Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики)





Скачать 82.05 Kb.
НазваниеПоисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики)
Дата публикации29.07.2014
Размер82.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Поисково–исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики)
Кравцова Светлана Александровна,

доцент кафедры педагогики и психологии

Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации работников образования»


Kravtsova68@mail.ru

Аннотация. В статье С.А. Кравцовой проводится теоретико-методологический анализ поисково-исследовательской деятельности. Обосновывается значимость поисково-исследовательской деятельности в развитии младших школьников на примере решения математических задач. Приводится классификация математических задач.

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, математическое исследование, математические задачи.
Классно-урочная система на протяжении долгого времени оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков обучающимся. Происходящие в современной жизни общества изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Этим обусловлено введение в образовательный процесс учебных учреждений методов и технологий на основе поисково-исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и младших школьников.

Вместе с тем следует отметить, что данная проблема в современных психолого-педагогических исследованиях раскрыта недостаточно, несмотря на то, что предметом многих работ стали такие релевантные категории как позна­вательная активность (Л.А. Венгер. А.А. Прихожан, М.И. Лисина, М.А. Ма-тюшкин, Г.И. Щукина, Н.Б. Шумакова и др.), инициативность (К.А, Абульха-нова-Славская, Р.Г. Апресян, А.И. Крупное, Н.В. Тучак, Г.А. Цукерман и др.), исследовательская деятельность (Д.Б. Богоявленская, А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков и др.), исследовательское пове­дение (А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков и др.).

Младший школьный возраст согласно многочисленным исследованиям (Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, В.В. Давыдов, Ж. Пиаже. Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин и др.) содержит потенциал успешного формирования поисково-исследовательской деятельности. Данные современных отечественных исследований (Н.Г. Алексеева, Л.П. Виноградовой, А.В. Леонтович, Г.В. Макотровой, B.C. Мухиной, А.И. Савенкова, А.С. Обухова и др.) также говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

В целом, исследовательская деятельность обучающихся  - это деятельность, связанная с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Поисково-исследовательская деятельность – это инновационная деятельность, связанная с разработкой собственных идей, их обеспечением, изучением, доведением до уровня технологии.

Вопросы применения поисково-исследовательской деятельности в процессе обучения как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников отражены в трудах М. Ю. Бухариной, В. В. Гузеева, Н.Ю. Пахомовой, Е. С. Полат и других. Современные авторы (П. Р. Атутов, В. М.Казакевич, Е. М. Муравьев, М. Б. Павлова, И. А. Сасова, Л. Н. Серебренников, В. Д. Симоненко и др.) указывают на возможность развития личностного потенциала учащихся в процессе поисково-исследовательской учебной деятельности.

Поисково-исследовательская деятельность предполагает ряд последовательных этапов. Условно можно выделить три основных этапа: исследовательский (подготовительный), технологический, заключительный, - каждый из которых имеет свое содержание и набор действий.

Анализ содержания и структуры поисково-исследовательской деятельности позволяет предположить, что наибольшим потенциалом обладает первый исследовательский этап, который реализует стратегию поисково-исследовательской деятельности: поиск проблемной области, выбор объекта исследования, обоснование целесообразности работы, ее планирование, определение ресурсов и ограничений, выбор технологии выпол­нения и оценивания.

Исследовательская работа начинается с определения проблемной области, обоснования проблемы и актуализации проблемной ситуации, которая аналитиче­ски осмысливается. Обсуждение проблемной области - это совместная работа, обмен мнениями, согласование интересов, выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения возникающих спорных вопросов.

В организации исследовательского этапа учитель ставит четкие цели, помогает актуализировать имеющиеся знания по исследуе­мой проблематике, определяет содержание и объем необходимой для исследо­вания информации, помогает определить порядок предпочтительности идей, использует психолого-педагогические приемы мотивирования учащихся и сти­мулирования их исследовательской инициативности.

В ходе первого исследовательского этапа у школьников развиваются умения: видеть и формулировать проблему, рассматривать ее с разных точек зрения, задавать вопросы, пла­нировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи; структурировать материал, делать выводы и др.

Другие этапы поисково-исследовательской деятельности также создают условия для актуа­лизации и развертывания исследовательских умений, проявляющиеся в отборе и осуществлении конкретных операций и лич­ных возможностей её решения.

Учитель в данном случае должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности младших школьников по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности.

Развивающая функция исследовательской деятельности по математике заключается в том, что в процессе ее выполнения происходит усвоение методов и стиля мышления, свойственных математике, воспитание осознанного отношения к своему опыту, формирование черт творческой деятельности и познавательного интереса к различным аспектам математики.

Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности можно реализовать через решение специальных исследовательских задач или через дополнительную работу над задачей.

Под исследовательской задачей, как правило, понимают объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы: предмет, условие и требование получения некоторого познавательного результата при раскрытии отношений между известными и неизвестными элементами задачи [1].

Для активизации познавательной деятельности и развития математического мышления на начальном этапе обучения детям предлагаются задачи разных видов. Среди них выделяются поисковые задачи, результатом решения которых, как правило, является догадка, т.е. нахождение пути (способа) решения. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность.

Смекалка определяется в педагогике как особый вид проявления творчества в нахождении способа решения. Она проявляется в результате анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогий, выводов, умозаключений. Большая роль отводится интуиции обучаемого.

О проявлении сообразительности свидетельствует умение обдумывать конкретную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, на основе которых младший школьник самостоятельно приходит к выводам, обобщениям, оперируя знаниями.

Наиболее полно такие приемы умственной деятельности, как сравнение, обобщение, абстрагирование проявляются при решении в начальной школе задач следующих видов: задачи на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождение отличий между ними, на продолжение числового ряда или ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры, нахождение признака отличия одной группы фигур от другой. Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них. Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составление орнаментов, игровые задания с использованием геометрического конструктора, логические задачи.

Математические задачи программы начальной школы делятся на два типа, взаимно дополняющих друг друга. В некоторых случаях они могут быть объединены в общее задание.

1 тип - стандартные задачи, обеспечивающие деятельность учащихся по образцу или изученному правилу (выполнение вычислений, измерений, практических заданий и т.п.)

II тип - задачи, обеспечивающие деятельность по выработке интеллектуальных навыков, включающих в себя ряд исследовательских умений:

а) умение проводить анализ наблюдаемых объектов и выполнять описание наблюдений;

б) умение классифицировать объекты (выделять существенные признаки объекта или последовательности объектов, устанавливать основание классификации или делать выбор основания);

в) умение обобщать и находить закономерности;

г) умение конструировать математические объекты.

Наличие задач второго типа в учебниках по математике начальной школы способствует формированию научного стиля мышления, что соответствует основным положениям концепции развивающего обучения.

Представляют интерес двухкомпонентные задания, с помощью которых вводятся новые понятия. Большей частью новые понятия формируются в процессе поиска ответа к поставленной задаче на основе наблюдения вводимых новых объектов и описания наблюдаемых свойств, их первоначального анализа. В учебнике первого класса, таким образом, вводятся важнейшие геометрические понятия: ломаной, прямоугольника, квадрата.

При принятии решения о выборе метода решения задачи существенна роль наблюдений, которая тесно связана с математической интуицией обучающихся и зависима от наглядности предъявляемых объектов. С помощью наблюдений над результатами выполняемых действий младшие школьники подводятся к усвоению приемов поиска закономерностей в числовых последовательностях. На этой связи построены двухкомпонентные задания, одной из частей которых служит алгоритмическое задание, а второй частью - исследовательское по обнаружению характера зависимости между величинами.

Большое значение для последующего интеллектуального формирования личности имеют задачи на выделение существенных признаков объекта, поиск сходства и отличия нескольких объектов. Тем самым осуществляется развитие умений классифицировать объекты по выбранному основанию. Для составления таких задач авторы привлекают как арифметические, так и геометрические объекты.

Перечисленные типы математических задач для младших школьников позволяют развивать у них поисково–исследовательскую деятельность и тем самым способствовать развитию и самой личности. При этом логично считать, что если в учебниках по математике средней школы число задач, формирующих исследовательские умения, будет незначительным, то приобретенные в начальной школе элементы таких умений не будут в должной степени развиваться далее, они могут быть утеряны. Тогда в старших классах проблема формирования подобных умений потребует от учителя и ученика гораздо больших усилий. Следовательно, в процессе изучения курса математики в средних классах ученики должны систематически решать задачи, формирующие исследовательские умения, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, продолжая работу, начатую в младших классах.
Литература

  1. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета», 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconМаоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность...
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconПоисково-исследовательская работа в школьном музее (методические рекомендации)
Поисково-исследовательская работа – важнейшее направление деятельности школьного музея, которое способствует его развитию, обеспечивает...
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconИсследовательская работа школьников. 2007 №3 «Ученику необходимо...
Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции....
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации фгос
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconУроки развивающей математики для младших школьников
«Теория и методика проведения курса «Уроки развивающей математики» для младших школьников» в рамках программы подготовки «Актуальные...
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconИсследовательская деятельность школьников
Определение темы исследования, формулирование ее цели и задач. Формулирование научной гипотезы
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании...
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconУрок решения ключевых задач содержательных метрических
...
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconРабота учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
«Развитие творческого мышления младших школьников через решение задач разными способами на уроках математики»
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconПрограмма образовательного модуля курсов повышения квалификации педагогических...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Новостроево Озерского района Калининградской...
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема самообразования: Поисково-исследовательская деятельность на уроках географии
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) icon"Поисково- исследовательская деятельность в доу". Опыты в лаборатории
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconПлан работы по проекту «острова в океане книг» на 2013 – 2014 учебный...
По популяризации чтения и вовлечению младших школьников в активную читательскую деятельность
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...
Поисково-исследовательская деятельность младших школьников (на примере решения задач в начальном курсе математики) iconПрограмма научно-методического семинара «Современные технологии преподавания...
«Учебно-Исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск