Скачать 109.35 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 49 г.Томска МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урока математики в 6 классе Тема: Площадь круга. Длина окружности Форма работы: групповая Автор: учитель математики Симагина Э.В. Томск- 2010 Тема: Тема урока: «Длина окружности. Площадь круга» Цели урока:
Задачи:
Примечание: Для обеспечения условий высказывания версий, учащиеся объединяются в группы. Каждая группа выполняет задание на развитие умений, которые способствуют высказыванию версий - сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, предъявлять свое мнение. Подготовка к уроку:
Карты изготавливаются по числу групп. Карта содержит четыре задания. Особенность заданий заключается в том, что материал представлен в занимательной форме и некоторые из них предваряются литературным текстом. Это способствует вовлечению детей в выполнение поставленной задачи. Задания I и II направлено на развитие пространственного воображения. К первому заданию в каждую группу раздается по две карточки с изготовленным чертежом (карточки приведены ниже). В каждую группу раздается по две карточки – с простым и более сложным заданием. Задачи III и IV требуют применения исследовательских навыков.
Вместе с картой заданий, для того, чтобы направить детей на правильное решение, каждая группа получает «Карту выполнения задания», в которой задан алгоритм выполнения каждого задания.
Количество карт также соответствует количеству групп. В карте задан пошаговый алгоритм для решения соответствующих задач, предложенных в «Карте заданий».
При работе в группе, каждому из ее участников отводится определенная роль во время выполнения заданий. При этом участники группы сами должны распределить эти роли и зафиксировать позицию каждого при работе над заданиями в «Карте рефлексии». Заполненные карты анализируются учителем при выставлении индивидуальных оценок.
Количество колонок в «Карте рефлексии» соответствует количеству задач. В результате анализа ее заполнения, учитель получает возможность оценить не только степень участия каждого ребенка в выполнении всего объема предложенной работы, но и выявить проблемные области в знаниях, в пределах изученной темы, каждого ребенка. Продолжением «Карты рефлексии» выступает «Карта оценки». С учетом оценки, выставленной учащимся самому себе, и оценки, выставленной всеми участниками группы, проведя анализ «Карты рефлексии», учитель формирует итоговую оценку. Итоговая оценка может вычисляться как средний балл из всех трех оценок.
Ход урока:
Распределить учеников на 5-6 групп. Учитель: Сегодняшний урок будет посвящен закреплению навыков вычисления площади круга и длины окружности. Вам предстоит выполнить задания, направленные на развитие логического мышления, проявить себя исследователями.
Дать определения – диаметра, радиуса, круга, окружности, назвать величину числа Пи. Дать определение отношения, привести примеры. Рассказать формулы для определения длины окружности и площади круга. Учитель: Мы с вами вспомнили основные определения и формулы, которые предстоит применить при решении предложенных задач. А теперь переходим к основной части работы. У каждой группы на столе лежит два листа – «Карта заданий» и «Карта выполнения задания». Внимательно прочитайте текст, которым предваряется задача, он поможет вам окунуться в ситуацию, в которую попали герои и помочь им найти правильное решение. Решая задачу, четко следуйте предложенному алгоритму. После того, как задача решена, заполните «Карту рефлексии».
Учитель: Чему нас научил этот урок? Прежде всего тому, что знание математики необходимо нам в жизни. Знание математики помогает решить многие задачи, которые встречаются нам каждый день. Заполните «Карту оценивания». Поставьте оценки каждому участнику группы в соответствующих колонках. В последней колонке я поставлю свою оценку работы каждого. На следующем уроке мы проведем анализ выполнения заданий и разберем допущенные недочеты и ошибки. А так же я сообщу итоговую оценку каждого ученика, которая будет вычислена как среднее арифметическое всех трех оценок.
Домашнее задание творческого плана – изготовить наглядное пособие для изучения формулы площади круга, изготовить плакаты с формулами, в которых отразить ассоциации, возникающие при изучении формул. Методический анализ урока В классе, в котором проводился урок по предложенной методической разработке, обучается 31 ребенок. Все учащиеся были поделены на 5 групп с учетом их желания. Один ребенок принял решение работать самостоятельно. Одна из задач предложенного урока – определить умение учащихся выбирать собственную позицию (роль) при работе в группе. Вторая задача – закрепить изученный предметный материал, выявить детей, наиболее успешно освоивших тему. Анализ «Карты рефлексии показал, что большинство детей умеет не только выбрать для себя роль, но и переопределить ее в ходе выполнения разных заданий. Детям была дана возможность попробовать себя в разных ролях при решении четырех заданий. При этом в одной группе на протяжении всего урока руководителем выступал только один человек; одна группа работала без руководителя; в остальных трех группах организаторы работы в групп над разными заданиями менялись. В общей сложности роль руководителя работы группы выполняли 10 человек. При этом можно видеть, что в качестве руководителей, ребята называют одного и того же человека при выполнении двух, в одном случае трех, заданий. Т.е., ребенок, выполнив роль руководителя, организовав работу по выполнению одного задания, сам мог перейти к другому и выполнить уже не только роль руководителя, но и «вычислителя». Вторая позиция в «Карте рефлексии» - «Предложил решение». В большинстве случаев эта роль совпадает с ролью руководителя. В группе же, где ребята не определили руководителя, прослеживается та же самая тенденция с повтором фамилий, что и в трех других, где руководители группы менялись. Некоторые задания вызвали споры, что видно при анализе «Карт рефлексии», т.е. было предложено другое решение, причем в большинстве случаев второе решение было верным. Это показывает умение детей выдвигать свои версии, аргументировать их. В общей сложности другое решение, принятое группами, предложили 7 человек. При этом 5 человек предложили более рациональное и верное решение по сравнению с первоначальным вариантом, предложенным руководителем группы. В позиции «решателя» проявили себя только 12 человек. В остальных случаях и эту позицию на себя примерили те ребята, которые предлагали решение. Та же, наиболее инициативная группа детей, выступала и в роли консультантов. Итак, в итоге можно увидеть следующую картину: приняли участие в работе групп -30 человек; роль руководителя, а в большинстве случаев и предлагали решение, выполняли 10 человек; предложили собственную версию решения – 7 человек; только выполняли расчеты – 12 человек; в роли консультантов выступили 12 человек. Таким образом, проведя анализ «Карты рефлексии», можно сделать вывод, что большинство детей освоили тему урока. Есть дети, которые могут выдвигать собственные версии и доказывать их правомерность. Определилась группа детей, которые могут выступить в роли консультантов для ребят, испытывающих трудности в освоении темы в целом или ее фрагментов. Результатом работы группы стал отчет с выполненными заданиями. Соотнеся правильность выполнения задания с долей участия в их выполнении, которую очень хорошо видно из «Карты рефлексии», учитель может выставить собственную оценку работы каждому ребенку. В «Карте оценки» дети оценивают свои собственные результаты работы, а также фиксируют оценку данную группой. Не всегда эти две оценки совпадают. Зачастую выставленная совместно оценка более объективна. Именно поэтому, для большей объективности оценивания, итоговая отметка выводится как среднее из всех трех – собственная оценка, оценка группы, оценка учителя, выставленная на основании анализа «Карты рефлексии», в которой отражена доля каждого в общем результате. |