Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами





Скачать 74.06 Kb.
НазваниеТема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами
Дата публикации04.05.2015
Размер74.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

www.proznanie.ru



Тема: Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами

Цель урока:

1 Образовательная: Рассказать о создании колониальных империй в XIX в. Охарактеризовать формы колониальной зависимости. Выделить особенности колониальной политики проводимой разными странами.

2 Развивающая: Совершенствование навыков работы с материалом учебника, навыки самостоятельной работы.

3 Воспитательная: Воспитывать чувство неприязни к любым формам угнетения: национальному, социальному, экономическому.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Структура урока:

1). Орг. момент.

2). Объяснение нового материала.

3). Закрепление

4). Объяснение домашнего задания.

Методы: рассказ, работа с картой; самостоятельная работа – заполнение таблицы пользуясь материалом параграфа.

Оборудование: доска, карта учебник.

План:

  1. Создание колониальных империй.

  2. Формы колониальной зависимости.

  3. Колониальные владения держав и их особенности.

  4. Последствия колониальной политики.

Понятия и термины:

Экспансия – расширение территории, как правило воинственным путем.

Фактория – опорный пункт торговли.


Время

Деятельность учителя

Деятельность


детей


15 мин

15 мин

5 мин


5 мин


  1. Создание колониальных империй

В XIX веке на всей планете установилось господство европейских государств. Начало экспансии (расширению территории стран) европейцев положили Великие географические открытия, начавшиеся в конце XV века и завершившиеся в XVI веке созданием колоний испанцев и португальцев в Америке, Африке и Азии.

К началу XIX века европейцы имели ряд преимуществ по сравнению с народами Азии и Африки. Их парусные суда обладали большей быстроходностью, маневренностью и грузоподъемностью. Европейцы овладели навыками плавания в океане, они имели лучшие карты и лоции. У них было огнестрельное оружие, которым не обладало большинство противников.

Промышленная революция еще более усилила превосходство европейцев и североамериканцев. Благодаря пароходам связь с колониями стала более надежной. Железные дороги, проложенные вглубь завоеванных территорий, обеспечивали контроль над ними и более эффективное использование природных богатств. Телеграфные линии позволяли властям метрополий (государств, владевших колониями) более четко управлять своими владениями. Европейцы ввозили в колонии продукцию мануфактурного производства, а оттуда получали колониальные товары.

В XIX веке у них имелись все средства и возможности для покорения необъятных пространств планеты и преодоления сопротивления народов других континентов. Экспансия европейских народов приобрела значительные масштабы.

Колонизаторы создавали в Азии и Африке христианские миссии, пользовавшиеся покровительством европейских правительств, видевших в них опорные пункты для распространения своего влияния.

Владения колониальных держав называются колониальными империями. В эпоху промышленной революции захват коло " стали оправдывать необходимостью обеспечения условий для развития экономики. Промышленность требовала громадного количества разнообразного сырья, запасы которого были обнаружены в странах Азии и Африки. Развитые страны в больших количествах потребляли продукцию тропического земледелия Для ее производства колонизаторы создавали плантации чая в Индии и на Цейлоне, натурального каучука — в Конго и Малайе, какао — в Западной Африке, риса — в Бирме и во Вьетнаме, сахарного тростника — на островах Карибского моря. С появлением холодильной техники начались крупные поставки в Европу и Северную Америку тропических фруктов.

В конце XIX века между странами Западной и Центральной Европы разгорелась конкурентная борьба за рынки сбыта промышленных товаров и за сферы приложения капитала. Многие из них стали защищать свой национальный рынок от иностранной конкуренции и вводить высокие таможенные пошлины на импортируемые товары. В таких условиях колонии представлялись надежным рынком сбыта промышленных товаров и местом приложения капитала. Европейцы считали, что территориальные захваты в Африке и Азии обеспечат уверенное развитие экономики, снижение безработицы, рост благосостояния населения.

Однако такое представление было ошибочным. Отсталые колонии не могли стать рынком сбыта для большинства видов промышленной продукции и местом приложения капитала. В колониях не было подготовленных рабочих и специалистов Все необходимое для нормальной работы промышленных предприятий приходилось ввозить из метрополии. Рабочим и специалистам платили высокую зарплату, чтобы компенсировать неудобства их жизни в колониях. Капиталовложения экономику колоний оказывались прибыльными только при добыче дефицитного сырья. Обладание колониями стало рассматриваться как необходимое условие статуса великой державы. Экспансию оправдывали также боязнью захвата этой территории другой державой и необходимостью обеспечить безопасность границ колониальных владений. Англия, например, установив контроль над Египтом на севере Африки и Папской колонией на юге, стремилась соединить их цепочкой своих владений. Это делалось для того, чтобы предотвратить возможность объединения другими странами их разрозненных колониальных приобретений. Такая политика неизбежно вела к столкновениям между колониальными державами.


  1. Формы колониальной зависимости.

Заморскими колониями управляла специальная колониальная администрация, назначаемая метрополией. Местное население, как правило, не имело политических прав. К концу XIX века только английские переселенческие колонии получили внутренне самоуправление. Во многих колониях местные крупные землевладельцы, сотрудничавшие с колониальной администрацией сохраняли свои владения и некоторую власть над подданными. Колониями были английские, французские, португальские и германские владения в Центральной и Южной Африке, голландские владения в Индонезии, испанские на Филиппинах и Кубе.

Когда достичь полного контроля над территорией был невозможно, колонизаторы прибегали к установлению протектората — покровительства европейской державы над какой-либо страной. В этом случае местные власти сохраняли внутреннюю самостоятельность, но право ведения внешней политики переходило к метрополии. Протекторатом Англии стал после 1880 года Афганистан, протекторатами Франции в конце XIX века были Тунис и Марокко.

В случае невозможности установления протектората великие державы стремились заключить такие договоры с местными правителями, которые давали бы европейцам особые права ~ возможность свободного передвижения по территории данного государства, неподсудность местным судам, свободу экономической деятельности. Такие соглашения называются неравноправными, поскольку они ущемляют суверенитет одного из государств. Договора такого рода были заключены великими державами с Китаем и Ираном.


  1. Колониальные владения держав и их особенности.

Дети заполняют таблицу:

Колониальная


держава

Колониальные владения

Особенности колониальной политики
Англия

Франция

Голландия

Португалия

США

  1. Последствия колониальной политики.

В колониях поднимаются освободительные движения. Первоначально целью этих движений было восстановление прежнего, доколониального порядка. Однако попытки все повернуть вспять были неудачными. Постепенно колониальные народы стали осознавать необходимость усвоения европейского опыта, чтобы, использовав его в своей борьбе, добиться свободы.

В колониях прокладывались железные дороги, создавались шахты и рудники, строились фабрики. Появляется рабочий класс, предприниматели, средний класс. Развитие колониальных стран ускорилось. Однако разрушение старого уклада порождало внутренние конфликты в колониях, старое упорно боролось с новым.

Установление господства стран Запада над миром имело важные последствия. Был положен конец замкнутому, изолированному развитию неевропейских цивилизаций. Они вступили в контакт с европейской цивилизацией, а через нее — и с другими цивилизациями. Началось превращение мира, состоявшего из несвязанных друг с другом или связанных случайными и непостоянными контактами стран, народов и цивилизаций, в мир, слитый воедино узами политической зависимости и нитями экономических связей. Начался взаимный обмен духовными ценностями и достижениями культуры, диалог цивилизаций. История, которая раньше была историей параллельно и независимо развивающихся стран и народов, стала превращаться в подлинно всемирную историю.

Закрепление


1. Как происходил процесс складывания мировой колониальной системы? Выпишите в тетрадь причины, цели экспансии, формы колониальной зависимости, последствия европейского господства.

2. Р. Киплинг верил в необходимость приобщения народов Азии и Африки к европейской цивилизации. Русский писатель А. И. Куприн считал, что Киплинг своим творчеством вдохновлял английских наемных солдат на грабеж и насилие. Выскажите свою точку зрения на их позиции.

3. Покажите на карте колониальные владения Англии, Франции, Германии, Португалии, Голландии, Испании.

4. В своей речи в рейхстаге II декабря 1899 года канцлер Германской империи Б. Бюлов сказал: «Мы не потерпим, чтобы какая-либо иностранная держава, чтобы какой-нибудь чужеземный Юпитер сказал нам: „Что делать? Мир уже поделен!"» О какой отличительной черте колониальной политики Германии идет речь?

5. Объясните новые понятия и термины: фактория, экспансия, колониальная империя, метрополия, расизм, протекторат.
Итог.

На сегодняшнем уроке мы узнали о создании колониальных империй. Причины и цели колониальной политики. Охарактеризовали притеснения колониального населения, особенности колониальной политики у разных держав.

Домашнее задание


Параграф 25. Повторить параграфы 23, 24. Подготовится к тесту по материалу трех параграфов (термины)

Дети слушают объяснения учителя. По ходу записываются новые термины и понятия

Дети самостоятельно выполняют работу в тетрадях, работа на оценку, в конце урока тетради сдаются на проверку.

Дети слушают объяснение учителя, готовятся к беседе по пройденной на уроке теме

Дети отвечают на вопросы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconУчитель Рубцова Валентина Анатольевна Учебники: «Экономическая и...
Зачетный раздел № Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа, Азия, Австралия
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconТема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты"
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы...
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconУрок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…»
Один из них – «географический». Мы живем в Сибири. Кажется, что большая литература и знаменитые писатели далеко и с нами связаны...
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconПрограмма состоит из девяти разделов: Раздел Искусство в жизни современного...
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Г. П. Сергеевой, И. А. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8...
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconГенеральной прокуратуры российской федерации прокурорский надзор...
Н. П. Дудин — раздел 1; О. Б. Качанова — разделы 2, 5, 8, 11; раздел 13 в соавторстве; Н. Я. Ларина — раздел 6; О. В. Пристанская,...
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгоу впо сибгути. Раздел 1 Основы теории множеств. Раздел 2 Формулы логики. Раздел 3 Булевы функции. Раздел 4 Предикаты и бинарные...
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие звери?"; раздел "Как, откуда и куда?", тема "Как живут...
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconУрока технологии в 1 классе Тема: Проект "Осенний урожай". Изделие "Овощи из пластилина"
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Что окружает нас дома?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему нужно...
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconI. общие основы педагогики раздел II. Теория воспитания раздел III. Дидактика
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconУчебно-методический комплекс дисциплины «физическая культура»
Т. В. Никольская, О. Ю. Масалова (раздел гимнастика); Т. Н. Хатанцева, Е. П. Панова, Ю. В. Булков (раздел легкая атлетика); А. Б....
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconУчебное пособие Для студентов вузов в 2-х частях
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (раздел 4,7); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (введение, раздел 5,9 ); Е. А. Плосконосова,...
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconГерманская колониальная империя
...
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconУрока по технологии, раздел кулинария, 5 класс Тема: «Завтраки мира....
Цели урока: познакомить обучающихся с правилами сервировки стола к завтраку и культурой поведения за столом
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconУрока по технологии. Раздел «Кулинария», 5 класс Тема: «Завтраки...
Цели урока: познакомить обучающихся с правилами сервировки стола к завтраку и культурой поведения за столом
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconТема: Подготовка к итоговой аттестации. Решение задач на нахождение...
Общить и систематизировать знания учащихся о нахождении углов между скрещивающимися прямыми, углов между двумя плоскостями, углов...
Тема : Колониальная экспансия и раздел мира между великими державами iconНесовершеннолетних
Авторский коллектив: Арбузова В. Н. ), Завадская Н. М. ), Карабанцев И. А. ), Кряквин В. Я. ), Кудрявцева Г. А. (раздел I, тематика...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск