Скачать 71.36 Kb.
|
Ковалева Инга Михайловна, учитель математики МОУ Новокурлакская СОШ, Аннинский район Компьютерные презентации как средство усовершенствования традиционных форм и приемов обучения учащихся на уроках математики Наиболее распространенная трактовка понятия «инновация» звучит так: «Это процесс освоения новшества». При этом под новшеством понимается новое для данного индивида или группы людей средство, метод, программа, технология или методика. Таким новшеством в моей педагогической деятельности стало новое учебное оборудование для моего кабинета математики, которое школа получила в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, сканер. Наличие этих современных технических средств побудило меня к поиску новых подходов в преподавании математики и их наиболее эффективного применения. Интерактивная доска является уникальным инструментом обучения, в ней совмещается внешняя форма обычной школьной доски и возможности современных компьютеров: достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. При этом можно воспользоваться пакетами демонстрационных и прикладных программ по предмету, готовыми медиауроками, электронными энциклопедиями. Однако мое стремление создать собственную, оригинальную модель урока со своим видением реализации его цели подвигло меня на поиски эффективных средств и методов, которые бы работали на результативность образовательного процесса, в частности, на создание собственных образовательных ресурсов в виде компьютерных презентаций. Создание презентаций предоставляет уникальную возможность для творческой работы, позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Дидактическое достоинство уроков с применением компьютерных презентаций – создание эффекта присутствия (Я это видел), у учащихся появляется интерес, желание узнавать и увидеть больше. Это объясняется тем, что человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации запоминается чрез зрительный анализатор. Рассмотрим, как с помощью компьютерных презентаций можно усовершенствовать традиционный урок, сделать обучение наиболее эффективным, при этом, принципиально не меняя структуры урока. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. 1. Проверка домашнего задания. На своих уроках, с помощью имеющегося у меня в кабинете оборудования, я использую несколько вариантов проверки домашнего задания. 1) Проверка домашнего задания на основе работ одного или нескольких учащихся. Очень часто возникает необходимость разбора задачи из домашней работы, которая вызвала затруднения у большинства учащихся класса. Для этого достаточно сканировать работу одного из учеников, справившегося с заданием и вывести это решение на доску. Ученик, используя сканированное решение, поясняет его для остальных учащихся. При такой проверке в сравнении с традиционными записями решения на доске происходит экономия времени. Ведь для записи решения на доске ученику необходимо затратить от 5 до 10 минут, в зависимости от скорости письма, объема решения, сложности чертежа и т. д. На сканирование же работы затрачивается 1 минута, поэтому учитель легко и быстро может вставить сканированное решение в готовую презентацию на перемене перед уроком или даже в начале урока. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью сканера выводятся другие варианты, и учащиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи. Проверку домашнего задания можно провести в форме игры «Лови ошибку». Для этого сканируются работы учащихся с допущенными в них ошибками. Задача учащихся найти и исправить ошибки в решениях с помощью электронного пера интерактивной доски. 2) Проверка домашнего задания по готовым ответам и решениям, заранее помещенным учителем в презентацию. При этой форме проверки можно организовать самопроверку и самооценку выполнения домашнего задания учащимися. Используя гипертекстовые ссылки, к каждому заданию можно приложить его подробное решение, чтобы в случае необходимости рассмотреть его. 2. Устная работа, направленная на проверку или актуализацию знаний учащихся, на повторение ранее изученного материала. Возможности компьютерных презентаций позволяют мне в отличие от традиционных методов включить в устную работу большое разнообразие интересных заданий. Особенно очевидны преимущества компьютера при решении заданий, в которых используются графики функций или геометрические задачи по готовым чертежам. Во-первых, качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране. Во-вторых, возможности анимации и электронного пера позволяют выделять различные объекты на чертежах, делать дополнительные построения. При традиционных методах учитель помещает заранее на доску все задания, которые он планирует рассмотреть в ходе устной работы. В итоге доска загромождается, на ней не остается места для решений. К тому же большое количество заданий на доске мешает некоторым учащимся сосредоточиться. В компьютерной же презентации задания появляются последовательно, сменяя друг друга, что позволяет избежать ненужного нагромождения, а учащимся дает возможность сосредоточиться на конкретном задании. При этом увеличивается и количество заданий, которые можно рассмотреть в ходе устной работы, так как в отличие от классной доски компьютерная презентация безразмерна. Наличие компьютера дает возможность проводить устную работу в разнообразных формах, заполняя таблицы, восстанавливая логические цепочки, используя игровые модули, иллюстрированные задачи. Это позволяет не только вырабатывать умения и навыки у учащихся, но и развивать у них логику, внимание. 3. Изучение нового материала. Объяснение нового материала с использованием компьютера выходит на более высокий, качественный уровень. На слайды презентации можно вставить все, что угодно: определения, схемы, таблицы, алгоритмы, чертежи любой сложности, любые математические формулы. Благодаря этому записи и чертежи всем в классе хорошо видны, более чётки, ясны и образцовы. При этом отпадает необходимость использовать давно устаревшие таблицы и плакаты по математике. Анимирование объектов в презентации, использование гиперссылок, возможность рисовать и делать записи поверх любых приложений делают урок сказочно волшебным. Заставив объекты двигаться, используя выделение их различным цветом, производя любые преобразования графиков функций, удается добиться более глубокого усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию. Теперь на любом уроке можно путешествовать во времени, узнавая много нового из истории развития математики и из жизни ученых – математиков. Используя разнообразные картинки и фотографии, стало возможным осуществлять виртуальные путешествия в мир геометрических фигур, увидеть красоту повседневной жизни. В большинстве случаев такие путешествия организуются силами самих учащихся. Они с большим удовольствием создают свои презентации по данной тематике. Например, при изучении темы «Конус» в 11 классе учащиеся создали презентацию «Виртуальное путешествие в мир конусов». Она составлена из набора фотографий, на которых демонстрируется конус в быту, в дизайне, в природе, в архитектуре, в технике. Такие презентации придают дополнительную изюминку уроку, вызывают интерес у учащихся к изучению предмета. 4. Первичное закрепление нового материала и отработка умений и навыков учащихся. Сразу после объяснения нового материала на уроках математики необходимо решение ключевых задач по изучаемой теме. С помощью презентации эти задачи высвечиваются на интерактивной доске, и начинается их решение с помощью электронного пера. При этом на слайде можно разместить теоретический материал, рассмотренный на уроке и пока еще не усвоенный учащимися. Более качественным становиться закрепление нового материала на уроках геометрии. За один урок можно рассмотреть 10-12 задач устно или с частичными записями, т.е. без подробного объяснения. А раньше? Две – три, не более. Сенсорный экран интерактивной доски дает возможность оперативно работать с изображением, вносить в него дополнительные построения, выделять рассматриваемые объекты. Используя всего один слайд и объединив геометрические фигуры в логическую цепочку, можно решить от 6 до 10 задач, направленных на отработку ключевых понятий и развития геометрического видения у учащихся. С помощью компьютера можно существенно расширить практическое содержание учебника. Например, в учебнике 8 класса по теме «Трапеция. Средняя линия трапеции» имеется всего 11 задач. В моей методической копилке по этой теме имеется 30 задач по готовым чертежам в виде презентации и 10 задач на карточках на каждого учащегося для самостоятельного решения. Конечно, это не означает, что все задачи должны быть решены в обязательном порядке, но все-таки есть с чем работать. 5. Проверка знаний и умений. При проверке знаний и умений учащихся мной используются различные формы: математические и графические диктанты, письменные тестовые, самостоятельные и контрольные работы. Во время таких проверок учащиеся, как правило, работают с текстами на карточках. Высвечивать на доску тексты таких работ не считаю целесообразным, так как не стоит забывать, что при использовании проекционной мультимедийной техники возрастает нагрузка на зрительный аппарат учащихся, а это в свою очередь может негативно отразиться на их здоровье. Однако при проверке выполнения работ и разборе ошибок компьютер является большим подспорьем. Ответы и подробные решения высвечиваются на доску. С помощью таких слайдов можно легко и быстро проверить, оценить учащихся, провести коррекцию их знаний и умений. Неоценимы возможности компьютерных презентаций при обобщающем повторении законченных блоков тем. Они позволяют проводить обобщение в интересных формах, в том числе игровых, охватив при этом большой объем материала. Эффективность применения компьютерных презентаций на уроке для меня очевидна, так как уже на начальном этапе их внедрения в процесс обучения получен заметный эффект – появление новых методик преподавания, новых форм учебной деятельности, рост заинтересованности школьников в изучении математики. И как следствие этого – повышение качества подготовки учащихся. Однако не стоит забывать и о том, что все хорошо в меру. Постоянная работа со слайдами презентации приводит к значительной эмоциональной и физиологической перегрузке школьников, повышается утомляемость. Поэтому на уроке необходимо обеспечить чередование различных видов деятельности: работа с учебником, в тетрадях, на доске, с раздаточным материалом, с информацией на экране. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И работать с ней постоянно, на каждом уроке совсем не обязательно. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным. |
Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся ... | Уроках математики Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми... | ||
Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся Интерактивная доска на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся | Доклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,... Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Активизация познавательной деятельности учащихся как средство эффективной работы на уроках математики | Анализ работы методической службы моу «сош с п. Кишпек» за 2012-2013 учебный год Мо учителей словесников «Использование современных приемов и методов работы как средство совершенствования общеучебных умений и навыков... | ||
Уроках математики в 5 и 6 классах Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование тестов как одна из форм контроля знаний и умений учащихся на уроках математики | ||
У частник конференции Приглашаю к обсуждению: Информационно-компьютерные технологии как средство повышения качества обучения | Лекция Компьютерные слайды как Лекция Компьютерные слайды как средство виртуальной наглядности. Технология создания дидактического компьютерного материала в программе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Компьютерные презентации, анимация в презентации, настройка показа, показ презентации | Образовательная программа дополнительного образования детей фотостудии... Объединяя искусство фотографии и компьютерные технологии, цифровые фотокамеры используются одновременно и как средство для создания... | ||
Рабочая программа по немецкому языку Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии Мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания... | ||
Курсовая работа Использование интерактивных форм работы, как средство... Я верю, что жизнь едина и мир един. Все пробле- мы среды обитания тесно переплетены. Демографи | Уроках математики Учителя начальных классов Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением... |