Скачать 117.01 Kb.
|
Конспект урока русского языка во 2 «В» классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи. Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных. Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности. Цели урока направлены на формирование и развитие УУД На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать: личностные действия
регулятивные действия
познавательные действия
коммуникативные действия
участвовать в групповом обсуждении Тип урока: закрепление изученного материала. Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; мультимедиапроектор, мультимедийная презентация урока; карточки для групповой и парной работы; карточки-слова на экологическое панно, слова для пословицы, карточки-смайлики для самооценки. Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации. Ход урока I. Организационный момент. 1.Слово приветствие. Итак, русский язык друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! 2.Психологический настрой на урок Пожмите соседу руку, Улыбнитесь друг другу. Пожелайте хорошего настроения. -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. 3.Работа над девизом урока Посмотрите, пожалуйста, по сторонам соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока. ( По периметру класса расклеены слова пословицы) Повторенье - мать ученья. -Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!) Повторение - мать ученья это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья. (СЛАЙД 2) II. Разминка пальцев. (СЛАЙД 3) Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки) -Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики) Давайте сделаем разминку для пальчиков: Мы для пальчиков гимнастику начнем, Упражнение для пальцев проведем, Укрепляем мышцы пальцев, кисти рук, Чтобы каждый пальчик стал наш верный друг. III. Минутка чистописания. (СЛАЙД 4) В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? (эм) Вспомним написание буквы. Дайте информацию об этой букве. (Буква эм обозначает звук м . Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом ). Запишите в тетради одну строку этой буквы. Вспомните и запишите 3 слова из словаря с буквой (эм) в начале слова. Какие слова записали? (Дети называют записанные слова) IV. Орфографическая минутка. (СЛАЙД 5) Ветер, снег, Россия, травка, река, сугроб, земля, заяц, весна. -На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком). 1.Задание по группам. Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова с разделительным мягким знаком. 2.Проверка (СЛАЙД 6) -Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных). -На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные). V. Актуализация знаний и постановка темы урока. -О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам? -Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи). -Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи). (СЛАЙД 7) VI. Формирование способов практических действий. 1.Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень). -Какой частью речи они являются? 1.Работа над стихотворением (СЛАЙД 8) -А сейчас послушайте стихотворение, которое нам приготовил ученик нашего класса. Подумайте, о каком времени года в нем говорится? Потихоньку в лес вошла, никому – ни слова. Вдоль проталинки прошла, вдоль ручья лесного… Ей казалось, что её лес и не заметил. Он заметил. Он её птичьим звоном встретил. Пробудились ото сна все лесные дали. Удивляется она: неужели ждали? А деревья ей в ответ низко поклонились. Шапки зимние у них с головы свалились. (О весне). -По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне? Как можно озаглавить это стихотворение? (Весна). -Какое время года у нас на дворе? (Весна). - Весна наступила, но зима в этом году никак не уступает свое место, все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот и у нас появились слова-снежинки 2.Остались последние снежинки. Внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными. (СЛАЙД 9) Бежит, Москва, яркое, круглый, спит, звенит, медведь, ворона, грач, Роман, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосульки. -Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос) -Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными). 3.Работа в паре. -Солнце греет всё сильнее и сильнее. Снежинки тают, превращаясь в ручейки. Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные). Распределите слова в две группы. Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре. Кто? Что? медведь Москва грач солнце Роман снег заяц мороз лиса оттепель ворона сосульки 4.Проверьте свою работу. (СЛАЙД 10) -Какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему? ( Москва, Роман - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена существительные). Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…) -Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто? -Какие имена существительные отвечают на вопрос - что? Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.) -Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?(Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные - со строчной) V. Физкультминутка. (СЛАЙД11) Мишка вылез из берлоги,Огляделся на пороге. (Повороты влево, вправо)Потянулся он со сна: (Потягивание - руки вверх)К нам опять пришла весна.Чтоб скорей набраться сил,Головой медведь крутил. (Вращение головой)Наклонился взад- вперед, (Наклоны вперед, назад)Вот он по лесу идёт,Ищет мишка корешки (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот)И трухлявые пеньки.В них съедобные личинки-Для медведя витаминки.Наконец, медведь наелсяИ на брёвнышко уселся. (Дети садятся)5. Работа в паре. (СЛАЙД 12) -Наши ручейки растекаются, но на их пути встретились преграды. Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки. Прочитайте слова, какой частью речи они являются? Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна». Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе). Измените их число. - Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа) - Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе? (Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов). -Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном? (Имена существительные изменяются по числам) -Всегда ли имена существительные изменяются по числам? - (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…) VI. Развитие речи. (СЛАЙД 13) -Посмотрите на наше экологическое панно, составьте предложения, используя данные слова и дополняя их словами с вашей карточки. (Слова на панно: пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились). VII. Беседа о здоровье. (СЛАЙД 14) Посмотрите на экран, прочтите стихотворение «Где воробей?» Р.Фархади (Один учащийся читает вслух) Тает снег. Журчит ручей. Где же прыткий воробей? Воробей крикливый где? Он лежит в своем гнезде. Рядом капли и микстура,- У него температура. Воробей скакал по лужам И теперь лежит простужен. -Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение? (Надо заботиться о своем здоровье) VIII. Обобщение по теме. Составление кластера. (СЛАЙД 15) -О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи. -А сейчас мы обобщим наши знания, соединим их в одно целое, для этого мы поработаем в группах и составим кластер. Каким будет ключевое слово нашего кластера? (Имя существительное) Ребята, у которых на столе зеленые треугольники объединятся в первую группу, желтые - вторая, оранжевые – третья, белые - четвертая. Одна из групп работает на доске, для них заготовки слов (Имя существительное, часть речи, кто?, что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число) IX. Проверка работы. Рефлексия. (СЛАЙД 16) А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки. -отлично усвоил тему урока -знаю, но не могу рассказать -ничего не понял X. Итог урока. (СЛАЙД 17) - Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Я вспомнил…. Мне удалось….. Мне понравилось….. Я могу похвалить себя за.. XI. Домашнее задание. (СЛАЙД18) Диск, проверочная работа по теме имя существительное. Спасибо за работу. Урок закончен. Приложение 1. Работа в паре. Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей, мороз. Работа в паре. Солнце, вьюга, лужи, снежинки, ручейки, мороз. Работа в паре. Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей, мороз. Работа в паре. Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей, мороз. Работа в паре. Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей, мороз. Работа в паре. Солнце, вьюга, лужа, снежинки, ручей, мороз. Приложение 2. (Слова на панно). (Пригрело, яркое, побежали, звонкие, на, дорогах, появились). Приложение 3. Работа в группе. Составление кластера. Имя существительное Работа в группе. Составление кластера. Имя существительное 1.ФИО участника. Ободенко Елена Викторовна 2.Домашний адрес. 309276 Белгородская область, Шебекинский район, пос. Маслова Пристань, ул.Шумилова, д.24, кв.1 3.Телефон. 8 951 765 41 46 4.Образовательное учреждение. МБОУ «Масловопристанская СОШ Шебекинского района Белгородской области» 5.Должность учитель начальных классов 6.Наименование конкурса «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов» 7.Номинация. Урок в начальной школе (русский язык) |