Задания





Скачать 236.46 Kb.
НазваниеЗадания
Дата публикации20.12.2014
Размер236.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Марафон-2010 6 класс 2 тур

ЗАДАНИЯ

Уважаемый участник марафона!

Прочитай тексты, используя ознакомительное чтение. Затем 1) выбери тему исследовательского проекта (реферата), который можно написать на основании этих текстов; 2) составь план, который поможет тебе успешно работать над проектом. При выборе темы проекта необходимо учитывать содержание всех предложенных текстов.

Варианты тем:

1. Становление Древнерусского государства.

2. Достижения культуры Древней Руси.

3. Жители Древнерусского государства.

4. Крещение Руси.

5. Завоевания Древнерусских князей.

6. Иерархия (хронология) Древнерусских князей.

1. ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
В 859 году варяги из заморья брали дань с чуди, и со словен, и с кривичей, и с веси, а хазары брали дань с полян, северян и с вятичей. В 862 году изгнали варяг за море и не дали им дани, но начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой, и сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, подобно тому, как другие назывались свей (шведы), а иные – норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти назывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам. И сел старший Рюрик в Ладоге, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.


2.
К. Рыжов

ИЗ КНИГИ «ВСЕ МОНАРХИ МИРА»

РОССИЯ. 600 КРАТКИХ ЖИЗНЕОПИСАНИЙ
В 864 году, когда умерли Трувор и Синеус, повелел Рюрик срубить на Ильмени город – Новгород, и поселился там. И стал Рюрик один властвовать всей землёй той, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро.

В 879 году Рюрик умер, передав княжение родичу своему Олегу, и отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот ещё очень мал.
3. ИЗ БИБЛИОТЕКИ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

КАФЕДРЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ,

СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

(IX – начало XII в.)

(Составитель: У.В. Ежеля)
Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальником и судьёй. Князь полностью отвечал за внешнюю безопасность, обеспечение внешней политики и внешней торговли. Однако государственный строй древнерусских земель-княжеств нельзя назвать монархией – во всех землях (городах) существовало вече.

Вече могло обсуждать и решать любой вопрос. Но самым главным предметом его компетенции было призвание или изгнание князей. Чрезвычайно важным кругом вопросов веча были вопросы о войне или же замирении. Так, когда для войны требовались силы всей волости и, следовательно, народного ополчения, обязательным было решение вече. Но власть веча везде, кроме Новгорода и Пскова, проявлялась в чрезвычайных случаях, тогда как княжеская власть была постоянной и повсеместно действующим органом управления.

Согласно древним былинам основателем града на Днепре был Кий – предводитель славянского племени дулебов (ориентировочно VI в.). Началом IX в. датируется пребывание в Киеве варяжских дружинников Дира и Аскольда. Однако первым правителем Древнерусского государства стал Олег, также принадле-жавший дружине Рюрика.

Утвердившись в Киеве, Олег подчинил своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути. Распространив влияние на финские и славянские племена, он тем самым освободил последних от обязательной дани хазарам. Олегу удалось объединить новгородский север и киевский юг под одной властью киевского князя, заложив таким образом первый камень в основание древнерусского государства. Некоторые племена и города сохраняли своих местных князей, князьков, но все они были теперь под рукой киевского великого князя.

В результате успешных походов на Царьград в 907 и 911 гг. Олегу удалось урегулировать русско-византийские отношения на выгодных для Руси условиях – её купцы беспошлинно ввозили свои товары в Византию.

4.
А.С. Пушкин

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ
Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам,

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.
Из тёмного леса навстречу ему

Идёт вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.
«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня».
«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово моё:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твоё;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы...

Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю,

И холод и сеча ему ничего.

Но примешь ты смерть от коня своего».
Олег усмехнулся; однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай; уж не ступит нога

В твоё позлащённое стремя.

Прощай, утешайся, да помни меня.

Вы, отроки-други, возьмите коня!
Покройте попоной, мохнатым ковром;

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте, кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

И отроки тотчас с конём отошли,

А князю другого коня подвели.
Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне весёлом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана...

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.
«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —

Скажите, где конь мой ретивый?

Здоров ли? всё так же ль легОк его бег?

Всё тот же ль он бурный, игривый?»

И внемлет ответу: на холме крутом

Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твоё предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят: на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокий!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалёкой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мёртвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала;

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.
5. ИНТЕРНЕТ-ССЫЛКА




Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 г.

Художник К.В. Лебедев

Великий князь киевский




912945 год

Предшественник:

Князь Олег

Преемник:

Княгиня Ольга

Вероисповедание:

Язычество

Рождение:

прим. 878 год

Смерть:

945 год
земля древлян

Династия:

Рюриковичи

Отец:

Рюрик

Супруга:

Ольга

Дети:

Святослав Игоревич



Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно, поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:

«Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё".
И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит" <…> и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребён был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» – центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева – городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благо-устройству подвластных Киеву зе-мель – новгородских, псковских, рас-положенных вдоль реки Десна и др.

В 945 году Ольга осуществила серьёзные преобразования в управлении княжеством – установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») – «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

Ольга в 955957 годах приняла христианство и пыталась обратить сына в свою веру. Святослав, однако, до конца жизни оставался язычником, ссылаясь на то, что, став христианином, потеряет авторитет у дружины. Тем не менее летопись отмечает терпимость Святослава к вере: креститься он никому не мешал, но только насмехался.

Летописец так рисует Святослава. Это был прирождённый воин, «рыцарь без страха и упрёка», необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: «Иду на вы».

Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли. В 965 году Святослав разгромил Хазарский каганат, в результате чего восточнославянское племя вятичей вошло в состав Древнерусского государства. Волжский торговый путь был открыт для русских купцов.

В 968 году по просьбе византийского императора Святослав воевал с Болгарским царством (Дунайская Болгария). В результате этого похода был захвачен ряд городов, в том числе Переяславец (Преславец) и Доростол (Дристор). Эта страна так понравилась князю, что он решил даже перенести сюда столицу своего государства.

Когда в 972 году Святослав возвращался в Киев, печенеги, рассчитывая на богатую добычу, устроили засаду на днепровских порогах. В неравной схватке Святослав был убит.
Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом.
В 980 году в разгар войны между братьями Владимир пошёл на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвёл на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда.

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошёл войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина.

Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определённый день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре её бы не приняли».

После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. Первый киевский митрополит Михаил в 990 году прибыл сюда с шестью епископами в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Сначала ниспровергли идола Перуна, как и в Киеве влачили по земле и ввергли в реку Волхов; после этого оглашали и крестили народ. Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении четырёх епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм. Впрочем, язычество долго держалось в Ростове, так что первые два епископа Ростовские, святые Феодор и Иларион, после многих усилий в борьбе с язычеством вынуждены были оставить свою кафедру. Для искоренения язычества и утверждения святой веры много здесь потрудились святые епископы Леонтий и Исаия и преподобный Амвросий, архимандрит основанной им Ростовской обители.

В 992 году святая вера была насаждена в Суздальском крае. Сюда прибыл святой князь Владимир с двумя епископами. Суздальцы охотно крестились.

Успешному распространению веры Христовой среди русского народа содействовало в особенности то, что она распространялась большей частью мирными средствами — проповедью, убеждением (а не огнём и мечом, как это нередко делалось римо-католиками) и, притом, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.

Кирилл и Мефодий создали язык, называемый ныне церковнославянским, и перевели на него Священное Писание и богослужебные книги.
Церковнославянский язык (в различных вариантах) широко использовался и в других православных странах: Болгарии, Сербии, Румынии. В настоящее время он там также вытеснен национальными языками (но может сохраняться в литургии). Литературные языки славян, в разной мере сочетавшие церковнославянские и национальные элементы, известны под названиями «славянорусский», «славяносербский» и т. п.

Церковнославянский язык по своему происхождению – южнославянский, а потому фонетические процессы, отразившиеся в нём, часто не совпадают с русскими. Поэтому многочисленные заимствования церковнославянских слов породили в русском языке своеобразное явление – фонетически выраженную стилевую разницу в парах слов одного и того же корня, например: золото/злато, город/град, рожать/рождать (первое слово каждой пары русское, второе заимствовано из церковнославянского). В образовавшихся таким образом синонимических парах церковнославянское заимствование обычно относится к более «высокому» стилю. В ряде случаев русский и церковнославянский варианты одного и того же слова разошлись (полностью или частично) в семантике и уже не являются синонимами: горячий/горящий, ровный/равный, сбор/собор, порох/прах, совершённый/совершенный, падёж/падеж. (Википедия)
6.
Ю. Козлов

ИЗ КНИГИ «СТРАНИЦЫ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ»
Ярослав Мудрый (1019–1054) был известен как образованный человек, знавший несколько иностранных языков и имевший богатую библиотеку. При нём Киевская Русь достигла наивысшего могущества. «Он построил Золотые Ворота, Софийский собор с тринадцатью куполами. Позаботился об укреплении Киевской Руси, южнее реки Рось построил ряд крепостей, соединив их земляным валом.

Именно при Ярославе стали переписываться и переводиться с греческого на русский книги. Есть предположение, что в то время уже были организованы школы для обучения грамоте. Он создал большую библиотеку русских и греческих книг».

«Он сделал русскую церковь независимой от Византии и самостоятельно, без ведома константинопольского патриарха, назначил митрополита Илариона главой русской православной церкви и монашества. Ярослав Мудрый уделял много внимания развитию и организации русской церкви. В 1051 году был заложен фундамент Киево-Печерского монастыря, впоследствии (1598 г.) названного лаврой.

Будучи ещё новгородским князем, Ярослав написал устав «Русская правда».

«Семейство Ярослава было в брачных союзах с другими знатными семьями Европы: Анна вышла замуж за датского короля Свена, Анастасия – королева Венгрии, за Андреем; Всеволод женился на греческой царевне Марии, дочери Константина Мономаха. Да и сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олофа Шетконунга, получив в приданое Карелию.

Ярослав Мудрый стремился устранить вражду между князьями. Умирая, он наказывал: «Вот я отхожу от этого света, дети мои! Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга; свой стол – Киев поручаю вместо себя старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как меня слушались: пусть он будет вам вместо меня». А Изяславу ещё добавил: «Если кто захочет обидеть брата, то ты помогай обиженному».
7.
А.А. Данилов, Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.В. Тырин
ИЗ УЧЕБНИКА ИСТОРИИ ДЛЯ 6-го КЛАССА


Ярослав Мудрый

Великий князь

(1019–1054)





Изяслав

Киевский удел

Великий князь

(1054–1073) и (1076–1078)

Святослав

Черниговский удел

Великий князь

(1073–1076)

Всеволод

Переяславский удел

Великий князь

(1078–1093)





Святополк Изяславович

Великий князь

(1093–1113)

Олег Святославич

Лишен отцовского черниговского престола и бежал в Тьмутаракань

Владимир Мономах

Занял переяславский и черниговский престолы

Великий князь

(1113–1125)

С 1093 года каждое лето на Русь являлись неисчислимые половецкие орды. С их помощью Олег Святославич прогнал Мономаха из Чернигова. Для прекращения усобиц в 1097 году Мономаху и Святополку удалось собрать съезд всех русских князей в Любече – Любеческий съезд. На нём князья обращались друг к другу: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая, а половцы землю нашу расхищают?! Будем охранять Русскую землю, и каждый пусть владеет отчиной своей».


8. ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби,
гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех». «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу…».

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды <…>. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, – то пищей и питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

Опираясь на предложенные тексты, постарайся выполнить следующие задания.


Задание 1.

Проверяем умение самостоятельно формулировать цель деятельности, то есть определять результат, который ты хочешь получить.

Из предложенных тем выбери тему исследовательского проекта (реферата), который можно написать на основании представленных материалов. В теме необходимо использовать все предложенные тексты.
Темы:

1. Становление Древнерусского государства.

2. Достижения культуры Древней Руси.

3. Жители Древнерусского государства.

4. Крещение Руси.

5. Завоевания Древнерусских князей.

6. Иерархия (хронология) Древнерусских князей.

7. _______________________________________________________________________


Задание 2.

Проверяем умение составлять план действий для достижения цели.

На основании сформулированной темы проекта составь план, который поможет тебе успешно продолжить работу над проектом и завершить её написанием реферата.
Ответ:

План

1. ___________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________

5. ___________________________________________________________________________

6. ___________________________________________________________________________


Задание 3.

Проверяем умение самостоятельно отбирать источники информации, необходимые для решения задачи.

Прочитай «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Автор в своём произведении употребляет слово «пращ». Знаешь ли ты значение этого слова? Если знаешь, напиши, что оно обозначает.
Ответ:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
Если не знаешь, перечисли источники информации (книги и др.), которые помогут тебе найти ответ на вопрос.
1. ___________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________


Задание 4.

Проверяем умение сравнивать и группировать факты и явления.

Составь таблицу «События истории Древней Руси 862–1125 гг.».
Ответ:

Год

Князь

Внутренние события на Руси

Отношения с другими странами














Задание 5.

Проверяем умение определять причины явлений, событий.

Сформулируй причины распада Древнерусского государства, о которых говорится в приведённых текстах.
Ответ:

1. ___________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

Задание 6.

Проверяем умение оценивать поступки с разных точек зрения (нравственных, гражданско-патриотических, эстетических).

Прочитай «Поучения Владимира Мономаха» и разъясни его советы, поучения современному человеку. Сформулируй, почему эти советы актуальны в наше время.
Ответ:

Поступок

Объяснение

1. Очам управлению.


________________________________________________

________________________________________________

2. Языка воздержанию.


________________________________________________

________________________________________________

3. Ума смирению.


________________________________________________

________________________________________________

4. Тела подчинению.


________________________________________________

________________________________________________

5. Гнева подавлению.


________________________________________________

________________________________________________

6. Иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела.


________________________________________________

________________________________________________

7. По силам кормите и подавайте сироте.


________________________________________________

________________________________________________

8. Не давайте сильным губить человека.


________________________________________________

________________________________________________

9. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.



________________________________________________

________________________________________________

10. В дому своём не ленитесь.


________________________________________________

________________________________________________

11. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод.


________________________________________________

________________________________________________

12. Лжи остерегайтеся, и пьянства.


________________________________________________

________________________________________________

13. Не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам.


________________________________________________

________________________________________________

14. Напоите и накормите нищего.


________________________________________________

________________________________________________

15. Более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл.


________________________________________________

________________________________________________


Эти советы актуальны в наши дни, потому что _____________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 7.

Проверяем умение объяснять свою позицию, чтобы быть понятым.

Тебе необходимо доказать, что в древнерусской культуре прослеживаются и языческие, и христианско-византийские традиции. Подтверди своё мнение фактами.
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Задание 8. (дополнительное)
Напиши небольшой реферат по теме проекта, которую ты выбрал. Оцени свою деятельность: что получилось, достаточно ли было материала, какой дополнительной литературой ты бы воспользовался, какие возникли проблемы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания iconПедагогическая технология
Тестовые задания (ТЗ)- это минимальная законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания специфической...
Задания iconПравила составления тестовых заданий
Тестовые задания (ТЗ)- это минимальная законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания специфической...
Задания iconУрок алгебры в 10 классе. Учитель математики: Симонян С. М
...
Задания iconТестовая система нечеткого оценивания знаний по информатике
Тестовые задания (ТЗ)- это минимальная законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания специфической...
Задания iconЗадания с выбором верного ответа чаще всего даются в повествовательной...
Панов М. В. А все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии. М., Просвещение,1964
Задания iconУрок целей достиг
Внедрять перспективные задания, дифференцировать задания по вариантам и по сложности
Задания iconЗадания по физике
Все задания выполнять в рабочих тетрадях (записывается число, тема по названию урока)
Задания iconБлок «Химический элемент»
В этом блоке представлены задания с выбором одного правильного ответа. Это задания А1 и А2
Задания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В классе 4 команды, каждой команде присваивается номер и выдается лист с вопросами и заданиями. На этом листе задания разбиты на...
Задания iconМбоу дод «Городская станция юных туристов»
Нижеперечисленные задания необходимо выполнить в полном объеме, письменные задания предоставить для проверки
Задания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дает задания найти в тексте ответы на поставленные вопросы. Задания выводятся на экран
Задания iconТестовые задания открытой формы
Тестовые задания по дисциплине «Материаловедение и технология конструкционных материалов»
Задания iconЗадания для самостоятельного выполнения
Для успешной подготовки к сдаче итогового теста попробуйте выполнить задания по основным темам курса
Задания iconТестовые задания по теме «Перестройка и системный кризис в ссср»...
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
Задания iconЗадания для самостоятельной работы 1 вариант Разработать презентационный...
Эти тесты позволяют самым кратким путем выявить знание (незнание) школьником конкретного вопроса, понимание (непонимание) учебного...
Задания iconТема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока
Оборудование: задания для работы в группах, карточки – дифференцированные задания, учебник, печатная тетрадь, проектор


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск