Из истории охраны окружающей среды





НазваниеИз истории охраны окружающей среды
страница1/3
Дата публикации13.03.2015
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3

  1. Прочитайте текст, проанализируйте строение абзацев, выделите ключевые слова в каждом из них.


ИЗ ИСТОРИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1. Под охраной природы понимается система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека. Такая формулировка обусловлена историческим ходом развития взаимодействия человека и природы, что наложило свой отпечаток на формирование научных взглядов на эту проблему в различное время.

2. Во многих литературных источниках можно найти данные об охране природы: указы, приказы и запрещения царственных особ различных исторических эпох, начиная с ХI в., издавались в целях охраны природы. Многие прогрессивно настроенные ученые высказывались об отрицательном влиянии человеческой деятельности на природу. Жан-Жак Руссо (1712—-1778) писал, что «деятельность человека в ряде случаев наносит вред окружающей среде». Именно под влиянием передовых ученых и мыслителей прошлом веке стали создаваться заповедники, что явилось первой формой охраны природы.

3. Изменения в природе под воздействием человека стали настолько очевидны и очень часто негативны, что взаимодействие человека и природы переросло в одну из важнейших проблем современной науки. Однако эта проблема f возникла не вдруг. По словам К. Маркса, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, есть не что иное, как труд, который создал человека, а значит, и предопределил возникновение этого взаимодействия. Таким образом, вся история развития общества и есть история воздействия человека на окружающую среду.

4. Новый толчок природоохранной деятельности дал ХХ в. когда резко возросла производственная деятельность человечества. Наступление на природу было столь стремительным, что наука не успела разработать каких-либо целостных рекомендаций, это отставание теории охраны природы от практической деятельности человека остается и на сегодняшний день. Ответной реакцией наступления на природу явилось создание в первые десятилетия ХХ в. общественных организаций. В 1912 г. при Русском географическом обществе по инициативе академика И.П. Бородина была создана специальная «Постоянная природоохранительная комиссия». В 1913 г. в Берне состоялась первая международная конференция по охране природы, на которой многие прогрессивные ученые в своих докладах обращали внимание на последствия хищнической эксплуатации природы человеком.

5. Реальной основой, на которой базируется охрана природы, стало учение о биосфере Земли. Оно создавалось усилиями ученых многих стран. Но основная заслуга в становлении учения о биосфере принадлежит выдающемуся естествоиспытателю академику В.И. Вернадскому. Основная идея учения В.И. Вернадского о биосфере состоит в том, что высшая форма развития материи на Земле - жизнь - определяет и подчиняет себе все другие процессы. Она оказывает постоянное воздействие на неорганический мир, на химические и другие процессы в атмосфере, гидросфере, в верхних слоях литосферы и формирует облик нашей планеты. В последнее время наука о биосфере обогатилась математическим подходом, кибернетическими идеями и методами, геофизической концепцией развития.

6. В настоящее время в нашей стране и за рубежом разработке теоретических основ охраны природы уделяется значительное внимание. Предложены термины, определяющие концепцию этой науки: натурсоциология, геотехнология, природопользование, ноология, геология социосферы, социоэкология, гео-техния и ряд других. Сделана попытка разработать научные основы охраны природы, дать основные термины и определения, увязать теорию охраны природы со смежными науками. Активно развивается экологическое направление в охране природы, основой которого является экология — наука о взаимоотношении организмов со средой обитания. Развитие этого направления принимает все более широкий размах и ведет к экологизации большинства технических наук.
1.1. Проверьте себя.

В первом абзаце дано определение понятия «охрана природы». Определение не подлежит сокращению, в реферативком изложении ле дует только указать: дано определение...

Во втором абзаце первое предложение — абзацный зачин, второе - главная абзацная фраза, ключевые слова: отрицательное влияние человека на природу. Далее в комментирующей части приведен первый пример природоохранной деятельности.

Третий абзац является продолжением второго, так как начало абзаца повторяет конец предыдущего: наносит вред — изменения... негативны. Повторение ключевого слова подчеркивает связность текста. Но ключевым словом этого абзаца является слово проблема. Далее, в комментирующей части абзаца, раскрывается суть иной проблемы, выявленной только в ХIX в. К Марксом, — это причина, по которой человек не может не воз действовать на природу. Ключевые слова: труд, который создал человека и предопределил возникновение этого взаимодействия. Как видно, в данном случае наиболее важной частью абзаца является комментирующая, в ней находятся ключевые слова, так как слово проблема имеет широкое обобщенное значение.

В четвертом абзаце первое предложение — абзацный зачин, второе — главная абзацная фраза, ключевые слова: отставание теории охраны природы от практической деятельности человека. Далее опять приводятся примеры природоохранительных мероприятий. На этом историческая ретроспектива заканчивается. Автор переходит к состоянию проблемы в настоящее время.

В пятом абзаце абзацный зачин совпадает с главной абзацной фразой, ключевые слова: реальной основой... учение о биосфере. В комментирующей части раскрывается основное содержание — учение В. И. Вернадского.

В шестом абзаце также совпадают абзацный зачин и главная абзацная фраза, ключевые слова: разработка теоретических основ.

Так как этот абзац является последним, следует особое внимание уделить выводу, его ключевые слова: ведет к экологизации...
1.2. Проанализировав структуру абзацев и выделив ключевые слова, можно приступить к составлению вторичного текста.

Подумаем, какие слова с обобщенно-абстрактным значением и какие клише, раскрывающие структуру текста, вводящие логический контекст реферативного изложения, следует использовать. В первой фразе реферата необходимо отразить общее содержание текста.

«В статье дается определение и рассматриваются основные этапы развития науки об охране природы, приводятся примеры лриродоохранительных мероприятий. Излагая содержание природоохранителъной деятельности человека в разные времена, автор выделяет следующие основные мысли».

Этих основных мыслей — три (соответственно трем группам ключевых слов в исторической ретроспективе текста). Запишем их:

Во-первых, воздействие человека на природу носит негативный характер. Во-вторых, невозможность не воздействовать на природу...». Если хорошо подумать, то можно найти более точное слово с обобщенно-абстрактным значением: «…неизбежность воздействия человека на природу». Далее можно привести высказывание К. Маркса: «…так как взаимодействие человека и природы есть не что иное, как труд, который создал человека. Таким образом, вся история развития общества и есть история воздействия человека на окружающую среду». В-третьих, отставание теории охраны природы от практической деятельности человека, сложившееся к началу ХХ в. и существующее по сегодняшний день.

Этим завершается первая часть реферата, переходим ко второй — современному состоянию проблемы. Таково логическое развитие текста. Сформулировать начало этой части нетрудно, если использовать ключевые слова пятого абзаца:

«Далее автор указывает, что в настоящее время разработка теоретических основ охраны природы базируется на учении В.И. Вернадского о биосфере Земли» (кратко можно отразить основную идею этого учения).

Переходим к завершающей части реферата. Обычно ее начина ют словами: «В заключение автор…» Но самое главное в ней — вывод. Подумаем, какие слова с обобщенно-абстрактным значением наиболее точно назовут то, о чем сообщает в выводе автор. Например, возможен вариант:

«В заключение автор кратко останавливается на основных направлениях современной науки, занимающихся вопросами охраны природы. Наиболее перспективным из них является экологическое направление. Экология понимается как наука о взаимоотношении организмов со средой обитания. В связи с этим возникает новая большая задача: необходимость... (или лучше, сильнее — требование) экологизации большинства технических наук».

Вторичный текст составлен. В нем кратко изложено (но не пересказано) содержание первоисточника и вместе с тем названы все его основные мысли.

1.3. Сравните различные виды компрессии рассматриваемо го текста:

1. Назывной план

В назывном плане обозначаются подтемы текста.

1. Определение понятия «охраны природы».

2. Отрицательное влияние человеческой деятельности на природу. Первые формы охраны природы.

3. Неизбежность проблемы воздействия человека на природу.

4. Отставание теории охраны природы от деятельности человека.

5. Учение о биосфере Земли как основа охраны природы.

6. Современные научные направления по охране природы.

2. Тезисный план

Тезисный план отражает ключевые предложения текста.

1. Определение. Формулировка обусловлена историческим ходом взаимодействия человека и природы.

2. Многие ученые высказывались об отрицательном влиянии человеческой деятельности на природу (еще с ХI в.).

3. Процесс взаимодействия человека и природы — это труд, который создал человека и предопределил возникновение этого взаимодействия (К. Маркс).

4. В ХХ веке отставание теории охраны природы от практической деятельности человека остается на сегодняшний день.

5. Реальной основой, на которой базируется охрана природы, стало учение В.И. Вернадского о биосфере Земли.

6. Развитие экологии как научного направления об охране природы ведет к экологизации большинства технических наук.

3. Аннотация

Аннотация статьи значительно короче, чем реферативное изложение, которое показано выше. Она обычно состоит из двух частей: в первой формулируется основная тема книги, статьи; а во второй — перечисляются (называются) основные положения.

Статья посвящена проблеме взаимодействия человека и природы и раскрывает причину неизбежности негативного воздействия человека на окружающую среду. В статье рассматриваются основные этапы развития науки об охране природы, указываются ее теоретические основы и направления, развивающиеся в настоящее время.

Обратите внимание, что в плане, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются или ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно - абстрактным значением, которые необходимо определить самостоятельно.

  1. Опираясь на приведенный выше образец, напишите вторичный текст. Для его составления можно использовать следующие слова с обобщенно-абстрактным значением: позиция, положение, мысль, дилемма, ретроспектива, обзор, взгляды, источник, взаимозависимость.

ПРИРОДА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ ХХ ВЕКА

1. Понятие «природа» неоднозначно: во-первых, это все сущее, вся материя во всем многообразии ее форм, во-вторых, это совокупность естественных условий существования человека и человечества.

2. Природа, изменяющаяся по своим собственным, не зависимым от человека и человечества законам, противостоит культуре. Культура — это преобразованная людьми природа. Деятельность людей, направленная на превращение природного, естественного в культурное, искусственное, составляет самую суть человеческого способа-существования. Люди в своей деятельности противостоят природе, но и составляют ее часть, являются ее порождением.

Такое противоречивое отношение человека и природы вызывало различное восприятие ее в истории человеческой мысли. Во-первых, природа воспринималась как нечто неоформленное, не организованное, неразумное и потому более низкое, чем культура, и, следовательно, обосновывалась мысль о необходимости подчинения ее человеку. Во-вторых, природа считалась образцом совершенства как нечто более высокое, чем культура, и, следовательно, доказывалась необходимость подражания природе, подчинения ей.

3. В античное время природа, доступная человеческому разуму, отождествлялась с космосом, противоположным хаосу. Идеалом мудреца считалась жизнь в согласии с природой. В это же время зародилось научное познание природы в форме натурфилософии.

4. В средневековом христианстве природа предстала как сотворенная Богом и как нечто более низкое по сравнению с наделенным душой человеком. Она считалась источником зла, которое человеку необходимо преодолеть. Его жизнь трактовалась как борьба природного (телесного) и духовного. Понимание природы как продукта божественного творения вело к поиску в ней мудрого, божественного плана — воплощения всемогущества Творца. Стремление прочитать начертанную Богом «Великую книгу природы» обусловило развитие естествознания.

5. В эпоху Возрождения люди увидели в природе источник радости, наслаждения, красоты и великолепия. Так как средневековая наука еще не успела создать аппарата естественнонаучных исследований, в эпоху Возрождения именно художественное творчество явилось способом познания мира. Наивысшего расцвета достигают живопись и скульптура.

6. В век Просвещения природа понималась как убеждение, противостоящее порочной цивилизации. В период становления промышленного капитализма в Европе природа предстала как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая ресурсов. Требование господства над природой обусловило необходимость испытания ее в целях постижения всех ее тайн, всех ее законов.

7. Однако, начиная с середины ХХ в., научно-техническая деятельность человека приобрела значительную силу, начали меняться характер природопреобразующей деятельности, ее направления и методы. Большое значение приобретают ответственность, организованность и разумность человеческой деятельности.

8. Взаимодействие человечества и природы включает в себя отношение двух развивающихся систем: естественной среды (гео- и биосферы, включающих в себя естественные источники средств жизни и естественные богатства) и искусственной среды, состоящей из предметов, созданных человеком и не существующих в природе, и системы общественных отношений. По мере развития общества роль искусственной среды обитания возрастает, ее сфера постоянно расширяется. Это повышает защищенность людей от стихийных, разрушающих воздействий природных сил. Вместе с тем растет зависимость людей от природы, размеров ее ресурсов. Таким образом, и люди зависят от природы, и природа зависит от масштабов, форм и направлений их деятельности.

9. Эта деятельность, приводящая к исчерпанию природных ресурсов и загрязнению среды обитания и — как следствие — к угрозе самому существованию человечества, порождает экологическую проблему. Экологическая проблема — это комплекс затруднений в современном обществе, имеющих научные, технологические, социально-экономические, политические, международно-правовые, культурные, этико-гуманистические и эстетические аспекты. К числу путей ее решения относятся популяризация экологических знаний, формирование экологической культуры, экологическое просвещение, а также экологически обоснованная переориентация научно- технического развития. Глобальный характер экологической проблемы определяет необходимость международного сотрудничества неравномерно развитых стран и народов.



  1. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова. Постройте опорную схему последовательного изложения. Расскажите текст по схеме.

Виды библиографических рефератов

По полноте изложения содержания библиографические рефераты подразделяют на информативные и индикативные. Информативные (рефераты-конспекты) содержат в обобщенном виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования, использованном оборудовании, сфере применения. Индикативные (указательные, или рефераты-резюме) содержат не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа; все второстепенное для данной темы в индикативном реферате опускается. В индикативном реферате не содержится подробного изложения результатов и выводов исследования. Текст реферата состоит по существу из набора ключевых слов и словосочетаний и потому в основном он может быть использован читателем только для выяснения вопроса о том, нужно ли ему обращаться к первичному документу.

По количеству реферируемых первичных документов рефераты подразделяются на монографические, составленные по одному документу, и обзорные (или обзоры), составленные по нескольким документам на одну тему.

По читательскому назначению рефераты подразделяются на общие, излагающие содержание документа в целом и рассчитанные на широкий круг читателей, и специализированные, в которых изложение содержания ориентировано на специалистов определенной области знаний.

При написании курсовых, дипломных и диссертационных работ для изложения содержания используемого в работе первичного документа особый интерес для вас представляют информативные рефераты.

При написании рефератов для адекватного изложения основных положений источника необходимо владеть не только научными знаниями в соответствующей отрасли науки, но и навыками реферирования, знать правила составления реферата в соответствии с требованиями нормативных документов (по А.К. Демидовой).

  1. Прочитайте текст и познакомьтесь с основными особенностями библиографического реферата.

Библиографическому реферату как одному из жанров научного стиля присущи те же особенности, что и научному стилю в целом:

  • объективность;

  • однозначность;

  • предельная краткость;

  • обобщенно-отвлеченный характер;

  • логичность изложения;

  • безличная манера повествования;

  • использование научных терминов, абстрактной лексики и т.д.

Для языка и стиля реферата характерно:

  • преимущественное использование простых предложений;

  • преобладание неопределенно-личных форм;

  • употребление причастных и деепричастных оборотов, однородных членов предложения;

  • широкое использование пассивных конструкций;

  • высокая номинализация языкового выражения;

  • привнесение слов обобщающего характера и клишированных оборотов, отсутствующих в тексте первоисточника;

  • отсутствие субъективно-оценочных элементов.

В языке реферата максимально выражена тенденция (вообще свойственная языку научно-технической литературы) к преобладанию существительных над другими частями речи, а также возрастанию числа глаголов с общим значением типа считать, рассматривать, описывать, изображать.

Синтаксис реферата характеризуется однообразием. Материал подается не в развитии, а в статике. Поэтому в тексте реферата преобладают констатирующие обобщения и перечисления.

Перечисление связано с наличием параллельных конструкций и однородных членов предложения. В реферате, как правило, нет обоснования выдвигаемых положений, примеров, сравнений, сносок или ссылок на первоисточники. Точные даты часто заменяются указанием периодов, конкретные имена – наименованием научных школ и направлений и т.п.

Информативность такого текста гораздо выше, чем информативность первичного документа.

Текст реферата строится по заранее установленной схеме с раскрытием следующих аспектов:

1. Объект исследования представляет важнейшую сторону реферата. Здесь выявляются закономерности, свойства и явления, показываются временные и пространственные признаки, даются характеристики устройств и способов, веществ и т.п.

2. Методы проведения работы реферируются в том случае, если они представляют особый интерес для данного исследования. Широко известные методы только называются без соответствующих пояснений.

3. Результаты проведенной работы, полученные в процессе наблюдений, измерений, обобщений и т.д., отражаются в реферате в виде описательных формулировок, цифровых данных, таблиц, графических материалов и формул.

4. Выводы, представленные в первичном документе (заключения, рекомендации, оценки, предложения), могут переноситься в реферат в полном или сокращенном объеме. При отсутствии выводов в первоисточнике автор реферата обязан сделать их самостоятельно с соответствующими комментариями к ним.

5. Область применения полученных результатов должна быть определена в реферате по возможности точно. При отсутствии в реферируемом документе таких сведений автор реферата указывает области их применения по своему усмотрению.

  1. Прочитайте текст. Выделите главную информацию. Составьте сравнительную таблицу «Особенности РЖ ИНИОН и ВИНИТИ».

Особенности реферативных журналов ИНИОН и ВИНИТИ

Рефераты, публикуемые в реферативных журналах Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (РЖ ИНИОН РАН) и Всероссийского института научной и технической информации Академии наук (РЖ ВИНИТИ), имеют свою специфику.

Реферативные журналы ВИНИТИ содержат информацию о документах по естественным и точным наукам, РЖ ИНИОН – по наукам гуманитарного профиля.

Журналы ВИНИТИ и ИНИОН внешне различаются форматом, а внутренне – структурой и объемом рефератов. Рефераты РЖ ВИНИТИ значительно короче рефератов РЖ ИНИОН и имеют более каноническую форму, в соответствии с которой в начальной части реферата указываются описанные в первичном документе проблемы, а в заключительной части перечисляются полученные результаты.

Средний объем рефератов, публикуемых в РЖ ИНИОН, – 4–5 тыс. знаков, но он может достигать 10 тыс. знаков и более (при максимальном объеме реферата в РЖ ВИНИТИ – 2 тыс. знаков и при среднем объеме 600–1200 знаков). Столь значительная разница в объемах рефератов по научно-технической и научно-гуманитарной информации не случайна и связана с рядом объективных причин. Основная из них – различие в читательском адресе. РЖ ВИНИТИ – в большей мере сигнальное издание с индикативными функциями, стремящееся к информированию (и реферированию) о максимальном количестве первичных источников по соответствующей отрасли. Рефераты по научно-технической информации, как правило, предназначены для специалистов в данной области знания, поэтому содержат максимально краткое изложение сущности первоисточника.

Рефераты по общественным наукам рассчитаны на более широкий круг читателей, в том числе на ряд лиц, не имеющих специальной подготовки в той области знания, которой посвящены РЖ ИНИОН. Для этих журналов характерна тщательная выморочность источников реферирования.

По языково-стилистическим особенностям реферат по общественным наукам занимает промежуточное место между собственно научно-гуманитарной литературой и вторичными информационными документами. На нем почти всегда сказывается индивидуальная манера автора первоисточника и даже автора реферата. По своему лексическому составу рефераты РЖ ИНИОН в основном однородны. В них преобладают общеупотребительные слова, использованные в прямом конкретно-логическом значении. Количество терминов в рефератах РЖ ИНИОН не превышает 20% текста. (В рефератах РЖ ВИНИТИ терминов может быть до 90–95% .)

В РЖ ИНИОН почти не встречаются аббревиатуры и условные обозначения. Система сокращений неразнообразна, здесь используются лишь общепринятые сокращения, причем преимущественно в заголовочных частях рефератов.

Синтаксический состав рефератов РЖ ИНИОН отличается разнообразием структур, в том числе и сложных, широким использованием вводящих предложений и словосочетаний типа монография посвящена...; автор считает...; в первой главе автор стремится доказать... и т.п., способствующих связности и плавности изложения. Повествование строится в соответствии с композицией реферируемого документа. Для рефератов РЖ ИНИОН характерно членение на абзацы и использование цитат (в рефератах по научно-технической информации деление на абзацы встречается крайне редко, цитаты не используются).

В РЖ ИНИОН содержится много ссылок и примечаний составителей рефератов, иногда на языке оригинала. Есть ссылки на страницы источника, из которого дана цитата. Само цитирование и другие языковые приемы часто содержат оценку материала источника. В РЖ ИНИОН иногда даются разъяснения по рассматриваемому вопросу, часты выводы и обобщения, чего нет в РЖ ВИНИТИ.

Стандартные обороты речи для реферирования

I. Работа (книга, монография) состоит из предисловия (введения), (двух, трех, четырех...) глав (разделов) и заключения.

II. 1. В работе (книге, монографии, сборнике, статье...)
В первой (второй, третьей...) главе книги (работы...) В этой (данной) части монографии (книги, сборника, работы...)
В первом (втором, третьем, этом, данном '...) разделе (сборника, книги, документа...)

2. а) анализируется (исследуется, освещается, проанализирована) (какая) проблема...
разбирается (рассматривается, раскрывается) проблема (чего)...
б) дается (излагается, обосновывается) (какая) теория... описывается (подвергается критике) теория (чего)...
в) показывается (раскрывается, характеризуется) сущность (чего)...
г) речь идет (о чем) о том, что...
говорится о возможности (чего), о том, что...
д) автор/ы/ анализирует/ют/ (какую) проблему... выявляет/ют/ сущность (особенности) (чего)... дает/ют/ общую характеристику (чего)... раскрывает/ют/ собственное понимание (чего)... отмечает/ют/ (считает/ют/), что ...

..., по мнению (по определению) автора/ов/...

..., как отмечает/ют/ (считает/ют/) автор/ы/...

3. подробно (кратко) излагается (изложена) проблема... подробно исследуются формы и методы (чего)... особое внимание уделяется (чему)...
обращается внимание (на что)...
важное значение имеет (что)...
поднимается вопрос (о чем)...
затрагивается проблема (чего)...
подчеркивается огромное (исключительно важное)
значение…
необходимость (важность) (чего)...
выявляются особенности (чего)...
указывается на необходимость (чего)...
отмечается необходимость (чего)...
отдельно рассматриваются вопросы...
далее отмечается, что ...
подчеркивается (указывается), что ...

..., отмечается (подчеркивается) в работе...

..., отмечается (подчеркивается) по этому поводу в статье...

4. В заключение автор/ы/ говорит/ят/ (о чем)... пишет/ут/: «... »
развивает/ют/ идею (чего)... в итоге делается (сделан) такой вывод: «... » делается вывод о том, что ... говоря (о чем), автор делает вывод, что ... завершая свою работу, автор пишет: «... » завершая (что), автор приходит к выводу, что...
Рефераты бывают разные. Одни (о них мы говорили выше) пишутся для реферативных журналов и адресуются ученым – специалистам в какой-либо области науки. Их составляют авторы научных произведений, специалисты в данной отрасли или библиографы. Другие рефераты пишутся по научным статьям для научно-популярных журналов. Их цель – познакомить с научными открытиями всех желающих. Сложный, серьезный материал излагается в доступной, популярной форме.

  1. Прочитайте рефераты из журнала «Наука и жизнь». Найдите в текстах конструкции, употребление которых невозможно в собственно научном подстиле.

    «Космический странник»

Давно известно, что исследование космоса при помощи автоматов, то есть без риска для людей, и проще, и гораздо дешевле, но возможности автоматов, к сожалению, ограниченны. Даже полностью автономные роботы с искусственным интеллектом смогут выполнять только заданную программу и окажутся беспомощными перед сколько-нибудь неожиданным явлением. Автоматы же, способные найти выход из нестандартной ситуации, вряд ли появятся в обозримом будущем.

В частности, поэтому роботы мало приспособлены для поисков жизни на иных планетах, поскольку формы этой жизни могут быть совершенно иными, чем на Земле.

Что же касается автоматов, управляемых с Земли, то их возможности тоже ограничены, правда, иначе – временем. Ведь некоторые решения необходимо принимать за доли секунды, тогда как продолжительность обмена информацией между аппаратом, находящимся, к примеру, на Марсе, и земным командным пунктом может достигать 40 минут.

И все же бывают обстоятельства, при которых человека просто нельзя использовать. Скажем, астронавт не может приближаться к поверхности планет-гигантов и даже входить на летательном аппарате в самые верхние слои их мощных атмосфер. В противном случае он просто не сможет вернуться из-за сильнейшего притяжения. Все это, однако, вполне доступно роботу-планеру, управляемому с борта орбитального корабля.

Проект под названием «Космический странник» предлагают авторы статьи сотрудники Института биофизики Сибирского отделения Российской академии наук. Речь идет о собираемом на земной орбите космическом корабле, который затем отправляется к другим планетам. Экипаж корабля сможет исследовать их, не подлетая к ним ближе, чем на 10 тысяч километров. При таких расстояниях время передачи сигналов между кораблем и роботом столь невелико, что управление оказывается достаточно оперативным.

Экипажу в этом случае придется жить на орбитальном корабле годами, и это, разумеется, потребует замкнутого цикла системы жизнеобеспечения. Подобные эксперименты давно ведутся и в Институте биофизики СО РАН, и в Институте медико-биологических проблем, а в созданном сибиряками комплексе под названием «БИОС-3» испытатели автономно прожили почти два года. Атмосфера и вода при этом полностью регенерировались растениями, которых, кстати говоря, хватало для обеспечения людей вегетарианскими продуктами. А необходимый размер таких «плантаций» составляет около 30 кв. м на человека. По мнению авторов проекта «Космический странник», его реализация позволила бы не только обследовать многие планеты Солнечной системы, но и защитить Землю от столкновения с крупным астероидом, изменив при необходимости его траекторию (Гителъзон И., Барцев С, Межевикин В., Охонин В. Дальний космос: люди или автоматы. Вестник РАН. – 2000. – Т. 70. – № 7. – С. 611–620).

(Наука и жизнь. 2000. № 11. С. 98)

Авиация и атмосфера

Наблюдая за серебристым следом, который оставляет за собой крохотный самолетик в высоком синем небе, не каждый задумывается о том, что, собственно, представляет собой этот след. А он состоит из аэрозолей – взвешенных в воздухе частиц сажи, двуокиси серы, воды, серной кислоты и других веществ, выбрасываемых реактивным двигателем. Спектр этих веществ определяется типом двигателя и видом топлива: установлено, например, что концентрация аэрозолей в следе зависит в большой мере от содержания серы в авиационном керосине.

Выбросы двигателей отнюдь не безвредны для нашей атмосферы. Образующиеся в их струе аэрозоли могут обладать высокой активностью по отношению к присутствующим в ней газам. Окислы азота, например, а также окись и двуокись углерода снижают в атмосфере концентрацию озона, что, как известно, увеличивает интенсивность биологически опасного ультрафиолетового излучения.

Сейчас уже можно считать установленным тот факт, что именно твердые частицы определяют разрушение озона на высотах 15–25 км в полярных областях, и с некоторых пор это стали учитывать при оценке влияния авиации на состояние атмосферы.

Выбрасываемые двигателем аэрозоли воздействуют и на другие процессы в атмосфере: радиационный баланс, формирование облаков, поглощение инфракрасного излучения, парниковый эффект и в какой-то мере на климат в целом.

Между тем, по прогнозам, в течение ближайших 18–25 лет авиация станет потреблять вдвое больше топлива, чем сейчас, и это потребует новых исследований в области его сгорания (Поповичева О., Старик А., Фаворский О. Проблемы влияния авиации на газовый и аэрозольный состав атмосферы. Изв. АН. Физика атмосферы и океана. – 2000. – Т. 36. – № 2. – С. 163–178).

(Наука и жизнь. – 2000. – № 11. С. 99)

Поле должно быть естественным

«Электромагнитное загрязнение среды» – такое понятие введено недавно Всемирной организацией здравоохранения. Фены и электробритвы, компьютеры и телевизоры, пылесосы и микроволновые печи и, наконец, сама домашняя электросеть, а также линии электропередач – вот далеко не полный перечень источников электромагнитного излучения, с которыми человек сталкивается постоянно и воздействие которых на человека во много раз больше естественного уровня геомагнитного поля Земли.

Между тем такого рода электромагнитные поля могут, по утверждению множества специалистов как зарубежных, так и отечественных, – быть весьма пагубными для человека и, в частности, поражать его центральную нервную и иммунную системы.

В особо сложных в этом смысле условиях находятся моряки военного, торгового и рыбопромыслового флотов. Современный флот буквально напичкан всякого рода электрическими, электронными и навигационными приборами, и воздействию их излучения моряки подвергаются круглые сутки. Впрочем, и это еще не все. Корпусом судна как экраном ослабляется естественное геомагнитное поле Земли, и длительное пребывание в таком экранированном помещении также может оказывать вредное воздействие на здоровье моряков. Правда, в метро, автобусе, автомобиле и даже просто в здании с железобетонными стенами естественное геомагнитное поле Земли тоже ослаблено. Но, во-первых, люди там не находятся круглосуточно, а во-вторых, в некоторых помещениях на судах это ослабление в несколько раз больше.

В России еще в начале 90-х годов были определены требования к электромагнитной совместимости технических судовых средств и биологических объектов и, кстати, более жесткие (а значит, и более гуманные), чем международные нормы. Дело за немногим: добиться того, чтобы эти требования непременно соблюдались в практической конструкторской работе (Ратников В. Электромагнитная обстановка биосферы на судах // Рыбное хозяйство. – 2000. – № 1. – С. 27–28).

(Наука и жизнь. 2000. № 11. С. 98)

Земля кружится все медленнее

Один из героев Г. Уэллса, обладавший свойством творить чудеса, остановил как-то по просьбе своего приятеля вращение Земли. Возникший в результате ураган чуть было не уничтожил все вокруг, и спасло мир только одно: герой предусмотрительно пожелал остаться при любом варианте невредимым, а потому смог вернуть планету в ее исходное состояние.

А если на самом деле? Может ли наша Земля когда-нибудь остановиться? Ведь известно, что ее движение постепенно замедляется и увеличивает тем самым продолжительность земных суток.

Степень этого замедления определяется разными специалистами по-разному и к тому же различно во времени. В результате изучения солнечных затмений, происходивших до 1620 года, установлено, что сутки тогда удлинялись в среднем на 2,4 миллисекунды в 100 лет. Число, полученное из телескопических наблюдений после 1620 года, оказывается почти вдвое меньшим – 1,4 миллисекунды в 100 лет. А недавние и многочисленные лазерные наблюдения за Луной и вовсе дают величину 2,25 миллисекунды в 100 лет. Но все полученные числа настолько малы, что вряд ли имеет смысл говорить хоть о какой-то реальной опасности для нашей планеты с этой стороны.

Замедление скорости вращения Земли в основном связано с морскими приливами, но в какой-то мере и с земными. И те и другие в свою очередь зависят от сил притяжения Луны и Солнца, причем земные представляют собой определенную деформацию твердого тела Земли – что-то вроде запаздывающего приливного «горба». Из-за него-то и возникает некоторый тормозящий момент, приводящий к замедлению вращения Земли.

Впрочем, доля вклада земных приливов в процесс ее торможения весьма незначительна – не более 3%, это удалось установить благодаря созданным в последние годы картам основных волн лунно-солнечного прилива. Из этих карт получены и величины удлинения суток, которые хорошо согласуются с материалами лазерного слежения за движением Земли и Луны (Перцев Б. О вековом замедлении вращения Земли // Физика Земли. – 2000. – № 3. – С. 35–39).

(Наука и жизнь. – 2000. № 12. – С. 17)

Еще один вид рефератов (мы назвали их учебными) пишется для того, чтобы показать, насколько глубоко вы изучили материал, как поняли его. С такими рефератами (докладами) вы выступаете на семинарах и конференциях, готовите их к зачетам и экзаменам, представляете при поступлении в аспирантуру. Объем такого реферата составляет обычно 10–30 страниц машинописного текста.

Учебный реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа, где вы раскрываете суть исследуемой проблемы; приводите различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Учебный реферат не должен носить компилятивный характер. В нем не должно быть механически переписанных из книги, сложных для понимания конструкций, например, таких: «Обросшая предрассудками, ксенофобская по своим социально-психологическим истокам тенденция проявилась в регенерации пресловутой антитезы Кутузов–Барклай, по которой он низводился до положения посредственного к самостоятельным решениям и разумным стратегическим действиям, органически чуждого национальным интересам страны».

В реферате обязательно должны быть ссылки на использованную литературу. Изложение материала должно носить проблемно-тематический характер.

Этапы работы над учебным рефератом

    1. Выбор темы. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но, прежде чем сделать выбор, вам необходимо определить, над какой проблемой вы хотели бы поработать и более глубоко ее изучить. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

    2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8–10 различных источников).

    3. Составление библиографии. Записи лучше делать на отдельных карточках. На основе карточек составляется список литературы.

    4. Обработка и систематизация информации.

    5. Разработка плана реферата.

    6. Написание реферата.

Примерная структура учебного реферата

  • Титульный лист.

  • Оглавление. В нем последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.

  • Введение. Формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы.

  • Основная
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из истории охраны окружающей среды iconО проведении Года охраны окружающей среды в 2013 году на территории...
На основании Указа Президента РФ от 10. 08. 2012 №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» 2013 год...
Из истории охраны окружающей среды iconИ охраны окружающей среды администрации города ижевска доклад об экологической обстановке
Администрация города/Структурные подразделения Администрации города Ижевска/Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды...
Из истории охраны окружающей среды iconКонкурс фотографий «Природа глазами детей»
«О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 6 ноября 2012...
Из истории охраны окружающей среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Годом охраны окружающей среды (Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» от 10 авг г. №1157), в целях...
Из истории охраны окружающей среды iconПлан года охраны окружающей среды план основных мероприятий по проведению...
Общие организационные мероприятия по проведению Года охраны окружающей среды в Республике Башкортостан
Из истории охраны окружающей среды iconI. Реализация государственной политики в области природных ресурсов,...
О результатах деятельности министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды республики бурятия в 2006 году и основных направлениях...
Из истории охраны окружающей среды icon2 0 1 3 год– Год охраны окружающей среды в Российской Федерации Каталог выставки Санкт-Петербург
В августе 2012 г. Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении в 2013 году в стране Года охраны окружающей среды. Этот...
Из истории охраны окружающей среды iconС. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации...
В начале своего выступления позвольте поблагодарить Вас, Владимир Владимирович за решение о проведении в 2013 году в России Года...
Из истории охраны окружающей среды iconГосударственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского...
Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа при участии территориальных специально...
Из истории охраны окружающей среды iconГосударственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского...
Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа (Хантымансийскгоскомэкологией) при участии...
Из истории охраны окружающей среды iconРеспублики Башкортостан Министерство природопользования лесных ресурсов...
Министр природопользования лесных ресурсов и охраны окружающей среды рб а. А. Фаухутдинов
Из истории охраны окружающей среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерации от 10 августа 2012 г. №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды», распоряжения Правительства...
Из истории охраны окружающей среды iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины...
Гладун Е. Ф. Административно-правовое регулирование охраны окружающей среды. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Из истории охраны окружающей среды iconПлан основных мероприятий по проведению Года охраны окружающей среды в Республике Башкортостан №
Общие организационные мероприятия по проведению Года охраны окружающей среды в Республике Башкортостан
Из истории охраны окружающей среды iconПостановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей...
На основании статьи 35 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года "Об обращении с отходами" Министерство природных ресурсов...
Из истории охраны окружающей среды iconДоклад на заседании областной коллегии органов исполнительной власти...
«О состоянии окружающей среды Тамбовской области, повышении эффективности деятельности органов власти области по обеспечению экологической...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск