Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут)





Скачать 352.72 Kb.
НазваниеПрактически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут)
страница1/4
Дата публикации29.03.2015
Размер352.72 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > География > Литература
  1   2   3   4
УТВЕРЖДАЮ

________________________

(руководитель структурного подразделения)

«___»__________2014г.
ПЛАН - КОНСПЕКТ

для проведения занятия с __________________________

Нижегородского государственного технического университета
Тема №1. Чрезвычайные ситуации, характерные для региона (муниципального образования), присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации
Учебные цели:

Дать обучаемым основные понятия об опасных природных явлениях, стихийных бедствиях и источниках возникновения ЧС природного характера.

Разъяснить обучаемым порядок действий при угрозе или возникновении ЧС природного характера.

Практически отработать отдельные вопросы, связанные с ЧС природного характера.

Время: 2 часа (90 минут)

Метод проведения: Беседа

Место проведения: По решению руководителя занятия

Учебные вопросы:

1. Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии и источниках возникновения ЧС природного характера. Классификация и характеристика ЧС природного характера.

2. Стихийные бедствия геологического, метеорологического, гидрологического характера, природные пожары, массовые инфекционные заболевания людей, животных и т.д. Действия граждан в этих условиях.

3. ЧС природного характера, представляющие угрозу университету.
Литература и учебные пособия:

Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68 – ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон от 21.12.94г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности"

Положение "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. №794.

Положение "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утверждено постановлением Правительства РФ от 4.09.2003г. №547.

Приказ МЧС России от 23.12.2005г. №999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".

"Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь", М., издательство "Флайст", 2001год.

Сводные данные по классификации ОЭ по химической опасности, утвержденные НГО Нижегородской области.

"Состояние окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области", ежегодный доклад.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Вступительная часть – 5 мин.

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы – весьма частые явления в нашей стране. Практически каждый день в том или ином регионе происходят различные чрезвычайные ситуации. Немало их происходит и у нас в области.
II. Основная часть – 84 мин.

Вопрос 1: Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии и источниках возникновения ЧС природного характера. Классификация и характеристика ЧС природного характера

Время, отведенное на отработку вопроса: 11 мин.

В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 68 – ФЗ от 21.12.94 г. (ст.1) чрезвычайная ситуация определяется как – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации обычно классифицируют по следующим основным признакам:

- сфера возникновения;

- ведомственная принадлежность;

- масштаб возможных последствий.

По сфере возникновения, в данной теме, изучаем природные ЧС (стихийные бедствия).

По ведомственной принадлежности, когда источниками чрезвычайных ситуаций могут быть объекты строительства, промышленности, жилой и коммунально-бытовой сферы, транспорта, сельского или лесного хозяйства, Вооруженные Силы.

По масштабу возможных последствий чрезвычайные ситуации бывают:

частными (вышла из строя одна установка);

объектовыми (нарушена работа предприятия);

местными (последствия ограничиваются городом, районом, областью);

региональными (последствия распространяются на несколько областей, республик, крупный регион);

глобальными (последствия охватывают несколько республик, страну, группу государств).

Юридически классификация ЧС закреплена в Положении, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 13.09.96г. №1094.

Содержание классификации ЧС по масштабам была рассмотрена в теме №2.

По характеру происхождения ЧС могут быть природного и техногенного характера. Например, разрушительное землетрясение в 1988г. в Армении (г.Спитак) – природная катастрофа, а на Чернобыльской атомной электростанции – техногенная чрезвычайная ситуация.

В данной теме мы рассматриваем ЧС природного характера.

Природная чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определённой территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной ЧС, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Источник природной ЧС (стихийное бедствие) - это опасное явление или процесс геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого природного происхождения.

Справка: По оценкам экспертов ООН и крупных страховых компаний за последнее столетие в разных странах произошло более 50 000 природных катастроф, повлекших за собой гибель более 4 млн.человек.

По оценкам страховой компании Munich Re из 234 наиболее масштабных природных катастроф, произошедших в период с 1950 – 1999г.г., 38% приходится на штормы, 29% - на землетрясения, 27% - на наводнения и 6% - на все остальные виды природных опасностей.

При этом наибольшее количество погибших во время природных катастроф приходится: на сильные землетрясения – 47%, на штормы – 45%, на наводнения – 7%, на другие виды опасностей – 1%.

Экономические потери имеют следующую структуру: 35% - от землетрясений, 30% - от наводнений, 28% - от штормов и 7% - от других опасностей.

На огромной территории нашей страны возможны следующие ЧС природного характера: землетрясения, сильнейшие ураганы, лесные и торфяные пожары, наводнения, сели (водо-грязевые потоки), оползни, снежные лавины с гор, сильные грозы, цунами и другие проявления грозной стихии.
Выживание человека в зоне стихийного бедствия обеспечивается 4-мя основными факторами:

- знанием особенностей природных явлений;

- умением распознать приближение стихийного бедствия и подготовиться к нему;

- знанием приемов спасения при конкретном стихийном бедствии;

- психологической подготовкой к действиям в особо сложных условиях.
Необходимо помнить, что ни одно стихийное бедствие не возникает неожиданно. Каждое бедствие каким-то образом предупреждает о своем приближении. Рассмотрим некоторые стихийные природные явления, которые чаще других проявляются на территории России и приносят большие материальные разрушения с человеческими жертвами.
Вопрос 2: Стихийные бедствия геологического, метеорологического, гидрологического характера, природные пожары, массовые инфекционные заболевания людей. Действия граждан в условиях стихийных бедствий.
По источникам природные ЧС классифицируются на:

- геофизические опасные явления;

- геологические опасные явления;

- метеорологические и агрометеорологические опасные явления;

- морские гидрологические опасные явления;

- гидрологические опасные явления;

- природные пожары.
Рассмотрим некоторые из этих опасных природных явлений.

а). Геологические опасные явления.

К геологическим опасным явления можно отнести землетрясение, оползни.

Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Точку в земной коре, из которой расходятся сейсмические волны, называют гипоцентром землетрясения. Место на земной поверхности над гипоцентром землетрясения по кратчайшему расстоянию называют эпицентром.

Интенсивность землетрясения оценивается по 12-ти бальной сейсмической шкале (MSK-86), для энергетической классификации землетрясений пользуются магнитудой. Условно землетрясения подразделяются на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов).

При землетрясениях лопаются и вылетают стекла, с полок падают лежащие на них предметы, шатаются книжные шкафы, качаются люстры, с потолка осыпается побелка, а в стенах и потолках появляются трещины. Все это сопровождается оглушительным шумом. После 10-20 секунд тряски подземные толчки усиливаются, в результате чего происходят разрушения зданий и сооружений. Всего десяток сильных сотрясений разрушает все здание. В среднем землетрясение длится 5-20 секунд. Чем дольше длятся сотрясения, тем тяжелее повреждения.

Справка: В результате Спитакского землетрясения (1988г.) под обломками зданий и сооружений погибло около 25 тыс.чел., пострадало 550 тыс.чел; при землетрясении в Турции (1999г.) погибло более 17 тыс.чел., а при землетрясении в Индии (2001г.) – около 20 000 тыс.чел.

При землетрясении в г. Нефтегорске Сахалинской области (1995г.) под обломками разрушенного города погибло около 2 тыс. человек.

В нашей местности осенью 2000 года наблюдались слабые толчки землетрясения в Московском, Нижегородском районах и в микрорайоне Мещерское озеро.
Как подготовиться к землетрясению

Заранее продумайте план действий во время землетрясения при нахождении дома, на работе, в кино, театре, на транспорте и на улице. Разъясните членам своей семьи, что они должны делать во время землетрясения и обучите их правилам оказания первой медицинской помощи.

Держите в удобном месте документы, деньги, карманный фонарик и запасные батарейки.

Имейте дома запас питьевой воды и консервов в расчете на несколько дней.

Уберите кровати от окон и наружных стен. Закрепите шкафы, полки и стеллажи в квартирах, а с верхних полок и антресолей снимите тяжелые предметы.

Опасные вещества (ядохимикаты, легковоспламеняющиеся жидкости) храните в надежном, хорошо изолированном месте.

Все жильцы должны знать, где находиться рубильник, магистральные газовые и водопроводные краны, чтобы в случае необходимости отключить электричество, газ и воду.
Как действовать во время землетрясения

Ощутив колебания здания, увидев качание светильников, падение предметов, услышав нарастающий гул и звон бьющегося стекла, не поддавайтесь панике (от момента, когда Вы почувствовали первые толчки до опасных для здания колебаний у Вас есть 15 – 20 секунд). Быстро выйдите из здания, взяв документы, деньги и предметы первой необходимости. Покидая помещение спускайтесь по лестнице, а не на лифте. Оказавшись на улице – оставайтесь там, но не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.

Если Вы вынужденно остались в помещении, то встаньте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры. Если возможно, спрячьтесь под стол – он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели. Если с Вами дети – укройте их собой.

Не пользуйтесь свечами, спичками, зажигалками – при утечке газа возможен пожар. Держитесь в стороне от нависающих балконов, карнизов, парапетов, опасайтесь оборванных проводов. Если Вы находитесь в автомобиле, оставайтесь на открытом месте, но не покидайте автомобиль, пока толчки не прекратятся. Будьте в готовности к оказанию помощи при спасении других людей.
Как действовать после землетрясения

Окажите первую медицинскую помощь нуждающимся.

Освободите попавших в легкоустранимые завалы.

Будьте осторожны! Обеспечьте безопасность детей, больных, стариков. Успокойте их. Без крайней нужды не занимайте телефон. Включите радиотрансляцию. Подчиняйтесь указаниям местных властей, штаба по ликвидации последствий стихийного бедствия.

Проверьте, нет ли повреждений электропроводки. Устраните неисправность или отключите электричество в квартире. Помните, что при сильном землетрясении электричество в городе отключается автоматически.

Проверьте, нет ли повреждений газо- и водопроводных сетей. Устраните неисправность или отключите сети. Не пользуйтесь открытым огнем. Спускаясь по лестнице, будьте осторожны, убедитесь в ее прочности.

Не подходите к явно поврежденным зданиям, не входите в них. Будьте готовы к сильным повторным толчкам, так как наиболее опасны первые 2 – 3 часа после землетрясения. Не входите в здания без крайней нужды. Не выдумывайте и не передавайте никаких слухов о возможных повторных толчках. Пользуйтесь официальными сведениями. Если Вы оказались в завале, спокойно оцените обстановку, по возможности окажите себе медицинскую помощь. Постарайтесь установить связь с людьми, находящимися вне завала (голосом, стуком). Помните, что зажигать огонь нельзя, воду из бачка унитаза можно пить, а трубы и батареи можно использовать для подачи сигнала. Экономьте силы. Человек может обходиться без пищи более полумесяца.
Оползень – скользящее смещение (сползание) масс грунтов и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов морей, озер и рек под влиянием силы тяжести.

Причинами оползня чаще всего являются подмыв склона, его переувлажнение обильными осадками, землетрясения или деятельность человека (взрывные работы и др.). Объем грунта при оползне может достигать десятков и сотен тысяч кубических метров, а в отдельных случаях и более. Скорость смещения оползня колеблется от нескольких метров в год, до нескольких метров в секунду. Наибольшая скорость смещения оползня отмечается при землетрясении. Сползание масс грунта может вызвать разрушения и завалы жилых и производственных зданий, инженерных и дорожных сооружений, магистральных трубопроводов и линий электропередачи, а также поражение и гибель людей.

В нашей области оползни чаще всего бывают после обильных дождей или таяния снега на крутых склонах рек и оврагов. В Нижнем Новгороде - правые берега рек Волги и Оки, Почаинский, Зелинский, Окский съезды.

В мае 2000 года имел место оползень около стадиона "Динамо" в Нижнем Новгороде, когда в Почаинский овраг сползло 5000 м3 грунта. Согласно международной статистике до 80% современных оползней связано с деятельностью человека.
Карст - геологическое явление (процесс), связанное с повышенной растворимостью горных пород в условиях активной циркуляции подземных вод. В результате, образуются подземные полости, поверхностные воронки, провалы, просадки (деформации). Карстовые провалы наблюдаются в Павловском, Володарском, Арзамасском и Дзержинском районах.
Предупредительные мероприятия

Изучите информацию о возможных местах и примерных границах оползней, запомните сигналы оповещения об угрозе возникновения оползня, а также порядок действия при подаче этого сигнала. Признаками надвигающегося оползня являются заклинивание дверей и окон зданий, просачивание воды на оползнеопасных склонах. При появлении признаков приближающегося оползня сообщите об этом в ближайший пост оползневой станции, ждите оттуда информации, а сами действуйте в зависимости от обстановки.
Как действовать при оползне

При получении сигналов об угрозе возникновения оползня отключите электроприборы, газовые приборы и водопроводную сеть, приготовьтесь к немедленной эвакуации по заранее разработанным планам. В зависимости от выявленной оползневой станцией скорости смещения оползня действуйте, сообразуясь с угрозой. При слабой скорости смещения (метры в месяц) поступайте в зависимости от своих возможностей (переносите строения на заранее намеченное место, вывозите мебель, вещи и т.д.). При скорости смещения оползня более 0,5-1,0 м в сутки эвакуируйтесь в соответствии с заранее отработанным планом. При эвакуации берите с собой документы, ценности, а в зависимости от обстановки и указаний администрации теплые вещи и продукты. Срочно эвакуируйтесь в безопасное место и, при необходимости, помогите спасателям в откопке, извлечении из обвала пострадавших и оказании им помощи.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) icon№3. Действия работников организаций при угрозе и возникновении чрезвычайных...
Аемым основные понятия об опасных природных явлениях, стихийных бедствиях и источниках возникновения чс природного характера. Разъяснить...
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconУрока п п № уро ка по теме Тема урока
Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Общие сведения...
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconУрок по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера. Правила поведения»
Сформировать у учащихся представление о чс природного характера, их последствиях и правилах безопасного поведения
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconВремя тестирования 150 минут (2 часа 30 минут). Количество заданий для тестируемого 100
Учебная дисциплина «Корпоративное управление» для студентов, обучающихся на заочной форме по специальности
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconР. Арнхейм визуальное мышление
«Сейчас 3 часа 40 ми­нут; сколько времени будет через полчаса?» Петр поступает так: он пом­нит, что полчаса — это тридцать минут:...
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconДоклад о состоянии защиты населения и территорий ханты-мансийского...
Потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconДоклад о состоянии защиты населения и территорий ханты-мансийского...
Потенциальные опасности для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconПостановление От 6 января 2006 г n 1 О федеральной целевой программе...
Российской Федерации от угроз природного, техногенного характера и обеспечения необходимых условий для безопасной жизнедеятельности...
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconТест для родителей. Говорите ли вы ребенку следующую фразу?
Общее время выполнения 180 минут, в т ч на тесты 60 минут, на задачи 120 минут
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) icon«Питание и здоровье»
Тестирование проводится по группам согласно расписанию. На выполнение тестовых заданий студенту дается время от 1 часа до 1 часа...
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconТема: Размножение и развитие
Тестирование проводится по группам согласно расписанию. На выполнение тестовых заданий студенту дается время от 1 часа до 1 часа...
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconИнструкция по проведению тестирования
Тестирование проводится по группам согласно расписанию. На выполнение тестовых заданий студенту дается время от 1 часа до 1 часа...
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconУрок с систематизацией знаний и контролем уровня усвоения материала данной темы
Тестирование проводится по группам согласно расписанию. На выполнение тестовых заданий студенту дается время от 1 часа до 1 часа...
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconУрок по курсу обж в 7 классе. Тема: «Чрезвычайные ситуации природного...
Тема: №5 «Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconТесты для родителей
Общее время выполнения 180 минут, в т ч на тесты 60 минут, на задачи 120 минут
Практически отработать отдельные вопросы, связанные с чс природного характера. Время: 2 часа (90 минут) iconЭкзамен по русскому языку (письменный и устный) для абитуриентов-иностранцев...
Продолжительность устного ответа на экзамене – 15 минут (+ 15 минут на подготовку ответа)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск