Скачать 157.21 Kb.
|
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ РАЗДЕЛ 1 Тема 1. Биосоциальная природа человека и особенности анропо-соцо-природных отношений Дихотомия биосоциальной природы человека. Антропо-социо-природно-техногенные структуры как предмет специального изучения в экологии. Понятие об экосистемах. Биосфера – глобальная экосистема. Социум как подсистема биосферы, особенности социоприродных систем. Элементы, функциональные связи и системообразующий фактор системы “общество - природа”. Эковзаимодействие. Экопротиворечие как функция дискретности обменных процессов. Экоустойчивость: особенности устойчивости социоприродных экосистем. Экоразвитие: эволюционные и революционные этапы развития экосистем. Особенности развития системы «общество – природа» на современном этапе. Социоцентрический и натуроцентрический подходы к изучению взаимодействия общества и природы – достоинства и недостатки. Объективность существования законов взаимодействия общества и природы и проблемы их выявления. Матрица форм экоразвития системы «общество–природа». Перспективы теоретизации экологических знаний. Проблема создания единой теории экологии. Единство в экологии гносеологических и аксиологических функций, нормативный характер экологических знаний. Общие и частные принципы экологизации научного знания в естествознании, технических и социальных науках. Тема 2. Формы и способы взаимодействия природы и общества Труд - основная форма взаимодействия человека и природы. Ступени развития труда, как нарастание опосредованности вещественного, энергетического и информационного обменов во взаимодействии общества и природы. Особенности демографического и социоприродного развития в палеолите и неолите. Неолитические принципы природопользования. Возникновение общественного материального производства. Вещественно-энергетические и информационные формы взаимодействия общества и природы. Проблема «истощения ресурсов» и утилизации отходов производства и потребления. Взаимосвязь энерговооруженности общества и решения противоречий вещественного обмена Роль энергии в экосистеме и социоэкосистеме, социоприродный энергетический обмен. Проблемы производства энергии, основанной на сжигании органических энергоносителей, ядерной и термоядерной энергии. Тепловое загрязнение биосферы и его последствия. Энергосбережение и использование возобновимых источников энергии – как возможный путь решения энергетических проблем современности. Экологические аспекты информационного социоприродного взаимодействия. Взаимосвязь увеличения информации (негэнтропии) в социо-техносфере и энтропии в окружающей среде. Проблемы расширения социосферы. Тема 3. Противоречия социально-экологической проблемы Общецивилизационный кризис и глобальные проблемы современности. Экологическая проблема в системе глобальных проблем современности. Истоки формирования глобальных проблем. Имитационные модели глобальных проблем на основе компьютерных моделей Форрестера – Медоуза. Динамика развития глобальной экологической проблемы в сравнительных оценках Стокгольмской конференции 1972 года и конференции в Рио-деЖанейро 1992 года. Деятельность Международной комиссии по окружающей среде и развитию ООН (комиссия Брундтланд) и доклад «Наше общее будущее». Локальные, региональные и глобальные проявления экологической проблемы. Классификация степени изменения природных условий и отражения их на жизнедеятельности человека (острота геоэкологической ситуации). Основные противоречия социоприродных отношений, выступающие в качестве источника экологической проблемы. Обеднение биоразнообразия, усложнение получения необходимых для существования и развития общества веществ, энергии, информации и загрязнение окружающей среды отходами человеческой деятельности как проявления экологической проблемы. РАЗДЕЛ 2 Тема 4. Наука как способ познания окружающей действительности и развития техносферы Познание как способ взаимодействия с окружающей средой. Единство теоретического и практического отношения человека к действительности. Понятие научной революции. Революция и смена теорий, методов исследования, перестройка научной картины мира, изменения стиля мышления. Развитие метода моделирования (Ньютон, Максвелл, и др.). Становление классической научной картины мира. Математические, логико-математические, имитационные и другие модели. Взаимосвязь теории и метода. История методов познания (функциональный, аналитический, системный) экологический подход. Революционные перемены в естествознании в конце XIX начале XX веков. Формирование неклассической науки. Появление специальной и общей теории относительности, квантовой механики, физики элементарных частиц, молекулярной биологии. Влияние “стиля мышления” физики и биологии на другие области знания, философию, культуру в целом. Становление постнеклассической науки. Проблема единства, взаимосвязи человека и природы. Ориентация науки на исследование комплексных и глобальных проблем, Позитивные и негативные последствия дифференциации наук. Эколого-гуманистический контекст интеграции знаний в современной науке. Концепция экологического оптимизма. Внутринаучный и междисциплинарный синтез знаний. Роль исследования комплексных и глобальных проблем в усилении взаимодействия общественных, естественных и технических наук. Глобалистика и поиск выхода из цивилизационного кризиса. Информатизация общества. Социальная и экологическая информатика. Прогнозирование на основе компьютерного моделирования Проблемы информатизации экологических процессов. Гносеологические, социальные, этические проблемы информатизации, концепция информационного общества. Синергетика – наука о нестационарных структурах и механизмах их возникновения. Экологическая проблема с позиций синергетического подхода. Выявление принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в природе и обществе. Тема 5. Роль техники в решении экологической проблемы Техносфера – основа существования современного общества. Техническое освоение природы. Влияние техники на ход естественных природных процессов. Биосферные ограничения хозяйственно-экономической деятельности. Фридрих Десауэр и философия техники. Научные методы в техническом творчестве. История техники: древний человек и первые орудия труда; связь технических устройств древнего мира с магическими обрядами; цеховые методы античности и средневековья; техническое творчество эпохи Возрождения. Взаимосвязь науки и техники в Новое время, научно техническая революция. Аксиологические аспекты технических инноваций. Проблема этики и ответственности инженера, изобретателя перед обществом и природой. Гражданский контроль за техническим развитием (комиссии по «оценке техники»). Технико-технологический поход к решению экологической проблемы (три этапа – плюсы и минусы): совершенствование традиционных техпроцессов; создание относительно замкнутых технологических циклов; биосферосовместимые технологии. РАЗДЕЛ 3 Тема 6. Культура – вторая природа Культура как производное от природы в процессе освоения ее человеком. Роль природы в формировании культуры. Культура – средство приобщения человека к социуму. Социализация личности и культура. Гуманистические аспекты экологической культуры, взаимосвязь окружающей природной среды и внутренней среды человека. Субъект - объектные, субъект - субъектные и объект - объектные формы взаимодействия природы и общества. Образование как общественный институт усвоения «обезличенных» культурных ценностей. Объективные и субъективные основания экологического образования. Традиционные концепции образования. Вариативный подход и необходимость внедрения опережающей модели образования. Экологизация системы образования. Проблемы создания интегративного эколого-образовательного курса. Решения конференции Рио де Жаненйро 1992 г. в области экообразования для устойчивого развития. Структура, задачи и основные аспекты интегративного эколого-образовательного курса. Экологическое воспитание и культура. Экологизация общества. Проблемы экологической нравственности и экологической культуры. Концептуальное единство экологических дисциплин. Социальная экология - наука об условиях оптимального взаимодействия общества и природы, предпосылках их коэволюции и устойчивого развития. Поле деятельности социальной экологии. Экологический синтез знаний. Экологизация общественных, естественных и технических наук. Задачи мирового сообщества по сохранению биосферы. Тема 7. Религиозные, философские, этические и писхологические аспекты формирования экологоориентированного сознания Истоки формирования экологического сознания религиозно-мифологический уровень осмысления человеком своего места в мире: тотемизм, политеизм. Экофильные и экофобные тенденции развития сознания в античное время. Переход от политеизма к монотеизму как следствие «выделения» человека из природы (ослабления действия лимитирующих природных факторов на сообщества людей). Западные (иудаизм, христианство, ислам) и восточные (индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство и др.) великие религии мира и их влияние на формирование ценностных установок взаимоотношения с природой. Философский уровень осмысления: Протестантизм и экофобность философии Бэкона, Декарта, Гоббса. Экофильные тенденции в работах Ж. Руссо и Л. Феербаха. «Сфера духа» Тейяра де Шардена. Философские идеи «русского космизма» (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.) Современные философские взгляды на проблему формирования экологического сознания (Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул Э.В. Гирусов и др.) Этические и эстетические аспекты социоприродных отношений: нравственность и эстетическое отношение к природному миру. Противопоставление природы человеку и романтизация природы как две грани антропоцентризма. Поиски путей преодоления антропоцентризма в работах А. Леопольда и Э. Ласло. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера. Глубинная экология А. Несса. Экологическая этика и ответственность перед потомками. Сознание, современные представления о формировании био-психо-социального сознания человека. Духовный мир человека, духовность как связующее звено природного и социального в человеке. Соотношение сознательного и бессознательного в человеке. Понятие о стереотипе и архетипе, духовный архетип человечества. Массовое сознание и понимание экологического кризиса. Необходимость интеллектуальной экофильной революции. Тема 8. Политика, экономика и экология противоречия и единство Взаимосвязь политических процессов в обществе и состояния окружающей природной среды. Истоки политэкологии. Политическая экология как научное направление, рассматривающее взаимосвязи между процессами техногенного изменения окружающей природной и политическими процессами в жизни общества. Проблемы политической экологии. Международные экологические конфликты и экологическая дипломатия. Принципы прав и обязанностей государств в области охраны окружающей среды и устойчивого развития, принятые в документах ООН. Факторы, ограничивающие решение экологических проблем на международном уровне и способствующие их решению. Связь «импорта» и «экспорта» экологических нагрузок с торгово-экономическими отношениями стран. Государственная экологическая политика как система мер, направленных на регулирование состояния окружающей среды и рациональное природопользование. Глобальная экологическая политика. Взаимосвязь экологической политики и политической экологии. Экологические проблемы макроэкономики. Фронтальная экономика и критика экономических учений К. Маркса, Д. Кейнса, А. Маршалла с позиции концепций эколого-экономического развития. Обоснование необходимости учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений. Эколого-экономические типы экстерналий и механизм учета социальных издержек. Природно-продуктовые системы и природоемкость экономики. Экономическая ценность природы, понятие о методах количественной оценки стоимости природных ресурсов и услуг. Экономическая эффективность природопользования. Понятие об оценке экологического ущерба. Тема 9. Управление - роль государства в обеспечении устойчивого развития Государственное управление как средство достижения общегосударственных целей, направленных на удовлетворение потребностей возникающих в обществе. Социальный механизм нормирования и реализации государственного управления. Процесс принятия управленческих решений. Особенности принятия экологически значимых решений. Конференция Рио – 92 о роли государственного управления в обеспечении устойчивого развития на государственном уровне. Социометрия и социальная психология малых групп. Реальное межгрупповое неравенство и различие в подходах к восприятию экологических проблем отдельными социальными группами. Роль социальных групп в реализации государственной экологической политики. Специфика экологического движения, его отличие от других общественных движений. Возникновение и формирование экологического движения в США и странах Западной Европы. Создание Партии зеленых Европы и успехи политической борьбы зеленых Германии. Особенности развития и структура общественных экологических движений в России. Механизм взаимодействия международных, национальных и локальных организаций. Формы и методы конструктивного сотрудничества с официальными органами. Реализация потенциала экологического движения. РАЗДЕЛ 4 Тема 10. Экологические аспекты проблемы народонаселения Рост народонаселения и биосферные ограничения. Сравнительные характеристики прироста населения в неолите, античности, средневековье и на современном этапе. Учет населения и демографические показатели. Современная география населения. Взаимосвязь демографических процессов и процессов урбанизации. Города как «центры демографических взрывов». Современная урбогеография: крупнейшие города планеты и их местоположение. Тенденции развития городов и городских систем. Город - антропогенная экологическая ниша. Воздействие городской среды на человека (уровень интенсивности, специфика), положительные и отрицательные стороны жизни в городе. Городская среда как объект экологических исследований. Экологическое значение управления процессом урбанизации Тема 11. Перспективы цивилизационного развития и биосферная функция человека Концепции цивилизационного развития: космическая экспансия (К.Э. Циолковский, Дж. К. О’Нейл, Ф. Дж. Дайсон); концепция безприродного технического мира (БТМ); Т. Мальтус и неомальтузианцы - концепция «Золотого миллиарда». Биосферный подход к решению глобальных проблем. Развитие методов биосферного подхода в работах А.К. Тимирязева, А.И. Ферсмана, В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева. Современные научные представления о самоорганизации материи, физико-химические предпосылки возникновения биосферы. Эволюция биосферы как процесс активного воздействия живого вещества на косное вещество планеты и создание условий необходимых для дальнейшего развития живого. Стихийная жизнедеятельность людей в биосфере и результаты этой деятельности. Биосферные функции человека. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: идея автотрофности человечества; научная мысль человека – новый этап эволюции биосферы; Э. Леруа, П.Тейяр де Шарден и их влияние на ноосферную концепцию В.И. Вернадского. Значение ноосферной концепции для решения проблем современности. 6.1 Примерная тематика контрольных работ
6.3 Контрольные вопросы для зачета
7. Литература основная.
Литература дополнительная.
Интернет-ресурсы: http://green.tsu.ru/dep/monitoring/graphs/1/1.xml http://green.tsu.ru/dep/monitoring/ecoobzor/ http://greenword.ru/ http://www.soc-eco.ru/ http://www.i-u.ru/biblio/archive/sozialnaja_ekologija/ http://bakunista.nadir.org/index.php?option=com_content&task=view&id=160&Itemid=41 http://www.alleng.ru/d/ecol/ecol03.htm http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s10/a001061.shtml http://slavya.ru/eco/reconstr/rec00.htm#rec_00_2 http://slavya.ru/eco/reconstr/rec13.htm http://socioline.ru/library/manual/ecology http://demoscope.ru/weekly/2006/0261/biblio03.php http://www.sufism.ru/barzah/cosm05.htm http://www.ecoindustry.ru/literature/view/248.html# http://ecology-portal.ru/publ/1-1-0-647 http://www.globaltrouble.ru/sotsial_naya_ekologiya.html |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека | Темы вашего учебного проекта Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Результаты эволюции доказательства эволюции живой природы. Формы эволюции.... | ||
1 Учебники: География, природа России России и взаимосвязи климатических условий, природных зон. О многообразии природных комплексов и регионов | Идея человека Какова природа человека? Что определяет суверенность его духа? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования?... | ||
Урок конференция Тема: Медицинская география как наука о здоровье человека ... | Урок конференция Тема: Медицинская география как наука о здоровье человека ... | ||
Государственный образовательный стандарт по биологии Биология как наука, методы исследования, связи с другими науками, ее достижения. Основные уровни организации живой природы: клеточный,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить с животными и растениями лесных природных зон. Сформировать знания о лесных природных зонах как о среде жизнедеятельности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятие «система» международных отношений. Среда (природа) международных отношений | Биологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Показать особенности расположения природных зон в Северной Америке. Сформировать представление об основных природных зонах Северной... | Тема: Особенности природы Северного Кавказа Цель и задачи Закрепить и углубить знания учащихся о природных условиях и ресурсы Северного Кавказа | ||
Урок Тема урока: "Природа и люди Древней Индии" Индостан, уметь рассказать о местоположении, природных условиях Древней Индии, основных занятиях жителей, усвоить новые исторические... | Тема: «Природные зоны Африки» Африка, выяснить степень изменения природных зон в результате деятельности человека. Установить причинно-следственную связь «климат... | ||
Урока Тема раздела, урока Приход русского населения в Беломорье. Особенности становления и развития феодальных отношений в 16-17 веках. Экономическая и культурная... | А программы Тема урока Кол- во ча-сов Тип Влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных... |