Естни к





Скачать 289.32 Kb.
НазваниеЕстни к
страница1/3
Дата публикации27.04.2015
Размер289.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3


В

Е С Т Н И К



Лауреат Всероссийского конкурса журналистов «Экология России»
Уральского экологического союза

5(118) Май 2005 г. г. Екатеринбург



В

этом


номере:

Десятилетие образования в интересах устойчивого развития ООН (2005-2014) годы

«Школа может стать очагом ноосферы и прообразом будущей ноосферной цивилизации». Интервью с Г.П.Сикорской, директором Уральского научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования, членом Правления Уральского экологического союза, профессором, доктором педагогических наук
О.А.Подосёнова, координатор программ Уральского экологического союза «Учиться у природы».Впечатления по итогам стажировки в Калифорнии
А.П.Кулигин, руководитель отдела международных программ Уральского центра энергосбережения и экологии, кандидат физико-математических наук «Сохранение и обустройство водных объектов Свердловской области»

Приглашает экспедиция «Заветный берег»





Десятилетие образования в интересах устойчивого развития (2005-2014 годы)
20 декабря 2002 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 10-летний период, начавшийся 1 января 2005 года, Десятилетием образования в ин­тересах устойчивого развития Организации Объеди­нённых Наций (резолюция 57/254).
«Мы вошли в столетие окружающей среды, хо­тим мы этого или нет. В этом столетии каждый, кто считает себя реалистом, должен оценивать своё поведение тем вкладом, который он внёс в сохранение окружающей среды».

Эрнст фон Вайцзеккер, член Римского клуба,

известный европейский специалист

по охране окружающей среды
Идея устойчивого развития опирается на две осно­вополагающие истины:

  • Любое общество зависит от природных сис­тем и ресурсов Земли.

  • Будущие поколения имеют право пользоваться по меньшей мере, столь же прекрасной, разно­образной и способной удовлетворять их нужды окружающей средой, как и живущие сегодня.

Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) призвано обеспечить развитие у людей и общества экологического и этического понимания, ценностей и отношений, знаний, навыков и поведения, содействующих процессу устойчивого развития.

Цель ОУР состоит в том, чтобы люди становились более осведомлёнными, нравственными, ответ­ственными и требовательными и могли принимать индивидуальные и коллективные решения местно­го и глобального уровня для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.

Ведущей организацией по координации деятель­ности всех заинтересованных сторон является ЮНЕСКО. Интерактивный сайт, посвященный Деся­тилетию образования в интересах устойчивого раз­вития, открыт в Интернете по адресу:

http:// www.unesco.org/education/desd.




Школа может стать очагом ноосферы и прообразом будущей ноосферной цивилизации

Интервью с Галиной Петровной Сикорской – директором Уральского научно-образовательного центра Уральского отделения Российской академии образования, членом Правления Уральского экологического союза, профессором, доктором педагогических наук


- Вы организовали первую кафедру экологии и экологического образования в педагогических вузах России. С тех пор прошло 14 лет. Какой сегодня Вам видится система экологического образования в стране?

- Систему экологического образования необходимо рассматривать в двух направлениях. Первое - общее экологическое образование, связанное с дошкольным, школьным и дополнительным общим образованием; Второе - профессиональное экологическое образование, связанное с начальным, средним, высшим, послевузовским (дополнительным, повышением квалификации и переподготовкой кадров) экологическим образованием.

Целесообразно выделять в отдельное направление - экологическое просвещение население всех категорий. Причем, в профессиональном образовании необходимо выделять базовое экологическое образование для всех студентов, независимо от того, какую специальность они получают, и собственно профессионально-экологи-ческое, связанное с будущей профессиональной деятельностью в области охраны окружающей среды, природопользования или экологии, а также родственным сферам деятельности. Такая система в России формируется, однако это весьма длительный процесс, и его тормозят многие факторы.

В системе общего образования экологическое образование реализуется на уровне региональных стандартов. Например, в Свердловской области в НРК (национально-региональный компо-нент) включена содержательная линия - «экологи-ческая культура», которая формируется на основе содержания многих образовательных областей (естествознание, ОБЖ, история, технология, ИЗО и т.д.). Отдельный предмет «Экология» может быть включен в учебный план, если школа имеет на это ресурсы. Значительными ресурсами располагает общее дополнительное образование, в котором экологическое образование занимает видное место. Безусловно, в разных регионах страны экологическое образование имеет свои трудности в реализации, но, по крайнем мере, та информация, которой мы располагаем, свидетельствует о том, что оно признано и развивается. В 2003 году выпущен достаточно подробный обзор о состоянии экологи-ческого образования на территории России, подготовленный Правительством России. Это издание содержит более 500 страниц и там можно найти сведения о развитии и проблемах экологи-ческого образования в России.

В целом, рано говорить о сформировавшейся системе экологического образования в России, и она сегодня испытывает те же трудности, что и образование в целом.

- Где сегодня работают выпускники-экологи? Насколько они востребованы обществом? Какие перспективы в дальнейшем Вы видите для студентов, которые сегодня выбирают для себя специальность эколога?

- Выпускников-экологов в настоящее время весьма немного, по сравнению с другими специалистами, так как это новая специальность, получающая развитие на наших глазах. Однако многие из них работают по специальности, некоторые в бизнесе, кое-кто и в управлении.

- Очевидно, что изучать экологию только теоретически, в учебных аудиториях, было бы, по крайне мере, малоэффективно. Каким образом образовательный процесс будущих экологов организуется непосредственно на природе?

- Вы совершенно правы в том, что теоретическое образование не должно доминировать ни в колледже, ни в вузе. Учебные заведения испытывают трудности в организации полевых и производственных практик.

- В свое время в нескольких вузах Екатеринбурга очень активно действовали дружины по охране природы. Какова сегодня гражданская позиция и социальная активность студентов-экологов? Ведь вокруг столько экологических проблем, в решении которых они могут принимать участие, чтобы к окончанию вуза стать настоящими профессионалами...

- Социальная активность студентов-экологов находится на том же уровне, что и в целом всех студентов. Активистов не так много, но нам известны примеры активной экологической деятельности молодежи в рамках других движений, объединений и союзов. Например, активную позицию занимают студенты Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, некоторых вузов Екатеринбурга, однако наибольшее желание принимать участие в экологической практической деятельности проявляют школьники нашей области. Они активно участвуют в проектах: «Марш парков», «Родники», «Екатеринбург - город будущего», «Река моего детства, «Зеленый трамвай», «Зеленый двор» и многих других. Участие в экологических десантах стало уже нормой для юных горожан: они работают по очистке берегов рек, парков, лесопарков. Иногда складывается впечатление, что активность снижается. Однако это может быть связано и с тем, что меньше стали « кричать» на данную тему.

- В прошлом году Министерством образования Российской Федерации выпущен справочник «Общественные ресурсы образования», в котором помещены сведения о проектах общественных организаций, направленных на модернизацию и развитие системы образования в России. Известно, что самые интересные и инновационные идеи возникают и проходят апробацию среди энтузиастов и в общественных организациях. Как используется опыт общественных экологических организаций для развития системы экологического образования в Свердловской области?

- Считаю положительным тот факт, что Министерство образования РФ реализовало проект «Общественные ресурсы для модернизации образования». Таким образом, мы можем не только убедиться в том, что такие ресурсы имеются, но также и в том, что им начинают придавать государственное значение. Как Вам известно, в справочник вошли некоторые общественные проекты, в том числе и по экологическому образованию Свердловской области. Использование опыта общественных организаций в решении некоторых задач экологического образования считаю достаточно продуктивным, но апробацией этого опыта, тем более внедрением, должны заниматься структуры управления образования.

- До сих пор мы вели разговор об образовательной системе. А как Вы оцениваете уровень экологического образования руководителей, принимающих сегодня важные решения в органах власти, бизнесе, науке, образовании? Ведь в основном эти люди учились в то время, когда экологию в школе и в вузах не преподавали?

- Интересно вспомнить слова одного из бывших министров образования РФ. Он очень правильно отметил, что сегодня три поколения российских граждан: дети, работающее население и пенсионеры одновременно ликвидируют свою экологическую безграмотность. Поэтому, часть руководителей не являются исключением данной характеристики. Также необходимо иметь в виду, что проблему экологической грамотности, тем более экологической культуры, не решить введением лишь одного предмета «Экология» в школе и вузе. Экологическая культура формируется на основе многих факторов, образование лишь один из них, хотя и весьма важный. Сам по себе процесс формирования экологической культуры длительный. Кроме образования существенную роль в этом процессе играет уровень общей культуры человека, обычаи, традиции, менталитет, безусловно, эконо-миические, правовые отношения в обществе, наконец, гражданственность, патриотизм.

- Вы участвовали в разработке программ по экологическому образованию и просвещению для Екатеринбурга и Свердловской области. Как воспринимают эти программы представители «неэкологических» подразделений Администрации города и Правительства области?

- Участие в разработке программ по экологическому образованию и просвещению для Екатеринбурга и Свердловской области показало безусловную заинтересованность в них управлен-ческих структур, специалистов и рядовых жителей города Екатеринбурга и Свердловской области. Однако следует признать, что успешной разработке мешали межведомственные разногласия в содержа-нии, различное толкование целей, к участию в работе над областной и городской программ приглашались многие известные в нашем регионе специалисты, знающие реальность и уровень экологического образования, но активность в этом проявили немногие. Некоторые из приглашенных специалистов ограничились устными рекомендациями или критикой. Однако всем известно, что критика должна быть конструктивной. Следует отметить, что экспер-ты данных программ сделали важные замечания, что и было учтено при доработке. Можно также отметить, что сам процесс создания программ оказался продолжительным и занял несколько месяцев. Можно также отметить, что представители некоторых подразделений административных струк-тур до сих пор считают экологообразовательные программы не первостепенноважными, разработка которых может подождать, есть более насущные проблемы.

- По Вашему мнению, достаточно ли финансов выделяется для реализации этих программ? И способны ли эти программы реально повлиять на «экологизацию» всех категорий населения Свердловской области?

- Финансовая поддержка экологических программ явно недостаточна. Предложений по их разработке и реализации намного больше, чем возможности финансовой поддержки.

- Экологическое просвещение - отдельный вопрос. Можно ли сегодня говорить, что здесь есть какая-то система? Какие достижения и проблемы Вы видите в этой сфере деятельности?

- Если о системе экологического образования мы говорим как о формирующейся, то тем более экологическое просвещение находится на начальном этапе формирования. Первая и вторая областные программы не имели такого слова даже в названии программы. Однако систему экологического просве-щения населения нельзя рассматривать отдельно от образования, и в настоящее время просвещение необходимо сделать приоритетным.

В экологическом просвещение необходимо формировать экологическое сознание рядовых жителей нашей территории, создавать им условия для реализации идей и гражданских инициатив в решении местных экологических проблем. Также важно сделать доступной экологическую информацию для всех категорий населения, особо важную роль должны сыграть СМИ. Хотя СМИ неохотно идут сегодня на создание специальных программ. Но они очень действенны. Например, Администрация Екатеринбурга поддержала проект телепрограммы на УОТК «Ермак» под названием «Экодесант». Она достаточно известна среди горожан, которые активно реагируют на информацию этой передачи, сами участвуют в отдельных эпизодах. Большое значение в экологическом просвещении могут сыграть библи-отеки.

- Оптимисты экологи верят, что человечеству удастся построить более экологич-ное, ноосферное общество. Какое, по Вашему мнению, оно будет? И когда это произойдет?

- Я отношу себя к оптимистам, поэтому в научной сфере свои интересы связываю с развитием теории и практики ноосферного образования. А ответить на Ваш вопрос хотелось бы словами В.И.Вернадского, который сказал: «Процессы, подготовлявшиеся много лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет в ноосферу, т.е. в жизни народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие». Другой наш выдающийся соотечественник Н.Н. Моисеев сказал: «Школа может стать очагом ноосферы и прообразом будущей человеческой цивилизации». Лично я в это верю и стараюсь своей начно-педагогической деятельностью способствовать этому процессу.
Интервью провел Г.В.Ращупкин


УЧИТЬСЯ У ПРИРОДЫ

Соединенные Штаты Америки трудно назвать экологичным государством. Страна «развитой демократии», на которую пытаются ровняться сейчас многие страны мира, далека от эталонов экологичности. Уровни потребления, на которые с завистью смотрят так называемые «развивающиеся страны», агрессивная внешняя политика воспринимаются экологами как пример того, к чему не должны стремиться страны, мечтающие о гармоничном сосуществовании с природой. Однако есть в США «оазисы», которые ломают привычное представление о ней. С одним из таких оплотов американской экологичности познакомились участники стажировки, организованной Центром по безопасной энергии (Калифорния) и Центр Ядерной Экологии и Энергетической Политики Международного Социально-экологического союза. Отличительной чертой этого визита стало то, что делегация, кроме представителей НПО из Москвы, Апатит, Димитровграда и Екатеринбурга, включала и «влиятельных» региональных партнеров.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Естни к iconЕстни к
Г. В. Ращупкин, исполнительный директор Уральского экологического союза «На пути экологизации мегаполиса»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск