С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования»





Скачать 149.08 Kb.
НазваниеС. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования»
Дата публикации08.09.2014
Размер149.08 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад


ДОКЛАД

Министра природных ресурсов

и экологии Российской Федерации

С.Е.Донского
на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования»
Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

В начале своего выступления позвольте поблагодарить Вас, Владимир Владимирович за решение о проведении в 2013 году в России Года охраны окружающей среды.

Вы приняли это предложение, прозвучавшее на встрече в Новосибирске в рамках предвыборных поездок по стране, и для нас, для всех экологов оно стало действительно значимым.

В целом, в мероприятиях, приуроченных к Году охраны окружающей среды, приняло участие свыше 5 млн. россиян, которые высаживали деревья, убирали свалки. В школах и вузах проводились экологические уроки. Впервые в России был организован ряд крупных международных мероприятий – Балтийский саммит в Санкт-Петербурге, Конференция по спорту и окружающей среде в Сочи, Форум по сохранению белого медведя в Москве. В начале декабря начнет работу четвертый Всероссийский съезд по охране окружающей среды.

Главное, что нам удалось акцентрировать внимание граждан России к вопросам бережного и рационального отношения к природе, привлечь новых сторонников к практическим работам по сохранению биоразнообразия.

По итогам года мы, Владимир Владимирович, представим Вам подробный доклад.

СЛАЙД 1
Прежде чем начать доклад о мерах, предпринятых за последние годы, остановлюсь на текущей экологической ситуации.

Огромная территория и уникальные запасы природных ресурсов позволяли нам долгое время не обращать особого внимания на вопросы экологии.

Последствия такого природопользования наглядно представлены на слайде.

Цифры и обозначенные проблемы, которые вы видите, достаточно ярко описывают сегодняшнюю ситуацию.

В результате происходит ухудшение среды обитания, а в следствие этого и снижение качества жизни человека.

Характеризуя, экологическое состояние в стране, также следует констатировать, что ежегодно мы теряем 4-6% ВВП от ухудшения окружающей среды, роста заболеваемости и смертности населения. При этом важно отметить, что текущие затраты на природоохранные мероприятия, составляющие не более половины процента ВВП, не способствуют решению накопившихся проблем.

СЛАЙД 2

Кроме внутренних угроз мы сталкиваемся с серьезными внешними экологическими рисками.

В качестве основных выделю риски загрязнения трансграничных водоемов, перемещение на территорию России опасных отходов, новые угрозы, представленные на слайде.

Все эти вызовы мы учитываем, выстраивая государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

СЛАЙД № 3

Также, новые принципы экологического регулирования формировались в соответствии с поручениями Президента, Совета безопасности, Государственного совета и Правительства, основанных на глубоком анализе причин сложившейся в стране ситуации. А к ним можно отнести: отсутствие стимулов к экологической модернизации, переработке отходов, строительству очистных сооружений, внедрению и реализации «зеленых проектов». Давно назрела необходимость существенного повышения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

СЛАЙД №4

В прошлом году по инициативе Президента и Правительства начат процесс реформирования экологического законодательства.

Утверждены ключевые стратегические документы – «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». В результате приняты три государственные программы и две федеральные целевые программы. За последние три года принято более десяти федеральных законов и пятьдесят подзаконных актов, направленных на совершенствование системы экологического регулирования.

СЛАЙД 5

Эти стратегические документы определили основные принципы современной природоохранной политики – экологическая безопасность и рациональное использование ресурсов, а также направления и механизмы ее реализации.

Мы выделяем четыре приоритетных направления деятельности. Это:

ликвидация прошлого экологического ущерба;

снижение текущего негативного воздействия;

сохранение и восстановление биоразнообразия;

и основное – экологическая модернизация экономики.

Теперь коротко по каждому направлению.

СЛАЙД 6

В соответствии с Вашим, Владимир Владимирович, поручением мы в октябре закончили инвентаризацию объектов прошлого экологического ущерба. Было выявлено 340 крупных объектов, или 400 млн. тонн загрязнений, в результате воздействия которых негативному влиянию подвержено более 17 млн.человек.

Наибольшее количество загрязняющих веществ сосредоточено в промышленных регионах – Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Сегодня мы реализуем пилотные проекты по ликвидации накопленного ущерба в самых экологически уязвимых районах: Арктика, Байкальский регион, Центральная Россия (Нижегородская область).

Но с учетом результатов инвентаризации мы понимаем, что необходима более масштабная уборка. Для комплексного решения проблем подготовлен соответствующий проект ФЦП, который предусматривает ликвидацию основных видов накопленных загрязнений.

Конечно, продолжим работы по очистке Арктики, и надо разбираться с крупнейшими свалками.

В результате выполнения программы планируется:

провести рекультивацию и вовлечь в оборот до 150 тысяч гектаров загрязненных земель;

ликвидировать более 190 «горячих» экологических точек, в том числе в Арктической зоне.

В результате улучшатся экологические условия проживания для 15,5 млн. россиян.

Необходимое финансовое обеспечение проекта программы составляет 209 млрд.руб.

Законопроектом о федеральном бюджете на 2014-2016 годы предусмотрено финансирование программы на уровне трех млрд. руб. ежегодно в период до 2016 года.

К сожалению, приходится констатировать, что планируемого финансирования ФЦП не достаточно. Поэтому нами сегодня подготовлены изменения законодательства, которые позволят через систему ликвидационных фондов аккумулировать необходимые дополнительные средства.

Подготовлен законопроект о возмещении (ликвидации) вреда окружающей среде, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью, который включает механизмы государственно-частного партнерства при реализации таких проектов.

И последнее, мы прорабатываем возможность проведения на одном из очищенных Арктических островов международной конференции для привлечения внимания мировой общественности и обмена опытом.

СЛАЙД 7

Несколько слов о снижении негативного воздействия на водные ресурсы.

Как я уже говорил, в 2012 году Правительством утверждена ФЦП по развитию водохозяйственного комплекса. За полтора года реализации этой программы запущены экономические механизмы стимулирования строительства и модернизации очистных сооружений и систем водосбережения.

Сегодня реализуется 20 инвестиционных проектов с объемом финансирования 44 млрд рублей. Ожидается снижение объема загрязненных сточных вод на 558 миллионов кубометров в год, а масса загрязняющих веществ на 146 тысяч тонн в год.

В целях мотивирования предприятий на строительство очистных сооружений два года назад принят Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», который обязывает все предприятия, сбрасывающие свои стоки в водоканалы, строить локальные очистные сооружения и дает им возможность зачесть затраты на природоохранные мероприятия в счет оплаты за негативное воздействие.

Также в октябре этого года внесены изменения в Водный кодекс, направленные на регулирование хозяйственного освоения зон затопления, ужесточение правил использования водоохранных зон, включая введение административной ответственности за нарушение соответствующих режимов.

В этом бюджетном цикле планируется увеличение ставок платы за пользование водными объектами, для чего нами подготовлен проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс и соответствующий акт Правительства. Действующие ставки платы не индексировались с 2004 года, из-за чего утратили свой экономический стимул и требуют актуализации.

Говоря о воде, нельзя не сказать о ходе реализации утвержденной в прошлом году ФЦП по охране озера Байкал.

Принято принципиальное решение по закрытию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

Начаты проекты по ликвидации ранее накопленного ущерба, в 2014 году приступим к строительству предприятий по обращению с отходами, реконструкции объектов рыборазведения, а также к рекультивации нарушенных земель.

В результате реализации программы 80% Байкальской природной территории будет рекультивировано.

Главное в 2014 году – внести изменения в программу, направленную на учет необходимых мероприятий по выводу из эксплуатации БЦБК.

СЛАЙД 8

Теперь о мерах по улучшению качества атмосферного воздуха.

Безусловно, основной загрязнитель воздуха в нашей стране – автотранспорт.

Правительством предпринимается целый комплекс мер, направленных на снижение количества выбросов.

Принят комплексный план по развитию рынка газомоторного топлива, введен утилизационный сбор на автотранспорт. Совместно с Минпромторгом готовим пакет предложений по введению экологического сбора на автомобили, работающие на топливе стандартов Евро 1 и 2.

Кроме того, Правительством принято решение об изменении правил функционирования единого рынка электроэнергии с целью стимулирования создания новых энергомощностей, работающих на солнечной и ветровой энергии, а также малой гидроэнергетике. Сейчас идет отбор пилотных проектов по этой программе.

Знаковым стало в декабре прошлого года решение Правительства о повышении ставок платы за выбросы в воздух от сжигания попутного нефтяного газа.

Как результат – мы ожидаем, что инвестиции в утилизацию ПНГ и строительство перерабатывающих мощностей только в 2013 году объем инвестиций увеличится в два раза по сравнению с прошлым годом и составит 50 млрд рублей, а уровень утилизации ПНГ будет около 80%.

Мы уверены в том, что данная мера позволит достичь требуемого результата: 95% утилизации ПНГ.

Все это самым существенным образом снижает общий объем выбросов загрязняющих веществ в воздух.

СЛАЙД 9

Один из самых больных вопросов – загрязнение земель.

Безусловно, самая важная проблема – десятки тысяч свалок, полигонов, мест захоронения отходов, не соответствующих минимальным экологическим требованиям.

Основная причина – отсутствие экономических стимулов для создания современных предприятий по переработке мусора, а также слабый государственный экологический контроль.

В этом направлении нами дорабатывается соответствующий законопроект, который рассматривался у Вас, Владимир Владимирович, в апреле этого года. По Вашему поручению мы должны его принять в первом квартале следующего года.

Что касается усиления контроля, то в прошлом году мы начали большую работу по выявлению незаконных свалок и их ликвидации органами местного самоуправления.

На сегодняшний день выявлено 68 тысяч мест незаконного складирования отходов, вред почвам от этого превысил 7 млрд рублей.

В 70 процентов случаев принят комплекс мер по рекультивации земель. На ликвидацию оставшихся свалок необходимо вложение значительного объема средств, которых сегодня у регионов просто нет.

Отдельная проблема – загрязнение земли нефтепродуктами. Ежегодно по причине аварий на нефтепроводах масштабы разливов нефти и нефтепродуктов составляют до 1 миллиона тонн. При этом более половины всех разливов приходится на Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Нами подготовлены предложения по проведению масштабной ревизии всего трубопроводного транспорта с целью стимулирования компаний к активизации программ по их замене.

Второе важное направление – принятие закона о ликвидационных фондах, средства которого гарантированно будут направляться на ликвидацию негативных последствий от добычной деятельности и на восстановление нарушенной природной среды по завершению разработки месторождений полезных ископаемых.

Теперь о сохранении лесных ресурсов.

СЛАЙД 10

Вырубки ценных пород при отсутствии необходимого лесовосстановления, привели к тому, что в ряде регионов России площади качественного леса уменьшились до критического уровня.

Ухудшают ситуацию и лесные пожары. Площади лесов погибших от лесных пожаров и площади рубок существенно превышают объемы лесовосстановления.

Все эти вопросы мы обсуждали весной этого года на Госсовете.

Для решения этих проблем за счет средств федерального бюджета приобретается значительное количество противопожарного оборудования, восстанавливаются механизмы межрегионального маневрирования силами и средствами пожаротушения.

Проведена работа по оценке эффективности исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений.

Однако, несмотря на принимаемые меры, эта проблема еще остается актуальной.

Хотя в этом году почти в три раза удалось снизить количество лесных пожаров, однако при снижении площади лесных пожаров в два раза по сравнению с прошлым годом она, по-прежнему, превышает 1 млн. гектар. К наиболее горимым территориям относятся регионы Сибири и Дальнего Востока.

Еще один болезненный вопрос - незаконные рубки. Ежегодный ущерб от них превышает 10 млрд. рублей.

В рамках исполнения поручений по итогам лесного Гос.Совета вопрос по противодействию вывоза незаконно заготовленной древесины будет решен внесением поправок в Лесной кодекс. Проект изменений планируется к рассмотрению во втором чтении в Госдуме до конца года.

Также по Вашему, Владимир Владимирович, поручению после принятия поправок в первом квартале следующего года должна быть введена в эксплуатацию информационная система по контролю за заготовкой леса.

Учитывая обозначенные выше проблемы, приоритетами деятельности в первую очередь являются снижение потерь лесов и отказ от экстенсивного ведения лесного хозяйства и лесопользования. Этот подход зафиксирован в принятом Правительством в этом году Основах государственной лесной политики на период до 2030 года.

Механизмом достижения поставленных целей будет реализация соответствующей государственной программы с объемом финансирования 526 млрд. рублей.

Кроме того, совершенствование нормативно-правового обеспечения лесной отрасли, которое осуществляется в соответствии с решениями Госсовета, должно повысить эффективность лесовосстановления и обеспечить баланс между выбытием и воспроизводством леса.

СЛАЙД 11

Следующим важнейшим направлением реализации экологической политики мы считаем сохранение и восстановление биоразнообразия.

Особо охраняемые природные территории имеют исключительное значение для сохранения ландшафтного разнообразия, уникальных объектов природы, редких животных и растений, а также важны для знакомства с живой природой и формирования экологической культуры.

В настоящее время в России создано более 12 тыс. ООПТ разных уровней и категорий.

Основу составляют 102 заповедника, 45 национальных парков и 70 заказников федерального значения. Они занимают 2,8% территории страны.

В течение ближайших 8 лет запланировано создать еще 11 заповедников, 17 нацпарков и 1 федеральный заказник. При этом площадь федеральных ООПТ увеличится на 18 % и к 2020 году достигнет 3 % от общей площади России.

Также для повышения эффективности деятельности ООПТ планируем перевод объектов инфраструктуры ООПТ на альтернативные и возобновляемые источники энергии. Сегодня уже реализованы пилотные проекты.

Отдельно хотел бы поблагодарить Вас, Владимир Владимирович и Сергея Борисовича, за то внимание, которое уделяется вопросам сохранения отдельных редких и исчезающих видов животных, которые являются символами нашей страны.

По всем исчезающим видам животных – амурскому тигру, дальневосточному леопарду, белому медведю приняты и реализуются целевые программы по стабилизации и увеличению их популяции.

Безусловно, важнейшее решение 2013 года – принятые законы о введении уголовной ответственности за любую деятельность по обороту краснокнижных животных в стране, уверен, это существенно снизит уровень браконьерства в России.

В целях повышения эффективности охраны животного мира внесены изменения в законодательств по расширению полномочий охотпользователей по борьбе с браконьерством. Таким образом, положено начало возрождению системы охотнадзора, практически полностью ликвидированной в 2002 году.

СЛАЙД 12

Отмечу и ту большую работу, которая реализована в ходе подготовки к Олимпийским играм в Сочи. Приятный результат программы по реинтродукции переднеазиатского леопарда на Кавказе – 4 котенка! Надеюсь, что через несколько лет мы начнем выпускать в живую природу подрощенных котят этого уникального и красивейшего хищника, ареалом обитания которого станет созданный нами уникальный экологический коридор из ООПТ в Кавказском регионе.

СЛАЙД 13

Кратко об основных итогах в контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора.

За минувшие три года положительную динамику проверок.

При снижении общего числа проверок за счет их комплексности, количество выявляемых нарушений выросло (примерно на 12%).

Всего за 9 месяцев этого года проведено 20 тысяч проверок, выявлено свыше 15 000 тысяч правонарушений.

Однако, этого, конечно, недостаточно.

С целью повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности готовится запуск единой системы мониторинга состояния окружающей среды, результаты которого будут открытыми и общедоступными и будут использоваться в контрольно-надзорной деятельности.

Уже в этом году в соответствии с распоряжением Правительства планируем электронную публикацию государственного доклада о состоянии окружающей среды в сети Интернет.

СЛАЙД 14

Также для повышения эффективности деятельности Росприроднадзора, Минприроды России предлагаю рассмотреть следующие предложения:

  • внедрить практику непрерывного экологического контроля на опасных производственных объектах,

  • закрепить функции по проведению экологического надзора в ходе строительства крупных инфраструктурных объектов,

  • внести изменения в КоАП в части продления срока давности по экологическим правонарушениям (до 12 месяцев),

  • наделить Росприроднадзор полномочиями по возбуждению и рассмотрению административных правонарушений по загрязнению отходами земель вне зависимости от их категорий, включая земли лесного фонда.

  • увеличить численность инспекторов и улучшить материально-техническую оснащенность для проведения регулярных проверок,

  • создать информационную систему дистанционного зондирования.

СЛАЙД 15

В качестве ключевых событий на ближайшую перспективу должно стать принятие трех федеральных законов. О законопроектах по отходам и ликвидации прошлого экологического ущерба я уже упомянул.

Особое внимание хотел бы уделить новой системе нормирования, основанной на принципах наилучших доступных технологий.

Эта тема неоднократно обсуждалась на самом высоком уровне.

Мы прекрасно понимаем, что переход на систему технологического нормирования потребует модернизации значительного числа предприятий и обойдется экономике страны в сотни миллиардов рублей.

Однако дальнейшее затягивание с решением этого вопроса может стать причиной закрытия устаревших предприятий. Можем привести не один пример. БЦБК закрывается, в том числе, и из-за отсутствия практических работ по модернизации.

Подготовленный нами законопроект предусматривает внедрение реальных мер экономического стимулирования модернизации производства. Он усиливает контроль за крупнейшими загрязнителями окружающей среды и одновременно снимает излишние административные барьеры в отношении сотен тысяч предприятий, которые практически не воздействуют на экологию, а также возрождает институт государственной экологической экспертизы.

Для получения достоверных данных о степени негативного воздействия на окружающую среду нами предусмотрено обязательное оснащение всех источников воздействия приборами учета.

Понятное дело, что представители крупного бизнеса не в восторге от указанных инициатив, но документ уже подготовлен и прошел необходимую для утверждения процедуру.

Дальнейшее затягивание процесса принятия законопроекта может привести к более серьезным последствиям.

Новые подходы государственной политики в сфере охраны окружающей среды формируют стимулы для экологической модернизации экономики и создания благоприятной среды для населения страны и сохранения национальных природных комплексов, что соответствует принципам устойчивого развития.

Спасибо за внимание!



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» icon«Защити озоновый слой и климат Земли» по следующим номинациям и возрастным категориям
Российской Федерации Года охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26. 11. 2012...
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconДоклад на заседании областной коллегии органов исполнительной власти...
«О состоянии окружающей среды Тамбовской области, повышении эффективности деятельности органов власти области по обеспечению экологической...
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (обж)...
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности...
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconПлан донского бассейнового водного управления по реализации основных...
Подготовка выставки-экспозиции достижений региональной экономики в сфере экологии
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconЗакон российской федерации о безопасности 2 Раздел I. Общие положения...
Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования 5
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconВойска связи Российской Федерации
Вооруженные силы Российской Федерации составляют основу военной организации государства. Они играют главную роль в обеспечении национальной...
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconО проведении Года охраны окружающей среды в 2013 году на территории...
На основании Указа Президента РФ от 10. 08. 2012 №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» 2013 год...
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее...
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, на основе Федерального компонента государственного стандарта по основам...
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconДоклад департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30. 11. 2010 г
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федерации от 10 августа 2012 г. №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды», распоряжения Правительства...
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconКонкурс фотографий «Природа глазами детей»
«О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 6 ноября 2012...
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Годом охраны окружающей среды (Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» от 10 авг г. №1157), в целях...
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconМеждународные суды и обеспечение международной безопасности: уроки...
О. В. Дамаскин, профессор кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте Российской...
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconПравила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта...
Российской Федерации (далее кввт) и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом мвд россии от...
С. Е. Донского на заседании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования» iconСправка об итогах мониторинга реализации государственной национальной...
Стратегическим нормативным актом в сфере межнациональных отношений на федеральном уровне является Концепция государственной национальной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск