Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока





НазваниеТема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока
Дата публикации05.08.2014
Размер55.2 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова».

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний

Форма урока: урок-практикум.

Цель урока: закрепить полученные знания о фонетике и составе слова

Задачи урока:

1) комплексное повторение материала по фонетике: соотношение количества гласных и согласных звуков и букв, согласных звуков и букв, классификация согласных звуков русского языка, воспроизведение звукового состава слова с помощью транскрипции; по словообразованию: определение способов образования слов, разбор слов по составу , подбор слов к схемам; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного, осознанного письма,

2) развитие мышления (умения сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, обобщать, анализировать, делать выводы), памяти, устной и письменной речи (коммуникативная компетентность), расширение языковой эрудиции каждого школьника.

3) активизация интереса к языку и речевому творчеству, воспитание толерантности, умения сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: задания для работы в группах, карточки – дифференцированные задания, учебник, печатная тетрадь, проектор

Ход урока:

I Организационный момент.

- Девизом нашего урока будет пословица «С малой удачи начинается большой успех».( слайд 1) Как вы понимаете её значение?(1-2 минуты)

II Актуализация знаний.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся( 1-2 минуты)

(слайд 2): стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет.

-Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание данных слов.

-Укажите способы образования слов.

-Исключите из цепочки слов по одному лишнему слову по какому-либо признаку. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

(1.заварной - прил., 2.самолет - сложное слово, 3.новинки – мн.ч. и т. д.)

Чистописание(3 -5 мин)

-Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания:

1) находится в приставке существительного, в корне сущ. во мн.ч., в суффиксе сущ. в ед.ч., в окончании прил., соединительная гласная в сложном слове. Какая это буква? (о)

2) обозначает парный звонкий твёрдый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются приставка, корень, суффикс и окончание. Какая это буква? (в)

-Посмотрите на данный ряд букв( на доске)

в…о в…о в…о

-Напишите его до конца строки, вставляя вместо точек гласные в алфавитном порядке

(а, е, е, и, о, у, ы, э, ю, я)

III Определение темы, постановка цели и задач урока.(1 мин)

-Ориентируясь на задания, сформулируйте тему урока (повторение фонетики и состава слова)

-Что нас будет интересовать, когда будем говорить о составе слова?

( состав слова – корень, суффикс, .. . –из каких частей состоит, при помощи каких образуется, фонетика – звуки)
-Для чего нам нужны знания о составе слова и звуках, буквах русского языка?

- Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке?

IV Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности.

Фонетика(5 мин)

-Сколько гласных букв в русском языке? (10) А звуков? (6: а, о, ы, и, у, э)

-Какие гласные буквы могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука? (я, е, и, ю, е)

-Какие гласные буквы могут обозначать сразу два звука и какие (я-йа, ю-йу…)

-Когда эти буквы обозначают два звука?

-Какие позиции гласных звуков сильные? (под ударением)

-А какие слабые? (безударные)

Словарно-орфографическая работа (10 мин)

1.Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвёт орешки.( слайд 3)

-Подумайте, почему сыроежки получили такое название? (едят сырыми, хотя на самом деле никакие грибы есть в сыром виде нельзя: это опасно для жизни и здоровья)

-Найдите уже изученное нами словарное слово с непроверяемой буквой (орех)

- Объясните значение слова:

1) плод со съедобным ядром в твёрдой скорлупе, который растёт на деревьях и кустарниках;

2) дерево или кустарник, на котором растут такие плоды.

(фундук – лещина, миндаль, мускатный, фисташки, арахис - земляной орех, чилим - водный орех, грецкий, каштан, кедровый, кешью, кокос)

-Выполните самостоятельно письменный фонетический разбор слова орешки (1 ученик – у доски).

Что нам поможет выполнить фонетический разбор?( памятка)
2.-Разделите написанное на группы: (фразеологизмы и пословицы)

-Объясните значение фразеологизмов.

Разделать под орех. (сильно отругать)

Не разгрызешь ореха, так и ядра не съешь. (не потрудившись, не получишь результат)

Когда зубов не стало, тогда и орехов принесли. (нужное появилось слишком поздно)

Крепкий орешек. (трудно решаемый вопрос или человек, к которому трудно найти подход)

-Спишите пословицу со значением «Не потрудившись, не получишь результат»

-Укажите самостоятельно количество букв и звуков в словах ядра (4 б, 5 зв)и съешь.( 5 б, 4 зв) (фронтальная проверка)
Зарядка для глаз

зажмуриться, открыть глаза;

посмотреть за окно;

посмотреть вверх, вниз, вправо, влево;

поводить глазами из стороны в сторону, кругами, восьмёрками.
(Слайд 4 ) (устно) Дети читают текст с доски

-Найдите слово из двух слогов, в котором два одинаковых гласных звука и первый звук - ударный. (пятна) (сделайте транскрипцию этого слова)

-Почему в этом слове гласные звуки одинаковые, а буквы разные (буква я под ударением обозначается звуком а)

-Прочитайте следующую фразу и определите жанр прочитанного (скороговорка). Объясните значение слова «проворонила» (просмотрела, не углядела)

-Подчеркните, сколько звуков а или о в скороговорке «Пров.ронила в.рона в.р.нёнка». 1 вариант считает звуки (о), 2 вариант звуки (а) I вариант – звук о (3), II вариант - звук а (8). проверка.

-Почему звуки не совпали с написанными буквами? (стоят в безударной позиции)

-Назовите орфограмму в словах с пропущенными буквами? (безуд. глас. в корне слова)

-Можно ли ее проверить? Как? (ворон, вороний)

- - Давайте обобщим всё то, что мы с вами повторили по фонетике (составление кластера)( слайд 5)

Звуки
гласные согласные
ударные безударные звонкие глухие мягкие твёрдые

(щчй) (жшц)

парные непарные парные непарные

(бвгджз) (лмнрй) (пфктшс) (чщцх)

Физминутка

Поднимает руки класс-это раз,

Завертелась голова- это два,

Три - руками три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Состав слова( 10 мин)

- А что образуют звуки и буквы в устной и письменной речи? (слова)

-Назовите части слова.

-Какие из них служат для образования новых слов?

-Какая часть слова изменяет форму слова?

-Назовите способы словообразования.

(Слайд 6)

(работа в парах) с последующей проверкой:

-Выберите группу слов, которая соответствует схемам ( схемы на доске)

V Оперирование знаниями, овладение способами деятельности в новых (измененных) условиях

- Угадайте что это за слово.( Слайд 7)

Приставка, как в слове переход.

Корень как в слове лесной.

Суффикс, как в слове дымок.

Окончание, как в слове дождик.( перелесок)

Работа в микрогруппах на доске с маркером

Попробуйте таким же способом загадать одноклассникам слово.

1 группа- сахарница

2группа-подлокотник

3группа-задвижка

4 группа- жительница

5группа-малиновый

6 группа- дождливый

7 группа- вишнёвый

VII Подведение итога урока. Рефлексия.

- Какое значение имеет для вас тема, которую мы рассматривали на уроке? Почему?

Объясните слова нашего девиза. Что для вас означают слова «малая удача» и «большой успех» применительно к сегодняшнему уроку?

-Как вы думаете, вашим одноклассникам было комфортно рядом с вами?

(цитата русского писателя Владимира Алексеевича Солоухина)

В. Солоухин писал, что « у человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо».

- Давайте же дарить друг другу улыбки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconТема урока Тип урока
Части слова. Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Словарный диктант
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconТема урока: Оксиды: состав, номенклатура Тип урока
Ввести понятия оксидов, как сложных бинарных соединений; их признаки, классификацию
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconКонспект урока повторяем признаки имени прилагательного (Тема урока)...
Как вы думаете, чему будет посвящена тема урока? (Сегодня на уроке мы будем говорить об имени прилагательном)
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconКонспект урока, (вкл.) Тип урока: комплексный урок (на уроке сочетаются...
...
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconКонспект урока по физкультуре, в 6 «В» классе Тема урока: легкая...

Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconУрока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»
Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconМетодическая разработка урока по русскому языку Класс: 2 класс Тип...
Закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями чк,чн,щн,нч, учиться видеть изученную орфограмму
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconУрока Тема урока Кол-во ча-сов Тип урока Обязательный минимум содержания...

Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconУрока Тема урока Тип урока
Представление о мифологии. Осознание роли древнегреческих мифов в развитии европейской культуры
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconУрока, Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование»
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов интернет
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconУрока Тема урока Тип урока
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconУрока Тема урока Тип урока
Технологическая карта темы: «Советский Союз во второй мировой войне (1941 – 1945гг.)»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconПлан урока по русскому языку во 2-ом классе Тема урока. Обозначение...
Цель урока Ознакомить с единообразным написанием форм одного и того же слова, выяснение необходимости проверки безударных гласных...
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова». Тип урока iconКонспект урока (9 класс) Тип урока
Тема урока: “Изучение строения растительной, грибной, бактериальной и животной клеток под микроскопом”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск