Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
г. Слободского Кировской области Утверждаю:
Директор
МОУ СОШ №7 г.Слободского
Кировской области
_________________
И.Л. Василенко
Приказ № _____ от _________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
6 КЛАСС
НА 2010 – 2011 УЧ.ГОД
Автор-составитель:
И.Л. Василенко, учитель биологии
1 квалификационной категории.
Слободской 2009 Календарно-тематический план.
№
| Дата
| Название раздела, темы урока
| Содержание в соответствие с ФГОС
| Измерители
| Проведение лабор.работ, практич. работ и демонстрац. работ.
|
| По
плану
| Факт
| Введение (1 час)
1
|
|
| Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.
| Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека.
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др.; их значение и использование в собственной жизни.
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
| Вопросы после Введения.
|
| Тема 1. ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (5часов)
2
|
|
| Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.
| Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
| Вопросы после § 2
|
| 3
|
|
| Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность.
| Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост ферментов в обмене веществ клетки.
| Вопросы и задания §3
|
| 4
|
|
| Ткани животных и человека.
| Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно-полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.
| Вопросы после § 4
| Л.р №1 «Изучение микроско-пического строения тканей»
| 5
|
|
| Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция.
| Нитрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга; чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция. Гормоны. Гуморальная регуляция. Органы. Системы органов.
| Вопросы после § 5
| Л.р. №2 «Распозна-вание на
таблицах
органов и
систем органов человека».
| 6
|
|
| Зачет «Общий обзор организма человека».
| Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.
|
|
| Тема 2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (8 часов)
7
|
|
| Скелет. Строение, состав и соединение костей.
| Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, костные клетки, костные пластинки, костные канальцы. Соединения костей (неподвижные, полуподвижные, подвижные). Строение сустава: суставная головка, суставная впадина, связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.
| Вопросы после §6
|
| 8
|
|
| Скелет головы и скелет туловища.
| Строение и функции опорной системы. Скелет головы: отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища. Позвоночник (отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый), грудная клетка (ребра, грудинка).
Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.
| Вопросы после § 7
|
| 9
|
|
| Скелет конечностей.
| Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс и свободных конечностей. Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: малоберцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.
| Вопросы после § 8
| Л.р. № 3 «Изучение внешнего вида отдельных костей».
| 10
|
|
| Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
| Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.
| Вопросы после § 9
|
| 11
|
|
| Мышцы человека. Работа мышц.
|
| Вопросы после § 10
| Л.р. № 4 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» и выводы к ней.
| 12
|
|
| Нарушение осанки и плоскостопие.
| Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
| Вопросы после §12
|
| 13
|
|
| Развитие опорно- двигательной системы.
| Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
Факторы риска – гиподинамия.
|
|
| 14
|
|
| Зачет «Опорно-двигательная система»
| Задания «Проверьте себя» на с.66-67 учебника.
| Повторение.
|
| Тема 3. КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ (9 часов)
15
|
|
| Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.
| Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови, (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.
| § 14
| Л.р. №5 «Изучение микроскопи-
ческого строения крови».
| 16
|
|
| Иммунитет.
| Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань).Антигены и Антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вклад Л.Пастера и И.И. Мечникова в изучении вопросов иммунитета. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный). Факторы, влияющие на иммунитет.
| Вопросы после §15
|
| 17
|
|
| Тканевая совместимость и переливание крови.
| Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус-фактор.
| Вопросы после §16
|
| 18
|
|
| Строение и работа сердца.
| Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды. Строение (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).
| Вопросы 1,2,3,4 после §17
|
| 19
|
|
| Круги кровообращения.
| Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Значение кровообращения.
| Вопросы 5,6,7,8 после §17
|
| 20
|
|
| Движение лимфы.
| Лимфатическая система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной поток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов.
Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.
| Вопросы после §18
|
| 21
|
|
| Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
| Кровеносная система. Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Измерение артериального давления. Артериальное давление: верхнее, нижнее. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Гуморальная регуляция.
| § 19,20
| П.р. № 1
«Измерение кровяного давления»
П.р. № 2
«Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».
| 22
|
|
| Предупреждение заболеваний сердца и сосудов.
Первая помощь при кровотечениях.
| Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. Частота сердечных сокращений. Функциональная проба. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Факторы риска – гиподинамия, стрессы. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут. Закрутка. Давящая повязка.
| Вопросы после § 21.
| П.р. № 3
«Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений».
| 23
|
|
| Зачет «Кровь и кровообращение».
| Задания «Проверь себя» на с.99-100 учебника.
|
|
| Тема 4. ДЫХАНИЕ (5 часов)
24
|
|
| Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.
| Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань – орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровеносной системой.
| Вопросы после §23
|
| 25
|
|
| Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
| Обмен газов в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга).
| Вопросы после §24
Маш Р.Д. Задания № 133, 134.
| Л.р. № 6 «Определение частоты дыхания».
| 26
|
|
| Гигиена дыхания.
| Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на стояние здоровья. Частота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
| Вопросы после §27
|
| 27
|
|
| Первая помощь при поражении органов дыхания.
| Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуаций. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, при электротравмах.
| Вопросы после §28
|
| 28
|
|
| Контроль знаний по теме «Дыхание».
| Задания «Проверьте себя» на с. 120-121 учебника.
| Повторение.
|
| Тема 5. ПИЩЕВАРЕНИЕ. (7 часов)
29
|
|
| Значение и состав пищи.
| Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.
| Вопросы после §29
|
| 30
|
|
| Органы пищеварения.
| Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень)
| Вопросы после §30
|
| 31
|
|
| Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.
| Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, птиалин, мальтоза, крахмал, глюкоза. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.
|
| Л.р. № 7
«Действие ферментов слюны на крахмал» и выводы к ней.
| 32
|
|
| Пищеварение в желудке.
| Пищеварение в желудке. Состав желудочного сока. Значение соляной кислоты. Фермент желудочного сока – пепсин.
|
|
| 33
|
|
| Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
| Пищеварение в тонкой кишке. Ферменты поджелудочного сока. Кишечный сок. Всасывание питательных веществ в кишечных ворсинках. Значение толстой кишки. Значение печени. Аппендикс.
|
|
| 34
|
|
| Регуляция пищеварения.
| Нейрогуморальная регуляция пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Рефлекс. Условный рефлекс. Временная связь. Рвотный рефлекс. Здоровая пища. Режим питания.
|
|
| 35
|
|
| Заболевания органов пищеварения.
| Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Профилактика заражения глистами. Первая помощь при пищевых отравлениях, отравлениях грибами, ядовитыми растениями.
|
|
| Тема 6. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (3 часа)
36
|
|
| Обменные процессы в организме.
| Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен.
| Вопросы после §36
|
| 37
|
|
| Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов.
| Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водносолевой обмен. Определение норм питания. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.
|
| П.р. № 5 «Определе- ние норм рациональ- ного
питания».
| 38
|
|
| Витамины.
| Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.
| Вопросы после §38
|
| Тема 7. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 часа)
39
|
|
| Строение и работа почек.
| Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
| Вопросы после §39
|
| 40
|
|
| Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.
| Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
| Вопросы после §40
|
| Тема 8. Кожа (4 часа)
41
|
|
| Кожа. Значение и строение кожи.
| Покровы тела. Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.
| Вопросы после §41
|
| 42
|
|
| Роль кожи в теплорегуляции.
| Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.
| Вопросы после §42 (1,2)
|
| 43
|
|
| Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.
| Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и профилактика ранений. Нарушения кожных покровов и их причины.
| Вопросы после §42 (3,4,5,6)
|
| 44
|
|
| Контроль знаний по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа».
| Задания на «Проверь себя» с. 171-172 учебника.
|
|
| Тема 9. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА (2 часа)
45
|
|
| Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
| Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.
| Вопросы после §44
|
| 46
|
|
| Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
| Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза); гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек). Гормоны поджелудочной железы (инсулин, заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез.
| Вопросы после §45
|
|
Тема 10. НЕРВНАЯ СИСТЕМА (5 часов)
47
|
|
| Значение и строение системы.
| Нервная система. Значение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.
| Вопросы после §46
|
| 48
|
|
| Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция.
| Соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.
| Вопросы после §47, 48
|
| 49
|
|
| Строение и функции спинного мозга.
| Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое вещество спинного мозга. Рефлекторная и проводниковая функция спинного мозга.
Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
|
|
| 50
|
|
| Отделы головного мозга, их значение.
| Головной мозг, строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария головного мозга, доли (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико – синтетическая функция коры больших полушарий.
Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
|
| Л.р. № 8
«Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)».
| 51
|
|
| Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы».
| Задания «Проверьте себя» на с. 194-195 учебника.
|
|
|
Тема 11. ОРГАНЫ ЧУВСТВ И АНАЛИЗАТОРЫ (5 часов)
52
|
|
| Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.
| Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий.
Органы обоняния, осязания вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико- синтетической деятельности коры больших полушарий.
| Вопросы после §51
|
| 53
|
|
| Орган зрения и зрительный анализатор.
| Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.
|
| Л.р. № 9 «Изучение изменения размера зрачка».
| 54
|
|
| Заболевания и повреждения глаза.
| Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения глаз, профилактика. Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.
| Вопросы после §53
|
| 55
|
|
| Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
| Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушение слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия.
| Вопросы после §54
|
| 56
|
|
| Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы».
| Задания «Проверьте себя» на с. 211-212 учебника.
|
|
| Тема 12. ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА (7 часов)
57
|
|
| Закономерности работы головного мозга.
| Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в вопросах ВНД.
| Вопросы после §56,57
|
| 58
|
|
| Врожденные и приобретенные формы поведения.
| Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность.
Психология и поведение человека.
| Вопросы после §58
|
| 59
|
|
| Биологические ритмы. Сон и его значение.
| Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна. Гигиена сна.
| Вопросы после §59
|
| 60
|
|
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.
| Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Мышление. Особенности мышления, его развитие. Память. Виды памяти, приемы запоминания.
| Вопросы после §60
|
| 61
|
|
| Воля и эмоции. Внимание.
| Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словеснологическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
| Вопросы после §61
|
| 62
|
|
| Динамика работоспособности. Режим дня.
| Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Рациональная организация труда и отдыха. Режим дня. Сон и бодрствование. Факторы риска: стрессы, переутомление. Укрепление здоровья: аутотренинг.
| Вопросы после §62
|
| 63
|
|
| Личность и ее особенности.
| Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
| Вопросы после §67
|
|
Тема 13. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА
(4 часа + 1час на итоговый контроль)
64
|
|
| Половая система человека.
| Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
| Вопросы после §63
|
| 65
|
|
| Наследственные и врожденные заболевания.
| Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея), их профилактика. ВИЧ – инфекция и ее профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
| Вопросы после §64
|
| 66
|
|
| Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.
| Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
| Вопросы после §65
|
| 67
|
|
| Психологические особенности личности.
| Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека
| Вопросы и основные понятия после §66
|
| 68
|
|
| Контроль знаний по курсу «Человек».
|
|
|
|
Календарно – тематический план.
№
| Дата
| Название раздела, темы, урока
| Содержание в соответствие с ФГОС
| Измерители
| Проведение
лабор. работ, практич. работ и демонстрац. опытов
|
| По плану
| Факт
| Введение (1 час)
1
|
|
| Предмет и задачи биологии. Наука о растениях – ботаника.
| Биология как наука. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Царство Растений. Ботаника. Культурные и дикорастущие растения.
|
|
|
|