Скачать 306.3 Kb.
|
Экономическая и социальная география мира 10-11класс Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник нормативных документов. География/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.:Дрофа, 2007.В соответствии с методическими рекомендациями Максаковского В.П. Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей. Цели:
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения. Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности. Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю). Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие: — умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами; — определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов; — поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах; — обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов; — владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Общая характеристика мира Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника. Политическая карта мира. Государственный строй стран мира, влияние международных отношений на политическую карту мира. Международные отношения. Политическая география и геополитика. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы). География мировых природных ресурсов Взаимодействие природы и общества. Оценка природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные ресурсы стран мира. Биологические, климатические, космические, рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование. Население мира Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. География мирового хозяйства Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. НТР, ее характерные черты и составные части. Воздействие НТР на территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. География отраслей мирового хозяйства Промышленность - ведущая отрасль материального производства. Топливно-энергетическая промышленность. Металлургия Машиностроение. Химическая, лесная, легкая промышленность. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Растениеводство. Животноводство. Транспорт. Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Региональная география Зарубежная Европа Общая характеристика Зарубежной Европы Промышленность. Сельское хозяйство, транспорт и туризм региона. Субрегионы Европы. Европа как центр мирового хозяйства. Зарубежная Азия Хозяйство: уровень развития международная специализация, основные районы сельского хозяйства, проблемы. Страны Юго-Западной Азии. Страны Южной и Юго-Восточной Азии. Страны Восточной и Централь ной Азии. Китай. Япония. Индия. Австралия и Океания. Зарубежная Африка Общая характеристика Африки. Субрегионы - Северная и тропическая Африка. Латинская Америка Общая характеристика Латинской Америки. Бразилия. Северная Америка Общая характеристика США. Роль США в мировой экономике. География промышленности, транспорта, туризма. Макрорайоны США. Канада ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), интерактивные карты и электронные учебники. Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок. Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Используемый УМК:
Практические работы 1.Характеристика политико-географического положения страны 2.Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран 3.Оценка трудовых ресурсов стран 4.Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира. 5.Работа в контур. картах «Обозначение субрегионов и стран Зар.Европы» 6.Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Зар.Европы 7.Сравнительная характеристика двух развивающихся стран 8.Обозначение в контур. картах макрорегионов США Контрольные работы 1.Контрольная работы по теме «ПКМ» 2.Контрольная работа по теме «Население мира» 3.Контрольная работа по курсу 10 класса 4.Контрольная работа по теме «Зарубежная Европа» 5.Тестовая работа по теме «Зарубежная Азия. Австралия» 6.Проверочная работа работа по теме Северная Америка 7.Тест по теме Латин. Америка Учебно-тематическое планирование
|
Данная рабочая программа составлена с использованием Примерной программы... Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. «География мира» (10 – 11 классы). Базовый уровень Автор:... | Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В. П. Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. 10-11 классы. Базовый уровень / В. И. Сиротин, И. И. Душина,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник... | Рабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география... Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004... | ||
Рабочая программа Предмет: География Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании... Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география... | ||
Рабочая программа по географии класс 7 Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2010 г., примерной... | Рабочая программа по географии класс 8 Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2010 г., примерной... | ||
Рабочая программа по географии базовый уровень Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)... | Рабочая программа по географии базовый уровень Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Примерной программы среднего ( полного) общего образования по географии, базовый уровень. Программы «География мира»(X-XI кл.) (... | ||
Рабочая программа по географии 10-11 класс Подготовил: Тыдыков Г. Н Данная рабочая программа составлена с использованием Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии «География... | Рабочая программа (на основе авторской программы Е. М. Домогацких)... Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень:... |