Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений





Скачать 157.21 Kb.
НазваниеТема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений
Дата публикации30.06.2013
Размер157.21 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы


СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ -

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

РАЗДЕЛ 1

Тема 1. Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений

Дихотомия биосоциальной природы человека. Антропо-социо-природно-техногенные структуры как предмет специального изучения в экологии. Понятие об экосистемах. Биосфера – глобальная экосистема. Социум как подсистема биосферы, особенности социоприродных систем. Элементы, функциональные связи и системообразующий фактор системы “общество - природа”. Эковзаимодействие. Экопротиворечие как функция дискретности обменных процессов. Экоустойчивость: особенности устойчивости социоприродных экосистем. Экоразвитие: эволюционные и революционные этапы развития экосистем. Особенности развития системы «общество – природа» на современном этапе.

Социоцентрический и натуроцентрический подходы к изучению взаимодействия общества и природы – достоинства и недостатки. Объективность существования законов взаимодействия общества и природы и проблемы их выявления. Матрица форм экоразвития системы «общество–природа». Перспективы теоретизации экологических знаний. Проблема создания единой теории экологии. Единство в экологии гносеологических и аксиологических функций, нормативный характер экологических знаний. Общие и частные принципы экологизации научного знания в естествознании, технических и социальных науках.

Тема 2. Формы и способы взаимодействия природы и общества


Труд - основная форма взаимодействия человека и природы. Ступени развития труда, как нарастание опосредованности вещественного, энергетического и информационного обменов во взаимодействии общества и природы.

Особенности демографического и социоприродного развития в палеолите и неолите. Неолитические принципы природопользования. Возникновение общественного материального производства.

Вещественно-энергетические и информационные формы взаимодействия общества и природы. Проблема «истощения ресурсов» и утилизации отходов производства и потребления. Взаимосвязь энерговооруженности общества и решения противоречий вещественного обмена Роль энергии в экосистеме и социоэкосистеме, социоприродный энергетический обмен. Проблемы производства энергии, основанной на сжигании органических энергоносителей, ядерной и термоядерной энергии. Тепловое загрязнение биосферы и его последствия. Энергосбережение и использование возобновимых источников энергии – как возможный путь решения энергетических проблем современности.

Экологические аспекты информационного социоприродного взаимодействия. Взаимосвязь увеличения информации (негэнтропии) в социо-техносфере и энтропии в окружающей среде. Проблемы расширения социосферы.

Тема 3. Противоречия социально-экологической проблемы


Общецивилизационный кризис и глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в системе глобальных проблем современности. Истоки формирования глобальных проблем. Имитационные модели глобальных проблем на основе компьютерных моделей Форрестера – Медоуза. Динамика развития глобальной экологической проблемы в сравнительных оценках Стокгольмской конференции 1972 года и конференции в Рио-деЖанейро 1992 года. Деятельность Международной комиссии по окружающей среде и развитию ООН (комиссия Брундтланд) и доклад «Наше общее будущее».

Локальные, региональные и глобальные проявления экологической проблемы. Классификация степени изменения природных условий и отражения их на жизнедеятельности человека (острота геоэкологической ситуации).

Основные противоречия социоприродных отношений, выступающие в качестве источника экологической проблемы. Обеднение биоразнообразия, усложнение получения необходимых для существования и развития общества веществ, энергии, информации и загрязнение окружающей среды отходами человеческой деятельности как проявления экологической проблемы.

РАЗДЕЛ 2

Тема 4. Наука как способ познания окружающей действительности и развития техносферы

Познание как способ взаимодействия с окружающей средой. Единство теоретического и практического отношения человека к действительности. Понятие научной революции. Революция и смена теорий, методов исследования, перестройка научной картины мира, изменения стиля мышления. Развитие метода моделирования (Ньютон, Максвелл, и др.). Становление классической научной картины мира. Математические, логико-математические, имитационные и другие модели. Взаимосвязь теории и метода. История методов познания (функциональный, аналитический, системный) экологический подход.

Революционные перемены в естествознании в конце XIX начале XX веков. Формирование неклассической науки. Появление специальной и общей теории относительности, квантовой механики, физики элементарных частиц, молекулярной биологии. Влияние “стиля мышления” физики и биологии на другие области знания, философию, культуру в целом.

Становление постнеклассической науки. Проблема единства, взаимосвязи человека и природы. Ориентация науки на исследование комплексных и глобальных проблем,

Позитивные и негативные последствия дифференциации наук. Эколого-гуманистический контекст интеграции знаний в современной науке. Концепция экологического оптимизма.

Внутринаучный и междисциплинарный синтез знаний. Роль исследования комплексных и глобальных проблем в усилении взаимодействия общественных, естественных и технических наук. Глобалистика и поиск выхода из цивилизационного кризиса.

Информатизация общества. Социальная и экологическая информатика. Прогнозирование на основе компьютерного моделирования Проблемы информатизации экологических процессов. Гносеологические, социальные, этические проблемы информатизации, концепция информационного общества.

Синергетика – наука о нестационарных структурах и механизмах их возникновения. Экологическая проблема с позиций синергетического подхода. Выявление принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в природе и обществе.

Тема 5. Роль техники в решении экологической проблемы


Техносфера – основа существования современного общества. Техническое освоение природы. Влияние техники на ход естественных природных процессов. Биосферные ограничения хозяйственно-экономической деятельности. Фридрих Десауэр и философия техники. Научные методы в техническом творчестве.

История техники: древний человек и первые орудия труда; связь технических устройств древнего мира с магическими обрядами; цеховые методы античности и средневековья; техническое творчество эпохи Возрождения.

Взаимосвязь науки и техники в Новое время, научно техническая революция. Аксиологические аспекты технических инноваций. Проблема этики и ответственности инженера, изобретателя перед обществом и природой. Гражданский контроль за техническим развитием (комиссии по «оценке техники»).

Технико-технологический поход к решению экологической проблемы (три этапа – плюсы и минусы): совершенствование традиционных техпроцессов; создание относительно замкнутых технологических циклов; биосферосовместимые технологии.

РАЗДЕЛ 3

Тема 6. Культура – вторая природа

Культура как производное от природы в процессе освоения ее человеком. Роль природы в формировании культуры. Культура – средство приобщения человека к социуму. Социализация личности и культура. Гуманистические аспекты экологической культуры, взаимосвязь окружающей природной среды и внутренней среды человека. Субъект - объектные, субъект - субъектные и объект - объектные формы взаимодействия природы и общества.

Образование как общественный институт усвоения «обезличенных» культурных ценностей. Объективные и субъективные основания экологического образования. Традиционные концепции образования. Вариативный подход и необходимость внедрения опережающей модели образования.

Экологизация системы образования. Проблемы создания интегративного эколого-образовательного курса. Решения конференции Рио де Жаненйро 1992 г. в области экообразования для устойчивого развития. Структура, задачи и основные аспекты интегративного эколого-образовательного курса. Экологическое воспитание и культура.

Экологизация общества. Проблемы экологической нравственности и экологической культуры. Концептуальное единство экологических дисциплин. Социальная экология - наука об условиях оптимального взаимодействия общества и природы, предпосылках их коэволюции и устойчивого развития. Поле деятельности социальной экологии. Экологический синтез знаний. Экологизация общественных, естественных и технических наук. Задачи мирового сообщества по сохранению биосферы.

Тема 7. Религиозные, философские, этические и писхологические аспекты формирования экологоориентированного сознания

Истоки формирования экологического сознания религиозно-мифологический уровень осмысления человеком своего места в мире: тотемизм, политеизм. Экофильные и экофобные тенденции развития сознания в античное время. Переход от политеизма к монотеизму как следствие «выделения» человека из природы (ослабления действия лимитирующих природных факторов на сообщества людей).

Западные (иудаизм, христианство, ислам) и восточные (индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство и др.) великие религии мира и их влияние на формирование ценностных установок взаимоотношения с природой.

Философский уровень осмысления: Протестантизм и экофобность философии Бэкона, Декарта, Гоббса. Экофильные тенденции в работах Ж. Руссо и Л. Феербаха. «Сфера духа» Тейяра де Шардена. Философские идеи «русского космизма» (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.) Современные философские взгляды на проблему формирования экологического сознания (Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул Э.В. Гирусов и др.)

Этические и эстетические аспекты социоприродных отношений: нравственность и эстетическое отношение к природному миру. Противопоставление природы человеку и романтизация природы как две грани антропоцентризма.

Поиски путей преодоления антропоцентризма в работах А. Леопольда и Э. Ласло. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера. Глубинная экология А. Несса. Экологическая этика и ответственность перед потомками.

Сознание, современные представления о формировании био-психо-социального сознания человека. Духовный мир человека, духовность как связующее звено природного и социального в человеке. Соотношение сознательного и бессознательного в человеке. Понятие о стереотипе и архетипе, духовный архетип человечества.

Массовое сознание и понимание экологического кризиса. Необходимость интеллектуальной экофильной революции.

Тема 8. Политика, экономика и экология противоречия и единство

Взаимосвязь политических процессов в обществе и состояния окружающей природной среды. Истоки политэкологии. Политическая экология как научное направление, рассматривающее взаимосвязи между процессами техногенного изменения окружающей природной и политическими процессами в жизни общества. Проблемы политической экологии.

Международные экологические конфликты и экологическая дипломатия. Принципы прав и обязанностей государств в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, принятые в документах ООН. Факторы, ограничивающие решение экологических проблем на международном уровне и способствующие их решению. Связь «импорта» и «экспорта» экологических нагрузок с торгово-экономическими отношениями стран.

Государственная экологическая политика как система мер, направленных на регулирование состояния окружающей среды и рациональное природопользование. Глобальная экологическая политика. Взаимосвязь экологической политики и политической экологии.

Экологические проблемы макроэкономики. Фронтальная экономика и критика экономических учений К. Маркса, Д. Кейнса, А. Маршалла с позиции концепций эколого-экономического развития. Обоснование необходимости учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений.

Эколого-экономические типы экстерналий и механизм учета социальных издержек.

Природно-продуктовые системы и природоемкость экономики. Экономическая ценность природы, понятие о методах количественной оценки стоимости природных ресурсов и услуг.

Экономическая эффективность природопользования. Понятие об оценке экологического ущерба.

Тема 9. Управление - роль государства в обеспечении устойчивого развития

Государственное управление как средство достижения общегосударственных целей, направленных на удовлетворение потребностей возникающих в обществе. Социальный механизм нормирования и реализации государственного управления.

Процесс принятия управленческих решений. Особенности принятия экологически значимых решений. Конференция Рио – 92 о роли государственного управления в обеспечении устойчивого развития на государственном уровне.

Социометрия и социальная психология малых групп. Реальное межгрупповое неравенство и различие в подходах к восприятию экологических проблем отдельными социальными группами. Роль социальных групп в реализации государственной экологической политики.

Специфика экологического движения, его отличие от других общественных движений. Возникновение и формирование экологического движения в США и странах Западной Европы. Создание Партии зеленых Европы и успехи политической борьбы зеленых Германии. Особенности развития и структура общественных экологических движений в России. Механизм взаимодействия международных, национальных и локальных организаций. Формы и методы конструктивного сотрудничества с официальными органами. Реализация потенциала экологического движения.

РАЗДЕЛ 4

Тема 10. Экологические аспекты проблемы народонаселения


Рост народонаселения и биосферные ограничения. Сравнительные характеристики прироста населения в неолите, античности, средневековье и на современном этапе. Учет населения и демографические показатели. Современная география населения.

Взаимосвязь демографических процессов и процессов урбанизации. Города как «центры демографических взрывов». Современная урбогеография: крупнейшие города планеты и их местоположение. Тенденции развития городов и городских систем.

Город - антропогенная экологическая ниша. Воздействие городской среды на человека (уровень интенсивности, специфика), положительные и отрицательные стороны жизни в городе. Городская среда как объект экологических исследований. Экологическое значение управления процессом урбанизации

Тема 11. Перспективы цивилизационного развития и биосферная функция человека

Концепции цивилизационного развития: космическая экспансия (К.Э. Циолковский, Дж. К. О’Нейл, Ф. Дж. Дайсон); концепция безприродного технического мира (БТМ); Т. Мальтус и неомальтузианцы - концепция «Золотого миллиарда».

Биосферный подход к решению глобальных проблем. Развитие методов биосферного подхода в работах А.К. Тимирязева, А.И. Ферсмана, В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева.

Современные научные представления о самоорганизации материи, физико-химические предпосылки возникновения биосферы. Эволюция биосферы как процесс активного воздействия живого вещества на косное вещество планеты и создание условий необходимых для дальнейшего развития живого. Стихийная жизнедеятельность людей в биосфере и результаты этой деятельности. Биосферные функции человека.

Учение В.И. Вернадского о ноосфере: идея автотрофности человечества; научная мысль человека – новый этап эволюции биосферы; Э. Леруа, П.Тейяр де Шарден и их влияние на ноосферную концепцию В.И. Вернадского. Значение ноосферной концепции для решения проблем современности.
6.1 Примерная тематика контрольных работ


  • Актуальность образования и развития науки о взаимодействии общества и природы.

  • Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации.

  • Экологический кризис, его причины и возможности преодоления.

  • Научно-техническая революция и экологические проблемы современности.

  • Особенности развития науки и техники в связи с проблемой экологических пределов экономического роста

  • Демографический взрыв и проблема экологической культуры потребностей.

  • Экологическое сознание – этапы и пути формирования.

  • Религиозные и филосфско-религиозные основы взаимодействия общества и природы.

  • Этический аспект взаимоотношений человека и природы, неантропоценрическая этика.

  • .Хозяйственно-экономическая деятельность и биосферные ограничения.

  • Политика и экология. Взаимосвязь экологической политики и политической экологии.

  • Устойчивость социоприродных систем: проблемы и решения.

  • Экологическое образование: этапы становления и проблемы. Структура, задачи и основные аспекты интегративного эколого-образовательного курса.

  • Государственное управление и экология. Особенности принятия экологически значимых управленческих решений.

  • Основные этапы движения человечества к экологической культуре (Путь в ноосферу).

  • Перспективы цивилизационного развития. Возможна ли коэволюция природы и общества? Законы коэволюции общества и природы.


6.3 Контрольные вопросы для зачета

  1. Биосоциальная природа человека и особенности взаимодействия общества и природы. Биосферные ограничения хозяйственно-экономической деятельности.

  2. Экоразвитие как процесс эволюции сложных систем. Предмет и основные понятия науки о взаимодействии общества и природы

  3. Социоцентрический и натуроцентрический подходы к изучению взаимодействия общества и природы. Принципы взаимодействия общества и природы.

  4. Труд (трудовая производственная деятельность) как ведущий способ взаимодействия общества и природы: основные формы взаимодействия.

  5. Вещественно-энергетический социоприродный обмен: история и современность. Роль энергии в социоэкосистеме.

  6. Научно-технический прогресс как путь интенсификации социо-природных отношений. Техническая политика и проблемы сохранения биосферы.

  7. Модели Джея Форрестера в работах Римского клуба. Роль системного моделирования в разработке социально-экологических прогнозов лабораторией Н.Н. Моисеева.

  8. Познание как способ взаимодействия природы и общества. Роль науки в решении экологических проблем.

  9. Синергетический контекст постнеклассической науки и его значение для развития социоприродных отношений.

  10. Информационный социоприродный обмен. Информатизация общества и ее роль в экоразвитии.

  11. Взаимосвязь информационных и вещественно-энергетических обменных процессов в социоэкосистеме. Проблемы расширения социосферы в природной среде.

  12. Социально-экологические аспекты военной деятельности. Экология и конверсия.

  13. Экологическая проблема в системе глобальных проблем современности: сущность и основные противоречия (аспекты). Механизм возникновения и пути разрешения проблемной ситуации

  14. Мировоззренческие аспекты социально-экологической проблемы.

  15. Природа и культура их связь и взаимообусловленность. Роль экологической культуры в преодолении кризиса современной цивилизации.

  16. Экологическое сознание, его специфика и роль в формировании современного стиля мышления

  17. Взаимосвязь природы и религии. Роль религии в формировании экологического сознания общества.

  18. Основные принципы экологической (неантропоцентрической) этики, изложенные в работах О. Леопольда, А. Швейцера, Э. Ласло. Глубинная экология Арно Несса.

  19. Экологический подход к исследованию биопсихосоциальной природы человека. Природа и духовность. Духовный архетип человечества.

  20. Прогностическая функция экологического образования и его роль в экоразвитии.

  21. Социальные группы и их роль в формировании экологической политики.

  22. Общественное экологическое движение и его роль в решении экологической проблемы.

  23. Экологическая безопасность и роль государства в предотвращении экологической катастрофы.

  24. Концепция устойчивого развития: основные контуры и перспективы для России.

  25. Управление и экология. Особенности принятия экологически значимых решений.

  26. Политическая экология и экологическая политика: основные понятия, взаимосвязь и взаимообусловленность.

  27. Экономика и экология противоречия и единство.

  28. Эколого-демографическая проблема и перспективы ее развития.

  29. Урбанизация: история и современность. Город как антропогенная экологическая ниша.

  30. Технократический и биосферный подходы к решению проблемы обеспечения экологической безопасности.

  31. Возможные перспективы (сценарии) цивилизационного развития. Принцип коэволюции природы и общества; принцип кормчего.

  32. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в цивилизационном развитии.

  33. Экогейская парадигма в представлении В.А. Зубакова. Сравнение параметров современной цивилизации стихийно-рыночного «самотека» и предполагаемых экогейской парадигмой.

  34. Ноосферная концепция В.И. Вернадского и ее значение для перспектив цивилизационного развития.


7. Литература основная.

  1. Введение в социальную экологию. Ч. 1 и 2. -М., 1993/94.

  2. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии: Учеб. пособие. –М.: Изд-во РУДН, 1998.- 172 с.

  3. Горелов А.А. Экология: Учеб. пособие. –М.: Центр, 1998.-240 с.: ил.

  4. Горелов А.А. Монография. Социальная экология / РАН. Ин-т философии. - М., 1998. - 262 с. - Библиогр.: с. 261.

  5. Папа О.М. Социальная экология Учебное пособие Изд-во: Дашков и К Наука-Спектр2011, 176 с.

  6. Прохоров Б.Б. Cоциальная экология: Учебник для студентов вузов М., Издательский центр "Академия", 2010, 416 страниц

  7. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учеб. пособие. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. –280 с.

  8. Урсул А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). -М.: 1993.


Литература дополнительная.

  1. Баландин Р.К. Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация -М.: Мысль, 1988

  2. Басов В.М., Задачи по экологии и методика их решений, Учебное пособие Для ВУЗов, Изд-во: Книжный дом "Либроком", 2011, 160 с.

  3. Брундтланд. Г.Х. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. Пер. с англ. М.: “Прогресс” 1989.

  4. Будыко М.И. Эволюция биосферы. -Л., 1984.

  5. Букчин Мюррей "Реконструкция общества: на пути к зеленому будущему"- Нижний Новгород: "Третий Путь". 1996.- 190с.

  6. Буторина М.В., Дроздова Л.Ф., Иванов Н.И. Инженерная экология и экологический менеджмент Учебник для ВУЗов Изд-во: Логос, 2011, 520 с., ил.

  7. Вернадский В.И. Биосфера. -М., 1967.

  8. Взаимодействие общества и природы. -М., 1986.

  9. Гирусов Э.В. Система “общество-природа”. -М., 1986.

  10. Горелов А.А Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. –М.: Центр, 1997.-208 с.: ил.

  11. Данилов-Данильян В.И. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим. Эколого - экономический анализ. //Зеленый мир 1996.

  12. Дорст Ж. Влияние человека на природу // Смитт Р.Л. Наш дом - планета Земля: Полемические очерки об экологии человека. -М., 1982.

  13. Информация и самоорганизация. Сборник статей. Отв. ред. Делокаров К.Х. Издательство РАГС. Москва, 1996.

  14. Коммонер Б. Замыкающийся круг. -Л., 1974.

  15. Кузнецов Г.А. Экология и будущее Анализ философских оснований глобальных прогнозов -М., 1988.

  16. Кун Т. Структура научных революций. -М.: 1984

  17. Мамедов Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. -М., 1989

  18. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология -М., 1996.

  19. Мир 80-х годов: Пер. с англ. Под ред. Сдасюк Г.В. -М.: Прогресс, 1989.

  20. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 228 с.

  21. Никонорова Е.В. Экология и культура -М 1996.

  22. Одум Ю. Основы экологии. В 2-х томах. -М., 1986.

  23. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. -М., 1992.

  24. Степин В.С. и др. Философия науки и техники: Учеб. пособие -М.: Гардарика, 1996.

  25. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития -М., 1990.

  26. Эткинс П. Проядок и беспорядок в природе. -М., 1987.

 

Интернет-ресурсы:

http://green.tsu.ru/dep/monitoring/graphs/1/1.xml

http://green.tsu.ru/dep/monitoring/ecoobzor/

http://greenword.ru/

http://www.soc-eco.ru/

http://www.i-u.ru/biblio/archive/sozialnaja_ekologija/

http://bakunista.nadir.org/index.php?option=com_content&task=view&id=160&Itemid=41

http://www.alleng.ru/d/ecol/ecol03.htm

http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s10/a001061.shtml

http://slavya.ru/eco/reconstr/rec00.htm#rec_00_2

http://slavya.ru/eco/reconstr/rec13.htm

http://socioline.ru/library/manual/ecology

http://demoscope.ru/weekly/2006/0261/biblio03.php

http://www.sufism.ru/barzah/cosm05.htm

http://www.ecoindustry.ru/literature/view/248.html#

http://ecology-portal.ru/publ/1-1-0-647

http://www.globaltrouble.ru/sotsial_naya_ekologiya.html



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconТемы вашего учебного проекта
Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции доказательства эволюции живой природы. Формы эволюции....
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений icon1 Учебники: География, природа России
России и взаимосвязи климатических условий, природных зон. О многообразии природных комплексов и регионов
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconИдея человека
Какова природа человека? Что определяет суверенность его духа? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования?...
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconУрок конференция Тема: Медицинская география как наука о здоровье человека
...
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconУрок конференция Тема: Медицинская география как наука о здоровье человека
...
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconГосударственный образовательный стандарт по биологии
Биология как наука, методы исследования, связи с другими науками, ее достижения. Основные уровни организации живой природы: клеточный,...
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с животными и растениями лесных природных зон. Сформировать знания о лесных природных зонах как о среде жизнедеятельности...
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие «система» международных отношений. Среда (природа) международных отношений
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconБиологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,...
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Показать особенности расположения природных зон в Северной Америке. Сформировать представление об основных природных зонах Северной...
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconТема: Особенности природы Северного Кавказа Цель и задачи
Закрепить и углубить знания учащихся о природных условиях и ресурсы Северного Кавказа
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconУрок Тема урока: "Природа и люди Древней Индии"
Индостан, уметь рассказать о местоположении, природных условиях Древней Индии, основных занятиях жителей, усвоить новые исторические...
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconТема: «Природные зоны Африки»
Африка, выяснить степень изменения природных зон в результате деятельности человека. Установить причинно-следственную связь «климат...
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconУрока Тема раздела, урока
Приход русского населения в Беломорье. Особенности становления и развития феодальных отношений в 16-17 веках. Экономическая и культурная...
Тема Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений iconА программы Тема урока Кол- во ча-сов Тип
Влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск