Родительское собрание на тему: «Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности обучающихся»
Цель:
- познакомить родителей с учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ);
-выбор модуля комплексного учебного курса для преподавания своему ребенку.
Дата: 05.04.2012
Ход собрания:
1. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились:
-отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения;
-резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе;
- спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью;
- резкое снижение физической подготовки молодежи, что ведёт к табакокурению, алкоголизму, наркоманию, аморальному поведению.
Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополненяют друг друга. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия.
Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.
В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и длится примерно до 12 лет. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. В этом возрастном этапе я, как преподаватель Основы религиозной культуры и светской этики, считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности. Цель этого курса- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению. Задачи- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, формирование у них ценностно - смысловых мировоззренческих основ.
Для проведения успешного и результативного урока в школе есть учебно-методический комплект к модулю «Основы светской этики», который включает в себя: программу, книгу для учителя, учебник, книгу для родителей, мультимедийный диск. Говоря об УМК, хотелось бы отметить, что большую методическую помощь оказывает электронное приложение к учебнику, в котором есть интерактивные модели по темам, иллюстративный ряд, разделы «Это интересно», «Золотое слово», «Контроль» и «Тренажер», «Исторические факты». Возможность пользоваться данным диском есть у каждого школьника. Учебники в основном соответствуют возрастным особенностям младших школьников. С целью организации творческих работ, усвоения основных понятий, контроля я считаю, что необходимы рабочие тетради к учебнику, которые позволят организовать смену деятельности на занятиях. Но таких пособий пока нет.
Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями
Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. Нравственная культура необходима каждому человеку. Ведь душа, как и тело, живёт тем, чем питается. А то, получается, начинаем воспитывать культуру только с этого года с 4 класса. А что в таком случае с детьми, которые уже в 6 классе, в 7 классе и старше? Результатом проведённых уроков по данному курсу станет обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях. В метапредметном плане особенно проявится умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной; В предметном плане закладываются основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. Один час в неделю отводится на изучение данного модуля. В этот промежуток времени мы постараемся вложим в ребёнка понятия «добра и зла», «милосердия и сострадания», «совести и раскаяния» и т.д.. Один час в неделю уменьшит перегрузку, увеличит время для подготовки творческих домашних заданий, даст возможность спокойно переварить, пропустить через себя полученную информацию. Трудно говорить о том, какие изменения у ребёнка произойдут во внутреннем мире за этот промежуток времени, но хочется верить, что ребята начнут соотносить свои поступки с заповедями, что уроки не прошли даром. У большинства родителей, которые уже изучали этот учебный предмет вызвал положительные отзывы. Таким образом, уроки ОРКСЭ помогут формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России. Уроки ОРКСЭ нужны и важны. И нужны они именно в рамках обязательного образования. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов. Я желаем всем успехов в изучении нового курса ОРКСЭ. Советы для родителей, как можно помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы светской этики». Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель. Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке. После представленного материала родители заполнили заявления. Выбор обучающихся и их родителей одного из 6-ти модулей учебного курса «Основы светской этики». БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ! Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите -
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите!
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом,
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство! Спасибо за внимания!
|