Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень)





Скачать 436.34 Kb.
НазваниеРабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень)
Дата публикации08.05.2015
Размер436.34 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ 9 КЛАСС

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)
Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Практикум №1 «Готовимся к экзамену»

Практикум №2 «Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ»

Практикум №3 «Оценка экологической ситуации в различных регионах России»

Практикум №4«Анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России»

Практикум №5«Создание образа региона на основе текста,карт и др.»

Практикум №6«Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей»

Практикум № 7 «Санкт-Петербург вторая столица России»

Практикум №8 «Составление туристического маршрута по природным и историческим местам региона»

Практикум №9«Оценка природно-ресурсного потенциала на основе тематических карт»

Практикум № 10«Учимся составлять карту»

Практикум №11 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Каквказа»(на основе тематических карт)

Практикум №12 «Развитие рекреации на Северном Кавказе»

Практикум№13 «Изучение проблем Поволжья»

Практикум №14 «Сравнение природных условий ,ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной части Урала»

Практикум № 15 «Специфика проблем Урала»

Практикум №16 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства»(с использованием географических карт)

Практикум №17 «Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и доп.литературы»

Практикум №18 «Разработка туристического маршрута»

Практикум №19 «Оценка ГП Д.Востока и его влияния на хозяйство региона» (с использованием географических карт)

Практикум №20 «Развитие Д.Востока в первой половине ХХI в.»

Практикум №21 пишем реферат»(темы в учебнике на стр.215

Практикум №22 «Изучаем свой край

СПИСОК НОМЕНКЛАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

"География отраслей и межотраслевых комплексов"

Машиностроительный комплекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.

Центры трудоёмкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоёмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск

 

Топливно-энергетический комплекс.

Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая Энергетическая система (ЕЭС)

 

Металлургический и химико-лесной комплекс.

Центры чёрной металлургии: Череповецк, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березняки, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.

 

Инфраструктурный комплекс. Центры туризма и отдыха. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавлровск-Камчатский.

Железнодорожные магистрали: Транссибирская, Южносибирская, БАМ

                                          РЕГИОНЫ РОССИИ

Европейский Север.

Моря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова: Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышености: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность: Печорская. Реки: Северная Двина, Печора, Онега, Мезень. Озёра: Имандра.Беломоро-Балтийский канал. Заповедники: Кандалакшский, Лапландский. Печорский угольный бассейн. Месторождения: апатитов, руд чёрных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута

Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС

Центральная Россия.

Моря:Балтийское. Финский залив. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская. Низмености: Окско-Донская, Мещерская.

Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озёра: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское.

Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. МОсквы (Москва-Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

Поволжье.

Моря: Каспийское. Возвышенности: Приволжская. Низменности: Прикаспийская. Реки: Волга, Дон. Озёра: Эльто, Баскунчак. Водохранилища: Куйбышевское, Волгоградское, Цимлянское. канал: Волго-Донской. Заповедники и национальные парки: Астраханский национальный парк, Самарская Лука. Месторождения солей: Баскунчак. Города: Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань 

 Северный Кавказ и Нижний Дон.

 Моря: Азовское, Чёрное. Проливы: Керченский. Полуостров: Таманский. Стравропольская возвышенность Горы: Большой Кавказ, гора Казбек, гора Эльбрус. Низменности: Прикубанская, Терско-Кумская,Кумо-Манычская впадина. Реки: Кубань, Кума, Терек. Заповедники: Тебердинский.

Месторождения цветных металлов: Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа,

Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Урал.

Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал. Горы: Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар. Реки: Печора, Кама, Урал, Чусовая, Северная Сосьва, Тура, Исеть. Заповедники: Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский. Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березняки, Краснотурьинск, салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

Западная Сибирь.

Заливы: Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский. Полуострова: Ямал, Гыданский. Горы: Алтай (гора Белуха), Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный Саян. Возвышенности: Сибирские Увалы. Равнины: Ишимская, Барабинская. Котловины: Кузнецкая. Реки: Обь, Бия, Катунь, Иртыш, Тобол, ишим, Пур, Таз. Озёра: Кулундинское, Чаны, Телецкое.

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные редкие металлы Рудного Алтая.Заповедники: Алтайский. Сургутская ТЭЦ.Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул. Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск. Нефтяные концерны: "Лукойл", "Сургутнефтегназ",.

Восточная Сибирь.

Моря: Карское, Лаптевых. Заливы: Енисейский. Полуостров Таймыр. Острова Северная Земля. Возвышенности: Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана. Горы: Бырранга, Енисейский кряж, Восточный Саян, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет. Низмнности: Северо-сибирская. Котловины: Минусинская, Тувинская. Реки: Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Хатанга, Ангара, Селенга, Алдан, Шилка, Аргунь. Озёра: Байкал, Таймыр. Заповедники: Таймырский, Баргузинский, Кодаро-Чарский. Месторождения: Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны; железные руды Хакасии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья. Транссибирская магистраль, БАМ (Большой и Малый). Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

Дальний Восток.

Моря: Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово. Охотское, Японское. Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский. Заливы: Пенжинская Губа, Петра Великого. Острова: Новосибирские, Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин. Полуострова: Чукотский, Камчатка. Горы: Верхоянский хребет, хребет Черского, Яно-Оймяконское нагорье, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь. Вулканы: Ключевская Сопка, Авачинская Сопка. Равнины: Зейско-Буреинская; Центрально-Якутская, Яно-Индигирская, Колымская, Среднеамурская низменности. Реки: Вилюй, Алдан, Оленёк, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Амур, Зея, Уссури, Камчатка, Анадырь. Водохранилища: Вилюйское, зейское. Озёра: Ханка. Заповедники: Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской, Кедровая Падь. Бассейны буро- и каменноугольные: Ленский, Зырянский, Нижнезейский.

Нефтегазоносные бассейны: охотский (остров Сахалин и шельф). Месторождения цветных металлов: Северо-Восток Сибири, золотые прииски: Алдан и Бодайбо, Сихотэ-Алинь. Амуро-Якутская магистраль. Города: Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.
Используемый УМК:


  • Программы общеобразовательных учреждений.География 6-9 классы.10-11 классы,

  • 2-е изд.,М,Просвещение,2009.//авт.А.И.Алексеев,Е.К.Липкина,В.В.Николина

  • «География.Россиия.9 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений,(под. ред. А.И.Алексеева),серия «Полярная звезда».М.Просвещение,2009.

  • Рабочая тетрадь «География 9 класс.Мой тренажер»,пособие для учащихся ,авт.В.В.Николина ,М.Просвещение,2013.

  • «География .9класс.Методические рекомендации» пособие для учителя ,В.В.Николина,М.просвещение,2008.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
СД-диск «География 6-11классы»
Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часов в 9 классе ( 1 час в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования,1 час добавляется из школьного компонента для более полного усвоения материала .Всего 68 часов за учебный год.
.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;

Контрольных работ _____

Программа курса «География России» для 9 класса (базовый уровень) линии «Полярная звезда». Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В., М., «Просвещение», 2009.

(68 ч; 2 ч в неделю; 10 ч резервное время)

Регионы России (11 ч)

Понятия «район» и «районирование». Подходы к райо­нированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Ба­ранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хо­зяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Евро­пейская Россия. Азиатская Россия. План характеристики географического района.

Особенности природных регионов России. Восточно-Ев­ропейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйствен­ную деятельность людей. Экологическая безопасность России.

Практикум. 1. Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ. 2. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты, материа­лов периодической печати.

Европейская Россия (28 ч)

Тема 1. Центральная Россия (8 ч)

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.

Центральная Россия — историческое ядро Русского госу­дарства. Освоение территории и степень заселенности. Спе­цифика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памят­ники Всемирного природного и культурного наследия. Со­временные проблемы и перспективы Центральной России.

Центральный район. Географическое положение. Осо­бенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города на­уки. Проблемы сельской местности.

Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.

Волго-Вятский район. Своеобразие района.

Центрально-Черноземный район. Особенности и проб­лемы. Специализация хозяйства.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1 и 2). Работа с текстом; подго­товка к дискуссии.

Практикум. Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.

Тема 2. Северо-Запад (5 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации.

Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков.

Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промыш­ленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города.

Особенности географического положения Калининград­ской области. Анклав. Влияние природных условий и ре­сурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Создание электронной презен­тации «Санкт-Петербург — вторая столица России».

Практикум. Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей».

Тема 3. Европейский Север (4 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Оцен­ка природно-ресурсного потенциала. Специализация района.

Этапы освоения территории. Роль моря на разных эта­пах развития района. Деревянная архитектура, художест­венные промыслы.

Население. Традиции и быт населения. Коренные жи­тели. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Составление карты.

Практикум. 1. Оценка природно-ресурсного потенциа­ла района на основе тематических карт. 2. Составление ту­ристического маршрута по природным и историческим местам района.

Тема 4. Северный Кавказ (3 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная пояс­ность. Выход к морям.

Этапы освоения территории. Густая населенность райо­на. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавка­за. Быт, традиции, занятия населения.

Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Изучение своего края.

Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. 2. Состав­ление прогноза перспектив развития рекреационного хо­зяйства.

Тема 5. Поволжье (2 ч)

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяй­ственная ось района.

Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.

Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специ­ализации. Экологические проблемы и перспективы разви­тия Поволжья.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 6). Изучение проблем Поволжья.

Тема 6. Урал (4 ч)

Своеобразие географического положения. Состав и сосе­ди района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископае­мые. Ильменский заповедник.

Население. Национальный состав. Быт и традиции на­родов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Ура­ла: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск.

Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горно­промышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.

Урал — экологически неблагополучный район. Источ­ники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перс­пективы развития Урала.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 7). Оценка ресурсов региона.

Практикум. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и вос­точной частей Урала.

Итоговый урок (1 час)

Азиатская Россия (16 ч)

Тема 7. Сибирь (6 ч)

Пространство Сибири. Состав территории. Географичес­кое положение. Природные условия и ресурсы. Особеннос­ти речной сети. Многолетняя мерзлота.

Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская маги­страль. Хозяйство. Отрасли специализации.

Западная Сибирь — главная топливная база России. Заболоченность территории — одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Но­восибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы раз­вития.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 8). Составление карты.

Практикум. Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.

Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресур­сов для жизни населения. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал — объект Всемирного природного на­следия.

Норильский промышленный район. Постиндустриаль­ная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Крас­ноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития района.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 9). Разработка туристического маршрута.

Практикум. 1. Сравнение природных условий и ресур­сов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием геогра­фических карт). 2. Создание (описание) образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и дополнительной литературы.

Тема 8. Дальний Восток (5 ч)

Уникальность географического положения. Состав и со­седи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмич­ность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие расти­тельного и животного мира. Уссурийская тайга — уни­кальный природный комплекс. Охрана природы.

Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока.

Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток — далекая периферия или «тихоокеан­ский фасад» России? Внешние связи региона.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 10). Пишем реферат.

Практикум. 1. Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). 2. Разработка и обоснование варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.
Заключение (6 ч)

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
ПОВТОРЕНИЕ (10 час)



№№


тема


дата


Тип и форма урока


Практические

работы


Формируемые

понятия


оборудование


Дом.задание

план

факт

РЕГИОНЫ РОССИИ (11 час)

1

Учимся с « Полярной звездой»







вводный

Практикум №1 «Готовимся к экзамену»






П.1

Тестовые задания на стр.5 уч.

2

Районирование России







комбинированный




Район, план характеристики района

Экономическая карта России

П.2 зад.1-3 стр.4 уч.

3

Изучаем изображения Земли из космоса.

Практикум №2







практикум

Практикум №2 «Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ»




Снимки Земли из космоса

П.3 выполнить задание на стр.15

4

Особенности природных районов: Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины







комбинированный




Древняя платформа,молодая платформа.коффициент увлажнения

Физ.карта России

Тектоника и минер.ресурсы

П.4 выполнить задания 2,4,5,7 стр.21

5

Урал и горы Южной Сибири







комбинированный




Горный пояс



Физ карта России

П.5 зад №4 стр.27 в уч.

6.

Восточная и Северо-Восточная Сибирь







комбинированный




Траппы,габрро,

Полюс холода,

мерзлотный рельеф

Физ.карта России

П.6 зад №1-6 стр.33 в уч.

7

Экзотика России:северный Кавказ и Дальний Восток







комбинированный




Кедровый стланик.усурийская тайга,бора,вулканизм,огненное кольцо,желоба

Физ.карта России

П.7 зад №7 стр.39 в уч.

8

Экологическая ситуация в России.

Практикум №3«Оценка экологической ситуации в различных регионах России»







комбинированный

Практикум №3 «Оценка экологической ситуации в различных регионах России»

Экологическая ситуация,эколого-географическое положение




П.8

9

Экологическая безопасность России







комбинированный




Экологическая безопасность,

мониторинг




П.9

10

Учимся с «Полярной звездой»

Анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России»







практикум

Практикум №4«Анализируем проблему «Как обеспечить экологическую безопасность России»








П.10



11

Обобщение знаний по теме «Регионы России».Экспресс-контроль: готовимся к экзамену(тест)







Урок проверки, контроля и коррекции знаний












ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ(28 час)



12

Центральная Россия







Изучение нового материала




ЭГП,




П.11

13

Центральная Россия:освоение и население территории







комбинированный




Кустарные промыслы




П.12

14

Практикум №5 «Создание образа региона»







практикум

Практикум №5«Создание образа региона на основе текста,карт и др.»










15

Центральный район







комбинированный




Миссия ЦР





П.13

16

Волго-Вятский район.своеобразие района







комбинированнывй




Этническое разнообразие




П.14

17

Центрально-Черноземный район







комсбинированный




Дикое поле,засеки,КМА,







18

Учимся с Полярной звездой :Работаем с текстом







комбинированный

Практикум №6 «Работа с текстом»

Меря.мурома.черемиса,великороссы,отхожие промыслы







19

Москва и Подмосковье







комбинированный




НПО,КБ,ЦАГИ






20

Учимся с Полярной звездой(5):готовимся к дискуссии







практикум

Практикум №7 «Готовимся к дискуссии»










21

Северо-Запад:пространство Северо-Западного района







Изучение нового материала













22

Северо-Запад: «окно в Европу»







комбинированный




Древнейшие городамакрогеографическое положение







23

Северо- Запад: хозяйство







комбинированный




Судостроение,энергомашиностроение военная техника,порт







24

Санкт-Петербург:вторая столица России

Практикум №8







комбинированный

Практикум №8«Подготовка сообщения «Санкт-Петербург в системе мировых культурных ценностей»

Фонтаны,Невский проспект.памятник Петру,Петергоф





25

Учимся с Полярной звездой :создаем электронную презентацию






практикум

Географическая исследовательская практика № 9 «Санкт-Петербург вторая столица России»










26


Европейский Север:пространство







Изучение нового материала




Холмогорская порода,поморы,вологодские кружева,чернение по серебру.Соловецкие острова,Кижи







27

Европейский Север:освоение территории и население







комбинированный

Практикум №10«Составление туристического маршрута по природным и историческим местам региона»

Соловки







28

Европейский Север:хозяйство и проблемы







комбинированный

Практикум №11«Оценка природно-ресурсного потенциала на основе тематических карт»

Северсталь







29

Учимся с Полярной звездой : составляем карту







Практикум

Практикум № 12«Учимся составлять карту»

Северная Магнитка







30

Северный Кавказ: пространство







комбинированный

Практикум №13 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Каквказа»(на основе тематических карт)

Субтропики,Кубачи,Эльбрус,КавМинводы







31

Северный Кавказ: освоение территории и население













Народы Кавказа







32

Северный Кавказ:хозяйство и проблемы





















33

Учимся с Полярной звездой:

Разрабатываем проект «Развитие рекреации на Северном Кавказе»







практикум

Практикум №14«Развитие рекреации на Северном Кавказе»










34

Поволжье: освоение территории и население













Каскад ГЭС,Жигули,Сталинград,главная улица России






35

Географическая исследовательская практика

Учимся с Полярной звездой

Поволжье : хозяйство и проблемы.







комбинированный

Практикум№15«Изучение проблем Поволжья»










36

Урал: пространство Урала







комбинированный

Практикум №16 «Сравнение природных условий ,ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной части Урала»









37

Урал:освоение территории и хозяйство







комбинированный











38

Урал:население и города







комбинированный




Поволжские немцы






39

Учимся с Полярной звездой :анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала»







практикум

Практикум № 17«Специфика проблем Урала»










40

Итоговый урок по теме «Регионы России. Европейская Россия». Экспресс-контроль»Готовимся к экзамену»







Урок проверки, контроля и коррекции знаний













АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (16 час)

41

Пространство Сибири







Изучение нового материала




Богатство Урала,минеральное царство,сказы,каслинское литье,Кунгурская пещера,ильменский

заповедник







42

Сибирь:освоение территории и население







комбинированный




Полезные ископаемые,Байкал,наукоград,Трансиб







43

Сибирь:хозяйство







комбинированный












44

Западная Сибирь







комбинированный

Практикум №18«Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства»(с использованием географических карт)










45

Восточная Сибирь







комбинированный

Практикум №19 «Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и доп.литературы»










46

Учимся с Полярной звездой

Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской ж/д»







практикум

Практикум №20 «Разработка туристического маршрута»










47

Дальний Восток: пространство







комбинированный

Практикум №21 «Оценка ГП Д.Востока и его влияния на хозяйство региона» (с использованием географических карт)









48

Дальний Восток:освоение территории и население(1)







комбинированный













49

Дальний Восток:освоение территории и население (2)







комбинированный













50

Дальний Восток : хозяйство







комбинированный











51

Учимся с «Полярной звездой» :разрабатываем проекта «Развитие Д.Востока в первой половине ХХI в.»







практикум

Практикум №22 «Развитие Д.Востока в первой половине ХХI в.»










52

Итоговый урок по теме «Азиатская Россия».

Готовимся к экзамену.Экспресс-контроль







Проверка,контроль,

коррекция знаний













ЗАКЛЮЧЕНИЕ (6 час)

53

Соседи России







Изучение нового материала











54

Сфера влияния России:геополитическое влияние




















55

Экономическое влияние России





















56

Учимся с Полярной звездой :пишем реферат







практикум

Практикум №23 пишем реферат»(темы в учебнике на стр.215










57

Защита рефератов







практикум

Защита рефератов










58

Учимся с «Полярной звездой»:изучаем свой край







практикум

Практикум №24 «Изучаем свой край











ПОВТОРЕНИЕ (10 час)

59

Районирование России.






















60

Природные районы Европейской части России






















61

Природные районы Азиатской части России






















62

Центральная Россия






















63

Северо-Запад и Европейский Север






















64

Северный Кавказ






















65

Поволжье и Урал






















66

Сибирь и Дальний Восток






















67

Итоговая контрольная работа






















68

Анализ контрольной работы






















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconПояснительная записка к рабочей программе по географии мира 10 класс...
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать...
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconРабочая программа по географии класс 8
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2010 г., примерной...
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconРабочая программа по географии класс 7
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2010 г., примерной...
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconРабочая программа по географии. 11 класс
Рабочая программа по экономической и социальной географии мира, 11 класс составлена на основании Государственного образовательного...
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconРабочая программа по географии базовый уровень
Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)...
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconРабочая программа по географии базовый уровень
Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)...
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconРабочая программа по географии 1 0- 11 класс муниципальное общеобразовательное...
Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconРабочая программа по географии 9 класс муниципальное общеобразовательное...
Планирование составлено на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconРабочая программа по географии 6 класс
Минобразования России от 09. 03. 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для...
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconРабочая программа по географии 9 класс
Минобразования России от 09. 03. 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для...
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconРабочая программа по географии 7 класс
Минобразования России от 09. 03. 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для...
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconРабочая программа по географии (6- 9 класс. Базовый уровень)
Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 г
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании...
Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география...
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconУчебно-тематическое планирование по географии Класс
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования россии №1089 от 05. 03. 2004 г.)
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconРабочая программа по Географии 6 класс
...
Рабочая программа по географии 9 класс для основного общего образования (Базовый уровень) iconРабочая программа Предмет: География
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск