Программа элективного курса





НазваниеПрограмма элективного курса
Дата публикации17.03.2015
Размер77.8 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
Программа элективного курса

«Введение в учебно-исследовательскую деятельность».
Автор: Сабурова Людмила Леонидовна

учитель обществознания МБОУ «ДОСШ №4»
Пояснительная записка.
В школе старшеклассников процесс образования связан с идеями самоопределения личности. Ученик выбирает свой образовательный маршрут, работает по индивидуальному учебному плану, на основе которого составляется индивидуальное расписание. Индивидуальная образовательная траектория реализуется через собственный заказ ребенка на процесс обучения и воспитания и дает ему возможность формирования той или иной стратегии продолжения его образования. В школе создан ресурсный потенциал, сформировано социально-культурное пространство, в котором ребенок может реализовать собственный интерес. Этим обусловлено введением в образовательную программу школы методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Учебное исследование является обязательным компонентом в учебном плане учащихся, изучающих предметы на профильном уровне. Старшекласснику предоставлено право выбора области и темы исследования. Руководителем школьного исследования является учитель-тьютор, который сопровождает программу исследования учащегося. Для успешной работы, ученика необходимо научить исследованию, которое требует умений целеполагания, поиска проблем, выдвижения гипотез, определения предмета, объекта, методов исследования, делать выводы. Как показывает практика, этот вид деятельности вызывает затруднения у учеников. Проблемы с формированием исследовательских компетенций старшеклассников можно решить через введения курса «Введение в учебно-исследовательскую деятельность.

Цель курса: формирование учебных исследовательских умений и развитие познавательных способностей у учащихся 10-х классов.
Задачи курса

Научить ученика:

  • проектировать учебное исследование в соответствии модели и методологии исследования, разработанной и принятой в сфере науки;

  • использовать научные методы исследования;

  • искать и анализировать информацию;

  • оформлять и презентовать исследование;

  • анализировать, давать самооценку исследовательской деятельности.



Программа элективного курса содержательно включает два основных раздела:

  • теоретический - знакомство с основами рационального мышления;

  • практический - работа с текстами, видеосюжетами.

Ведущий метод обучения – проблемный. Курс носит обучающий характер.

Курс рассчитан на учащихся 10-х классов, заинтересованных в углубленном изучении обществознания, включает 20 учебных часов.
Тематическое планирование элективного курса




Темы курса

Часы

Формы работы

Предполагаемый результат

1

Введение.

Наука и общество

2 ч

Вводная лекция

Определение целей, задач курса.

2

Выбор темы исследования

1ч.

Проектная деятельность учащихся

Самоопределение учащихся с темой учебного исследования

3

Научный аппарат школьного исследования

3ч.

Проектная деятельность учащихся

Памятка по определению научного аппарата исследования.

Оформленные введения учащимися в исследовательской работе

4

Структура исследовательской работы.


1ч.

Практическая работа над структурой школьного исследования

План работы над исследованием.

5

Методы исследования

3ч.

Лекция с презентацией и практическая работа

Памятка по выбору и использованию методов исследования.

Выбор методов исследования.

6

Работа с литературой и другими источниками информации

2ч.

Практическая работа с разнообразными источниками, анализ работы.

Подбор информационных источников для исследования.

7

Создание учебно-научного текста по исследованию и его оформление.

2ч.

Работа над созданием текста учебного исследования, его оформлением по общепринятым правилам.

Оформленный текст учебного исследования.

8

Публичное представление результатов исследования

2ч.

Работа над презентацией учебного исследования

Компьютерная презентация учебного исследования

9

Проведение учебно-исследовательской конференции. Рефлексия. Анализ и выводы.


2ч.

Презентация учебного исследования.

Зачетная оценка по курсу;

Самооценка работы над учебным исследованием.




Резерв

2ч.










Итого

20ч







Содержание курса «Введение в учебно-исследовательскую деятельность»

Тема 1. Введение. Наука и общество (1ч.)

Определение целей и задач исследовательской деятельности старшеклассников. Определение видов научных работ.

Знакомство с такими видами исследования как реферат, научный отчет, журнальная научная статья. Определение роли науки на современном этапе, этики ученого.

Отличие научного исследования от учебного исследования.

Рекомендации: можно использовать фильм «Математик и черт»

Тема 2. Выбор темы исследования школьниками (1ч.)

Критерии выбора темы: интерес, актуальность, конкретность, наличие проблемы, новизна, практическое применение работы

Связь темы с современной жизнью, возможно отражение в работе профессионального выбора учащихся, личностного самоопределения, самопознания.

Тема 3.Научный аппарат школьного исследования (3ч.)

Проектирование учебного исследования в соответствии модели и методологии исследования, разработанной и принятой в сфере науки (актуальность, проблема, цель, задачи, объект, предмет исследования, гипотеза, практическая значимость работы). Введение - ответственная часть исследования, где представлен научный аппарат исследования.

Практическое занятие по определению актуальности, научности и практического значения работы, гипотезы и проблемы исследования.

Практическое занятие по определению целей, задач, объекта и предмета исследования

Работа учащихся над памяткой по определению научного аппарата исследования.

Тема 4. Этапы исследовательской деятельности (1ч.)

Структура исследовательской работы.

Примерная структура исследовательской работы:

  • Титульный лист

  • Оглавление

  • Введение

  • Основная часть

  • Заключение

  • Список используемой литературы

  • Приложения

Тема 5. Методы исследования (3ч.).

Теоретические и эмпирические методы исследования.

Эмпирические методы - метод наблюдения и эксперимента, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование. Особенности анкетирования. Организация интервью, наблюдения.

Теоретические методы - анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование.

Работа в музее и архиве - анализ архивных документов.

Работа учащихся над памяткой по выбору и использованию методов исследования.

Тема 6. Работа с литературой и другими источниками информации (2ч.).

Поиск и анализ информации. Работа с книгой /статьей и т.д./:

-просмотр аннотации, вступительной к книге /или критической статьи/;

-виды чтения /беглый просмотр, внимательное чтение и т.д./;

-виды записи /конспект, тезисы/;

-сопоставление содержания данной книги /статьи/ с другой на эту же тему;

-обобщение информации, выработка собственных суждений.

Работа с интернет - ресурсами.

Практическое занятие по использованию справочников, энциклопедий в библиотеке; в медиотеке - работа с интернет - ресурсами

Тема 7. Создание учебно-научного текста по исследованию (2ч.)

Основные требования к содержанию текста учебного исследования; требования к оформлению исследовательской работы

Практическое занятие по составлению докладов и тезисов.

Тема 8. Публичное представление результатов исследования (1ч.).

Требования к публичному выступлению.

Работа над презентацией в соответствии современных требований.

Принципы построения публичного диалога.

Практическое занятие - защита докладов, учебных исследований. Использование приемов «Атака вопросами» и «Бумеранг».

Рекомендации: целесообразно использовать презентационные выступления Стива Джобса.

Тема 9. Проведение учебно-научной конференции. Рефлексия. Анализ и выводы. Цели проведения конференции:

1.Подвести итог исследовательской работы.

2.Активизировать самостоятельную работу учащихся по добыванию и усвоению новых, выходящих за рамки учебной программы знаний.

3.Научить старшеклассников публичному высказыванию и защите своих мыслей по анализу материалов темы и выводов по ним.

Список литературы

1.Гладилина И.П., Гришакина О.П., Основы исследовательской деятельности школьников: Учебно-методическое пособие.- М.:ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.- 44с.

2.Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебное пособие для учителей/ Под.ред.А.П. Тряпицыной - СПб.: Каро, 2005.- 96с.

3.Чупина О.В. Как подготовится к конкурсу исследовательских работ учащихся (пособие для начинающего исследователя).- Пермь: ООО ТЦ «Гармония», 2007.- 60с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Программа элективного курса iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Энергия будущего»
Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих...
Программа элективного курса iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.)
Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично...
Программа элективного курса iconПрограмма элективного курса «Твердые тела» 10 класс
Программа элективного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования с...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск