Правовые вопросы экологической безопасности





Скачать 216.95 Kb.
НазваниеПравовые вопросы экологической безопасности
Дата публикации07.07.2015
Размер216.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
1. Введение

Современная экология за последние десятилетия обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества в целом. Поэтому не случайно образование в области окружающей среды официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования образовательных систем. Важнейшее условие перехода современного общества к устойчивому развитию – изменение содержания, целей образования, так как уровень развития сознания нравственные представления человека, характер и широта его межличностных связей, степень включенности в социальную жизнь определяют ценностные установки, мотивы жизнедеятельности людей.

Экологическое образование в свете концепции устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Оно привносит новый комплекс философско-методологических и педагогических идей, призванных обновить традиционную систему образования, создает интеллектуальную основу школы будущего.


1.1 В результате усвоения дисциплины «Экология» выпускник должен иметь представление:

  • о современном состоянии биосферы и глобальных проблемах окружающей среды;

  • о роли и месте дис­циплины «Экология» среди дисциплин естественнонаучного цикла;

  • о принципах природопользования, перспективах создания не разрушающих природу технологий;

  • о принципах безотходных технологий; о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для создания технических устройств;

  • о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека

  • о видах и формах международного сотрудничества по охране окружающей среды и основных международных программах в этой области;

знать и уметь использовать:

- основные понятия, законы и модели экологии;

- методы теоретического и экспериментального исследования в экологии;

- уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания;

- правовые вопросы экологической безопасности.

В обязательный минимум содержания образовательной программы подготовки входят:

Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружающей среды.
1.2. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины
Курс «Экология» синтезирует данные различных отраслей биологии, географии, физики, химии, истории, обеспечивая закрепление межпредметных связей, и, таким образом, занимает важное место в системе обучения студентов.
2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
Глобальной целью дисциплины «Экология» является подготовка технически грамотного, эрудированного специалиста, имеющего достаточный уровень знаний по основам экологии и охраны окружающей среды, а так же формирование основных представлений о взаимосвязях человека и окружающей среды, ценностных установок по отношению к явлениям и процессам биосферы, становление экологической культуры, здорового образа жизни и экологической деятельности на основе понимания системного строения природной среды, опасности потери биосферой жизнепригодных для человека качеств, становление экологической ответственности как черты личности на основе знаний основного содержания экологических проблем глобального, регионального и локального уровней, предпосылок их решения, условий перехода к устойчивому развитию современной цивилизации.

По окончании изучения курса «Экология» студент должен:


– иметь представление о биосфере и направлениях её эволюции; о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах;

– иметь представление об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий, о принципах безотходных технологий; о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для создания технических устройств;

– иметь представление о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека

– знать и уметь использовать основные понятия, законы и модели экологии; методы теоретического и экспериментального исследования в экологии;

– уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания;

– знать правовые вопросы экологической безопасности.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1 – Состав и объём дисциплины



Вид учебной работы




Всего часов

Распределение по семестрам в часах

Семестр VII



Общая трудоёмкость дисциплины

77

77

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Лабораторные работы (ЛР)







Самостоятельная работа (СРС)

41

41

Вид итогового контроля

экзамен

+



4. Содержание дисциплины

4.1. Таблица 2 – Разделы дисциплины, виды и объём занятий


Наименование разделов, тем дисциплины

Объём в часах по видам

Всего

Л

ПЗ

ЛР

СРС

Раздел 1 Общая экология

Тема 1.1 Организм как живая целостная система. Взаимодействие организма и среды

Тема 1.2 Популяции

Тема 1.3 Биотические сообщества

Тема 1.4 Экологические системы

16

6

1

4

5

4

1
1
1
1

2

2




10

3

3
4

Раздел 2 Учение о биосфере

Тема 2.1 Биосфера – глобальная экосистема земли

Тема 2.2 Основные направления эволюции биосферы

7

1
6


2

1
1

2

2




3

3

Раздел 3 Экология человека

Тема 3.1 Биосоциальная природа человека и экология

Тема 3.2 Антропогенные экосистемы

Тема 3.3 Экология и здоровье человека

12

1
1

10


3

1
1

1

2


2




7


7

Раздел 4 Антропогенные воздействия на биосферу

Тема 4.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу

Тема 4.2 Антропогенные воздействия на атмосферу и гидросферу

Тема 4.3 Антропогенные воздействия на литосферу и биотические сообщества

Тема 4.4 Особые виды воздействия на биосферу. Экстремальные воздействия на биосферу

18
1
5
5
7



4
1

1

1

1


2


2




12


4

4

4


Раздел 5 Экологическая защита и охрана окружающей среды

Тема 5.1 Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования

Тема 5.2 Инженерная экологическая защита

Тема 5.3 Основы экологического права

Тема 5.4 Экология и экономика. Экологизация общественного сознания

Тема 5.5 Международное сотрудничество в области экологии

24
1

8

3

6
6


5
1

1

1

1
1

10


4
2

2
2




9

3
3
3

Итого

77

18

18




41


4.2. Содержание разделов и тем дисциплины
Раздел 1 Общая экология
В результате изучения раздела 1 студенты должны:

Иметь представление об экологии как науки о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой, этапах ее становления и месте среди других наук, структуре экологии, экологических проблемах в современном мире, о закономерностях воздействия факторов среды на организм, адаптации организмов к факторам среды и средам жизни, о биоценозах, популяциях, о видах, различных структурах популяций, саморегуляции численности популяции, закономерностях функционирования и устойчивости экосистем, биологическом круговороте веществ в экосистемах и его механизмах, потоке энергии в цепях питания и закономерностях ее рассеивания.

Знать формулировки основных экологических понятий, схему экологического подхода, что такое организм, формулировки законов максимума и минимума, основные факторы среды, что такое организм, формулировки законов максимума и минимума, основные факторы среды, основные понятия биом, биотоп, биоценоз, экосистема, экологическая ниша, популяция, ареал, вид; основные структуры популяции; основные формы зависимости организмов в экосистемах.

Уметь раскрывать задачи экологии, формулировать важнейшие экологические проблемы, устанавливать связь между организмом и окружающей средой, раскрывать влияние экологических факторов на организм, давать характеристику популяции, экологическим системам.

Тема 1.1 Организм как живая целостная система. Взаимодействие организма и среды

Предмет и задачи экологии, уровни биологической организации и экология, развитие организма как живой целостной системы, система организмов и биота Земли. Среда обитания и экологические факторы, адаптация организмов, лимитирующие факторы, значение физических и химических факторов среды в жизни организмов.

Тема 1.2 Популяции

Статические, динамические показатели популяций, продолжительность жизни, динамика роста численности популяции, экологические стратегии выживания, регуляция плотности популяции.

Тема 1.3 Биотические сообщества

Видовая, пространственная структуры биоценоза, экологическая ниша, взаимоотношения организмов в биоценозе.

Тема 1.4 Экологические системы

Концепция экосистемы, продуцирование и разложение в природе, гомеостаз экосистемы, энергия экосистемы, биологическая продуктивность экосистем, динамика экосистемы, системный подход и моделирование в экологии.
Раздел 2 Учение о биосфере
В результате изучения раздела 2 студенты должны:

Иметь представление о биосфере, границах жизни, свойствах биосферы и ее устойчивости, взаимосвязи биосферы с геосферами, экологическом взаимодействии живого и костного вещества, развитии биосферы в историческое время.

Знать: основные понятия по теме - биосфера, живое вещество, автотрофные организмы, гетеротрофные организмы; различные классификации живого вещества, свойства живого вещества, эволюция, биогенная миграция атомов; систему живых организмов.

Уметь: разделять организмы по способу питания, формулировать основные принципы эволюции, объяснить какое участие в круговороте веществ принимают организмы и неживые компоненты природы.

Тема 2.1 Биосфера – глобальная экосистема земли

Биосфера как одна из оболочек Земли, состав и границы биосферы, круговорот веществ в природе.

Тема 2.2 Основные направления эволюции биосферы

Учение В.И. Вернадского о биосфере, биоразнообразие биосферы как результат ее эволюции, регулирующее воздействие биоты на окружающую среду, ноосфера как новая стадия эволюции биосферы.
Раздел 3 Экология человека
В результате изучения раздела 3 студенты должны:

Иметь представление об исторических этапах взаимодействия общества и природы, экологических потребностях человека и адаптации человека к природной среде, наследственных заболеваниях и профилактике этих заболеваний, здоровом образе жизни человека.

Знать основные понятия по теме – здоровье, среда жизнедеятельности, наследственность; факторы определяющие здоровье человека, видовые особенности человека, направления в профилактике наследственных болезней, основные ритмические процессы в природе, что такое биоритмы, болезни человека связанные с природной средой, что такое образ жизни и здоровый образ жизни.

Уметь: приводить примеры существующих адаптаций человека к наземному образу жизни, раскрывать факторы, влияющие на здоровье человека, предвидеть самочувствие человека с изменением погоды, раскрывать правила здорового образа жизни.

Тема 3.1 Биосоциальная природа человека и экология

Человек как биологический вид, популяционная характеристика человека, природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека.

Тема 3.2 Антропогенные экосистемы

Человек и экосистемы, сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы), индустриально-городские экосистемы.

Тема 3.3 Экология и здоровье человека

Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека, влияние социально-экологических факторов на здоровье человека, гигиена и здоровье человека.
Раздел 4 Антропогенные воздействия на биосферу
В результате изучения раздела 4 студенты должны:

Иметь представление о загрязнении среды как глобальной проблеме, экологических кризисах, агросфере и урбосфере.

Знать: что такое загрязнение, классификацию загрязнителей, основные загрязнители атмосферы, гидросферы, литосферы, инженерные методы защиты атмосферы и гидросферы от загрязнений.

Уметь: раскрывать причины уменьшения ресурсов, а также влияние загрязнителей на живые организмы, разрабатывать пути выхода из экологических кризисов.

Тема 4.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу

Тема 4.2 Антропогенные воздействия на атмосферу и гидросферу

Загрязнение атмосферного воздуха, основные источники загрязнения атмосферы, экологические последствия загрязнения атмосферы, экологические последствия глобального загрязнения атмосферы, инженерные методы защиты атмосферы от загрязнений. Загрязнение гидросферы, экологические последствия загрязнения гидросферы, истощение подземных и поверхностных вод, инженерные методы защиты гидросферы от загрязнений.

Тема 4.3 Антропогенные воздействия на литосферу и биотические сообщества

Воздействия на почвы, воздействия на горные породы и их массивы, воздействия на недра. Значение леса в природе и жизни человека, антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества, экологические последствия воздействия человека на растительный мир, значение животного мира в биосфере, воздействие человека на животных и причины их вымирания.

Тема 4.4 Особые виды воздействия на биосферу. Экстремальные воздействия на биосферу

Загрязнение среды отходами производства и потребления, шумовое воздействие, биологическое загрязнение, воздействие электромагнитных полей и излучений. Воздействие оружия массового уничтожения, воздействие техногенных экологических катастроф, стихийные бедствия.
Раздел 5 Экологическая защита и охрана окружающей среды
В результате изучения раздела 5 студенты должны:

Иметь представление об основных принципах охраны окружающей среды, принципиальных направлениях инженерной защиты окружающей среды, источниках экологического права, антропоцентризме и экоцентризме, международном сотрудничестве в области экологии.

Знать: нормирование качества окружающей среды, инженерные методы защиты атмосферы, гидросферы, литосферы, что такое экологическая сертификация, стандартизация, паспортизация, экспертиза, менеджмент, аудит, экологический риск и мониторинг.

Уметь: уметь прогнозировать состояние окружающей среды при различных видах антропогенного воздействия.

Тема 5.1 Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования

Тема 5.2 Инженерная экологическая защита

Принципиальные направления инженерной защиты окружающей среды, нормирование качества окружающей среды, защита атмосферы, защита гидросферы, защита литосферы, защита биотических сообществ, защита окружающей среды от особых видов воздействий.

Тема 5.3 Основы экологического права

Источники экологического права, государственные органы охраны окружающей среды, экологическая стандартизация и паспортизация, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду, экологический менеджмент, аудит и сертификация, экологический риск, экологический мониторинг, экологический контроль и общественные экологические движения, экологические права и обязанности граждан, юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Тема 5.4 Экология и экономика. Экологизация общественного сознания

Эколого-экономический учет природных ресурсов и загрязнителей, лицензия, договор и лимиты на природопользование, новые механизмы финансирования охраны окружающей среды, понятие о концепции устойчивого развития. Антропоцентризм и экоцентризм, экологическое образование, воспитание и культура.

Тема 5.5 Международное сотрудничество в области экологии

Международные объекты охраны окружающей среды, основные принципы международного экологического сотрудничества, участие России в международном экологическом сотрудничестве.
4.3 Состав и объем практических занятий
Таблица 3 – Состав и объём практических занятий


Номер заня-тия

Номер раздела или темы

Наименование и краткое содержание практических занятий

Характер занятий и цель

Кол-во часов

1

1.1

Взаимодействие организма и среды

Решение расчётных задач относящихся к теме занятия. Целью практических занятий является более прочное усвоение лекционного материала и знакомство с порядками численных величин характеризующих природные экосистемы, влияние на них человека и методы охраны окружающей среды от вредного влияния.

2

2

2.2

Основные направления эволюции биосферы

2

3

3.3

Экология и здоровье человека

2

4

4.4

Особые виды воздействия на биосферу. Экстремальные воздействия на биосферу

2

5

5.2

Инженерная экологическая защита

4

6

5.3

Основы экологического права

2

7

5.4

Экология и экономика. Экологизация общественного сознания

2

8

5.5

Международное сотрудничество в области экологии

2



5. Самостоятельная работа студентов (СРС)
Таблица 4 Состав и объем заданий для самостоятельных работ.


№ темы

Вид, название и краткое содержание задания.

Планир. часы на выполнение сам. раб.


1.1

1.3

1.4


2.2

3.3

Раздел 4

5.2

5.4

5.5

Составление программы «Сохранение биологического разнообразия планеты».
Составление пищевых цепей различных экосистем.
Сообщения на тему: «Охрана экосистем».

Работа пишется по различным экосистемам: океана, озера, реки, леса, луга и т.д.
Сообщение на тему: «Основные направления эволюции биосферы».
Сообщение на тему: «Влияние экологии на здоровье человека».
Сообщение на тему: «Современные экологические проблемы и пути их решения».

Сообщение на тему: «Влияние различные видов антропогенных воздействий на биосферу».
Сообщение на тему: «Технические средства защиты атмосферы и гидросферы».
Сообщение на тему: «Экологизация общественного сознания».
Сообщение на тему: «Роль международных организаций в области охраны природы».


3

3

4


3

7

6
6

3

3

3




Примерная тематика рефератов.


  1. История развития взаимоотношений общества с природой.

  2. Исчезающие леса планеты.

  3. Экологические проблемы южных морей России.

  4. Агроценозы, последствия расширения их площадей на Южном Урале.

  5. Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.

  6. Влияние экологии на здоровье человека.

  7. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.

  8. Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу.

  9. Экология человека и социальные проблемы.

  10. Экологическая культура человека.

  11. Охрана окружающей среды города.

  12. Инженерные методы защиты окружающей среды от техногенных воздействий.

  13. Принципы и элементы безотходных и ресурсосберегающих технологий.

  14. Актуальные проблемы современной экологии.

  15. Антропогенное воздействие на окружающую среду.

  16. Биоресурсы Земли.

  17. Концепции происхождения жизни на Земле.

  18. Экосистемы, виды взаимоотношений в экосистемах.

  19. Законы социальной экологии как нормативы человеческой деятельности.


Курсовые проекты, работы и семестровые задания не предусмотрены.
6. Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

1. Что такое экология?

2. Что такое экологический кризис?

3. Что такое биосфера? По какому принципу она подразделяется на литосферу, гидросферу и тропосферу?

4. Перечислите основные свойства и виды экосистем.

5. Дайте определение популяции и назовите ее основные характеристики?

6. Перечислите виды сред обитания. Назовите характерные особенности каждой из сред.

7. Дайте формулировку законов оптимума, максимума.

8. Перечислите виды экологических факторов. Укажите характер действия экологических факторов и их влияние на жизненную форму организма.

9. Перечислите виды взаимодействия организмов в экосистемах.

10. Что такое цепи питания? Почему их число ограничено в реальных экосистемах?

11. В чем сущность экономического механизма природопользования?

12. Охарактеризуйте источники, виды и методики нормирования загрязнений окружающей среды.

13. Что такое энергетические загрязнения?

14. Что такое ПДК, ПДВ, ПДУ? Дайте им характеристику.

15. Опишите основные методы охраны атмосферы от химических загрязнений.

16. Перечислите основные методы очистки природных вод. Охарактеризуйте их.

17. Защита биосферы от загрязнения твердыми отходами. Вторичное использование промышленных и коммунально-бытовых отходов. Рекультивация земель, нарушенных промышленностью.

18. Что представляют собой сточные воды, для чего нужна их очистка?

19. Какие методы очистки сточных вод Вам известны?

20. Основные технологические агрегаты, применяемые для очистки сточных вод? Какие процессы происходят при химической обработке сточных вод?

21. В чем заключается сущность процесса пескоулавливания?

22. Основные процессы, происходящие при ионообменной очистке?

23. Сравните методы очистки по степени их эффективности?

24. Дать определение мониторинга. Охарактеризовать его задачи, цели.

25. Виды отходов. Опасные отходы. Способы переработки отходов.

26. Экологические обязанности граждан. Экологические права граждан.

27. Задача юридической ответственности за экологические правонарушения.

28. Дисциплинарный вид ответственности за экологические правонарушения.

29. Административный вид ответственности за экологические правонарушения.

30. Уголовный вид ответственности за экологические правонарушения.

31. Какие аппараты для сухого пылеулавливания вам известны и каков их принцип действия?

32. Какие аппараты для мокрого пылеулавливания вам известны и каков их принцип действия?

33. Каков принцип действия электрофильтров?
Билеты для экзамена

Б – 1

1. Что такое экология?

2. Каков принцип действия электрофильтров?

3. Какие методы очистки сточных вод Вам известны?

Б – 2

1. Что такое экологический кризис?

2. Какие аппараты для мокрого пылеулавливания вам известны и каков их принцип действия?

3. Основные технологические агрегаты, применяемые для очистки сточных вод? Какие процессы происходят при химической обработке сточных вод?

Б – 3

1. Что такое биосфера? По какому принципу она подразделяется на литосферу, гидросферу и тропосферу?

2. Какие аппараты для сухого пылеулавливания вам известны и каков их принцип действия?

3. В чем заключается сущность процесса пескоулавливания?

Б – 4

1. Перечислите основные свойства и виды экосистем.

2. Уголовный вид ответственности за экологические правонарушения.

3. Что представляют собой сточные воды, для чего нужна их очистка?

Б – 5

1. Дайте определение популяции и назовите ее основные характеристики?

2. Административный вид ответственности за экологические правонарушения.

3. Основные процессы, происходящие при ионообменной очистке?

Б – 6

1. Перечислите виды сред обитания. Назовите характерные особенности каждой из сред.

2. Дисциплинарный вид ответственности за экологические правонарушения.

3. Защита биосферы от загрязнения твердыми отходами. Вторичное использование промышленных и коммунально-бытовых отходов. Рекультивация земель, нарушенных промышленностью.

Б – 7

1. Дайте формулировку законов оптимума, максимума.

2. Задача юридической ответственности за экологические правонарушения.

3. Сравните методы очистки по степени их эффективности?

Б – 8

1. Перечислите виды экологических факторов. Укажите характер действия экологических факторов и их влияние на жизненную форму организма.

2. Перечислите основные методы очистки природных вод. Охарактеризуйте их.

3. Экологические обязанности граждан. Экологические права граждан.

Б – 9

1. Что такое цепи питания? Почему их число ограничено в реальных экосистемах?

2. Опишите основные методы охраны атмосферы от химических загрязнений.

3. Виды отходов. Опасные отходы. Способы переработки отходов.

Б – 10

1. В чем сущность экономического механизма природопользования?

2. Что такое ПДК, ПДВ, ПДУ? Дайте им характеристику.

3. Дать определение мониторинга. Охарактеризовать его задачи, цели.

Б – 11

1. Охарактеризуйте источники, виды и методики нормирования загрязнений окружающей среды.

2. Какие методы очистки сточных вод Вам известны?

3. Задача юридической ответственности за экологические правонарушения.

Б – 12

1. Перечислите виды сред обитания. Назовите характерные особенности каждой из сред.

2. Основные технологические агрегаты, применяемые для очистки сточных вод? Какие процессы происходят при химической обработке сточных вод?

3. Какие аппараты для сухого пылеулавливания вам известны и каков их принцип действия?

Б – 13

1. В чем заключается сущность процесса пескоулавливания?

2. Защита биосферы от загрязнения твердыми отходами. Вторичное использование промышленных и коммунально-бытовых отходов. Рекультивация земель, нарушенных промышленностью.

3. Что такое цепи питания? Почему их число ограничено в реальных экосистемах?

Б – 14

1. Что такое экологический кризис?

2. Опишите основные методы охраны атмосферы от химических загрязнений.

3. Какие аппараты для мокрого пылеулавливания вам известны и каков их принцип действия?

Б – 15

1. Что такое ПДК, ПДВ, ПДУ? Дайте им характеристику.

2. Основные технологические агрегаты, применяемые для очистки сточных вод?

Какие процессы происходят при химической обработке сточных вод?

3. Каков принцип действия электрофильтров?

Б – 16

1. Что такое экология?

2. В чем сущность экономического механизма природопользования?

3. Основные процессы, происходящие при ионообменной очистке?

Б – 17

1. Какие аппараты для мокрого пылеулавливания вам известны и каков их принцип действия?

2. Перечислите виды взаимодействия организмов в экосистемах.

3. Что такое биосфера? По какому принципу она подразделяется на литосферу, гидросферу и тропосферу?

Б – 18

1. Дайте определение популяции и назовите ее основные характеристики?

2. Охарактеризуйте источники, виды и методики нормирования загрязнений окружающей среды.

3. Экологические обязанности граждан. Экологические права граждан.

Б – 19

1. Дать определение мониторинга. Охарактеризовать его задачи, цели.

2. Что такое энергетические загрязнения?

3. Дайте формулировку законов оптимума, максимума.

Б – 20

1. Виды отходов. Опасные отходы. Способы переработки отходов.

2. Какие методы очистки сточных вод Вам известны?

3. Перечислите основные свойства и виды экосистем.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1. Рекомендуемая литература:

а) основная литература

1. Горелов, А. А. Экология: учеб. для вузов по гуманитар. специальностям / А. А. Горелов. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 399 с.

2. Экология и экономика природопользования : учеб. для вузов по экон. специальностям / Э.В. Гирусов, С.Н. Бобылев, А.Л. Новоселов, Н.В. Чепурных; под ред. Э.В. Гирусова, В.Н. Лопатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити : Единство, 2003. – 519 с.

3. Хотунцев, Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для вузов по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» / Ю.Л. Хотунцев. 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2004. – 479 с.

б) дополнительная литература

1. Коробкин, В.П. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. Изд. 6-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 2003. – 320 с.

2. Платонов, А.П. Основы общей и инженерной экологии / А.П. Платонов, В.А. Платонов. – Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 2002. – 352 с.

3. Экология. Учеб. пособие для вузов / В.В. Денисов, И.Н. Лозановская, И.А. Луганская и др.; под ред В.В. Денисова. – Ростов н/Д : МарТ, 2002. – 639 с. : ил. (Учебный курс)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правовые вопросы экологической безопасности iconДоклад об экологической ситуации на территории
Государственная политика в области экологического развития на территории Республики Калмыкия, разработка региональной экологической...
Правовые вопросы экологической безопасности iconВ образовательном процессе по экологической безопасности при освоении минеральных ресурсов
Эффективное и комплексное освоение месторождений полезных ископаемых невозможно без обеспечения экологической безопасности проектируемых,...
Правовые вопросы экологической безопасности icon№ теоретические основы экологической экспертизы и овос 17 Тема №...
Организационно-правовые основы экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (овос) 11
Правовые вопросы экологической безопасности iconРабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации...
Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем...
Правовые вопросы экологической безопасности iconО мерах по обеспечению экологической безопасности в г. Набережные...
В целях обеспечения экологической безопасности деятельность Прикамского ту в 2010 году и в 1 квартале 2011 года осуществлялась в...
Правовые вопросы экологической безопасности iconРабочая программа по дисциплине «Правовые, нормативно-технические...
Познакомить студентов с правовыми, нормативно-техническими и организационными вопросами обеспечения безопасности жизнедеятельности...
Правовые вопросы экологической безопасности iconДиссертация на тему: «Общественные объединения коренных малочисленных...
Общественные объединения коренных народов арктических государств: историко-правовые и теоретические вопросы
Правовые вопросы экологической безопасности iconВопросы по истории философии права для сдачи кандидатского минимума
Философские и правовые взгляды в Древней Греции (софисты, политико-правовые учения Платона, Аристотеля, Эпикура)
Правовые вопросы экологической безопасности iconПрограмма дисциплины «Организационно-правовые аспекты информационной безопасности»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности...
Правовые вопросы экологической безопасности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом...
Правовые вопросы экологической безопасности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом...
Правовые вопросы экологической безопасности iconПравовые основы безопасности и качества продуктов в Российской Федерации
Реферат на тему : Правовые основы безопасности и качества продуктов в Российской Федерации
Правовые вопросы экологической безопасности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие предназначено для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Правовые аспекты мер безопасности» в нем содержатся...
Правовые вопросы экологической безопасности iconРаспоряжение Правительства Российской Федерации от 12. 02. 2011 №199-р
Нормативные правовые акты по организации деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных...
Правовые вопросы экологической безопасности iconУважаемый Рустам Нургалиевич!
Думе Федерального Собрания, Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, а также основными...
Правовые вопросы экологической безопасности iconВопросы мира и безопасности в Организации Объединенных Наций
Генеральная ассамблея и совет безопасности как важнейшие органы рассмотрения вопросов мира и безопасности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск