Скачать 75.36 Kb.
|
Проектная технология как средство построения индивидуальных маршрутов обучения школьников Папсуева Ирина Иркутский педагогический колледж № 2 В последнее время в России усилился интерес к проблеме внедрения индивидуального подхода в процесс обучения. Это обусловлено тем, что современным обществом востребован человек, способный быстро реагировать на изменяющиеся условия социума, осуществлять коммуникативную деятельность не только на родном языке, но и на иностранном, т.е. готовый к эффективному иноязычному общению. Развитие такой личности возможно только в случае реализации индивидуального обучения учащихся на уроках английского языка, при опоре на те технологии, которые активизируют личностный потенциал человека. Такого рода активизация возможна при учете индивидуальных особенностей личности. Анализ научно-теоретической литературы позволяет выявить основное противоречие, возникающее при организации процесса обучения иностранному языку на современном этапе: между требованиями к уровню обученности учащихся, к организации образовательного процесса, предполагающей индивидуализацию обучения личности, и преобладанием все еще традиционного подхода в организации учебных занятий по иностранному языку, не учитывающему индивидуальные особенностей личности Решение данной проблемы связывается нами с пониманием необходимости планирования обучения иностранному языку на основе личностно-ориентированного подхода. Его эффективная реализация возможна, на наш взгляд, в процессе применения проектной технологии и построения вместе с учащимися индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих максимально раскрыть языковой потенциал личности. Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили рассмотрение проектной технологии как средства построения индивидуальных маршрутов обучения школьников. Исходя из названной темы, нами определены цель, объект, предмет, гипотезу и задачи исследования. Целью нашего исследования является определение роли проектной технологии в построении индивидуальных маршрутов при обучении школьников иностранному языку. Объект исследования: процесс построения индивидуальных маршрутов при обучении. Предмет исследования: применение проектной технологии в общеобразовательной школе как средство построения индивидуальных маршрутов обучения школьников иностранному языку. Мы предполагаем, что выстраивание индивидуальных маршрутов обучения в общеобразовательной школе при использовании проектной технологии будет эффективным средством в том случае, если будут учитываться: возрастные и индивидуальные особенности школьников (типологические отличия; особенности межполушарной организации); особенности восприятия учащимися учебной информации (аудиального, визуального, кинестетического), пошаговая технология проектирования. Задачи исследования:1) осуществить анализ теоретических подходов к построению индивидуальных маршрутов обучения школьников в общеобразовательной школе; 2) дать психолого-педагогическое обоснование применению проектной технологии в общеобразовательной школе как средства построения индивидуального маршрута обучения; 3) определить содержание и формы организации проектной технологии в процессе выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов. Анализ теоретико-методологических исследований позволяет обозначить индивидуальный маршрут обучения как педагогическую систему с определенной педагогической задачей и педагогической технологией управления индивидуальной познавательной деятельностью с учетом индивидуально-типологических особенностей ученика. При этом под индивидуальным обучением понимается учет любых качеств личности учащегося в любой мере и в любой форме обучения [1], что способствует лучшему усвоению материала, а, следовательно, и успешности протекания процесса обучения в целом. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (М.Ю. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Ю. Сухомлинский, в настоящее время занимаются П.И. Лиймете, К.Роджерс, Л.Л. Бетти, С. Спрингер, Г. Дейя и др. ) По мнению Е.В. Богомоловой, построение и внедрение индивидуального образовательного маршрута может быть реализовано при условии предоставления учащимся возможности ответственного и логически обоснованного выбора в процессе их учебной деятельности, приводящего к необходимому результату [1]. У индивидуального образовательного маршрута, как правило, существует заданная конечная цель, движение к которой четко регламентировано. Кроме того, построение индивидуального образовательного маршрута обусловливается учетом индивидуальных особенностей личности, таких как: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенностей межполушарной организации, функционирования полушарий головного мозга, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Это связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая в нем различные типологические особенности нервной деятельности, последние влияют на своеобразие возникающих качеств. Ими в значительной мере обеспечивается эффективность включения ребенка в познавательный процесс по овладению иностранному языку. При выстраивании индивидуального образовательного маршрута немаловажным является учет особенностей восприятия детьми информации. По мнению К. Роджерса, Бетти Лу Ливет, С. Спрингера, Г. Дейя и др., детей можно разделить на три группы: аудиалы, визуалы, кинестетики. Так аудиалы – это учащиеся, отдающие предпочтение слуховому восприятию, хорошо воспринимают устное объяснение учителя, любят слушать, но и терпеливо ждут возможности высказываться. В основе обучения визуалов лежит зрительное восприятие информации. Визуалы обучаются на основе наблюдений, невосприимчивы к звукам, отвлекаются на зрительную информацию. Кинестетики обучаются в действии, при непосредственном участии в деле, импульсивны, сразу начинают действовать, выбирают решения, требующие определенных действий [4]. Однако, когда мы говорим об индивидуальном образовательном маршруте, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания к отдельному школьнику, а подбор форм и методов педагогического взаимодействия относительно индивидуальных особенностей с тем, чтобы обеспечить прогнозируемый уровень развития личности. На наш взгляд, эффективным средством построения индивидуальных образовательных маршрутов является проектная технология, основу которой составляет совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Через осмысление и принятие проблемы проекта учеником самостоятельно организуется его мотивированная личностно значимая цель проектной работы, в которой происходит ревизия уже имеющихся знаний, выявление недостающих и добывание новых. Индивидуальный маршрут познавательной деятельности при работе над проектом обогащает личный опыт самостоятельного учения. Продвижение по маршруту в процессе познавательной деятельности происходит в результате индивидуальной и групповой рефлексии на всех этапах проектной деятельности (И.Н. Павленко, Г.К. Селевко, Е.С. Полат) [3]. Проектная технология имеет личностно-ориентированный характер, который позволяет рассматривать ученика как субъекта деятельности, умеющего мыслить, планировать свои действия, самостоятельно искать пути решения, поставленных задач, творчески подходить к процессу обучения, контролировать свою деятельность. Проектная технология интегрирует различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, интересным и поэтому эффективным [2]. При организации индивидуальных образовательных маршрутов через проектную деятельность важно учитывать:
Однако следует отметить, что реализация проектной технологии на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Учителю приходится переориентировать свою работу и работу учащихся на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера каждого ученика. Успех прохождения индивидуального образовательного маршрута при работе над проектом во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах проектной деятельности:
Учащиеся, выполняя проектные задания, овладевают определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся умения генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения. Выполняя задания проекта, школьники знакомятся с особенностями культуры изучаемого языка, с особенностями функционирования языка в рамках определенной культуры и тем самым реализуют еще одну немаловажную цель в обучении иностранному языку - формирование страноведческой компетенции. Использование метода проектов в обучении иностранным языкам способствует и развитию их коммуникативных способностей. Таким образом, проект ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает необходимый школьникам опыт самостоятельной, познавательной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей, и поэтому он незаменим. Список литературы:
|
Вопросы и практические задания к экзамену Дисциплина: Педагогика Проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития школьников в образовательном процессе | Маоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность... Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО | ||
Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | «Модульные технологии обучения географии как средство повышения познавательной... Оисков новых более эффективных методов была разработана модульная технология обучения. Основная идея модульной технологии состоит... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Программа по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | ||
6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П.... Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития... | ||
Проектная технология как важнейшее условие повышения эффективности обучения немецкому языку Новые возможности для успешной реализации основной цели обучения иностранному языку предоставила педагогу компьютеризация школы.... | «Технология проблемно-диалогического обучения в ос «Школа 2100» как... Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по организации проблемного обучения в школе | ||
Программа элективного курса по немецкому языку Деловой немецкий Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, важное средство... | Программа элективного курса «германия: особенности этикета» В результате социально-политических и экономических преобразований в обществе, иностранный язык стал осознаваться как средство общения,... | ||
Компьютерные презентации как средство усовершенствования традиционных... Наиболее распространенная трактовка понятия «инновация» звучит так: «Это процесс освоения новшества». При этом под новшеством понимается... | Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... |