Благодаря их гибкой политике и восприимчивости к культуре других народов, Парфянское царство вместе с достаточно большим объемом завоеванных территорий просуществовало около 400 веков.

Как мы видим из таблицы, на протяжении правления всех указанных в ней Аршакидов, детали на монетах изменяются, вероятно, в зависимости от политической ситуации в стране. Особенно это заметно при наблюдении за т.н. «парфянском поворотом». Правда, в нашей коллекции таких монет нет.

Существуют три основные традиции в положении головы царя на монете:

  • поворот головы вправо - греко-македонская, а затем и римская (западная)

  • поворот головы влево - парфянская

  • поворот головы вправо - сасанидская

В парфянскую (и сасанидскую) эпоху практиковалось также фасовое изображение царя.3

Р. Варданян отмечает, что этим изменением поворота головы Аршак стремился отметить свою оппозиционность по отношению к Селевкидам, подчеркнуть, что это - монетный чекан новой династии. «Парфянский поворот», по-видимому, имел далеко идущие претензии — демонстрировать возникновение новой политической силы, «диамет­рально» противопоставляющей себя Селевкидам, выступающей против их гос­подства в Иране; эти притязания, как показал дальнейший ход развития истории, не были безосновательными. До появления левого поворота на парфянских монетах правый поворот не имел альтернативы и практиковался везде как неосознанная традиция. Определенное значение это явление приобрело именно с появлением «парфянского поворота». И только после этого феномен портретного поворота на монетах приобрел значение политического символа.4

Но за всю историю царствования династии Аршакидов, цари не раз оказывались изображенными с правым поворотом головы или в фас. В нашей коллекции это монета Вонона II.

Первое можно объяснить тем, что парфянские цари, завоевав несколько крупных эллинистических городов, вынуждены были проявлять терпимость по отношению к завоеванным. Именно поэтому на монетах периодически возникает правый поворот головы. Левый поворот головы, таким образом, оказывается более характерным для чеканки восточных (иранских) монетных дворов. И только при Митридате II устанавливается устойчивый поворот головы влево на монете, с этого времени утверждается общегосударственный иконографический эталон парфянской монеты.

Второй вопрос в настоящее время изучен недостаточно хорошо. Но существует, например, теория В.Г. Луконина, который считает, что, так же как и у Сасанидов, изображением царя в фас, возможно, выделяли тот или иной выпуск из серии монет (особые, праздничные выпуски и т.п.).

Кроме того, обращает на себя внимание, неожиданно появляющийся на монетах Синатрука I и Готарза I фарн (сияние над головой правителя) свидетельствует об обожествлении царя. Интересно то, что появляется он именно в смутные, трудные для людей времена, когда народу требовался символ единой сильной правящей династии.

Произошли парфяне от скифских изгнанников. Это следует из самого их наименования, поскольку на скифском языке слово «парфы» означает «изгнанники». Но парфяне не всегда были свободны и независимы. Первоначально, они были лишь небольшим кочевым племенем дахов, не имеющим большой территории. Но им удалось «своей доблестью достичь такого успеха, что они повелевают теми самыми народами, под властью которых они были ни чем иным, как скопищем рабов». Достигнуть подобных успехов этот народ смог лишь благодаря вмешательству некоего Аршака, который возглавил вторжение дахов в Парфию, в то время частично находившуюся под властью Селевкидов. Аршак также стал и основателем всей династии Аршакидов. «Память его парфяне чтили так, что с тех пор все парфянские цари нарекались именем Арсака». Это превратилось в традицию, более того, царь должен был, «иначе, это противоречило бы закону, происходить непременно из рода Аршакидов».

Возможно, именно из совокупности всех этих специфических особенностей в создании Парфянского царства, и возникла особая идеология Аршакидов. Эта важность происхождения, принадлежности к династии, к древнему роду, и легла в основу представления парфянских правителей об избранности или благословенности их рода. В Парфии складывается особый канон: его отражения заметны и в тронных именах царей и в данных нумизматики.

История Парфии воссоздавалась буквально по крупицам. Во-первых, из-за того, что сохранилось поистине мизерное количество информации: письменные источники отсутствуют, а результаты археологических раскопок довольно скудны. Во-вторых, потому что данные источников не совпадают. За всю, почти четырехсотлетнюю историю Парфянского царства, насчитывается лишь пара-тройка совпадений. Одно из них – время борьбы Вонона с Артабаном и последующее правление второго. На монете появляется имя правителя (см. предыдущую главу, легенда драхмы Вонона), следовательно, появляется уникальная возможность определить наверняка рамки его правления и соотнести данные нумизматики с письменными источниками.

Больше всего споров и сомнений вызывает у меня попытка объяснить причины «ухудшения» монеты при переходе власти от старшей ветви Аршакидов к младшей. Это «ухудшение – упрощение» выражается в:

А) уменьшении количества деталей, особенно заметном при изображении лица царя (сравним драхмы Митридата II и Артабана II)

Б) отказе от попыток сохранить на драхмах портретое сходство

В) ухудшении качества легенды и появлении большого количества ошибок

Монеты становятся более схематичными и примитивными, перестают быть художественным произведением.

Но каковы причины и смысл этого упрощения?.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Миссия Аршакидов» iconРеферат Тема: “Сравнение иранских армий в эпоху Аршакидов и Сасанидов”
Описание армии Аршакидов и ее сравнение с армией Римской республики и Римской империи 5
Тема: «Миссия Аршакидов» iconМиссия и стратегия детского дома №6 «Ласточка» Наша миссия – делать...
Стратегия детского дома до 2013 года – создавать условия максимально, приближенные к домашним, всесторонне воспитывать, качественно...
Тема: «Миссия Аршакидов» iconЭкономика развития; Россия: рамки реальности и контуры будущего;...
Основные труды: Экономика развития; Россия: рамки реальности и контуры будущего; Миссия России (гражданский манифест); Эффективное...
Тема: «Миссия Аршакидов» iconМиссия школы
Ключевые ценности, задающие идею образования в школе в социокультурном сообществе
Тема: «Миссия Аршакидов» iconМиссия школы- «От человека образованного – к человеку просвещенному»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема: «Миссия Аршакидов» iconПояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения
Тема: «Миссия Аршакидов» iconЦель (миссия) ооп
Бакалавр по направлению подготовки 040400 Социальная работа должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами...
Тема: «Миссия Аршакидов» iconПрограмма муниципального автономного образовательного учреждения лицей №2
Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы
Тема: «Миссия Аршакидов» iconДипломированный специалист
Миссия: Формирование конкурентоспособных, высокообразованных, способных к саморазвитию специалистов в сфере здравоохранения, на основе...
Тема: «Миссия Аршакидов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные термины и понятия: Миссия (Христос), христианство, ислам, нирвана, ступы, буддизм
Тема: «Миссия Аршакидов» iconАнализ учебно-воспитательной деятельности за 2010 2011 учебный год
...
Тема: «Миссия Аршакидов» iconМиссия духовной науки прежде и теперь
ЛЕ: a weatherman, a rainbow, a rainstorm, a barometer, a shower, a forecast, to forecast, to expect, daily, calm, mist, misty, changeable,...
Тема: «Миссия Аршакидов» iconОродских, республиканских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях
Миссия гимназии воспитание социально компетентной личности и гуманистическое сотрудничество с целью раскрытия и успешной реализации...
Тема: «Миссия Аршакидов» iconО духовном возрождении росии// Духовная миссия
Учебно-методический комплекс по «Психологии и педагогике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Тема: «Миссия Аршакидов» iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Миссия школы – формирование активной гражданской позиции учащихся, освоение ими универсальных интеллектуальных и гуманистических...
Тема: «Миссия Аршакидов» iconПубличный отчет муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Название, статус, историческая справка, нормативная основа деятельности, миссия, основные достижения, адрес, сайт, помещение, его...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск