Методические указания Введение Актуальность темы





Скачать 102.78 Kb.
НазваниеМетодические указания Введение Актуальность темы
Дата публикации02.03.2015
Размер102.78 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > География > Методические указания
Доцент Г.С. Антипина

Доцент И.Т. Кищенко
ПИЩЕВЫЕ РАСТЕНИЯ

Методические указания
Введение
Актуальность темы. На территории Карелии произрастает более 100 видов дикорастущих растений, которые могут применяться в качестве пищевых. При этом многие из них обладают не только хорошими питательными, но и лекарственными свойствами. Диапазон их применения весьма широк. Из них можно готовить компоты, варенье, отвары, квасы, салаты, приправы, повидла, кисели, чаи, соки, пастилу, заправлять супы и пироги (Кощеев, 1981). Увеличение добычи съедобных растений дает возможность населению республики улучшить свой рацион, отказаться от покупки некоторых дорогостоящих продуктов питания, а также улучшить здоровье.

Научная новизна. Изучение запасов пищевых растений проводилось лишь в нескольких южных районах Карелии и только у немногих видов. Изучение их в широком аспекте по всей территории республики позволит глубже познать распространение, биологию и продуктивность съедобных растений.

Практическая и научная значимость. Проведение обследования всех типов растительности позволит выявить видовой состав и продуктивность пищевых растений в отдельных районах Карелии, определить наиболее перспективные для массовых заготовок виды и места из произрастания.

1. Объекты, цели и задачи исследования
Объектами исследований могут служить отдельные типы растительности, различные типы растительных ассоциаций на определенной территории (район, окрестности населенного пункта) или отдельные виды съедобных растений.

Цель исследований – выявление пищевых растений, картирование мест их произрастания и установление продуктивности. В связи с этим решаются следующие задачи:

1) Выявление съедобных растений.

2) Эколого-морфологический анализ.

3) Установление мест произрастания пищевых растений по типам фитоценозов.

4) Определение продуктивности пищевого сырья по типам фитоценозов.

5) Сбор и составление гербарной коллекции, оформление стендов.

6) Определение концентрации питательных веществ.

7) Организация охраны пищевых растений и пути повышения их продуктивности.
2. Сроки и объем работ
Пищевые растения произрастают в различных типах растительности. В каждом из них могут присутствовать растения, отличающиеся особенностями жизненного цикла. Поэтому описание фитоценозов с пищевыми растениями должно проводиться не менее трех раз за вегетацию: конец мая, середина июля, середина августа. Растения, у которых сырье заготавливают осенью (например, корни и корневища), требуют изучения в этот период. Если в задачу исследований входит изучение развития пищевых растений, то фенологические наблюдения за ними ведут через каждые 2-3 суток с момента начала их вегетации (см. методические указания «Сезонное развитие растений»).

В каждом типе выбранных ассоциаций закладываются по 4-10 пробных площадей, где проводится геоботаническое описание фитоценозов (см. методические указания «Флора и растительность лесов»). На каждой пробной площади закладывается по 10 учетных площадок 1 м2 каждая, на которых срезают или собирают съедобные части растений в период максимальной концентрации полезных веществ. Время сбора сырья рассматривается А.К.Кощеевым (1981) и В.Ф.Юдиной и др. (1988).

Для химического анализа берут пробы (до 0,5 кг) растений по видам и фракциям. Определяется их масса до и после высушивания. Этот вид работ следует поручить соответствующим специалистам.

3. Оборудование и материалы
При описании древостоя потребуется высотомер или эклиметр для измерения высоты деревьев, мерная вилка или портновский метр для определения диаметра ствола на высоте 1,3 м, мерная лента – для определения размеров пробных площадей.

Для геоботанического описания травяно-кустарничкового яруса необходимо изготовить «метровки» - 4 рейки длиной по 1 м, соединенные болтами.

Высота растений травяно-кустарничкового яруса измерять линейкой или портняжным метром.

Пищевые растения или их части срезаются ножом или ножницами. Подземные органы выкапываются копалкой и промываются на специальных ситах (0,25 мм).

При сборе растений и оформлении гербарных листов потребуются: копалки, гербарные папки и сетки, картон, ватман, калька, увеличительные лупы, лезвия, клеевая и фильтровальная бумага, этикетки, препаровальные иглы, фотоаппарат необходим для характеристики внешнего облика фитоцентров (Скворцов, 1977).

4. Методика работы
Пищевую значимость имеют произрастающие в Карелии свыше 80 видов, относящихся большей частью к семействам Розовые, Астровые, Сельдерейные, Вересковые. В качестве ягодных можно использовать 21 вид, хлебо-крупяных – 8, пряно-ароматических – 22, салатно-овощных – 34, заменителей чая и кофе – 20 видов (Белоногова, Зайцева, 1989).

Подавляющая часть пищевых имеет ограниченное значение, другие редки, а третьи, хотя и обильны, но не образуют заросли (табл. ). Промышленное значение имеют, главным образом, несколько ягодных видов: клюква, морошка, черника, брусника.

Таблица

Список основных видов растений, применяющихся в пищу,

по типам растительности*

Л е с а

Л у г а

Б о л о т а

Водоемы, их берега

Брусника обыкновенная – Пл

Дудник лесной – Н

Иван-чай узколистный – Н, К

Цетрария исландская – Н

Калина обыкновенная- Н

Кислица обыкновенная – Н

Майник двулистный – Л

Малина обыкновенная – Пл, Н

Можжевельник обыкновенный – шишки

Рябина обыкновенная – Пл

Сныть обыкновенная – Н

Береза повислая – пасока (сок)

Береза пушистая – сок

Ель европейская–шишки

Купырь лесной –Н

Орляк обыкновенный-Л

Тимьян ползучий – Н

Черемуха обыкновенная – Пл

Шиповник коричный - Пл

Бедренец камнеломкий –Л

Борщевик сибирский – Н

Гравилат городской–Л,К

Звездчатки средняя – Н

Зверобой продырявленный – Н

Клевер луговой – Н

Крапива двудомная – Л

Лапчатки гусиная – Н,К

Лопух большой – Л,К

Манжетка обыкновенная – Л

Мята полевая – Н

Одуванчик обыкновенный – Н,К

Осот огородный – Л

Осот полевой – Н

Пастушья сумка

обыкновенная – Л

Пижма обыкновенная-Ц

Подорожник большой-Л

Полынь обыкновенная-Н

Пырей ползучий – К

Горец птичий – Н

Таволга вязолистная

– Н, Ц, К

Тмин обыкновенный – Н

Тысячелистник

обыкновенный – Л

хвощ полевой – Н

Щавель кислый – Н

Ярутка полевая – Л

Марь белая – Н

Гравилат городской – П

Горец змеиный – К

Горец живородящий - К

Голубика лесная – Пл

Калужница болотная – Н, К

Клюква

четырехлепестная – Пл

Морошка приземистая – Пл

Рогоз широколистный – К

Рогоз узколистный - К

Камыш озерный – К

Кубышка желтая – К

Кувшинка белая – К

Ряска амая – Н

Стрелолист

обыкновенный – К

Гравилат речной – Н

Жерушник болотный – Н

Незабудка болотная - Л


Примечание *. Н – надземная часть, Л – листья, Пл – плоды,

Ц – цветки или соцветия, К – корни или корневища,
Исследования, проведенные Т.В. Белоноговой и Н.А. Зайцевой (1989), показали, что видовой состав и запасы пищевого сырья определяются типом растительности, в его пределах – типом растительной ассоциации (см. методические указания «Флора и растительность лугов»). Даже в пределах одного типа ассоциации продуктивность и распространение пищевых растений зависит от целого ряда факторов (структура фитоценоза, сомкнутость, полнота и возраст древостоя, погодные условия и др.).

В каждом типе ассоциации закладывается по 5-10 пробных площадей. В свою очередь на каждой из них намечается по 10 учетных площадок на 1 м2 (Родин и др., 1968). Площадки закладываются в наиболее характерных местах, чтобы охватить строение живого покрова всего насаждения в целом, размещают их равномерно на пробной площади. Участки с явным нарушением строения травяно-кустарничкового покрова, присущего данному типу фитоценоза (например, выворотом корней), из учета исключаются. При размере учетных площадок 1 м2 точность учета фитомассы составляет ±8-10%.

На выбранных площадках срезают растения целиком или их съедобные части. Срезанные растения разбирают по видам. Все пробы взвешиваются до и после высушивания (при +105оС) до воздушно-сухого веса.

Для определения массы плодов в травяно-кустарничковом покрове следует раздельно учитывать вегетативные и генеративные особи каждого вида. Затем на 50 экземплярах генеративных особей определяется число, масса плодов на 1 особь. По количеству плодоносящих экземпляров на единицу площади исчисляется общая масса плодов на 1 га. Так же рассчитывается общая масса и вегетативных органов на 1 га.

Учет корневых масс травянистых растений проводится методом монолитов (размером 25х25 см) с отмывкой на ситах с ячейкой 0,25 мм, повторность трехкратная.

При этом подземные органы несъедобных растений отбрасываются. Луковицы, клубни и корневища следует учитывать особо (не соединять их с корнями).

Для химического анализа берутся пробы (до 0,5 кг) растений по видам и фракциям (стебли, листья, плоды). При этом подземные органы следует собирать вручную, механически очищать их от почвы, затем ополаскивать на ситах (0,25 мм) спиртом (загрязненный спирт фильтруют и используют несколько раз). Другие методические аспекты данных исследований подробно рассмотрены в ряде работ (Данилов, 1973; Черкасов, 1979; Учет.., 1982).

Следует помнить, что одни растения содержат действующие вещества в листьях, другие в цветках, плодах, корнях, почках или коре. Количество этих полезных веществ резко меняется в зависимости от времени года, и поэтому собирать растения приходится в различные периоды вегетации. Например, кору следует срезать ранней весной в период сокодвижения, сбор почек производить в это же время, как только они начнут набухать, но еще не успеют раскрыться; генеративные органы нужно собирать в начале или в разгар цветения, листья – во время цветения, корни и корневища – осенью.

План эколого-морфологического анализа растений см. в методических указаниях «Флора населенного пункта».
5. Анализ и оформление результатов исследования
Вначале устанавливается принадлежность фитоценоза к конкретному типу растительной ассоциации (см. методические указания «Флора и растительность лесов»).

Далее определяется флористическое богатство, подсчитывается число видов по семействам и родам, определяется флористический спектр для каждого типа ассоциации (см. методические указания «Флора населенного пункта»).

Затем для каждого типа фитоценоза подсчитывается съедобных видов растений по жизненным формам и экологическим группам.

Результаты геоботанических описаний, данные по продуктивности обрабатываются методами математической статистики (Урбах, 1963; Василевич, 1989; Зайцев, 1984). Получают среднеарифметические величины этих показателей, их ошибки, среднеквадратические отклонения и коэффициенты вариации. Проводят их анализ и сравнение.

С помощью некоторых видов математического анализа (корреляционный, дисперсионный, регрессивный) устанавливается влияние основных метеорологических факторов на сезонное развитие растений (см. методические указания «Сезонное развитие растений»).

Все данные сводятся в таблицы и анализируются. При этом главное внимание обращается на установление типов ассоциаций, где число пищевых видов минимально, а запасы их сырья небольшие. Обязательно отмечаются редкие и охраняемые виды растений и места их произрастания. Важнейшее значение имеют результаты химического анализа пищевых растений.

Полученные данные позволяют наметить пути эффективного использования съедобных растений, места, рациональные способы и сроки их сбора.

Пути повышения продуктивности пищевых растений подробно рассмотрены в работе Т.В. Белоноговой и Н.Л.Зайцевой (1989).

Результаты исследований целесообразно свести в таблицу по способам применения тех или иных частей определенных видов пищевых растений (Медведев, 1957; Скляревский, 1972; Кощнев, 1981; Юдина и др., 1988).

Для наглядности работа иллюстрируется фотографиями, рисунками, диаграммами, гербарными листами и картографическим материалом.

В процессе исследований учащиеся получают навыки определения видов растений, знакомятся с их биологией, экологией и пищевыми свойствами. Кроме того, они познают структурную и функциональную организацию растительных сообществ. При этом школьники получают также и природоохранительное воспитание.

Теоретические результаты исследований привлекут внимание ученых Петрозаводского госуниверситета и КНЦ РАН. Практическая ценность для заготовителей и соответствующих организаций не вызывают никаких сомнений, так как полученные ланные позволяют прогнозировать урожай, устанавливать наиболее эффективные сроки и объемы заготовок.

Методически правильно собранный и проанализированный материал может быть опубликован в научных журналах («Ботанический журнал», «Экология», «Лесоведение»), в ресурсоведческих сборниках, в научно-популярной литературе и местной печати.

Примерное содержание реферата по теме:

Введение.

1. Обзор литературы.

2. Физико-географические особенности территории.

3. Цели и задачи исследований.

4. Объекты и методика работ.

5. Результаты исследований.

1 – Флористический состав.

2 – Жизненные формы, экологический спектр, жизненность.

3 – Строение фитоценозов.

4 – Список съедобных растений.

5 – Запасы пищевого сырья и их местопроизрастение.

6 – Содержание питательных веществ.

7 – Влияние метеорологических факторов.

8 - Меры по охране и повышению продуктивности.

Заключение.

Литература.

Литература
Белоногова Т.В., Зайцева Н.Л. Эколого-биологические особенности хозяйственно-ценных растений Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1989. 167 с.

Василевич В.И. Статистические методы в геоботанике. М.: Наука, 169. 231 с.

Данилов М.Д. Способы учета урожайности и выявления ресурсов дикорастущих плодовоягодных растений в съедобных грибов. Йошкар-Ола, 1973, 87 с.

Зайцев .Г.Н. Математическая статистика в экспериментальной ботанике. М.: Наука, 1984, 240 с.

Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питомнике. М., 1981. 255 с.

Медведев Б.Ф. Пищевые растения СССР // Растительное сырье СССР. М.-Л., 1957, Т.2. с.5-151.

Родин Л.Е., Ремезов Н.П., Базилевич Н.И. Методические указания к изучению динамики и биологического круговорота в фитоценозах. ЛД.: Наука, 1968. 139 с.

Скворцов А.И. Гербарий. Пособие по методике и технике. М.: Наука, 1977. 199 с.

Скляревский Л.Я. Целебные свойства пищевых растений. М., 1972. 271 с.

Учет и использование ресурсов полезных растений лесов южной Карелии. Петрозаводск, 1982. 38 с.

Урбах В.Н. Математическая статистика для биологов и медиков. М.: Изд. АН СССР, 1963. 326 с.

Черкасов А.Д. Методика выявления и оценки дикорастущих ягодников при лесоустроительных работах. М., 1979. 17 с.

Юдина В.Ф., Холопцева Н.П., Либман Л.А. Полезные растения Карелии. Л.: Наука, 1988. 277 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания Введение Актуальность темы iconТемы рефератов по возрастной психологии для студентов 1 курса спецотделения
Введение: смысл введение- в чем актуальность темы (соц запрос, научная актуальность- решение проблемы позволяет уточнить механизмы...
Методические указания Введение Актуальность темы iconМетодические указания Введение Актуальность темы
Между тем, промышленные заготовки этого сырья совершенно не ведутся, а сборы его местным населением для собственных нужд и для Аптекоуправления...
Методические указания Введение Актуальность темы iconМетодические указания Троицк 2008
Методические указания содержат тематический план и программу кур­са, темы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля знаний и...
Методические указания Введение Актуальность темы iconМетодические указания для выполнения самостоятельной работы и проведению...
Методические указания предназначены для студентов неэкономических специальностей изучающих дисциплину «Экономика». Темы семинарских...
Методические указания Введение Актуальность темы iconМетодические указания по выполнению курсовой работы 3 Введение 3...
Методические указания разработаны к э н., доцентом кафедры эси нгасу а. Б. Коганом
Методические указания Введение Актуальность темы iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов Красноярск...
Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,...
Методические указания Введение Актуальность темы iconМетодические указания для изучения дисциплины «Введение в специальность»
Методические указания для изучения дисциплины «Введение в специальность» для студентов заочной формы обучения специальности 230104...
Методические указания Введение Актуальность темы iconМетодические указания к выполнению реферата по дисциплине «введение в направление»
Слово реферат означает сжатое изложение какого-либо вопроса или темы на основе критического образа информации
Методические указания Введение Актуальность темы iconМетодические указания по изучению темы: «противотуберкулезная вакцинация...
Методические указания по изучению темы «Противотуберкулезная вакцинация и ревакцинация». Нальчик: Каб. Бал ун-т., 2008-18с
Методические указания Введение Актуальность темы iconМетодические указания по проведению семинарских занятий дисциплина...
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Региональная экономика и управление»
Методические указания Введение Актуальность темы iconВведение Актуальность выбранной темы
Фгбоу впо «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева – каи»
Методические указания Введение Актуальность темы iconЗнаменитые геодезисты
Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1 страница
Методические указания Введение Актуальность темы iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История...
История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение...
Методические указания Введение Актуальность темы iconМетодические указания к изучению темы «Климаты Евразии» по курсу...
Методические указания разработаны кандидатом географических наук, доцентом кафедры физической географии, экологии и охраны природы...
Методические указания Введение Актуальность темы iconВ россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских...
Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ
Методические указания Введение Актуальность темы iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов при изучении...
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам в самостоятельном изучении темы: «Экосистема, её виды, продуктивность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск