Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года





Скачать 147.35 Kb.
НазваниеОтчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года
Дата публикации03.05.2015
Размер147.35 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > География > Отчет
Отчет о региональной Школе молодого автора,

Владивосток, 18 – 26 октября 2005 года

Виктор Дятлов
Формат и условия проведения. При проведении общесибирских Школ предшествующих лет стало ясно, что Даль­ний Восток остается в стороне: несмотря на большие усилия по распространению ин­формации о Школе, заявок оттуда поступает мало, а качество их не очень высокое. Соот­ветственно и участников из этого региона было крайне мало. С другой стороны, высокие транспортные тарифы также препятствовали привлечению значительного числа дальнево­сточников для работы в сибирских Школах. Региональные же Школы невоз­можны без опоры на усилия, знания и энтузиазм наших выпускников.

Поэтому еще в прошлом году стало ясно, что необходимо проведение полномас­штабной Школы общероссийского уровня для Дальнего Востока. С другой стороны, было очевидно, что это крайне трудно сделать без надежного местного партнера в Хабаровске или во Владивостоке. Поиск такого партнера дал успешные результаты во время конфе­ренции в Нахабино. Там было достигнуто соглашение о сотрудничестве с Владивосток­ским государственным университетом экономики и сервиса. При этом специально хоте­лось бы отметить креативность, динамизм и высокие деловые качества первого прорек­тора ВГУЭС Галины Ивановны Мальцевой.

Партнерские отношения выразились в том, что ВГУЭС взял на себя значительную часть расходов и организационной работы в процессе подготовки и проведения Школы. Взамен он получал половинную квоту в составе участников.

Такой формат напоминает ряд уже проведенных региональных школ. Отличие же состоит в том, что вторая половина участников формировалась через открытый конкурс для всего Дальнего Востока, расходы по их участию компенсировались из общепроект­ного бюджета, осуществлялась полноценная (7 дней) учебная программа, школа проводи­лась в выездных условиях (на базе ВДЦ – Всероссийского детского центра «Океан»), занятия вели Сергей Панарин и Виктор Дятлов. Все это приближает дальневосточную Школу к общероссийскому формату.

Набор участников. Уже отмечалось, что половина мест на Школе (12 из 24) составляла квота ВГУЭС. Причем обязательным условием было предоставление ими стандартных заявок и наличие собственных статей. Предполагалось, что заявок от ВГУЭС будет больше чем размер квоты, и это означало возможность проведения отдельного конкурса. Ос­тальные 12 мест отводились победителям открытого конкурса. Конкурс по этим двум но­минациям проводился в Иркутске – по хорошей традиции, выпускниками Школы Ириной Абдуловой и Марией Ковальской.

Поэтому анализ результатов набора стоит провести по этим двум группам.

Что касается ВГУЭС, то конкурса здесь не получилось, так как было подано всего 14 заявок на 12 мест. Более того, часть заявок не выдержали бы самого либерального конкурсного отбора. Несколько человек прибыли на школу даже не со статьями, а со студенческими рефератами, правда, иногда интересными и оригинальными. Это компенсировалось потом очень ответственным отношением к учебе, стремлением взять от Школы максимум возможного. Тем не менее подбор участ­ников оказался единственным слабым местом в организаторской работе ВГУЭС.

Теперь об открытом конкурсе для Дальнего Востока (города восточнее Благовещенска вклю­чительно). Как обычно, были направлены Информационные письма по официальным ад­ресам вузов и академических учреждений региона. Охват был почти полный. Пер­вый раз письма были разосланы в июне, второй – в начале сентября. Информписьмо было выложено на нескольких сайтах (в том числе на сайте ДВГУ). Учитывая многолетний опыт, были задействованы все личные связи и знакомства.

Результат, тем не менее, не очень вдохновляющий: 19 заявок, 1,6 человека на место. Структура заявок и анкеты участников со всей определенностью свидетельствуют, что работа по официальным каналам провалилась полностью. Подавляющая часть заявок поступила из тех вузов, где провели соответст­вующую информационную и агитационную работу лично знакомые коллеги или выпуск­ники Школы. Требует особого анализа то печальное обстоятельство, что полностью от­сутствовали заявки из Владивостока (кроме ВГУЭСа, разумеется). Слабой информиро­ванностью это объяснить нельзя – Информационное письмо было направлено как по офи­циальным, так и по неофициальным каналам. И то, что не сработали даже неофициальные каналы, не помогли усилия наших владивостокских коллег, заставляет задуматься.

Заявки и участники. Прием заявок был завершен утром 30 сентября – на 5 дней позже объявленного предельного срока. Если бы отбор велся по формальным основаниям, мы не набрали бы необ­ходимое для работы число участников.

Основные специальности, по которым были присланы заявки на Школу – право, экономика, а также заявки, посвященные тем или иным аспектам управления образова­нием (в основном от административных и инженерно-технических сотрудников).

Конечное число участников составило 23 человека, по различным причинам, неко­торые участники, прошедшие конкурс, не смогли приехать и на их место были пригла­шены «резервисты».

Далее мы проанализируем структуру поданных заявок и состав уча­стников Школы.

Состав заявок и участников по городам выглядел таким образом:

Город


Количество заявок

Участники

Владиво­сток

16

12

Хабаровск

8

4

Благове­щенск

8

7

Биробид­жан

1

0


По статусу подавшие заявки и участники разделились следующим образом:
Статус

Количество заявок

Участники

Студенты

7

6

Аспиранты/препо­даватели

26

17


Гендерная структура:

Пол


Количество заявок

Участники

Жен­щины

22

14

Мужчины

11

9


Хочется упомянуть еще некоторые особенности конкурсного отбора ШМА во Вла­дивостоке. Во-первых, необычно много было заявок от молодых людей (1:2), при обыч­ном соотношении 1:3 или даже 1:4. Во вторых, студенческие заявки были хоть и не ли­шены обычных недочетов, но в целом, были интереснее и живее заявок старших коллег.

Результаты анкетирования. Из 23 анкет были возвращены 20. Большинство участников так или иначе узнали о Школе либо от своего руководства («завкафедрой», «научный руководитель», «началь­ник», «дали письмо на кафедре»), либо от выпускников Школы молодого автора (Н. Рыжовой) и Школы молодого ученого (Е. Ли). Лишь один сам видел информационное письмо на стенде, еще один нашел информацию в Ин­тернете. Таким образом, как и прежде информация о Школе распространяется преимуще­ственно по личным каналам.

Независимо от того, что участники ожидали на Школе (большинство – более ака­демичную форму изложения материала), многие из них отмечают, что реальность превы­сила ожидания. Одному из участников «хотелось увидеть примеры идеальных статей». Как положительная (хотя и неожиданная) деталь была отмечена «доступность личного общения с руководителями ШМА». Эти реплики дают представление о некоторых особенностях образовательного процесса в большинстве провинциальных (и не только?) Вузов России: жесткая / однообразная форма проведения занятий и подачи материала; ориентация на «правильные» правила; иерархичность науч­ного сообщества, понимаемая как поддержание значительной дистанции между учени­ком и учителем; как следствие всего этого – отсутствие инициативы и диалога. На таком фоне Школа и ее обычаи производят очень хорошее впечатление.

Отвечая на вопрос о наиболее ценных навыках, полученных на Школе, большин­ство участников указали непосредственно на предметы лекций: «знания о научно-справоч­ном аппарате», «структура статьи», «виды рецензий». Причем «лидера предпочтений» в этом списке выявить трудно. Кроме этого, некоторые участники отметили как ценные навыки следующие: «работа в команде», «слушать и слышать других», «абстрагироваться от собственного текста». Интересными оказались рассказы «про Томск, Контекст, других ученых», то есть Школа, как и раньше, выполняет не только образовательную, но и коммуникативную функцию.

По мнению большинства участников, лишней информации на Школе не было, не­которая информация характеризовалась лишь как ранее известная им, но при этом, все равно полезная.

В таблице это отражается следующим образом:

Знания и навыки, полученные на Школе, были для Вас:
Баллы

Новыми

6.2

Интересными

7.9

Полезными

7.95


Особенные трудности вызвали у слушателей написание резюме (8 упоминаний) и лекция по речевым ошибкам (5 упоминаний). Кроме рецензий, научно-справочного аппарата и структуры текста (упомянутых по одному разу), вызвала трудно­сти и командная работа в целом (также одно упоминание).

Большинство участников написали, что материала, который давался бы слишком легко, на Школе не было. Четыре упоминания получил научно-справочный аппарат, три – структурирование текста. Однако даже про легкие задания было сказано: «…но очень ин­тересно».

В цифровых показателях задания были оценены следующим образом:

Сложность и эф­фективность выполнен­ных на Школе заданий:

Баллы

Сложность

Эффективность


Научно-справочный аппарат

5.95

7.1

Структура статьи

6.1

7.25

Речевое оформление

7.3

7.25

Написание резюме

7.8

6.65

Коллек­тивное редактирование

7.6

7.95


Круглый стол «Рецензия: исследовательский текст и внутрикорпоративная коммуникация» не упоминался в ответах на открытые вопросы, но был оце­нен достаточно хорошо:

Оцените, пожалуйста, Круглый стол:

Баллы

Насколько была удобна форма ра­боты

7.55

Насколько была интересна тема

7.75

Насколько полезным было для Вас участие в Круглом столе

8.35


В целом, нагрузка на Школе была оценена следующим образом:

Нагрузка:

Частота упоминания

Недостаточная

0

Оптимальная

17

Избыточная

2

Затрудняюсь ответить

1


Если говорить о преподавателях, то их работа была оценена следующим образом (учитывая, что В.И. Дятлов и С.А. Панарин проводили по две лекции, И.Т. Абдулова – дополняла лекцию Дятлова В.И.):

Понравились занятия:

Баллы

Дятлова В.И.

8.1

Панарина С.А.

8.0

Абдуловой И.Т.

6.05


Главными из отмеченных недостатков были «техническое обеспечение, недоста­ток времени работа на компьютере» (8 упоминаний) и недостатки, связанные с работой «ВДЦ, а не Школы» (6 упоминаний) – возможно, здесь тоже имелся в виду ог­раниченный доступ к технике, а также другие факторы, например, постоянный шум. Кроме этого были упомянуты недостаток тренингов и другие организационные моменты. Указанные недостатки действительно были. Они связаны с тем, что Школа организовы­валась дистанционно – соответственно, наши коллеги из Владивостока не знали некото­рых важных для Школы условий (например, компактного проживания участни­ков), а мы не представляли некоторых местных реалий. Например, того, что будет ра­ботать в действующем пионерлагере. Отсутствие места для того, чтобы собрать участников, не позволило полностью реализовать задуманные интерактивные компоненты тренинга, что также было отмечено некоторыми участниками как недостаток.

В цифрах работы Школы была оценена так:

Стороны работы Школы

Баллы


Организации работы Школы в целом

6.75

Удобство графика работы

6.9

Эффективность работы своей мини-группы

6.9

Эмоциональная комфортность в группе

6.75

Эффективность личной работы на школе

6.8


Пожелания логически следовали из тех недостатков, которые слушатели отметили ранее. Прежде всего речь шла о более широком использовании интерактивных средств подачи материала (например, презентации в Power Point), подробном разборе большего числа практических примеров. В тоже время, были два пожелания давать на занятиях больше теоретических знаний. Некоторые пожелания были высказаны по поводу работу в мини-группах; так, по двое участников считают, что группы надо а) «тасовать» каждый день и б) больше их контролировать в частности «ввести конкретные правила ра­боты». В последнем пункте анкеты много написано хороших слов, пожеланий продолжать такую нужную деятельность, выпустить обещанную книгу о Школе.

Работа Школы (оценка преподавателей). С организационной стороны проблем почти не возникало. Этим Школа обязана прежде всего сотрудникам ВГУЭС и одновременно нашим слушателям Марине Ниязовой и Евгении Лойченко. Специфика Школы определялась тем, что мы работали в постоянном контакте с детьми (В ВДЦ находились наши учебные помещения, компьютерный класс, столовая и т.д.). Это было, в общем, интересно, требовало жесткой дисциплины и постоянного самоконтроля. Были и проблемы – явная нехватка компьютерного времени, невозможность в течение всего рабочего дня рас­слабиться.

Особенно остро ощущалось отсутствие условий для неформального об­щения и во время рабочего дня, и в гостинице после его завершения. Преподава­тели общались со слушателями много меньше обычного, что следует расценить как недостаток. Как нам показалось, необходимость такого общения именно для этих слуша­телей была особенно велика. Насколько мы могли судить, неформальное общение слуша­телей после завершения рабочего дня происходило, хотя и не так интенсивно, как это бы­вало на некоторых сибирских Школах.

Стандартная рабочая программа полноценной Школы была выполнена полностью, каких-либо сбоев или накладок не было. Слушатели довольно органично вошли в напря­женный ритм работы, приняли без особых коллизий принцип работы по мини-группам. Качество выполнения учебных заданий было вполне удовлетворительным. Круглый стол «Рецензия: исследовательский текст и внутрикорпоративная коммуникация» прошел живо и интересно, что можно объяснить как самой постановкой проблемы, так и введением некоторых игровых форм в его проведение. Успех Круглого стола (что фиксируется и в анкетах) был вызван еще и тем, что вся работа строилась на анализе текстов и рефлексии по их поводу.

Беглый предварительный анализ собственных переработанных текстов участников показывает, что задачи Школы в части формирования профессиональной культуры, ос­воения ремесла выполнены успешно. Более того, некоторые слушатели-студенты сумели превратить свои первоначальные учебные рефераты в очень неплохо организованные ста­тьи. Другое дело, что оказалось мало текстов для публикации. Причины этого были проанализированы в начале отчета.

Преподаватели единодушно отметили, что слушатели Владивостокской Школы продемонстрировали редкостную готовность учиться, стремление использовать все воз­можности для этого. Такого высокого уровня энтузиазма, как здесь, мы не видели со времен первой общесибирской ШМА 2002 года.

Предложения участников на будущее. Часть предложений были явно вызваны шоком от непривычных форм работы (выполнение заданий в мини-группах, необходимость многое делать самостоятельно). Отсюда стремление получить готовые идеальные образцы, просьбы приставить к каждой группе модератора или психолога со стороны, заранее определить правила работы в группах и т.д.

С другой стороны, интерактивная работа слушателям явно понравилась. Поэтому были предложения организовать ВСЕ занятия в виде круглых столов.

Высокая техническая оснащенность учебного процесса во ВГУЭС, привычка к этому его студентов и выпускников стала, видимо, причиной того, что выдвигались просьбы (и даже мягкие претензии к преподавателям) относительно необходимости при­менения современных технологий.

В целях стимулирования сплоченности было предложено мини-группы впредь именовать командами и дать им возможность самим себя назвать.

Были продемонстрированы желание и отчасти готовность провести региональные школы в Благовещенске и Владивостоке уже в ближайшее время.

Некоторые заключительные соображения. В целом эту Школу можно оценить как вполне удавшуюся, Школу со своим лицом. Партнерство с ВГУЭС также оказалось удачным и имеющим большую перспек­тиву на будущее.

Однако задача прорыва ШМА на «дальневосточный рынок» реализована не пол­ностью. Пока создан плацдарм – и, если не закрепить достигнутое, то можно его потерять. Мы не сумели завоевать позиций во многих ведущих вузах и академических учреждениях Владивостока и Хабаровска, совершенно в стороне остаются Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан, Уссурийск. Что касается Магадана, Камчатки и Сахалина, то вряд ли Школа может привлекать слушателей оттуда – по финансовым причинам.

Отсюда вывод: надо помочь нашим выпускникам в проведении региональных Школ, подумать о возможности проведения второй полномасштабной Школы для Дальнего Востока уже в следующем году.
Приложение

Рефлексия Ирины Абдуловой



Жили мы в поселке Емар. Это поселение для работников «Океана», от самого ВДЦ недалеко – минут 10 ходьбы. Один из этажей общежития переделан под гостиницу. Я чув­ствовала себя как дома, однако плохо, что на этаже были не только мы и совершенно не было места собраться – ни холла, ничего такого подобного. Питались и работали в «Океане», но там тоже своего общего места у нас не было: комнаты, где готовили задания группы, располагались далеко друг от друга. И все время было очень шумно: дети не могут ходить просто так, видимо, из педагогических соображений они все время должны что-то петь или декламировать хором. Поэтому я практически не проводила коммуникативные тренинги: и места нет, и работали мы в жестком временном режиме.

Возникли и организационные проблемы – мы можем работать с компьютерами только 2 часа в день, доступ к принтеру также ограничен. Был случай, когда задания сда­вали в электронном варианте.

Насколько удачно мы сформировали группы, оценить сложно. Вроде работа у них шла нормально. Договариваться получалось не всегда – иногда они подме­няли истинно групповую работу механическим компромиссом. Кроме группо­вых, в одном случае был сдан индивидуальный отчет Т. Шибаевой, который и оказался самым лучшим. Похоже, хорошая идея формировать группы вокруг лидеров мужчин (да простят меня коллеги, феминистки!), «уравновешивая» их активными дамами и слушателями, которые не успели себя проявить в первый вечер. Потому что именно эти молодые люди-лидеры и стали первыми раппортерами, то есть первыми при­няли вызов. Далее я наблюдала, как они же структурировали работу групп. Но в одном случае мы ошиблись: желание показать себя в хорошем свете «перед на­чальством» не было подкреплено конструктивным лидерством.

Необходимо шире использовать (и это подчеркивают сами школьники) интерак­тивные компоненты: тренинги, презентации, дискуссии. Нужно сделать их не служебной, а равноправной частью Школы – со своим неприкосновенным временем. Иначе школь­ники очень четко чувствуют их факультативность и не хотят тратить на это силы. Хорошо бы создать общую базу материалов (лекционных курсов, тренингов, презентаций) для тех, кто проводит Школы.

Круглый стол прошел хорошо, первая, интерактивная часть, где группы защищали «свою» рецензию, позволила выделить ряд интересных вопросов для дальнейшего обсуж­дения. Высказывались почти все участники, в результате удалось выработать некое об­щее понимание целей и средств при написании рецензии. Мы даже составили табличку-резюме по итогам этого обсуждения.

Коллективное редактирование группы выполнили хорошо. Мне доверили проверять один из вариантов, в котором не были видны сами поправки, только результат. Во время разбора группа не согласилась с некоторыми из моих замеча­ний (авторитет все же не тот). К текстам отнеслись в целом внимательно и уважительно, не добавляя от себя ничего, исправили многочислен­ные стилистические ошибки. В целом редактирование не было окончательным, группы скорее «расчистили» авторские тексты, показали логические несоответствия. По идее по­сле такого редактирования вновь должен наступить этап работы автора.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconОтчет о результатах самообследования тольяттинского филиала
Гоу впо «Самарский государственный университет» проводилось в соответствии с решением Ученого Совета филиала от 20 сентября 2006...
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconОтчет о выполнении Основных направлений развития архивного дела в Иркутской области за 2012 год
Отчёт о работе Медведевского райкома профсоюза работников народного образования и науки за период с 27 октября 2009 года по 24 января...
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconПресс-отчет период 1 октября 2013 года 31 октября 2013 года содержание...
Сводная таблица публикаций (883 позиции) в сми всех уровней всех категорий (без перепечаток в количестве 910 позиций)
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconСтоимость авиабилетов в июле 2013 г. (на 2 апреля 2013 г.)
Хабаровск-Владивосток+Владивосток-Далянь-Владивосток+Владивосток-Хабаровск: 15 000 руб
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconОтчет о проведении мероприятий Года охраны окружающей среды в 1 квартале 2013 года
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2007 года №402 19-21 октября в г. Москве состоялся III всероссийский...
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconАктуальные события в Росси и на международной арене за 4 октября...
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconПроблемы формирования региональной инновационной системы российского дальнего востока
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2007 года №402 19-21 октября в г. Москве состоялся III всероссийский...
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconОтчет о работе секции «Здравоохранение и здравостроительство города»
Заседание Городского стратегического совета, посвященное теме «Здравоохранение и здравостроительство города» было проведено в феврале...
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconОтчет о проведении XXII отчетно-выборной конференции Региональной общественной организации
Региональной общественной организации "Федерация легкой атлетики г. Москвы" состоялась 30 ноября 2012 г
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каникулы осенние с 9 октября по 13 октября 2013 года (5 дней), начало занятий 14 октября 2013 года; с 20 ноября по 24 ноября 2013...
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconПояснительная записка «Отчет контрольной и правоприменительной деятельности...
Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район на заседании региональной конференции «Стратегия социально-экономического...
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconКонкурс учителей на замещение вакансий в сельских школах Красноярского края в 2012 году
Отчёт о работе Медведевского райкома профсоюза работников народного образования и науки за период с 27 октября 2009 года по 24 января...
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconОтчет категории сми: Газеты, Журналы, Информагентства, Интернет,...
Всего упоминаний: 129, экспортировано 38 сообщений без перепечаток на основные темы
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В конце уроков проводились викторины, в которых учащиеся продемонстрировали знания исторического материала связанного с событиями...
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconДоклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации...
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации содействия правосудию. Санкт-Петербург, 5-6 октября 2005...
Отчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года iconОтчет у начальника управления образования и молодежной политики Рождественский...
Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск